References and Sources
1. Budylin S. Na polputi k kopirajtu. Avtorskie prava na proizvedeniya iskusstvennogo intellekta // URL : https://zakon.rU/blog/2023/3/2/na_polputi_k_kopirajtu_avtorskie_prava_na_raboty_isk:usstvennogo_intellekta (data obrashcheniya: 16.05.2023).
2. V Amsterdame vpervye otkryta vystavka kartin, sozdannyh iskusstvennym intellektom // URL: https://baltija.eu/2023/04/01/v-amsterdame-vpervye-otkryta-vystavka-kartin-sozdannyh-ii-ne-vse-ee-ocenili/ (data obrashcheniya: 05.06.2023).
3. Skandal: na prestizhnom konkurse fotografii pobedil snimok, sdelannyj nejroset'yu // URL: https://dzen.ru/a/ZEEIWQVoDBX7la_e (data obrashcheniya: 05.06.2023).
4. Glava Verhovnogo suda RF ne isklyuchil primeneniya II dlya vzyskaniya dolgov po kreditam — Verhovnyj Sud Rossijskoj Federacii // URL: https://www.vsrf.ru/press_center/mass_media/31548/ (data obrashcheniya: 01.06.2023).
5. Naumov V.B., Tytyuk E.V. K voprosu o pravovom statuse «tvorchestva» iskusstvennogo intellekta // Pravovedenie. 2018. T. 62. № 3.
6. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 23.04.2019 N° 10 \"O primenenii chasti chetvertoj Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii\" // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323470/ (data obrashcheniya: 17.05.2023).
7. Reshenie Kirovskogo rajonnogo suda goroda Astrahani № 2-5527/2016, 2-5527/2016-M-7105/2016, M-7105/2016 ot 31 oktyabrya 2016 g. po delu № 2-5527/2016 // URL: https://sudact.ru/regular/doc/ZqVmhasvKXNT/(data obrashcheniya: 01.06.2023).
8. Problema mashinnogo tvorchestva v sisteme prava: regulirovanie sozdaniya i ispol'zovaniya rezul'tatov intellektual'noj deyatel'nosti s primeneniem iskusstvennogo intellekta, zarubezhnyj opyt i rossijskie perspektivy // Doklad NIU VShE; pod ruk. V. O. Kalyatina. M., 2021.
9. Haritonova Yu.S. K voprosu ob ohranosposobnosti rezul'tata deyatel'nosti iskusstvennogo intellekta // Pravo budushchego: Intellektual'naya sobstvennost', innovacii, Internet. 2018. №1.
10. Pchelkin A. Avtorskie pravki: komu prinadlezhat prava na tvorchestvo II. // URL : https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/articles/author-s-corrections-who-owns-the-rights-to-creativity-in-ai (data obrashcheniya: 13.05.2023).
11. Balashova A.I. Iskusstvennyj intellekt v avtorskom i patentnom prave: ob"ekty, sub"ektnyj sostav pravootnoshenij, sroki pravovoj ohrany // Zhurnal Suda po intellektual'nym pravam. 2022. № 2 (36).
12. Mihovich E. A. Pravovoj rezhim proizvedenij, sozdannyh s pomoshch'yu iskusstvennogo intellekta // Skif. 2022. №5 (69).
13. Dzeboev T. Avtorskie prava na proizvedeniya, sgenerirovannye nejrosetyami. // URL: https://zakon.ru/blog/2022/10/07/avtorskie_prava_na_proizvedeniya_sgenerirovannye_nejrosetyami (data obrashcheniya: 22.05.2023).
14. Zemer L. Is Intention To Co-Author an Uncertain Realm of Policy? // Columbia Journal of Law & Arts. 2007. Vol. 30. № 3/4. P. 611-624.
15. Pyatkov D. V. Smert' cheloveka v kontekste ucheniya o licah // Pravo. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki. 2020. № 3.
16. Petrazhickij L. I. Teoriya gosudarstva v svyazi s teoriej nravstvennosti. SPb: Lan', 2000.
17. Opredelenie SK po grazhdanskim delam Verhovnogo Suda RF ot 13 fevralya 2018 g. № 5-KG17-242 // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71789462/ (data obrashcheniya: 08.06.2023).
БОРИСОВА ЛИЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора процессуального права, Институт государства и права Российской академии наук ([email protected]). BORISOVA, LILIIA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Senior Researcher of the Sector of Procedural Law of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences ([email protected]).
УДК 346.2 Б01: 10.24412/2411-2275-2023-2-121-127
МАТВЕЕВА Д.М.
КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ
Ключевые слова: регулирование роботов, право и робототехника, этические нормы регулирования робототехники.
Этика и право переплетены в современном обществе, и многие юридические решения обусловлены восприятием определенных этических вопросов. Искусственный интеллект и робототехника, в частности, придают этим вопросам новое измерение. Отношение общества к автономным системам, будь то роботы или что-то другое, и наша переоценка их роли в обществе и их места среди нас, оказывают непосредственное влияние на правовое регулирование этих систем. Этические установки общества позволяют ему решать, что важно для общества и является ли искусственный интеллект субъектом, имеющим права и обязанности. В статье проведен компаративный анализ правового регулирования робототехники в разных странах.
MANVEEVA, D.M.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE LEGAL REGULATION OF ROBOTICS Key words: regulation of robots, law and robotics, ethical regulations of robotics.
Ethics and law are inextricably linked in modern society, and many legal solutions arise from the perception of certain ethical problems. Artificial intelligence and robotics, in particular, add a new dimension to these issues. Society's attitude to autonomous systems, whether robots or something else, our rethinking of their role in society and position among us, directly affects their legal regulation. The ethical attitude of society determines what is important for society and allows us to decide whether «something» is a valuable and appropriate object for the possession of rights and obligations. The article presents a comparative legal analysis of legal and ethical strategies for regulating relations in the field of robotics
Актуальность статьи определяется тем, что на сегодняшний день законодательная и судебная база, регулирующая отношения в области робототехники и искусственного интеллекта, крайне несовершенна. Не существует единой терминологической системы. Даже такие ключевые термины как «робототехника» и «искусственный интеллект» не определены в законодательстве некоторых стран или определены в других странах частично. Цель статьи - сравнительно-правовой анализ текущей практики регулирования робототехники, выявление предпосылок создания комплексного правового регулирования данного института. Основные задачи состоят в том, чтобы провести компаративный анализ правового регулирования робототехники в разных странах, выявить тенденции эволюции правового регулирования робототехники, определить
правовой потенциал России в области развития регулирования робототехники. Методы исследования: сравнительно-правовой, анализ, синтез, дедукция.
Переходя к анализу проблемы, прежде всего, отметим, что рост использования роботов приводит к возникновению определенных правовых проблем. Американо-российский писатель-фантаст Айзек Азимов вывел три закона робототехники [1, с. 69], которые сегодня стали эталоном и в юридических исследованиях, касающихся надзора за роботами. Согласно этим законам, «робот не может причинить вред человеку или, оставаясь пассивным, позволить человеку подвергнуться опасности; робот должен подчиняться приказам, отдаваемым ему человеком, если только такие приказы не противоречат первому закону; робот должен защищать свое существование до тех пор, пока эта защита не противоречит первому или второму закону».
В частности, именно эти законы вдохновили Южную Корею на разработку Хартии этики роботов, основная идея которой заключается в защите людей от роботов, а также в защите роботов от людей [2]. Эта хартия была объявлена правительством Южной Кореи в 2007 году с намерением определить «этические принципы, касающиеся роли и функций роботов», поскольку роботы обладают потенциалом для «развития острого интеллекта». Хотя этот текст никогда не публиковался, в настоящее время он является первым, в котором закон о роботах рассматривается через призму этики, в частности, для случаев, связанных с отношениями между людьми и роботами, способными принимать решения и, следовательно, обладающими искусственным интеллектом [3]. Хартия является частью планов Южной Кореи по смягчению последствий низкого прироста населения, связанного с его старением. Роль роботов при этом заключается в том, чтобы служить компаньонами людям при выполнении ими повседневных задач. Принятие программы также объясняется важностью рынка робототехники для южнокорейской экономике, которая является одним из мировых лидеров в области роботов. Структура текста документа имеет три основных части. Во-первых, в хартии закреплены производственные стандарты, во-вторых выделяются права и обязанности пользователей и владельцев и, наконец, в-третьих, права и обязанности роботов [4].
Еще одним лидером среди государств, заинтересованных в проблеме роботов, является Великобритания. В апреле 2016 года Британский институт стандартов опубликовал документ, озаглавленный «Роботы и робототехнические устройства. Руководство по этичному проектированию и применению роботов и робототехнических систем». Этот текст не имеет юридической силы, но содержит рекомендации для создателей роботов, учитывающие этические риски, связанные с разработкой роботов, к примеру, такие как опасность расистского поведения. Таким образом, цель документа состоит в том, чтобы избежать «неуважения к культурному разнообразию или плюрализму» [5] в процессе роботизации. Более того, решая проблему ответственности роботов, авторы этого текста придерживаются позиции, согласно которой она полностью возлагается на людей. Они настаивают на том, что лицо, ответственное за робота, должно быть четко идентифицируемым.
В настоящее время этот текст является одним из самых современных в том, что касается этики роботов. Но Великобритания сделала его не с первой попытки. Еще в сентябре 2010 года там была организована рабочая группа «Принципы робототехники», включавшая ряд известных ученых и специалистов, работавших над разработкой проблем робототехники и, особенно, ее применения в реальном мире. Причем данный проект исходил из признания роботов юридическими лицами [6].
В Соединенных Штатах роботы играют важную роль в экономике, на рынке труда, причем до такой степени, что они уже представляют угрозу для низкоквалифицированных рабочих мест [7]. Однако в США практически не существует закона, касающегося правового статуса роботов.
Вероятно, это лишь вопрос времени, поскольку, к примеру, Национальное управление безопасности дорожного движения (NHTSA) уже предложило Google проработать вопрос предоставления статуса водителя своим автономным автомобилям, которые, следовательно, должны будут нести соответствующую ответственность [7]. Помимо этого, в штате Калифорния принят законодательный акт, обязывающий производителей автономных автомобилей получать специальные разрешения для проведения дополнительных тестов на дорогах. Данный законодательный акт также устанавливает правила использования данных автомобилей и требования к их безопасной эксплуатации.
Также существует несколько законов и нормативных актов, которые ограничивают использование определенных типов роботизированных устройств. Например, Федеральная комиссия по связи США (FCC) имеет полномочия контролировать и ограничивать радиочастотные помехи со стороны устройств, работающих на основе радиочастотной связи. Также Федеральное управление по автоматической безопасности дорожного движения (NHTSA) имеет полномочия регулировать автоматические системы управления транспортными средствами. Кроме того, в США действует закон о защите конфиденциальности потребителей (CCPA), который требует от производителей роботов предоставлять информацию о том, какие данные о пользователе собираются и хранятся на устройстве [7]. Также США имеет законы об авторском праве и патентах, которые могут применяться к робототехнике.
В Европе в последние годы значительное внимание уделяется созданию единой системы безопасности и защиты потребителей при использовании робототехники.
Так, депутат Европарламента от Люксембурга Мади Дельво предложила парламенту резолюцию об этике в сфере робототехники, которая была принята 16 февраля 2017 года подавляющим большинством (396 голосов «за», 123 «против», 85 воздержавшихся). Эта резолюция призывает Европейскую комиссию работать над установлением этических правил, касающихся робототехники и искусственного интеллекта, «чтобы в полной мере использовать их экономический потенциал и гарантировать стандартный уровень безопасности» [8]. Среди тем, по которым в отчете Комиссии было предложено проявить интерес, первоначально было предоставление роботам электронной личности. По словам Мэди Дево, «это был бы тот же принцип, который сейчас применяется к компаниям. Однако для реализации этого решения потребовалось бы время. Согласно резолюции, электронным человеком потенциально может быть «любой робот, который разумно принимает автономные решения или независимо взаимодействует с третьими лицами. Однако Комиссия еще не приняла это понятие электронной личности. Кроме того, Европейский экономический и социальный комитет (EESC) выступил против признания любой формы правосубъектности роботов. В заключении от 4 мая 2017 года он счел, что это было бы «угрозой открытой и равноправной демократии». Однако EESC может выносить только заключения, которые не имеют юридической силы [8].
В целом, в ЕС действует общий закон GDPR (Общая Регламентация о Защите Данных), который требует от производителей обеспечить безопасность данных при использовании автоматических систем. Кроме того, ЕС имеет свойственную для них программу CE-маркировка для продуктов - сертификат соответствия определенным стандартам, который должен быть получен производителем робота. Также в Европе существует закон о медицинской технике (MDR), который регулирует использование медицинских роботов. Закон устанавливает правила для сертификации и надзора за медицинскими устройствами.
Стоит заметить, что европейские законодатели, принимающие решения, спешат создать основу правил в отношении роботов, которые были бы применимы к государствам-членам, поскольку они опасаются, что государства начнут принимать законы самостоятельно. Это вызвало бы проблемы гармонии и в то же время подорвало бы стабильность европейской правовой базы, особенно если государства принимают стандарты, которые отличаются или даже противоречат друг другу в разных государствах. Кроме того, для них также важно унифицировать будущие стандарты робототехники ввиду сильной конкуренции со стороны других географических секторов, которые уже находятся на переднем крае в этой области, таких как Азия или Соединенные Штаты [9].
Хотя европейские государства все еще сильно отстают, например, от Южной Кореи, они рассматривают возможность признания правосубъектности роботов. Так обстоит дело во Франции, где были предприняты некоторые усилия, чтобы ответить на вопросы такого рода. Примерами могут служить отчет, принятый 29 марта 2017 года Парламентским управлением по оценке выбора науки и технологий (OPESCT), или стратегический план IA Франции, представленный в январе 2017 года Аксель Лемер, тогдашним государственным секретарем по цифровым технологиям и инновациям [8]. Однако Франция все еще далека от достижения конкретных решений, в частности, из-за сильной доктринальной оппозиции. Действительно, большинство авторов выступают против признания правосубъектности роботов, приводя такие аргументы, как эффективность существующих правовых режимов или неопределенность в
отношении развития роботизированных инноваций. Ряд специалистов, например Ален Бенсуссан, считают, что принятие режима индивидуальности, характерного для роботов, необходимо сегодня из-за свободы принятия решений роботом благодаря искусственному интеллекту [9].
В Китае, как и в большинстве других стран, процесс создания законодательства находится на начальной стадии разработки. Однако уже существует несколько проектов, регулирующих использование автоматических технологий в государственных органах. Для Китая промышленная автоматизация является средством роста его экономики. Однако вместо законов о роботах Китай сосредотачивается на патентах. Он хочет контролировать не то, как используются промышленные роботы, а то, откуда они берутся. При этом Китай быстро внедряет промышленную автоматизацию. Ожидается, что он превзойдет остальной мир в области внедрения робототехники.
В конце 2015 года вице-президент Китая Ли Юаньчао предложил план, направленный на замену миллионов низкооплачиваемых работников роботами. Основное внимание уделяется промышленным роботам для производства. К 2027 году продажи роботов в Китае достигнут 100 000, и в том же году, по прогнозам, на заводах будет работать больше роботов, чем в любой другой стране мира. Промышленная автоматизация настолько важна для экономической стратегии Китая, что в его проекте «Сделано в Китае 2025» «автоматизированные машины и робототехника» являются вторым по приоритету сектором после «новых передовых информационных технологий». Проблема в том, что четыре из пяти промышленных роботов в Китае производятся зарубежными странами. В 2014 году в Китае было продано 56 000 промышленных роботов, что составляет 25 процентов всех продаж промышленных роботов во всем мире. Но только 16 000 (30 процентов) поступили от китайских компаний. Чтобы изменить это, 22 января 2016 года Китай создал патентный пул для технологий промышленной робототехники. В 2015 году город Гуанчжоу объявил, что планирует потратить 943 миллиарда юаней (145 миллионов долларов) на замену людей роботизированным трудом в течение следующих трех лет. К 2025 году город хочет автоматизировать 80 процентов своего производства. В Гуанчжоу и других городах патентный пул Китая будет играть роль в развитии отечественной промышленной автоматизации. Эти патенты следует интерпретировать как отправную точку политики Китая в области робототехники. Следующим шагом может стать закон о роботах, но всеобъемлющей целью Китая, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, будет оставаться рост его экономики [10].
В январе 2018 года КНР выпустила свою первую национальную стандартизированную систему для роботов AI (ИИ) и IoT - QCAiRS. Система содержит более 70 стандартов, которые покрывают такие аспекты как безопасность, надежность и качество продукта.
В КНР также действует закон об авторском праве, патентах и знаках товарных знаков, которые могут распространяться на роботов.
Помимо отдельных стран, существуют международные организации по стандартизации и сертификации роботизированных систем. Например, Международная организация по стандартизации (ISO) разрабатывает нормы безопасности и качества для всей робототехнической индустрии. Также можно выделить Рамочную конвенцию ООН об электронной коммерции 1996 года, которая определяет юридическое значение электронных документов и подписей. Данная конвенция предусматривает возможность использования электронных подписей вместо обычных, что очень важно при работе с роботизированными системами.
Таким образом, современная робототехника требует установления правовых норм и стандартов безопасности для защиты потребителей. В каждой стране создание законодательства по использованию роботизированных систем является процессом длительным и сложным. Однако уже существующие международные организации по стандартизации и сертификации могут помочь разработать единую систему правил и стандартов для всего мира.
По мере того, как все больше стран внедряют промышленную автоматизацию, государственная политика в отношении этой технологии будет приобретать все большее значение. Соответственно, правительствам необходимо найти баланс между обеспечением того, чтобы люди могли безопасно сосуществовать с роботами, и тем, чтобы компании, использующие эти машины, могли в полной мере использовать их. Этот баланс закона роботов является частью более широкой картины, где промышленная автоматизация используется для повышения производительности и роста экономики. Несколько стран создали или создают нормативно-правовую базу для защиты безопасности работников наряду с промышленными роботами. Как отмечалось, Южная Корея
разработала Хартию этики роботов, Европейский союз запустил свой проект RoboLaw, а, например, Германия экспериментирует с «медицинскими/биомеханическими» требованиями к сотрудничеству человека и робота на заводах.
Проведем компаративный анализ разных стран в формате матрицы, представленный в таблице 1.
Таблица 1.
Компаративный анализ регулирования робототехники в разных странах_
Критерий Республика Корея Япония Германия Россия
Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы разработки и использования робототехники + - -/+ -
Государственная программа развития робототехники + + + +
Органы государственной власти и иные государственные организации, ответственные за регулирование в области робототехники +
«Регуляторные песочницы» + + + +
Для всесторонней оценки национального регулирования и поддержки робототехники обратимся к опыту наиболее успешных в исследуемой сфере стран.
Заслуживает внимания опыт Республики Корея. Успех Республики Корея - не случайность, а результат последовательной политики правительства по поддержке развития робототехники. Например, в 2008 году был принят Закон о содействии развитию и распространению умных роботов (Intelligent Robots Development And Distribution Promotion Act, Закон № 9014). Этот закон является одним из первых специальных документов такого рода в мире и включает в себя как нормативные элементы робототехники, так и национальную стратегию промышленного развития [2]. Важным нововведением стало создание в 2008 году Корейского агентства по продвижению робототехнической промышленности (KIRIA). KIRIA назначено ведущим агентством, ответственным за регулирование и развитие робототехнической промышленности. Закон о содействии развитию и распространению умных роботов предусматривает разработку пятилетнего грандиозного плана развития интеллектуальных роботов. С февраля 2018 года в Республике Корея реализуется третий план - «Стратегия развития производства интеллектуальных роботов» [3].
Особого внимания заслуживают положения Закона [2], которые имеют отношение к реализации проекта специальной экономической зоны «Роботландия». Согласно информации, доступной на момент проведения данного исследования, в Республике Корея существует два тематических технологических парка - Masan Robotland в городе Чханвон на юго-востоке Корейского полуострова и Incheon Robotland в городе Инчхон на северо-западе. В Республике Корея также существует специальная правовая система для роботов, которая позволяет экспериментировать с новыми технологиями. Например, благодаря существующей «нормативной песочнице» роботы, оснащенные искусственным интеллектом, смогли доставлять заказы на продукты питания и другие товары без контакта с жителями районов Магок и Кангсео в Сеуле во время пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 [4].
Интересен также опыт Японии - ближайшего конкурента Кореи в секторе робототехники. На современном этапе в Японии представлены не все элементы общей системы регулирования робототехники. В частности, нам не удалось выявить наличие единого национального закона о регулировании [11]. Однако важным национальным инструментом в области робототехники является принятая в 2015 году Новая стратегия роботов, определившая пятилетний план Инициативы революции в робототехнике [11]. Учитывая демографические особенности Японии, такие как старение населения и снижение рождаемости, несомненно, японское правительство должно продолжить разработку гибкого законодательства и создать систему эффективного управления робототехнической промышленностью.
Интересен опыт Германии, которая крупным игроком на мировом рынке робототехники. Здесь использование робототехники рассматривается не с точки зрения отдельного сектора, а в широком контексте, как часть обновления экономики в целом и создания новых экономических моделей [12]. С 2011 г. там разрабатывается и реализуется национальная программа «Индустрия 4.0» (часть национальной стратегии «Стратегия высоких технологий 2020»). В настоящее время в Германии разрабатывается новая национальная стратегия развития высоких технологий до 2025
года (High-Tech Strategy 2025), приоритетом которой являютя разработки в сфере искусственного интеллекта [12]. Отметим поправки к Закону о дорожном движении, регулирующие использование высокоавтоматизированных транспортных средств. Важной особенностью этого закона является оплата ущерба, причиненного в результате использования этих транспортных средств [13].
В то же время этот документ является примером регулирования в специфическом секторе. Комплексных правовых норм, регулирующих различные аспекты использования роботов в Германии, на момент проведения данного исследования не существовало.
Стоит отметить, что некоторые основы регулирования робототехники в России также уже заложены. Для этого в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национального проекта «Цифровая экономика» была разработана дорожная карта развития робототехники, на которую было выделено около 133 млрд рублей [14].
По инициативе Дмитрия Гришина, председателя совета директоров Mail.ru Group, был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный гражданский кодекс РФ в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере робототехники», который является первым в своем роде в Российской Федерации. Законопроект предусматривает, в частности, создание единого государственного реестра робототехнических посредников, применение норм Гражданского кодекса о юридических лицах к отношениям с участием робототехнических посредников, регулирование вопросов собственности и ответственности и ряд других положений [15].
Важным шагом в решении указанных проблем стало утверждение распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2020 года № 2129-р Концепции регулирования отношений в области искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года, определяющей основные подходы к трансформации системы регулирования для обеспечения создания и внедрения технологий (искусственного интеллекта и робототехники) в различные сферы экономики при соблюдении прав граждан и обеспечении личной, общественной и государственной безопасности [16]. Примечательно, что в России разработаны правовые условия для развития робототехники в рамках «регуляторной песочницы»: Постановлением Правительства РФ № 1750 от 28.10.2020 роботы утверждены в составе перечня технологий, подлежащих внедрению в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций [17].
Изучив подходы к управлению робототехнической индустрией в разных странах, можно отметить, что единого законодательства и специализированных государственных органов по робототехнике не существует, однако при формулировании формы отраслевого регулирования рекомендуется обратиться к опыту Республики Кореи, где создана комплексная система управления отраслью. Правовое регулирование робототехники имеет свои особенности в каждой стране. Некоторые страны разработали более развитую систему нормативно-правовых актов для контроля использования и создания новых типов роботизированных устройств. Однако, в целом, правовое регулирование робототехники еще находится в стадии развития и требует дополнительного изучения и нормативного урегулирования. Поскольку развитие робототехники активно влияет на общество, очевидна необходимость создания юридической базы для ее использования. Каждая страна должна законодательно определить основные правила этики и юридической ответственности для работы с роботами. Это позволит установить нужный баланс между развитием технологий и защитой интересов людей.
Литература и источники
1. Азимов А. Я, робот. М.: ЭКСМО, 2019.
2. Исследовательский центр проблем регулирования робототехники. Закон о содействии развитию и распространению умных роботов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://robopravo.ru/zakon_iuzhnoi_koriei_2008
3. Sang-mo K. Policy directions for S. Korea's robot industry [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.businesskorea.co.kr/news/articleView.html?idxno=24394
4. Jin-young C. Korea to promote collaborative robotics for manufacturing field [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.businesskorea.co.kr/news/articleView.html?idxno=20497
5. Do no harm, don't discriminate: official guidance issued on robot ethics [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.theguardian.com/technology/2016/sep/18/official-guidance-robot-ethics-british-standards-institute
6. Au-delà d'Asimov : le Royaume-Uni publie des règles d'éthique pour la fabrication de robots [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/diplomatie-scientifique-et-universitaire/veille-scientifique-et-technologique/royaume-uni/article/au-dela-d-asimov-le-royaume-uni-publie-des-regles-d-ethique-pour-la-fabrication
7. [Etats-Unis] L'intelligence artificielle peut-elle avoir un statut de conducteur? [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.journaldugeek.com/2016/02/12/lintelligence-artificielle-conducteur-google/
8. Le droit et l'intelligence artificielle [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pierre-antoine-rizk.com/2018/04/26/the-legal-status-of-robots-in-different-countries/
9. Intelligence artificielle: faut-il légiférer? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://iredic.fr/2017/10/30/intelhgence-artificielle-faut-il-legiferer/
10. China Robot Law [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.china/o/about.html
11. Japan Robot Association. Major activities [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.lapanjp/e/about/activities.html
12. Federal Ministry of Education and Research of Germany. The high-tech strategy 2025. The Federal Government [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.bmbf.de/upload_filestore/pub/Research_and_innovation_that_benefit_the_people
13. Исследовательский центр проблем регулирования робототехники. Восьмой закон о внесении изменений в Закон о дорожном движении от 16 июня 2017 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://robopravo .ru/initsiativy_frantsii_v_sfierie_robototiekhniki_2013_2
14. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии. «Компоненты робототехники и сенсорика» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://digital.gov.ru/uploaded/files/07102019robototehnika-i-sensorika.pdf
15. Гришин Д.С. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области робототехники». Исследовательский центр проблем регулирования робототехники // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://robopravo.ru/uploads/s/z/6/g/z6gj0wkwhv1o/file/My74kF
16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.08.2020 г. № 2129-р «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года» // СЗ РФ. 2020. № 35. ст. 5593.
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2020 г. № 1750 «Об утверждении перечня технологий, применяемых в рамках экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций» // СЗ РФ. 2020. № 44. ст. 7003.
References and Sources
1. Azimov A. Ya, robot. M.: EKSMO, 2019.
2. Issledovatel'skij centr problem regulirovaniya robototekhniki. Zakon o sodejstvii razvitiyu i rasprostraneniyu umnyh robotov [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: https://robopravo.ru/zakon_iuzhnoi_koriei_2008
3. Sang-mo K. Policy directions for S. Korea's robot industry [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.businesskorea.co.kr/news/articleView.html?idxno=24394
4. Jin-young C. Korea to promote collaborative robotics for manufacturing field [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.businesskorea.co.kr/news/articleView.html?idxno=20497
5. Do no harm, don\'t discriminate: official guidance issued on robot ethics [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://www.theguardian.com/technology/2016/sep/18/official-guidance-robot-ethics-british-standards-institute
6. Au-delà d'Asimov : le Royaume-Uni publie des règles d'éthique pour la fabrication de robots [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/diplomatie-scientifique-et-universitaire/veille-scientifique-et-technologique/royaume-uni/article/au-dela-d-asimov-le-royaume-uni-publie-des-regles-d-ethique-pour-la-fabrication
7. [Etats-Unis] L'intelligence artificielle peut-elle avoir un statut de conducteur? [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://www.journaldugeek.com/2016/02/12/lintelligence-artificielle-conducteur-google/
8. Le droit et l\'intelligence artificielle [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://pierre-antoine-rizk.com/2018/04/26/the-legal-status-of-robots-in-different-countries/
9. Intelligence artificielle: faut-il légiférer? [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://iredic.fr/2017/10/30/intelligence-artificielle-faut-il-legiferer/
10. China Robot Law [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://www.china/o/about.html
11. Japan Robot Association. Major activities [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://www.lapan.jp/e/about/activities.html
12. Federal Ministry of Education and Research of Germany. The high-tech strategy 2025. The Federal Government [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa:https://www.bmbf.de/upload_filestore/pub/Research_and_innovation_that_benefit_the_people
13. Issledovatel'skij centr problem regulirovaniya robototekhniki. Vos'moj zakon o vnesenii izmenenij v Zakon o dorozhnom dvizhenii ot 16 iyunya 2017 g. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://robopravo.ru/initsiativy_frantsii_v_sfierie_robototiekhniki_2013_2
14. Ministerstvo cifrovogo razvitiya, svyazi i massovyh kommunikacij Rossijskoj Federacii. Dorozhnaya karta razvitiya «skvoznoj» cifrovoj tekhnologii. «Komponenty robototekhniki i sensorika» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://digital.gov.ru/uploaded/files/07102019robototehnika-i-sensorika.pdf
15. Grishin D.S. Proekt Federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii v chasti sovershenstvovaniya pravovogo regulirovaniya otnoshenij v oblasti robototekhniki». Issledovatel'skij centr problem regulirovaniya robototekhniki // [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: https://robopravo.ru/uploads/s/z/6/g/z6gj0wkwhv1o/file/My74kF
16. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 19.08.2020 g. № 2129-r «Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya regulirovaniya otnoshenij v sfere tekhnologij iskusstvennogo intellekta i robototekhniki do 2024 goda» // SZ RF. 2020. № 35. st. 5593.
17. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28.10.2020 g. № 1750 «Ob utverzhdenii perechnya tekhnologij, primenyaemyh v ramkah eksperimental'nyh pravovyh rezhimov v sfere cifrovyh innovacij» // SZ RF. 2020. № 44. st. 7003.
МАТВЕЕВА ДАРЬЯ МИХАИЛОВНА - аспирант, Владивостокский государственный университет (dm_552. [email protected]). MANVEEVA, DARYA M. - Ph.D. Student, Vladivostok State University ([email protected]).
УДК 349.6 Б01: 10.24412/2411-2275-2023-2-127-131
ХАКИМОВА Ж.А., ВАСИЛЬЕВА А.А. К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА УГЛЕРОДНЫХ ЕДИНИЦ:
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Ключевые слова: рынок углеродных единиц, квотирование, парниковый эффект, единицы сокращения выбросов.
В статье рассматриваются различные правовые способы решения проблемы неопределённости в вопросах квотирования углеродного загрязнения. Данная проблема является актуальной уже на протяжении длительного времени. В связи с этим был принят ряд важных международных документов, включая Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (ЦЫСССК), Киотский Протокол к иЫСССЫ, и Парижское Соглашение ООН. В России также были предприняты шаги по реализации климатической повестки, в том