Научная статья на тему 'Необходимость и возможность создания экономического механизма регулирования недропользования'

Необходимость и возможность создания экономического механизма регулирования недропользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость и возможность создания экономического механизма регулирования недропользования»

СЕМИНАР 9

ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА -2001"

МОСКВА, МГГУ, 29 января - 2 февраля 2001 г.

© Э.Ю. Черкесова, 2001

УДК 622.3:338.45 % \ " \

Э.Ю. Черкесова

НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗДАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

В_____________________________________________________

-I—9 соответствии с Законом РФ «О недрах»

пользование недрами является платным. Система платежей включает сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий; платежи за пользование недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы. При этом в состав платежей за пользование недрами входят платежи за поиски, разведку месторождений, за добычу полезных ископаемых, за пользование недрами в иных целях.

Диапазоны предельных уровней регулярных платежей за добычу, установленные Правительством РФ для каждого вида сырья, достаточно широки: максимальные ставки платежей отклоняются от минимальных в несколько раз. Конкретные размеры регулярных платежей за добычу определяются по каждому месторождению и дифференцированы с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-географи-ческих, горнотехнических условий, рентабельности разработки месторождения. Акцизы устанавливаются на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горногеологическими и экономико-географическими условиями. Это означает, что платежи за добычу минерального сырья и акцизы имеют некоторые черты дифференциальной ренты.

Однако платежи за добычу сырья и акцизы не тождественны понятию дифференциальной ренты.

Дифференциальная горная рента представляет собой дополнительную прибыль, получаемую предприятием за счет относительно более благо-

приятных условий работы. Дифференциальная рента не может быть составляющей себестоимости добытого сырья. А платежи за добычу, взимаемые как доля от стоимости минерального сырья, включаются в себестоимость продукции. Акцизы, являясь надбавкой к цене сырья, устанавливаются только на отдельные виды минеральных ресурсов (нефть, газ), производство которых наиболее рентабельно. Дифференциальная рента возникает при добыче любого вида сырья, хотя может быть как положительной, так и отрицательной (т.е. убытком) величиной в зависимости от уровня рыночной цены.

Платежи за добычу не всегда адекватно отражают финансовые возможности пред-приятий по их уплате, а акцизы часто не учитывают низкую платежеспособность потребителей сырья. Существует настоятельная необходимость повысить степень научной обоснованности взимания платы при пользовании недрами.

Система платежей должна основываться на достоверном и объективном определении дифференциальной горной ренты. Однако практическое использование категории ренты не исчерпывается только обоснованием ставок налоговых выплат в сфере пользования недрами и торговли минеральным сырьем. Дифференциальная горная рента должна стать одним из важнейших экономических инструментов регулирования отношений между государством как собственником недр, обществом как потребителем минеральносырьевых ресурсов и пользователями недр, ведущими промышленное освоение месторождений полезных ископаемых.

Научно обоснованное управление природопользованием обеспечит эффективное перераспределение финансовых ресурсов, источником которых выступают рентные доходы, между производителями сырья и обществом в целом, государством как собственником недр в Российской Федерации.

Взаимосвязь цены и ренты позволяет регулировать цену минерального сырья на таком уровне, при котором будет обеспечено соблюдение

экономических интересов и потребителей, и производителей. Существующие методики ценообразования на продукцию горнодобывающих предприятий, как правило, основываются на затратном подходе, причем рассматривают тот или иной вид сырья обособленно, без учета всей совокупности экономических взаимосвязей. Такой подход уже недостаточен для эффективного регулирования отношений недропользования, так как не отражает реально сложившуюся систему теснейшего взаимодействия и взаимозависимости всех направлений производственной и деловой активности.

Абсолютно свободное рыночное ценообразование, при котором осмысленное вмешательство в процесс формирования цен сведено к минимуму, как показывает накопленный опыт, не привело к процветанию общества, способствовало глубокому промышленному спаду. Кроме того, либеральная концепция устройства экономики не решает проблем, связанных с ограниченностью сырьевых и других ресурсов, экологическим фактором.

В современной России для обеспечения устойчивого благосостояния широких масс населения, оздоровления экологической обстановки должна быть внедрена модель социально ориентированной экономической системы. Как известно из опыта стран-лидеров мировой экономики одним из основополагающих инструментов достижения такого экономического устройства (особенно в кризисные и непосредственно послекризисные периоды) служит регулируемое ценообразование на жизненно важные товары, на продукцию базовых отраслей, от финансового состояния которых во многом зависит эффективность работы всех других товаропроизводителей. В России, кроме того, производство и продажа минерально-сырьевых ресурсов являются важнейшим источником наполнения доходной части бюджета и валютных поступлений в страну.

Вместе с тем перспективное развитие минерально-сырьевого комплекса требует решения множества накопившихся проблем. Важнейшими среди них являются невысокий технический уровень средств механизации; постоянно возрастающий физический износ машин и оборудования; низкая производительность труда; замедление темпов разведки и подготовки запасов к выемке; ухудшение природных условий разработки полезных ископаемых; недостаток инвестицион-

ных ресурсов; несовершенство налоговой и дотационной политики. Как следствие - значительное снижение экономической эффективности и объемов производства по сравнению с дореформенным периодом. Успешное разрешение этих и других проблем предполагает рационализацию хозяйственных отношений в процессе промышленного использования недр, прежде всего за счет совершенствования экономических методов управления.

Практическое функционирование экономического механизма регулирования недропользования будет способствовать ресурсосбережению, как при производстве, так и при потреблении минерального сырья. Горнодобывающие предприятия смогут располагать необходимой суммой финансовых средств для поддержания производственной деятельности, а также активизации инвестиционного процесса. Производители сырья, находящиеся в различных, неравноценных природных условиях, получат равные экономические возможности для развития и повышения эффективности работы. Потребители минерально-сырьевых ресурсов будут обеспечены сырьем в необходимом количестве по допустимым с общеэкономических позиций ценам. Рентные платежи в значительной степени пополнят доходную часть государственного бюджета. При этом расходование средств господдержки нерентабельных сырьевых товаропроизводителей может быть существенно сокращено, так как отрасли горнодобывающей промышленности перейдут в режим финансового самообеспечения.

В связи с изложенным разработка нового, соответствующего условиям социально ориентированной рыночной экономики, механизма регулирования недропользования является актуальной научной проблемой, имеющей важное народнохозяйственное значение.

Основой экономического механизма регулирования отношений в сфере недропользования должно стать научно обоснованное ценообразование на минерально-сырьевые ресурсы.

В промышленно развитых странах на практике реализовано сочетание принципов рыночного и государственного ценообразования, что способствует более справедливому распределению вновь созданного продукта, а значит повышению эффективности и устойчивости социальноэкономической системы. При этом государственная ценовая политика направлена, прежде всего,

на достижение и сохранение экономической безопасности страны, регулирование монополизированных отраслей, обеспечение собственным сырьем промышленности, если позволяют природные ресурсы, а также поддержание высокого уровня занятости населения.

В современных условиях хозяйствования в Российской Федерации ценообразование отличается предоставлением больших прав субъектам Федерации, предприятиям и организациям, производящим и реализующим товары и услуги. Однако при либерализации ценообразования в экономике с высокой степенью монополизации производители, озабоченные максимизацией прибыли, стремятся увеличить цену продукции, но не объем производимой продукции. Одной из причин весьма значительного (в два раза по сравнению с 1990 г.) спада производства при многократном увеличении цен на продукцию явилось неэффективное реформирование ценообразования.

Для выправления экономической ситуации необходимо сосредоточиться на создании экономического механизма регулирования недропользования, который должен учитывать научно обоснованную методологию ценообразования на минеральное сырье.

Экономический механизм регулирования недропользования, предполагает построение такой системы хозяйственных отношений, в которой станут возможны активизация инвестиционного процесса в горнодобывающей промышленности, обеспечение необходимыми финансовыми средствами производителей минерального сырья, действенное налогообложение, эффективное удовлетворение спроса на сырье. Достижение поставленной цели возможно при условии разработки и внедрения основанного на новых методологических принципах ценообразования

на минерально-сырьевые ресурсы и функционирования дифференциальной горной ренты.

Методология сбалансированного ценообразования позволит на научной основе регулировать цену сырья так, чтобы согласовать удовлетворение экономических интересов предприятий-производителей, с одной стороны, и общества в целом, являющегося совокупным потребителем минеральных ресурсов, с другой стороны. В результате горнодобывающие предприятия будут обеспечены достаточными для воспроизводства и выполнения обязательств финансовыми средствами, а потребители получат сырье в нужном количестве по допустимым ценам.

Функционирование дифференциальной горной ренты создаст реальные возможности для активизации инвестиционного процесса в отраслях, производящих минеральное сырье, поскольку рентные фонды в акционерных обществах и на отраслевом уровне будут служить естественным источником инвестиционных ресурсов. Финансовая нагрузка на бюджет, связанная с дотированием нерентабельных и низкорентабельных горнодобывающих предприятий, может быть сведена к минимуму, а в перспективе устранена. Рентные платежи в бюджет существенно повысят эффективность системы налогообложения в сфере недропользования, поскольку не приведут к изъятию средств, необходимых производителям для нормального воспроизводства, но станут практической формой реализации права государственной собственности на недра.

Достоверное и обоснованное определение сумм горной ренты и рентных платежей в бюджет теснейшим образом взаимосвязано с уровнем цены сырья. Единая система функционирования дифференциальной горной ренты и сбалансированного ценообразования на минеральное сырье представляет собой эффективный экономический механизм регулирования недропользования.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Черкесова Эльвира Юрьевна - доцент, кандидат технических наук, Шахтинский институт ЮжноРоссийского государственного технического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.