Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ'

НЕОБХОДИМОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
МСФО / ПЕРЕХОД / ПРОБЛЕМЫ / ФИНАНСОВЫЕ ОТЧЕТНОСТИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холматов О. О.

В статье были раскрыты вопросы необходимость и значение перехода на международные стандарты финансовой отчетности в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED AND SIGNIFICANCE OF TRANSITION TO INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS IN UZBEKISTAN

The article revealed the issues of emerging problems in the transition to international financial reporting standards in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ»

Холматов О.О., магистр Ташкенский финансовый институт

НЕОБХОДИМОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

В УЗБЕКИСТАНЕ

Аннотация: В статье были раскрыты вопросы необходимость и значение перехода на международные стандарты финансовой отчетности в Узбекистане.

Ключевые слова: МСФО, переход, проблемы, финансовые отчетности, нормативно-правовые основы.

Kholmatov O.O., master Tashkent Financial Institute

THE NEED AND SIGNIFICANCE OF TRANSITION TO INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS IN

UZBEKISTAN

Annotation: The article revealed the issues of emerging problems in the transition to international financial reporting standards in Uzbekistan.

Keywords: IFRS, transition, problems, financial statements, regulatory framework.

МСФО обобщают опыт ведения бухучета и подготовки отчетности многих стран рыночной экономики. Что позволяет на их основе быстрее и дешевле разработать новые национальные стандарты отчетности. В каждой стране есть свой список предприятий, которые обязаны применять МСФО.

Основные проблемы внедрения МСФО:

• отсутствие официального статуса финансовой отчетности, составляемой

по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;

• формальный подход хозяйствующих субъектов ко многим категориям,

принципам и требованиям МСФО;

• необходимость высоких затратах хозяйствующих субъектов на

подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО

путем трансформации финансовой отчетности, подготовленной по национальным стандартам бухгалтерского учета;

• адаптация программных продуктов автоматизированных систем

бухгалтерского учета на МСФО;

• низкий уровень профессиональной подготовки большей части бухгалтеров, а также недостаточности навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

Необходимость этой реформы обусловлена тем, что именно системы бухучёта отражают информацию, необходимую для принятия качественных и своевременных управленческих решений. Объективный процесс унификации стандартов бухотчётности способствовал признанию МСФО ОС, основанных на IFRS (International Financial Reporting Standards), единой, всеобъемлющей системой международных стандартов учёта для подготовки сопоставимой и качественной финансовой отчётности общественного сектора.

Применение МСФО ОС позволяет улучшить качество финансовой информации, предлагая больше возможностей для оценки результатов деятельности госсектора и повысить уровень прозрачности, улучшить управление госактивами за счёт повышения достоверности и полноты информации, а также обеспечить возможность сопоставления финансовой госотчётности с международными показателями.

Необходимость адаптации МСФО ОС подтверждена как национальными программами, так и международными оценками процесса развития системы управления госфинансами Узбекистана. Так, в стратегии реформы управления ими на 2007-2018 гг. в качестве ключевой задачи реформы бухучёта определена разработка и внедрение НСБУГС, соответствующих МСФО ОС.

Следование МСФО ОС является важнейшим индикатором оценки госфинансов по системе PEFA (Public Expenditure and Financial Accountability). Учитывая данный критерий, эксперты Всемирного банка в рамках последней оценки госфинансов в Узбекистане указали на частичное несоответствие финансовой информации требованиям международных стандартов учёта с точки зрения неполноты предоставляемой информации.

Так, в нормативно-правовой базе с учётом применения МСФО ОС можно выделить следующие недостатки:

1) отсутствие чётких основ раскрытия информации. В действующем законодательстве порядок отражения операций в бухучёте является недостаточно чётко регламентированным. Предусматривалось, что все вопросы ведения бюджетного учёта будут отражены в Инструкции по бухучёту в бюджетных организациях, однако практически консолидировать все аспекты финансово-хозяйственной деятельности этих учреждений в одной инструкции оказалось невозможным;

2) отсутствие порядка ведения бухучёта отдельных финансовых, бюджетных и внебюджетных операций. В частности, операций

госорганизаций, связанных с сельскохозяйственной деятельностью, валютными операциями и т.д.;

3) множество положений по бухучёту, которые дублируют некоторые аспекты учёта и отчётности;

4) невозможность анализа статистики госфинансов для внешних пользователей. Действующая система бухучёта не позволяет формировать информацию, отвечающую требованиям внешних пользователей. В частности, форма отчётов об исполнении госбюджета отличается от формы отчётов, предоставляемых МВФ согласно требованиям РСГФ -2011;

5) отсутствие консолидации всех счетов госфинансов. В частности, учёт госбюджета и всех внебюджетных фондов в настоящее время ведётся раздельно.

Для обсуждения вопросов реформирования системы бухучёта на основе МСФО ОС совместным проектом ПРООН и Министерства финансов «Реформа бюджетной системы в Узбекистане» был проведён ряд рабочих встреч, в которых приняли участие порядка 50 специалистов отечественных министерств и ведомств.

Для грамотного внедрения международных стандартов финансовой отчётности для госсектора проектом в 2013-2014 гг. было оказано содействие в запуске реформы бухучёта и отчётности в госсекторе. В рамках проекта разработана Концепция совершенствования системы бухучёта и отчётности на основе МСФО ОС. А именно: подготовлены проекты 12 Стандартов бюджетного учёта (СБУ). Их внедрение в практику бухгалтерского учёта страны потребует проведения обучения специалистов грамотной работе с ними, включая обучение и переподготовку бухгалтеров и финансовых работников в бюджетной сфере, переориентацию учебных программ образовательных учреждений, а также обновление и разработку учебно-методического обеспечения для различных категорий обучающихся.

Стремление Узбекистана к интеграции в мировое экономическое сообщество, расширению участия в деятельности международных организаций требует обеспечения единства национальных стандартов бухгалтерского учета с методологическими принципами, принятыми в мировой практике, сопоставимости показателей финансовой отчетности отечественных бизнес- структур с аналогичными, применяемыми в зарубежных странах показателями.

По мере того, как Узбекистан все активнее становится полноправным членом мировой хозяйственной системы, все большее влияние на развитие отечественного бухгалтерского учета оказывает международная практика.

Определение основных тенденций его регулирования позволяет спрогнозировать направления развития отечественной системы бухгалтерского учета и сформулировать некоторые требования к ней.

Использованные источники:

1. M.Z Temirkhanova -Problems in improving the approximation to international standards for reporting financial results in travel companies. Kaluga. Economic Bulletin, 2018.

2. T.M. Zhuraevna -Analysis of financial results tourism organization- World science, 2016

3. M Temirkhanova -Features of improving accounting policies in touristic companies and national economy- Bulletin of science and practice, 2018

4. M Temirkhanova Zh. Improvement of reporting forms according to international standards Bulletin of science and practice, 2017

5. MS Umaralievich, TM Jurayevna.The role of the internal audit based international internal audit standards in Uzbekistan. Social and Economic Aspects of Education in Modern Society, 7. 2019 y.

6. RN Kadirovich, TM Juraevna, L Shaomin. Improving the Intangible Assets Accounting: In a Pandemic Period. Annals of the Romanian Society for Cell Biology, 573-590. 2021y.

7. МЖ Темирханова. Особенности организации бухгалтерского учета в туристических организациях. Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития, 159-165 2015 год

8. ШГ Гайибназаров, МЖ Темирханова. Теоретические основы учета и анализа объектов интеллектуальной собственности при переходе к инновационному развитию. Бюллетень науки и практики 5 (9), 290-297 2019 год.

9. МЖ Темирханова. Особенности совершенствования учетной политики в туристических компаниях и национальной экономике. Бюллетень науки и практики 4 (2), 332-341 2018 год.

10. G Yoziyev, M Temirkhanova. Accounting development under the modernization of the Republic of Uzbekistan economy. Bulletin of Science and Practice 4 (3), 224-231 2018 y.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.