UDK: 336.71. 336.761
Антоновская А.В.
Государственный финансовый контроль и аудит (заочно)
группа DMNA S - 23 - 22
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕРЕХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ
(МСФО) В УЗБЕКИСТАНЕ
Аннотация: В данной статье рассмотрены различные определения понятия Необходимость и значение перехода на международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) в Узбекистане. Также приведены направления по трансформации из НСБУ на МСФО.
Ключевые слова: учет, доход, договор, выручка, инвентаризация, переменное вознаграждение, фиксированная сумма эффективность использования, совершенствование учета.
Antonovskaya A. V.
State financial control and audit (in absentia)
group DMNA S - 23 - 22
THE WAYS OF IMPROVING OF THE TRANSITION TO INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS (IFRS) IN
UZBEKISTAN
Abstract: This article examines various definitions of the concept of the Need and Importance of the Transition to International Financial Reporting Standards (IFRS) in Uzbekistan. Also, directions for transformation from NAS to IFRS are given.
Keywords: accounting, income, contract, revenue, inventory, variable remuneration, fixed amount, efficiency of use, improvement of accounting.
Благодаря постановлению Президента «О дополнительных мерах по переходу на международные стандарты финансовой отчётности» № ПП-4611 от 24 февраля 2020 года.
Согласно данному постановлению, начиная с 2021 года, акционерные общества, коммерческие банки, страховые организации и крупные налогоплательщики обязаны составлять финансовую отчётность в соответствии с МСФО.
Для подготовки консолидированной финансовой отчётности по МСФО в Узбекистане также существует нормативно-правовая база:
• Закон Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (статья 102) и «О бухгалтерском учёте» (статья 10) обязывают общества публиковать ежегодную финансовую отчётность по
МСФО не позднее, чем за две недели до даты проведения общего годового собрания акционеров. Перед публикацией проводится внешний аудит финансовой отчётности согласно Международным стандартам аудита (МСА);
• Также для АО «Узбекнефтегаз», в частности, действует постановление Президента Республики Узбекистан от 17 октября 2016 года № ПП-2635 «О мерах по дальнейшему совершенствованию корпоративного управления в акционерных обществах с преобладающей долей государства» (приложение № 3). В соответствии с этим постановлением, составление годовой финансовой отчётности по МСФО, включая консолидированную, подлежит обязательному независимому внешнему аудиту авторитетными международными компаниями.
Процесс перехода на МСФО является необратимым и обусловлен современными требованиями делового сообщества. В условиях усложнения организации хозяйственной жизни, возрастающей роли государства и права, а также необходимости дальнейшего развития теоретических и методологических положений бухгалтерского учёта, проблема несоответствия моделей бухгалтерского учёта становится глобальной.
МСФО представляют собой постоянно обновляемую систему, которая модернизируется как редакционно, так и периодически меняет названия. В основе этих преобразований лежит унификация принципов бухгалтерского учёта, используемых компаниями во всём мире для составления финансовой отчётности.
Дальнейшее развитие системы бухгалтерского учёта и финансовой отчётности необходимо осуществлять в целях повышения качества, прозрачности и сопоставимости информации, формируемой в бухгалтерском учёте и финансовой отчётности в соответствии с МСФО.
Внедрение МСФО, как и любой другой процесс, связан с трудностями и сопутствующими проблемами. Переход на международные стандарты финансовой отчётности может повлечь за собой как положительные, так и отрицательные последствия для компаний.
Среди положительных аспектов — повышение прозрачности, улучшение сопоставимости показателей и, как следствие, увеличение возможностей для анализа деятельности компаний и облегчение доступа к международным рынкам капитала.
Однако сама по себе отчётность не гарантирует притока инвестиций. Кроме того, величина чистой прибыли, согласно международным стандартам, может быть значительно ниже, чем по национальному учёту.
Переход на МСФО потребует от компании дополнительных трудовых и финансовых затрат, а оценить положительные экономические последствия нововведения на первоначальном этапе будет довольно трудно.
Использованные источники: 9. Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» от 13 апреля 2016 года №ЗРУ-404
10. Национальный стандарт бухгалтерского учета №2 «Доходы от основной хозяйственной деятельности»
11. Национальный стандарт бухгалтерского учета №21 «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, и инструкция по его применению»
12. Налоговый Кодекс Республики Узбекистан.
13. МСФО 15 «Выручка по договорам с покупателями».
14. Постановлением Президента РУз от 24 февраля 2020 года №ПП-4611 «О дополнительных мерах по переходу на международные стандарты финансовой отчетности».
15. МЖ Темирханова. Вопросы совершенствования финансовой отчетности в туристических компаниях на основе требований международных стандартов (IAS IFRS). Бюллетень науки и практики 4 (3), 217-223
16. Темирханова М.Ж. Проблемы в совершенствовании приближения к международным стандартам отчетности финансовых результатов в туристических компаниях. Калужский экономический вестник. 2018. № 4. С. 59-61.