УДК 000
НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОЛНОЦЕННОГО СУБЪЕКТА ВСЯКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скороводов Михаил Васильевич,
ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж» E-mail: [email protected]
Современное образование в связи с изменяющимися общественными приоритетами изменило свою цель с простой передачи социального опыта от старшего поколения младшему на формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества. В тоже время с позиций гуманизма ведущей целью образования выступает необходимость формирования человека как полноценного субъекта всякой деятельности, ответственного за результаты своего труда.
Ключевые слова: личность, культура, гуманизм, социализация, компетенции, патриотизм, краеведение, метод проектов.
Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса является успешная социализация личности[9]. В связи с этим перед преподавателями стоят непростые задачи воспитания гражданских чувств у молодёжи и формирование её всесторонней компетентности[7].
Формирование гражданственности связано с патриотическим воспитанием. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение[13].
Изучением особенностей организации данной деятельности в разное время занимались известные историки, методисты, преподаватели-практики. Наиболее значимыми были труды А.С. Баркова «О научном краеведении», Г.Н. Манюшина «Историческое краеведение», Д.В. Кацюбы «Историческое краеведение в воспитании учащихся». Тенденции и перспективы исторического краеведения рассматривали Н.Н. Лазунова, Л.К. Ермолаева, Н.П. Милонов, К.Ф. Строев и другие авторы.
В настоящее время с помощью компьютерных технологий обрабатываются фотографии, создаются выставки, презентации, стенды. Результаты краеведческих исследований публикуются в социальных сетях, где используется графика, анимация, звук, видео; это дает возможность красочного представления краеведческого материала.
Значение краеведческих знаний исключительно важно, так как они способствуют приобщению обучающихся к общественно-полезной деятельности, связанной с изучением и со сбором исторического материала. Осуществляется это в интересных и привлекательных формах, самыми распространёнными из которых являются занятия в кружках и на факультативах, экскурсии и походы.
Историческое краеведение не просто раскрывает взаимосвязи родного края с Россией, оно помогает уяснить единство истории каждого города, села и деревни с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций своей Родины. Уже в «Повести временных лет» записано «..живяху кождо со своим родом и на своих местах, владеющие кождо родом своим на своих местах» и т.п.[6, С. 79].
Безусловно, система образования и воспитания призвана прививать обучающимся чувства любви к Родине, коллективизм. Понятия «Родина», «Отчизна» обычно ассоциируются с тем местом, где находится родной дом, учебное заведение, то есть с конкретным городом, поселком. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства молодёжи[11, С. 18].
Государственное значение краеведению придается с XVIII века. 13 февраля 1718 года Петр I публикует указ, который предписывает: «Также, если кто найдет в земле или в воде старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские; так же какие старые надписи на каменьях и прочее, что зело старо и необыкновенно - тако ж бы приносили, за что будет огромная дача»[5, С. 192].
Система, содержание и методика исторического краеведения соответствует общепедагогическим, дидактическим и предметно-методическим принципам и задачам, поставленным педагогической наукой перед обществоведческими предметами и внеклассной работой. Уместно констатировать тот факт, что краеведение лежит в основе истории[1, С. 8].
В Щигровском филиале ОБПОУ «КБМК», краеведческий материал используется не только на внеклассных мероприятиях, но и на занятиях по разным предметам, которые преподаются в учебном заведении. Например, на занятиях по фармакологии обязательно вспоминают о первых щигров-ских аптеках, на терапии - о первой щигровской земской больнице. На занятиях по сестринскому делу вспоминают первое Щигровское медицинское училище, на хирургии - о гениальном враче В. Г. Вайнштейне, на стоматологии - об учёном А.И. Евдокимове, на биологии и анатомии - об учёном И.И. Иванове. Прямое отношение к Щигровскому краю имеют многие талантливые литераторы: династия писателей Марковых, И.С. Тургенев, А.А. Фет, А.П. Гайдар. Не только в России, но и во многих других странах мира известно имя почётного гражданина города Щигры, выдающегося конструктора ракет С.П. Непобедимого, которому было присвоено звание «Человек-Эпоха»[14].
Использование краеведческого материала способствует более углубленному изучению истории [6, С. 178]. Изучение истории края в условиях реализации системно-деятельностного подхода обязательно осуществляется с применением методов музейной педагогики. Музей - это проявление дея-тельностной социальной практики. Студенты-музееведы, как правило активно участвуют в поисковой работе, изучении и описании музейных
предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, вечеров, конференций.
Педагогическая ценность работы в музее заключается в том, что информация в музее конкретна, эмоциональна и, кроме того, сама необычность музейной обстановки разрушает стереотип занятия, дает возможность активизировать восприятие студентов[12, С. 70].
Студенты в рамках учебной программы, выбирают темы занятий в музее, принимают участие в формулирование целей и задач, обсуждении проблем каждой темы, подведении итогов и проверке домашнего задания.
Особая организация проведения занятий в демонстрационном зале краеведческого музея способствует утверждению фундаментальных ценностей. К числу таких ценностей относятся: любовь и привязанность к семье, учебному заведению, городу, родному краю, государству; бережное отношение к природе и всему живому; уважение к труду, развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование знаний о правах человека, знакомство с символами государства, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям. Этому же способствуют и занятия в краеведческом кружке. «Кружок есть то звено, за которое нужно уцепиться для того, чтобы вытянуть всю цепь разнообразных форм внеклассной рабо-ты...»[3, С. 27].
На базе краеведческого музея, кружка исторического краеведения осуществляется не только учебно-воспитательная деятельность, но и создается широкая возможность для разнообразных форм и методов работы, для самостоятельной научно-поисковой деятельности студентов[4, С. 53].
Одной из перспективных технологий краеведческой работы является метод проектов, который успешно реализует принцип личностно-ориентированного обучения, когда студенты выбирают дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. Выполняя проекты, студенты осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. Это также позволяет формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.
Поисковая, исследовательская и проектная деятельность становится важной мотивирующей составляющей в образовании. Применяя в учебном процессе краеведческий материал, преподаватель способствует формированию познавательной активности обучающихся, выработке эмоционально-ценностного отношения к культуре родного края, его истории.
Ценностно-смысловое и эмоциональное восприятие краеведческой информации, как правило, особенно ярко проявляется при изучении важных переломных периодов родной истории. Позитивным результатом деятель-
ности краеведов является их участие в научно-практических конференциях, где авторы наиболее интересных работ занимают достойные призовые места.
Метапредметная многофакторная образовательная деятельность с элементами исторического краеведения способствует созданию специфического социально-экономического и культурно-правового пространства учебного заведения, в рамках которого успешно формируются общие и профессиональные компетенции, необходимые будущим специалистам [10].
Конечно главная задача преподавателя истории - заинтересовать студентов процессом исторического познания. Там, где зародился живой интерес, проблема заключается лишь в том, чтобы направить этот интерес в нужное русло - вовлечь студентов в атмосферу научного поиска[8, С. 43]. Краеведение переживает период подъема, крепнет, совершенствует свои формы и методы работы. У краеведов появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать [5, С. 182]. Раскрывая яркие страницы в истории края, выявляя героев-земляков, краеведы должны всячески пропагандировать свои открытия, стремясь на деле осуществить девиз «Никто не забыт, ничто не забы-то»[8, С. 216].
Развитие и жизнеспособность исторического краеведения определяется, прежде всего, его важной ролью в учебно-воспитательном процессе. «Разумное отношение к коллективной памяти стало наиболее устойчивой нашей культурной традицией»[2, С. 19].
Сейчас не вызывает сомнения тот факт, что историко-краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой учебного заведения, так как её творческий, созидательный характер служит воспитанию активных молодых граждан России.
Список литературы
1. Ашурков В.Н. Историческое краеведение. - М.: Просвещение.- 1980.
2. Барков А.С. О научном краеведении. - М.: Просвещение.- 1961.
3. Вагин А.А. Методика обучения истории в средней школе. - М., 1972.
4. Горбунов Б.И. Структура и содержание курса Народоведения.// Преподавание
истории в школе. - 1999.- № 8.- С. 53-54.
5. Историческое краеведение./ Под ред. Г.Н. Манюшина. - М., 1975.
6. Историческое краеведение./ Под ред. Н.П. Милонова.- М., 1975.
7. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании и воспитании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003.
8. Кацюба Д.В. Историческое краеведение в воспитании учащихся. - М., 1965.
9. Колябина Т. С. Формирование патриотизма и гражданственности в условиях становления новой российской государственности: Учебное пособие. Краснодар: ООО Издательский дом «ХОРС», 2006.
10. Лазунова Н.Н., Ермолаева Л.К. Историческое образование: тенденции и перспективы. // Преподавание истории в школе. - 1999. - № 2. - С. 40-48.
11. Методика историко-краеведческой работы в школе. / Под ред. Н.С. Борисова. - М., 1987.
12. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. - М., 1998.
13. Строев К.Ф. Краеведение. - М., 1974.
14. http://www.kpravda.ru/news.php?article=13141
THE NECESSITY OF FORMATION OF THE PERSON AS A COMPLETE ENTITY
OF ALL ACTIVITIES
Skorohodov Mikhail Vasilyevich, Giurova Nadezhda Nikolaevna Kursk Basic Medical College Shchigry branch E-mail: [email protected]
Abstract. Modern education in the context of the changing public priorities had changed its purpose from a simple transfer of social experience from the older generation to the younger one on the formation of comprehensively developed personality, prepared for reproduction and development of material and spiritual culture of the society. At the same time from the standpoint of humanism the fundamental purpose of education is the necessity of formation of the person as a complete entity of all activities, responsible for the results of their work.
Key words: personality, culture, humanism, socialization, competence, patriotism, local history, project method.