СЕМИНАР 9
ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА -2001"
МОСКВА, МГГУ, 29 января - 2 февраля 2001 г.
© Э.Ю. Черкесова, 2001
УДК 622.3:338.45 % \ " \
Э.Ю. Черкесова
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
С, диный экономический механизм регулирования отношений в сфере недропользования основан на взаимодействии процессов ценообразования и функционирования дифференциальной горной ренты в горнодобывающей промышленности.
Разработанный метод сбалансированного ценообразования позволяет осуществить комплексный научный подход к исследованию процессов формирования цен на минерально-сырьевые ресурсы с учетом всей совокупности ценовых взаимоотношений. Метод основан на определении сбалансированной цены сырья путем отыскания равновесия экономических интересов в системе «производители сырья - общество в целом».
Практические расчеты сбалансированной цены минерального сырья следует производить с помощью разработанных экономико-
математических моделей в соответствии с выбранной концепцией ценообразования. Модели построены на принципе уравновешивания цены реализации сырья, необходимой для обеспечения его воспроизводства, и объективно допустимой цены сырья, по которой общество должно его оплачивать при условии поставок в требуемом объеме.
Предусмотрены две концепции ценообразования:
1) общественно необходимыми признаются среднеотраслевые производственные затраты;
2) общественно необходимыми признаются замыкающие затраты на производство сырья.
Рассмотрение обеих концепций ценообразования в сочетании позволяет выявить область дей-
ствия сбалансированной цены минерального сырья, а также возможный интервал регулирования его цены. Нижняя граница интервала определяется путем расчета минимально допустимой с точки зрения общественных экономических интересов цены сырья в соответствии с концепцией ценообразования, основанной на возмещении среднеотраслевых затрат. Верхняя граница интервала представляет собой максимально допустимую цену минерального сырья, рассчитанную согласно концепции ценообразования, основанной на обеспечении самофинансирования замыкающих предприятий. Область действия сбалансированной цены минерального сырья определяется в диапазоне от необходимой для нормальной работы производителей до максимально допустимой с общеэкономических позиций цены.
Выбор конкретного уровня регулируемой рыночной цены минерального сырья следует осуществлять на основе разработанного механизма функционирования дифференциальной горной ренты в соответствии с выбранным методологическим подходом к распределению дополнительной прибыли между недропользователем и собственником недр. Согласно первому подходу дифференциальная горня рента I должна направляться в форме рентных платежей в пользу собственника недр; рента II и дополнительная прибыль по организационным причинам могут оставаться в распоряжении ресурсодобывающего предприятия и служить источником инвестиционных расходов. Второй методологический подход состоит в том, что в пользу собственника недр взимается сумма дифференциальной горной ренты, возникающей под действием природных и инвестиционных факторов. Дополнительная прибыль по организационным причинам остается в распоряжении предприятий.
Построенные для каждого методологического подхода экономико-математические модели управления дифференциальной горной рентой имеют свои особенности.
В случае принятия первого методологического подхода экономический смысл моделей управле-
ния дифференциальной горной рентой заключается в достижении двух результатов. Во-первых, сумма дифференциальной ренты по инвестиционным факторам и дополнительной прибыли по организационным причинам, получаемая ресурсодобывающими предприятиями, должна стремиться к величине необходимых им дополнительных инвестиционных ресурсов. Во-вторых, дифференциальная горная рента по природным факторам должна соответствовать заданной величине, численно равной рентным платежам в бюджет.
В случае принятия второго методологического подхода экономический смысл моделей управления рентой состоит в следующем. Во-первых, дополнительная прибыль по организационным причинам, получаемая горнодобывающими предприятиями, стремится к необходимой им величине дополнительных инвестиционных ресурсов. Во-вторых, сумма дифференциальной горной ренты по природным и инвестиционным факторам должна соответствовать заданной величине рентных платежей в пользу собственника недр.
Экономико-математические модели управления дифференциальной рентой при комплексном освоении месторождений разработаны с учетом суммарных величин горной ренты по всем видам производимого минерального сырья.
В результате создается возможность на научной основе регулировать несколько важнейших параметров: уровень цены минерального сырья; распределение рентных доходов, в частности, сумму рентных платежей в бюджет; дополнительные источники инвестиционных ресурсов горнодобывающих предприятий.
Дифференциальная горная рента служит активным экономическим инструментом сбалансирования интересов производителей и потребителей минерального сырья.
Для количественного определения дифференциальной горной ренты по каждому предприятию следует применять натурально-стоимостной метод, учитывающий сочетание стоимостного показателя - рентной оценки - с натуральными показателями, характеризующими материальный базис ренты.
Для обеспечения подъема производства, социальной стабильности, активизации инвестиционного процесса в горнодобывающей промышленности необходимо осуществлять управление це-
ной сырья на основе предлагаемого экономического механизма регулирования недропользования. Рекомендуемый уровень цены сырья должен находиться в диапазоне ценовых координат, границы которого определяются верхним и нижним пределом допустимой с общеэкономических позиций цены.
Если регулируемая цена сырья установлена на более низком уровне, чем необходимая горнодобывающей отрасли для самофинансирования цена, то дифференциальная горная рента отрасли в целом будет отрицательной величиной, что означает потребность в государственной финансовой поддержке. Если цена минерального сырья регулируется в области действия сбалансированной цены, то дифференциальная горная рента будет положительной величиной. В отрасли может создаваться рентный фонд, формируемый из сумм положительной дифференциальной горной ренты, возникающей на предприятиях вследствие относительно более благоприятных природных и инвестиционных условий. Средства фонда должны расходоваться на финансовую поддержку предприятий, находящихся в сложных условиях и имеющих отрицательные величины дифференциальной горной ренты при действующем уровне цены сырья. Оставшаяся сумма отраслевой дифференциальной горной ренты вносится в бюджет в форме рентных платежей, величина которых также может регулироваться в рамках предлагаемой концепции. При этом как рентные поступления от одних предприятий, так и дотационные выплаты другим будут строго ограничены научно обоснованным расчетом величины ренты. Аналогичный механизм дифференциальной горной ренты должен действовать и на уровне отдельного акционерного общества. В результате все предприятия, продукция которых необходима для удовлетворения общественной потребности в данном виде минерального сырья, смогут нормально функционировать; госбюджет будет освобожден от расходования средств на финансовую поддержку горнодобывающей промышленности; потребители получат сырьё в требуемом количестве по научно обоснованной цене.
Практическое формирование оптовых цен рядового добытого полезного ископаемого, а также выпускаемого концентрата рекомендуется производить с помощью экономико-математических моделей сбалансированной цены и разработанных на их основе методик построения системы
оптовых цен для различных видов минерального сырья.
При внедрении в хозяйственную практику предлагаемой системы функционирования дифференциальной горной ренты должен быть несколько изменен действующий порядок налогообложения горнодобывающих предприятий. Во-первых, платежи за добычу минерального сырья заменяются рентными платежами производителей. Во-вторых, при расчете налога на прибыль горных предприятий в налогооблагаемую базу не должны включаться рентные платежи. В-третьих, суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налогов в дорожные фонды следует определять по установленным ставкам, применяемым к стоимости реализованной продукции за вычетом рентных платежей.
При наличии сверхнормативных потерь полезного ископаемого в недрах рентные платежи должны начисляться по увеличенным процентным ставкам, применяемым к рыночной стоимости потерянного сырья. На стоимость сырья в пределах нормативных потерь рентные платежи не следует начислять.
В рамках единого экономического механизма регулирования недропользования разработана экономико-математическая модель оптимизации
полноты извлечения минерального сырья из недр, основанная на рентном подходе.
Экономический механизм регулирования недропользования позволяет достигнуть нескольких позитивных результатов, важнейшими из которых являются:
• нормализация финансирования процесса воспроизводства в горнодобывающей промышленности;
• усиление инвестиционной активности в сфере недропользования;
• снижение бюджетных расходов, связанных с поддержанием деятельности горнодобывающих предприятий;
• повышение бюджетных доходов вследствие рентных платежей производителей минерального сырья;
• выравнивание экономических возможностей развития предприятий, находящихся в неравноценных объективных условиях работы;
• достижение социальной стабильности в регионах, производящих минеральное сырье;
• обеспечение потребителей минеральносырьевыми ресурсами в требуемом объеме по ценам, допустимым с позиций экономических интересов общества в целом.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ =
^------------------------------------------------7
Черкесова Эльвира Юрьевна - доцент, кандидат технических наук, Шахтинский институт ЮжноРоссийского государственного технического университета.