DOI: 10.24412/2076-1503-2023-6-99-104 NIION: 2018-0076-6/23-413 MOSURED: 77/27-023-2023-6-413
ТЯНЬ Шиюй,
аспирант Института иностранных языков Ланьчжоуского университета, г. Ланьчжоу, Ганьсу, Китай, e-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ «УМНЫХ ГОРОДОВ»: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Аннотация. Развитие «умных городов» в современном мире стало ключевым приоритетом для многих государств, которые стремятся использовать потенциал цифровых технологий для повышения устойчивости, эффективности и качества жизни горожан. В Беларуси правительство выдвинуло несколько инициатив по развитию «умных городов» в рамках стратегии цифровой экономики. В данной статье рассматриваются нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу общественных отношений. Автором сделан акцент на роль электронного правительства в развитии городских инноваций и иных преобразований, а также на услуги, предлагаемые различными секторами экономики в умных городах. В исследовании представлены рекомендации, которые могут быть использованы для дальнейшего эффективного развития градостроительства с задействованием достижений цифровизации.
Ключевые слова: цифровая экономика, «умный город», региональное развитие, циф-ровизация, интеллектуальные энергетические сети, Республика Беларусь.
TIAN Shiyu,
PhD student, Institute of Foreign Languages, Lanzhou University, Lanzhou, Gansu, China
USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF "SMART CITIES": THE EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF BELARUS
Annotation. The development of smart cities has become a key priority for many countries that seek to harness the potential of digital technologies to improve sustainability, efficiency and quality of life in cities. In Belarus, the government has launched several initiatives to develop smart cities as part of the digital economy strategy. This paper examines the decrees and national plans related to the development of smart cities in Belarus, with a particular focus on the role of e-government in developing urban innovation and transformation, and the services offered by different sectors in smart cities. The study makes recommendations for future policy and practice.
Key words: digital economy, "smart city", regional development, digitalization, smart energy networks, Republic of Belarus.
Термин «цифровая экономика» впервые появился в книге Don Tapscott «The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence». В этой книге было показано, как Интернет меняет способы ведения бизнеса [15]. С тех пор, с развитием аппаратного и программного обеспечения и снижением стоимости доступа в интернет, интернет развивается беспрецедентными темпами по всему миру, а цифровая экономика стала новой движущей силой экономического развития в странах по всему миру.
Цифровая экономика - это экономика, базирующаяся на цифровых компьютерных технологиях, но в отличие от информатизации, цифровая
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023
трансформация не ограничивается внедрением информационных технологий, а коренным образом преобразует сферы и бизнес-процессы на базе Интернета и новых цифровых достижений научно-технической мысли [7, с. 12; 14, с. 119]. Цифровая экономика охватывает весь мир и стала стратегической точкой отсчета, на которую должны ориентироваться все государства. Для того чтобы успешно использовать эту важную историческую возможность и ускорить структурную трансформацию и модернизацию экономики, Беларусь продолжает укреплять свои ключевые компетенции в цифровой экономике и прилагает усилия по изучению цифровой трансформации, что дает, бес-
спорно, определенные положительные результаты. В настоящее время цифровая трансформация белорусской экономики является приоритетным способом развития и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Президентом Республики Беларусь поставлена масштабная задача по превращению Беларуси в ИТ-страну.
В типовой концепции развития «умных городов» в Беларуси, утвержденной Министром связи и информатизации Республики Беларусь в 2019 г., упоминаются что для концептуального определения такого подхода используется термин «умный город», который подразумевает разработку и внедрение инновационных решений для управления городской инфраструктурой, обеспечивающих сбор и обработку больших массивов данных, анализ которых позволяет прогнозировать «поведение» отдельных объектов инфраструктуры, предотвращать опасные ситуации, оказывать жителям и гостям города многочисленные услуги, повышая комфорт их жизнедеятельности. Сценарий преобразования в «умный город» предполагает развитие подобных решений в сферах жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, безопасности, градостроительства, образования, здравоохранения, инструментов и способов взаимодействия с гражданами [3]. В настоящее время единого перечня технологий, внедрение которых будет однозначно характеризовать город как «умный», не существует. Но можно выделить наиболее характерные для этого процесса цифровые преобразования.
Государственные программы развития цифровой экономики и умных городов в Республике Беларусь
2 февраля 2021 г. Совет Министров Республики Беларусь постановил утвердить Государственную программу «Цифровое развитие Беларуси» на 2021-2025 гг. для обеспечения внедрения информационно-коммуникационных и передовых производственных технологий во все отрасли национальной экономики и все сферы общественной жизни. В госпрограмму входит несколько подпрограмм, в том числе в области развития цифрового развития государственного управления, отраслей экономики, регионов, информационной безопасности и «цифрового доверия». Они предусматривают в том числе развитие облачных технологий, развертывание сетей сотовой подвижной электросвязи пятого поколения (5G) и предоставление на их основе таких технологических решений, как умный дом, умный город.
На базе данной подпрограммы предусматривается реализация мероприятий, результаты
которых будут иметь системообразующий характер для развития технологий умных городов во всех регионах страны.
Для этого планируется:
Во-первых - создание региональной государственной типовой цифровой платформы Умный город, предназначенной для цифровой трансформации процессов регионального управления, решения задач социально-экономического и общественного развития, организации информационного взаимодействия, включая выстраивание обратной связи с гражданами.
Во-вторых - создание и совершенствование геоинформационных систем для обеспечения работы государственных цифровых платформ, переход к применению на практике технологий информационного моделирования градостроительных единиц и городских пространств.
В-третьих - развитие региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры для обмена данными между цифровыми устройствами в целях обеспечения работоспособности цифровых платформ и их сервисов.
В-четвертых - масштабирование путем адаптации и внедрения региональной государственной типовой цифровой платформы Умный город в первую очередь в областных центрах и городах с численностью населения свыше 80 тыс. человек (Орша, Барановичи, Пинск, Новополоцк, Полоцк, Мозырь, Лида, Борисов, Солигорск, Моло-дечно, Бобруйск).
Ярким примером является г. Гродно. Гродно стремится стать умным городом в Беларуси. Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) сотрудничает с городом Гродно по нескольким проектам, направленным на поддержку его перехода кумному и устойчивому городу. Одним из таких проектов является проект «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». В рамках проекта Гродно был оценен по ключевым показателям эффективности (КР1) ЕЭК ООН/МТУ «Умные устойчивые города» (SSC) [16].
В августе 2021 г. ЕЭК ООН организовала онлайн-семинар под названием «Гродно: на пути к устойчивому, умному и жизнестойкому городу», чтобы представить среднесрочные результаты сотрудничества ЕЭК ООН с городом по двум проектам: «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» и «Укрепление потенциала отдельных стран СНГ для реализации ЦУР, связанных с развитием городов, посредством страновых обзоров по городскому развитию, жилищному строительству и землепользованию и инновационных механизмов финансирования» [6].
Также следует отметить, что в декабре 2018 г. была утверждена Программа развития Оршан-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023
ского района на период до 2023 г., в рамках которой планируется превратить г. Оршу в «умный город». С этой целью ОАО «Гипросвязь» совместно с Объединенным институтом проблем информатики Национальной академии наук Беларуси в 2019 году разработали концепцию «Умный город» для Орши и Оршанского района, а также план по ее реализации за счет средств инновационного фонда Витебского облисполкома [11, с. 47].
В-пятых - создание и развитие типовых сервисов на базе региональной государственной типовой цифровой платформы Умный город в различных сферах (с последующим их масштабированием), включая жилищно-коммунальное хозяйство, учет и распоряжение имуществом, строительство и территориальное планирование, управление объектами городской и транспортной инфраструктуры, здравоохранение, образование, обеспечение общественной безопасности, экологического мониторинга, организации участия граждан в управлении городом, развития культуры, туризма и в целом, сферы услуг.
Все вышеперечисленные национальные планы и указы создают прочную основу для подготовки Беларуси к развитию цифровой экономики и умных городов. Беларусь встала на путь построения IT-страна и цифровой экономики, поэтому необходимо преодолеть новые вызовы, используя передовые цифровые решения в качестве основного драйвера городского развития.
Умные города на основе жилищно-коммунальных услуг и услуг Smart Grid
Жилищно-коммунальное хозяйство. Портал «Мой Горад» (115.бел) начал работу в Минске в 2015 г. В 2019 г. портал городского хозяйства «Мой Горад» был переименован и теперь называется «Мая Рэспублка» и включает в себя два отделы. Первый отдел занимается информационными услугами, предоставляя гражданам возможность решать свои повседневные жизненные проблемы, связанные с жилищно-коммунальными услугами и городским управлением, позвонив по телефону 115 за консультацией. Второй отдел - это единая диспетчерская служба, которая контролирует надлежащее исполнение работ. Она контролирует исполнение заявок при повторных обращениях жителей, координирует действия с поставщиками коммунальных услуг и жилищно-эксплуатацион-ными участками, решает вопросы, связанные с возникновением сложных, аварийных ситуаций, внеплановых отключений [10]. Всего на сайте зарегистрировано более 3 млн человек. С момента запуска приложения «Мой город» для Полоцкого региона в феврале 2021 г. проект значительно вырос. К нему присоединились тринадцать гороОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023
дов - Орша, Глубокое, Барановичи, Браслав, Пинск, Лепель, Жодино, Телеханы, Добруш, Бобруйск, Сморгонь, Несвиж и Могилев (первый областной город). Готовятся к запуску еще 31 город [12].
Технология Smart Grid. Строительство новых цифровых подстанций является одним из ключевых направлений внедрения цифровых технологий в промышленном секторе. Подстанция «Моги-лев-330» - первая в Беларуси полностью цифровая подстанция на уровне напряжения 330 кВ. Ввод в эксплуатацию этого объекта позволил увеличить энергоснабжение Могилевского энергоузла и сократить площадь размещения оборудования в два раза. Поскольку процессы на подстанции высоко автоматизированы, она не требует постоянного присутствия персонала, что значительно снижает затраты на обслуживание и оплату труда. Всего в стране 1,4 тыс. подстанций с элементами цифровизации, шесть - полностью цифровых [8].
Развитие Smart grid является важным направлением в цифровизации сетевого хозяйства. Данная технология основана на формировании единой системы автоматизации, позволяющей в режиме реального времени осуществлять мониторинг и управление режимами работы линий электропередачи, включая генерацию, передачу и потребление электроэнергии. Умная сеть автоматически быстро реагирует на изменение различных параметров и обеспечивает бесперебойное энергоснабжение с высокой экономической эффективностью. Пилотные проекты по внедрению технологии интеллектуальных сетей были реализованы в Барисовской, Бобруйской, Лиоз-ненской и Пинской сетевых зонах.
Во-вторых, внедрение современных информационных технологий предоставляет потребителям все больше новых и качественных услуг. Например, в электроэнергетике, с целью автоматизации учета электроэнергии, электросчетчики бытовых потребителей были интегрированы в автоматизированную систему «АСКУЭ-быт» с последующей интеграцией в ЕРИП. Это дает возможность бытовым потребителям рассчитываться за электрическую энергию по тарифам, дифференцированным по временным периодам, а также снижать свои расходы. К настоящему времени заменено уже более 4 млн счетчиков на электронные - это 90,6% от их общего количества [8].
Приведенные выше работы доказывают, что развитие информационных технологий и развитие услуг для граждан демонстрируют положительную тенденцию и закладывают основу для формирования умного города.
Умные города на основе электронного правительства
В Республике Беларусь сформированы базовая архитектура электронного правительства - общегосударственная автоматизированная информационная система, система межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь, государственная система управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь, единое расчетное и информационное пространство Республики Беларусь и т.д.
I. Национальная автоматизированная информационная система (ОАИС) представляет собой единый портал электронных услуг и является основным компонентом национальной системы электронных услуг. Система предоставляет информацию, содержащуюся в информационных ресурсах электронных услуг, реализует административные процедуры в электронной форме и выполняет государственные функции в электронном виде.
16 декабря 2019 г. издан Указ Президента Республики Беларусь № 460 «Об общегосударственной автоматизированной информационной системе» (далее - Указ № 460), определяющий порядок функционирования ОАИС. В соответствии с Указом № 460 ОАИС предназначена для обеспечения электронного информационного взаимодействия государственных органов и организаций между собой, а также с иными организациями, нотариусами и гражданами. Такое взаимодействие может осуществляться как в автоматическом, так и в автоматизированном режиме посредством защищенной информационно-коммуникационной инфраструктуры [2].
Для каждого гражданина, который зарегистрирован на территории страны, автоматически создан личный кабинет на едином портале электронных услуг. Сейчас на портале зарегистрировано порядка 200 тыс. личных электронных кабинетов физических и юридических лиц. На нем представлены 197 видов электронных услуг и 102 вида административных процедур [13].
II. Система межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь (СМДО) предназначена для обмена электронными документами между государственными органами и другими организациями. В настоящее время количество государственных органов и организаций, подключенных к СМДО, превышает 12,260, а система обрабатывает более 150 тыс. электронных документов в неделю.
Президент Беларуси А. Лукашенко 31 мая 2022 г. подписал Указ № 188 «О расширении
использования государственными организациями информационно-коммуникационных технологий». Указом предусматривается подключение всех ведомственных систем электронного документооборота органов государственного управления и государственных организаций к системе «Ведомственный архив» до 1 июня 2023 года [1].
III. Государственная система управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (ГосСУОК) -это универсальный ключ, позволяющий организациям и гражданам использовать электронные цифровые подписи (ЭЦП) для совершения юридически значимых действий в различных сферах (регистрация юридических представителей и индивидуальных предпринимателей, сдача налоговой и статистической отчетности и т.д.). В настоящее время в Беларуси действуют 12 регистрационных центров, предоставляющих услуги электронной цифровой подписи в 44 пунктах обслуживания [4]. По состоянию на май 2021 года по всей стране насчитывается более 900 тыс. человек, имеющих ключи ЭЦП [5].
IV. Единое расчетное и информационное пространство Республики Беларусь (ЕРИП) и его автоматизированная система (ЛИС «Расчет») -это платформа, позволяющая в режиме реального времени осуществлять платежи за различные услуги и банковские операции, а также получать доступ ко многим электронным услугам.
В дополнение к уже устоявшимся системам, упомянутым выше, в Беларуси сейчас активно создаются Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система (БИСРС). БИСРС - комплекс информационных систем и ресурсов, предназначенный для идентификации пользователей (физических и юридических лиц) с применением идентификационных карт (ID-карт) в целях оказания им электронных услуг (в т.ч. административных процедур) [9].
Создание БИСРС - важный шаг к развитию электронного правительства, который станет связующим звеном между гражданами, бизнесом и государством в цифровом мире. БИСРС облегчит и упростит диалог путем уменьшения бюрократических требований для оказания электронных услуг и пересмотра своих внутренних процессов с учетом применения современных цифровых решений.
Заключение
Формирование «умного города» в контексте современных вызовов и технологических возможностей - это долгий, сложный, но в то же время необходимый процесс для качественного развития городской жизни и страны в целом. Для того чтобы достичь цифровой зрелости, современному белорусскому городу необходимо пройти ряд
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023
последовательных шагов в плане технологий и организации. Конечной целью этой трансформации должно стать повышение качества жизни горожан, в том числе за счет более эффективного использования ресурсов (финансовых, энергетических, технологических, человеческих), активного участия горожан в процессе управления городом и повышения прозрачности всех процессов городской жизни.
Поэтому, во-первых, необходимо ознакомиться с существующей нормативно-правовой базой, определяющей институты и инструменты развития информационного общества, порядок принятия мер в области информационных технологий, предоставления электронных государственных услуг через общегосударственную автоматизированную информационную систему и обеспечения информационной безопасности. Во-вторых, необходимо ознакомиться с программами, которые инициируются на национальном уровне и реализуются в рамках государственных планов, на основе которых должны разрабатываться все решения в области информационных технологий в Беларуси.
Важно отметить, что города могут выбирать различные стратегии внедрения и применения технологий умного города в зависимости от своих особенностей, что приводит к различным приоритетам и проектам цифровизации городской инфраструктуры.
Список литературы:
[1] О расширении использования государственными организациями информационно-коммуникационных технологий: Указ Президента Респ. Беларусь от 31 мая 2022 г. № 188 // Президент Республики Беларусь - Режим доступа: https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-no-188-о^31-тауа-2022-д (дата обращения: 12.04.2023).
[2] Об общегосударственной автоматизированной информационной системе: Указ Президента Респ. Беларусь от 16 декабря 2019 г. № 460 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid= 3961&р0=Р31900460 (дата обращения: 12.04.2023).
[3] Типовая концепция. Развитие «умных городов» в Республике Беларусь. Утверждена Министром связи и информатизации Республики Беларусь 05.06.2019 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://vitebsk-region.gov.by/uploads/ files/Tipovaja-Kontseptsija-Umnyj-gorod.PDF (дата обращения: 12.04.2023).
[4] ГосСУОК. Адреса регистрационных центров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nces.by/pki/info/contacts/?ysclid=lgp5286 nod165912600 (дата обращения: 12.04.2023).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023
[5] В Беларуси выдан 900-тысячный ключ электронной цифровой подписи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belta.by/ economics/
view/v-belarusi-vydan-900-tysjachnyj-kljuch-elektronnoj-tsifrovoj-podpisi-427850-2021/?ysclid=lg p5h8kpx3919681743 (дата обращения: 12.04.2023).
[6] Гродно: на пути к устойчивому, умному и жизнестойкому городу [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://unece.org/sites/default/ files/2021-08/01.%20Final%20Agenda%20and%20 concept%20note%20Grodno%2013-08-2021-RUS. pdf (дата обращения: 12.04.2023).
[7] Ковалев М.М., Головенчик Г.Г. Цифровая экономика - шанс для Беларуси. - Минск: Белорусский государственный университет, 2018. - 327 с.
[8] Минэнерго: уровень цифровизации энергетического комплекса Беларуси превышает 60% [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https:// www.belta.by/econ omics/view/m inenergo-uroven-tsifrovizatsii-energeticheskogo-kompleksa-belarusi-prevyshaet-60-561987-2023/?ysclid=lh8okiq fja878814560 (дата обращения: 12.04.2023).
[9] О БИСРС. Министерство связи и информатизации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mpt.gov.by/ru/o-bisrs?ysclid=lh8ybrvaci606728472 (дата обращения: 12.04.2023).
[10] О запуске портала «Мая Рэспублка» 115.бел [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belta.by/onlineconference/ view/o-zapuske-portala-maja-respublika-115bel-
1188/?ysclid=lgp6g 15vcb122811921 (дата обращения: 12.04.2023).
[11] Побяржина Т.П. Проект «Умные города Беларуси» как ключевое направление развития регионов // Право. Экономика. Психология. 2023. № 1 (29). - С. 43-47.
[12] Реализуемые пилотные проекты. «Мой город» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mpt.gov.by/ru/moy-gorod (дата обращения: 12.04.2023).
[13] Специалисты НЦЭУ о том, как получить доступ к самым востребованным электронным услугам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belta.by/society/view/spetsialisty-ntseu-o-tom-kak-poluchit-dostup-k-samym-vostrebovannym-elektronnym-uslugam-555686-2023/?ysclid=lh8pykr3yd521721672 (дата обращения: 12.04.2023).
[14] Шинкарецкая Г.Г. Цифровизация - глобальный тренд мировой экономики // Образование и право. 2019. № 8. - С. 119-123.
[15] Don Tapscott. The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence, McGraw - Hill, May 1, 1997.
[16] Grodno: Towards a Sustainable, Smart and Resilient City [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unece.org/sites/default/files/2021-08/01 .%20Final%20Agenda%20and%20 concept%20note%20Grodno%2013-08-2021 -ENG. pdf (дата обращения: 12.04.2023).
Spisok literatury:
[1] O rasshirenii ispol'zovaniya gosudarstven-nymi organizaciyami informacionno-kommunikacion-nyh tekhnologij: Ukaz Prezidenta Resp. Belarus' ot 31 maya 2022 g. № 188 // Prezident Respubliki Belarus' - Rezhim dostupa: https://president.gov.by/ru/ documents/ukaz-no-188-ot-31 -maya-2022-g (data obrashcheniya: 12.04.2023).
[2] Ob obshchegosudarstvennoj avtoma-tizirovannoj informacionnoj sisteme: Ukaz Prezidenta Resp. Belarus' ot 16 dekabrya 2019 g. № 460 // Nac. pravovoj Internet-portal Resp. Belarus'. - Rezhim dostupa: https://pravo.by/docu-ment/?guid=3961&p0=P31900460 (data obrash-cheniya: 12.04.2023).
[3] Tipovaya koncepciya. Razvitie «umnyh gorodov» v Respublike Belarus'. Utverzhdena Ministrom svyazi i informatizacii Respubliki Belarus' 05.06.2019 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://vitebsk-region.gov.by/uploads/files/Tipova-ja-Kontseptsija-Umnyj-gorod.PDF (data obrash-cheniya: 12.04.2023).
[4] GosSUOK. Adresa registracionnyh centrov [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://nces. by/pki/info/contacts/?ysclid=lgp5286nod165912600 (data obrashcheniya: 12.04.2023).
[5] V Belarusi vydan 900-tysyachnyj klyuch ele-ktronnoj cifrovoj podpisi [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.belta.by/economics/ view/v-belarusi-vydan-900-tysjachnyj-kljuch-elek-tronnoj-tsifrovoj-podpisi-427850-2021/?ysclid=lgp5h-8kpx3919681743 (data obrashcheniya: 12.04.2023).
[6] Grodno: na puti k ustojchivomu, umnomu i zhiznestojkomu gorodu [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://unece.org/sites/default/ files/2021-08/01.%20Final%20Agenda%20and%20 concept%20note%20Grodno%2013-08-2021 -RUS. pdf (data obrashcheniya: 12.04.2023).
[7] Kovalev M.M., Golovenchik G.G. Cifrovaya ekonomika - shans dlya Belarusi. - Minsk: Beloruss-kij gosudarstvennyj universitet, 2018. - 327 s.
[8] Minenergo: uroven' cifrovizacii energetich-eskogo kompleksa Belarusi prevyshaet 60% [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:https://www.belta. by/economics/view/minenergo-uroven-tsifrovizat-sii-energeticheskogo-kompleksa-belarusi-prevy-shaet-60-561987-2023/?ysclid=lh8okiqfja878814560 (data obrashcheniya: 12.04.2023).
[9] O BISRS. Ministerstvo svyazi i informatizacii Respubliki Belarus' [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://mpt.gov.by/ ru/o-bisrs?ysclid=lh8ybrvaci606728472 (data obrashcheniya: 12.04.2023).
[10] O zapuske portala «Maya Respublika» 115.bel [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.belta.by/onlineconference/ view/o-zapuske-portala-maja-respubli-ka-115bel-1188/?ysclid=lgp6g15vcb122811921 (data obrashcheniya: 12.04.2023).
[11] Pobyarzhina T.P. Proekt «Umnye goroda Belarusi» kak klyuchevoe napravlenie razvitiya regionov // Pravo. Ekonomika. Psihologiya. 2023. № 1 (29). - S. 43-47.
[12] Realizuemye pilotnye proekty. «Moj gorod» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://mpt. gov.by/ru/moy-gorod (data obrashcheniya: 12.04.2023).
[13] Specialisty NCEU o tom, kak poluchit' dos-tup k samym vostrebovannym elektronnym uslugam [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www. belta.by/society/view/spetsialisty-nt-seu-o-tom-kak-poluchit-dostup-k-samym-vostre-bovannym-elektronnym-uslugam-555686-2023/?ys-clid=lh8pykr3yd521721672 (data obrashcheniya: 12.04.2023).
[14] Shinkareckaya G.G. Cifrovizaciya - glob-al'nyj trend mirovoj ekonomiki // Obrazovanie i pravo. 2019. № 8. - S. 119-123.
[15] Don Tapscott. The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence, McGraw - Hill, May 1, 1997.
[16] Grodno: Towards a Sustainable, Smart and Resilient City [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://unece.org/sites/default/files/2021-08/01.%20 Final%20Agenda%20and%20concept%20note%20 Grodno%2013-08-2021-ENG.pdf (data obrashcheniya: 12.04.2023).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023