UDK: 336.71. 336.761
Антоновская А. В.
Государственный финансовый контроль и аудит (заочно)
группа DMNA S - 23 - 22
НЕОБХОДИМОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ
(МСФО) В УЗБЕКИСТАНЕ
Аннотация: В данной статье рассмотрены различные определения понятия Необходимость и значение перехода на международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) в Узбекистане. Также приведены направления по трансформации из НСБУ на МСФО.
Ключевые слова: учет, доход, договор, выручка, инвентаризация, переменное вознаграждение, фиксированная сумма эффективность использования, совершенствование учета.
Antonovskaya A. V.
State financial control and audit (in absentia)
group DMNA S - 23 - 22
NEED AND IMPORTANCE OF THE TRANSITION TO INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS (IFRS) IN
UZBEKISTAN
Abstract: This article examines various definitions of the concept of the Need and Importance of the Transition to International Financial Reporting Standards (IFRS) in Uzbekistan. Also, directions for transformation from NAS to IFRS are given.
Keywords: accounting, income, contract, revenue, inventory, variable remuneration, fixed amount, efficiency of use, improvement of accounting.
В современном мире экономических отношений и глобализации бухгалтерская отчетность играет ключевую роль в оценке финансового состояния предприятий и принятии управленческих решений.
МСФО не только являются языком международного общения в деловой среде, но и служат ключом к международному рынку капитала. Предприятия, которые могут представить соответствующую отчетность, получают доступ к источникам средств, необходимых для развития.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), это свод правил и рекомендаций, которые регламентируют, порядок составления финансовой отчетности компаний. Они были разработаны Международным советом по стандартам бухгалтерского учета (IASB) и приняты в более чем 100 странах мира.
Для Узбекистана переход на МСФО является важным шагом в направлении гармонизации бухгалтерского учета с международными стандартами. Это поможет привлечь частный иностранный капитал, повысить конкурентоспособность и выйти на международные рынки.
Кроме того, на рынке Узбекистана действует большое количество дочерних субъектов хозяйственной деятельности с иностранными инвестициями, которым финансовая отчетность по стандартам МСФО необходима для включения в консолидированную отчетность материнских организаций.
Узбекистан, как страна, стремящаяся к интеграции в мировое экономическое сообщество, также сталкивается с необходимостью приведения финансовой отчетности в соответствие с МСФО, для обеспечения прозрачности, сопоставимости и качества финансовой информации.
Переход на МСФО в Узбекистане имеет важное значение для развития экономики, привлечения инвестиций и улучшения управления предприятиями. Это позволит улучшить качество финансовой информации, обеспечить прозрачность и сопоставимость финансовой отчетности предприятий Узбекистана с мировыми стандартами и повысит доверие к ним со стороны инвесторов и бизнес-партнеров.
Пользователи финансовой отчетности предъявляют повышенные требования к составлению и сопоставимости отчетности с отчетностью других организаций, так как во всех областях экономической деятельности наблюдаются изменения вследствие происходящего мирового процесса глобализации, который обусловливает рост мобильности капитала, создание предпосылок стандартизации финансовой отчетности, возникновение необходимости предоставления полезной и понятной информации всем заинтересованным пользователям на международном уровне.
Концептуальная особенность изменения информационного пространства, формируемого учетной системой в Узбекистане, состоит в повышении качества получаемой информации и обеспечении гарантированного доступа к ней всех заинтересованных пользователей.
В этих условиях особую актуальность приобретает совершенствование практики применения Международных стандартов финансовой отчетности как международного инструмента обмена финансовой информацией, поскольку переход хозяйствующих субъектов Узбекистана на отчетность, которая понятна вызывает доверие не только в Узбекистане, но и за рубежом.
В 2020 году президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал постановление о дополнительных мерах по переходу на МСФО, № ПП-4611 от 24.02.2020 года «О дополнительных мерах по переходу на международные стандарты финансовой отчетности» (далее ПП-4611). В соответствии с этим постановлением, субъекты предпринимательства должны были перейти на МСФО с 2021 года.
В соответствии с приказом МФ от 12 октября 2020 г. № 92 «О переводе документов МСФО на государственный язык и организации их экспертизы» на узбекский язык переведены 62 документа МСФО.
На основании заключения экспертной комиссии, подтвердившей возможность полного применения документов по МСФО в Узбекистане, 9 декабря 2022 года Минюст зарегистрировал приказ министра финансов «О признании текста международных стандартов финансовой отчетности и пояснений к ним для применения на территории Республики Узбекистан».
В соответствии с ПП-4611 Кабинет Министров принял постановление от 24.08.2020 г. № 507 «Об утверждении Положения о порядке признания текстов международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений к ним».
ГНК разработал формы налоговой отчетности, адаптированные к финансовой отчетности, составленной по МСФО.
Формы по МСФО состоят из 6 отдельных отчетных форм: 1. «Сведения об отдельном финансовом положении юридических лиц, перешедших на Международные стандарты финансовой отчетности»; 2. «Сведения об отдельном совокупном доходе юридических лиц, перешедших на Международные стандарты финансовой отчетности»;
3. «Сведения о консолидированном финансовом положении юридических лиц, перешедших на Международные стандарты финансовой отчетности»;
4. «Сведения о консолидированном совокупном доходе юридических лиц, перешедших на Международные стандарты финансовой отчетности»;
5. «Сведения о финансовом положении страховых организаций, перешедших на Международные стандарты финансовой отчетности»;
6. «Сведения о прибыли и убытке страховых организаций, перешедших на Международные стандарты финансовой отчетности».
Использованные источники:
1. Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» от 13 апреля 2016 года №ЗРУ-404
2. Национальный стандарт бухгалтерского учета №2 «Доходы от основной хозяйственной деятельности»
3. Национальный стандарт бухгалтерского учета №21 «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, и инструкция по его применению»
4. Налоговый Кодекс Республики Узбекистан.
5. МСФО 15 «Выручка по договорам с покупателями».
6. Постановлением Президента РУз от 24 февраля 2020 года №ПП-4611 «О дополнительных мерах по переходу на международные стандарты финансовой отчетности».
7. МЖ Темирханова. Вопросы совершенствования финансовой отчетности в туристических компаниях на основе требований
международных стандартов (IAS IFRS). Бюллетень науки и практики 4 (3), 217-223
8. Темирханова М.Ж. Проблемы в совершенствовании приближения к международным стандартам отчетности финансовых результатов в туристических компаниях. Калужский экономический вестник. 2018. № 4. С. 59-61.