УДК 801.1
ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ. ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА В 5 КЛАССЕ
Алексеева Галина Кузьминична учитель русского языка и литературы МОУ СПОШ№2 г.Благовещенск
E-mail: charli71@mail. ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: краеведение, литература, программа учебного курса в 5 классе, тематическое планирование.
АННОТАЦИЯ: В статье представлена программа по литературному краеведению в 5 классе.
Краеведческое движение в Амурской области имеет давнюю историю, так как зарождение местного краеведения следует отнести к концу XIX - началу XX вв. (см., напр., работы А.А. Кауфмана, К.Д. Логиновского, А.Б. Карпова, М.К. Азадовского, А.П. Георгиевского, Г.С. Новикова-Даурского и др.). В разные периоды оно переживало этапы большего или меньшего развития, однако интерес к местному краеведению не угасал никогда. У специалистов и краеведов-любителей накоплен большой опыт по изучению исторического прошлого родного края, городов и сел Амурской области, многообразной деятельности населявших ее людей; изучению истории, языка, литературы, культуры, экономики и природы края; выявлению сохранности памятников материальной и духовной культуры.
Разноаспектное изучение родного края обусловило становление таких научных направлений, как историческое краеведение, археологическое краеведение, этнографическое краеведение, литературное краеведение, природоведческое краеведение. Актуализируются и другие, не менее важные краеведческие направления, среди которых приоритетное положение занимают следующие: выявление и использование
документальных (архивных) материалов, издательская и пропагандистская деятельность, сохранение памятников истории и культуры, музейное дело [1, 2, 3, 4, 5, 6].
Слово «краеведение» является производным от «край», синонимичного словам «страна», «область», «местность», «регион». Этот термин многозначный. Прежде всего обращает внимание на себя процессуальность, заложенная в слове, позволяющая определить термин как «изучение края». Кроме того, краеведением называют совокупность знаний о географических, экономических и других особенностях местностей, а также науку о краеведческой деятельности и краеведческой теории [2, с. 12].
Исходя из различного объема понятия «край», это слово используется как для обозначения общего краеведения (родиноведение, россиеведение), так и для наименования локального краеведения (регионоведения - областного, городского и даже районного). Предметом изучения при этом могут быть любые объекты, встречающиеся в конкретном месте, местный материал.
К числу наиболее разработанных краеведческих направлений относится природоведческое краеведение (изучение ландшафта, географии, животного и растительного мира) и историческое краеведение, предметом изучения которого являются исторические события, происходящие в крае.
В настоящее время наблюдается огромный интерес к истории родного края, вызванный юбилейной датой - 150-летием со дня образования Амурской области.
Литературное и лингвистическое краеведение предполагает в качестве научного объекта местный литературный и языковой материал разных эпох. Изучение местной литературы имеет в Амурской области свои традиции и свою историю, которая насчитывает не менее ста лет.
Важнейшей задачей школы была и остается реализация принципа органического единства обучения и воспитания. В плане воспитания гармонично развитого человека школьное краеведение, основной целью которого является «систематическое и всестороннее познание учащимися родного края в процессе учебной, внеурочной и внеклассной работы» [2, с. 6], играет серьезную роль. Краеведческий материал следует рассматривать как диалектическое единство развития познавательной и творческой деятельности учащихся и формирования у них чувства любви к родному краю. Воспитательный характер литературного краеведения определяется спецификой регионального материала: они непосредственно связаны с людскими именами,
географическими объектами, социально-историческими условиями развития региона [4, с.
3].
В современном школьном краеведении можно выделить ряд направлений: изучение родного края в связи с учебными курсами; работа учащихся в краеведческих, юннатских и предметных кружках; туристические походы по родному краю; работа школьных музеев; краеведческая работа учащихся в составе научных экспедиций с задачей выполнения целевых краеведческих исследовательских заданий научных организаций; работа следопытов; работа учителей по изучению родного края и пропаганде краеведческих знаний, подбору учебного материала для уроков и т.д.
Школьное литературное краеведение занимает свое место в комплексе научных дисциплин, нацеленных на познание родного края, знакомство с его прошлым и настоящим, национальными и культурными традициями, жизнью и бытом народа.
Региональный принцип изучения литературы не только способствует развитию познавательных интересов учащихся, но и является действенным помощником в воспитании у школьников любви к родине, родному краю, чувства эстетического восприятия действительности.
Начиная работу по краеведению, по воспитанию любви к малой родине, родному городу, педагогу необходимо прежде всего самому хорошо знать его, продумать, что целесообразнее всего показать и о чем рассказать детям на данном занятии, особенно выделив то, что характерно именно для этого края, и как можно показать связь малой родины с родиной большой. Факты, к которым педагоги привлекают внимание детей, должны быть яркими, конкретными, образными, должны вызывать интерес, будить воображение [3].
При отборе материала для организации работ по краеведению следует учитывать ряд принципов.
1. Краеведческий материал должен быть достоверным. Рассказы, предания, легенды, вещественный и документальный материал всегда нуждаются в предварительном уточнении, прежде чем использовать их в учебном процессе.
2. Краеведческий материал должен соответствовать уровню развития, интересам и возрасту учащихся. Круг и содержание краеведческих знаний, тематика и формы работы должны определяться педагогом с учетом возрастных особенностей детей.
3. Изучение края должно вестись комплексно, краеведческие объекты следует изучать всесторонне.
4. Краеведение должно носить систематический характер.
Данная программа представляет собой начальный курс изучения региональной литературы в среднем звене и ориентирована на учащихся пятых классов с учетом их возрастных и познавательных особенностей.
Литературный курс соотнесен с содержанием Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5 класса и рассчитан на 35 часов, из которых 27 отводится на изучение произведений, 8 - на развитие речи и творческих способностей учащихся.
Содержание программного материала представлено в шести разделах, каждый из которых содержит круг произведений местных авторов, объединенных общей тематикой. На вводном занятии учитель знакомит пятиклассников с многообразным миром амурской литературы, именами писателей и поэтов, настраивает на изучение произведений.
В ходе или по окончании изучения содержания и художественных особенностей произведений разных жанров учитель продолжает работу над развитием творческих способностей учащихся. Результаты работы могут быть отражены в отзывах о прочитанном: сочинение сказки, рассказа, стихотворения; в поисковой работе по сбору фольклорного материала; подборке стихов на заданную тему; инсценировании; иллюстрировании литературных текстов и т.д.
Содержание программы является примерным, что дает возможность учителю выбирать материал и распределять часы в соответствии с особенностями района, города, наличием художественных текстов, уровнем развития и подготовки учащихся и т.д.
ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ Программа учебного курса в 5 классе
(35 часов)
Введение
Литература родного края - один из источников познания культурной жизни Приамурья. Тематическое и жанровое многообразие творчества амурских писателей. Эстетическое и нравственное значение их произведений.
Раздел I. Устное народное творчество Приамурья
1. Фольклор
Малые жанры амурского фольклора. Пословицы, поговорки, загадки. Отражение в них жизни и быта народа. Собиратель амурского фольклора - Г.С. Новиков-Даурский.
2. Сказки народов Приамурья
Д.Д. Нагишкин «Амурские сказки».
Быт, верования малых народов Амура в сказках. «Храбрый Азмун», «Хвастун», «Семь страхов», «Недобрая Ладо» и др. (по выбору учителя). Осуждение злого и недоброго в человеке, торжество дружбы и справедливости. Язык сказок. Познавательное и нравственное значение.
Л.Н. Татарская «Эвенкийские сказки».
Особенности национальной культуры и духовного мира коренных народов Приамурья в сказках.
3. Кириченко «Сказки дремучей тайги».
Сказки наших соседей. Китайские и японские сказки.
Отражение в них общечеловеческих понятий о добре и зле. Познавательное значение сказок.
Раздел II. Писатели об истории Приамурья
Освоение земли Амурской в преданиях и сказаниях казаков.
Н.Е. Таловеров «Албазинские были»
Амурская земля до русского заселения (по материалам очерка Н. Фотьева «За Зеей»). Быт и нравы первых поселенцев (по книге А.Н. Дорохиной «Станица Албазин»).
Историческое прошлое в поэзии Приамурья.
В. Яганов «Щит границы» (отрывок из поэмы), А. Алюшин «Первопроходцы», Л. Андреев «Мы вспомним их», И. Игнатенко «Предтечи», И. Шишкин «Шли наши предки сюда к Амуру», П. Комаров «На краю России», «Серебряный кубок», В. Яганов «Две улицы» и др. (по выбору учителя).
Отражение трудностей быта первопоселенцев, восхищение первозданной красотой природы. Чувство глубокого патриотизма на страницах произведений амурских писателей.
Раздел III. Мир человека и природы
Г.А. Федосеев. Сведения о жизни писателя.
Мастерство автора в изображении суровой красоты амурской тайги. Поэтичность и лиризм описаний (по отрывку из книги «Злой дух Ямбуя»).
В.П. Сысоев. Сведения о жизни писателя.
«Золотая Ригма». Повесть «Удивительные звери: рассказы и очерки о природе» (по выбору учителя).
Взаимоотношения человека и природы. Особенности зарисовок леса и его обитателей.
П. С. Комаров. Сведения о жизни писателя.
Поэтизация дальневосточной природы в стихах «Ночь на Амуре», «Хинганский родник», «Приамурье», «Сосна» и др. (по выбору учителя).
Любовное отношение к «братьям нашим меньшим» в сборнике стихов «Веселое новоселье» (по выбору учителя).
Родная природа в творчестве амурских поэтов.
В. Альбинин, И. Игнатенко, В. Яганов, О. Маслов, Л. Завальнюк и др. (1 - 2 стихотворения по выбору учителя).
РазделГУ. Мир в поэзии и прозе Приамурья
Т.Г. Ильина. Сведения о жизни писателя.
Повесть «...И нарекли его Иваном». Духовное становление отрока Ивана, ставшего впоследствии великим подвижником, первым епископом земли амурской Иннокентием Вениаминовым.
А. Хасанов. Сведения о жизни писателя.
Сказка «История маленького дома». Благородство поступков юного героя, его стремление к знаниям. Победа добра над злом и невежеством.
Г.М. Тарасова. Сведения о жизни писателя.
Рассказы о детях «Живая вода», «Анкетирование», «Поросенок за партой» и др. (по выбору учителя).
Наблюдательность писательницы, ее доброта и юмор в обрисовке событий из жизни детей.
Поэзия для детей.
Н. Дьякова, И. Игнатенко и др. (по выбору учителя).
Раздел V. Амурские писатели о Великой Отечественной войне
Б.А. Машук. Сведения о жизни писателя.
«Горькие шанежки». Трудности военного детства. Судьбы и характеры подростков в рассказах «Горькие шанежки», «Рыбный суп», «У родника» (по выбору учителя).
«Поэтов огненные строки». Стихи Амурских поэтов о Великой Отечественной войне. С. Демидов «Храни, народ, победы славу», В. Алюшин «Братская могила», Н. Релина «Вам, павшие», И. Рязанов «Переправа», С. Повный «Родом из войны» и др. (по выбору учителя).
Героический подвиг народа, его вера в победу над врагом. Чувство глубокого преклонения перед памятью павших.
Раздел VI. Детское творчество
Юные дарования Приамурья.
Стихи. Знакомство с произведениями школьников на страницах переодической печати.
Творческая мастерская.
Примерное тематическое планирование
5 класс (35 часов)
Наименование разделов и тем Место темы в общем курсе Количество часов
литературы Для Для
изучения развития
речи
Введение 1 0
Раздел I. Устное творчество народов Приамурья 9 5
1. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки Фольклор 2 1
2. Сказки народов Приамурья. Д.Д. Нагишкин «Амурские сказки» Народная сказка 2 3
3. Л.Н. Татарская «Эвенкийские сказки» 2 1
4. Э. Кириченко «Сказки дремучей тайги» Литературная сказка 1 0
5. Сказки наших соседей. Китайские и японские сказки. Сказки народов мира 2 0
Раздел II. Писатели об истории Приамурья 2 0
1. Предания, воспоминания казаков (первых поселенцев) Легенды русского народа 1 0
2. Историческое прошлое в поэзии Приамурья 1 0
Раздел III. Мир человека и природы 5 2
Г.А. Федосеев «Злой дух Ямбуя» (отрывки) К. Паустовский «Мещерская сторона» 1 1
В.П. Сысоев «Золотая Ригма». Повесть «Удивительные звери: рассказы и очерки с природе» Л. Андреев «Кусака» 2 0
П.С. Комаров. Стихи о природе и ее обитателях «Веселое новоселье» В.В. Бианки, П.И. Рыленков «Все в тающей дымке» 1 0
Родная природа в творчестве Амурских поэтов 1 1
Раздел IV. Мир детства в поэзии и прозе Приамурья 5 1
Т.Г. Ильина «.И нарекли его Иваном» Д. Лондон «Сказание о Кише» 1 0
А. Хасанов «История маленького дума» 1 0
Г.М. Тарасова. Рассказы о детях и животных А.И. Куприн «Белый пудель» 2 1
Ю.П. Казаков «Тихое утро»
Поэзия для детей. Н. Дьякова, И. Игнатенко и др. 1 0
Раздел V. Амурские писатели о Великой Отечественной войне 4 1
Б.А. Машук «Горькие шанежки» Произведения о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский, К.М. Симонов, А.А. Сурков. Лирика 2 1
«Поэтов огненные строки». Лирика о войне 2 0
Раздел VI. Детское творчество 3 2
Юные дарования Приамурья 1 0
Творческая мастерская. Проба пера. 2 1
Всего: 27 8
ЛИТЕРАТУРА
1. Амур. Литературно-художественный альманах № 1, № 2. Благовещенск: изд-во БГПУ, 2002, 2003.
2. Иванов П.В. Основы школьного краеведения. Петрозаводск, 1977.
3. Кацюба Д.В. Историческое краеведение в школе и вузе. Кемерово, 1994.
4. Кокорина Л.Я. Лингвистическое краеведение в школе: Учеб. пособ. Кемерово,
1990.
5. Приамурье литературное / сост. О. Барсова. Благовещенск, 2004.
6. Проза народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России / сост. А. А. Бурыкин. М.: Северные просторы, 2002.