Р.К. Такенова,
преподаватель истории, Сарыколъский колледж агробизнеса и права
He?i)?i свздер: сананы жацгы-рту, влкетану, тарих, тэрбиелеу, патриотизм, урпац, ж\ ие, мура-эюсш.
Ключевые слова: модернизация сознания, краеведение, история, воспитание, патриотизм, поколение, система, музей.
Keywords: modernization of consciousness, study of local lore, history, upbringing, patriotism, generation, system, museum.
К ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ СТАТЬИ ПРЕЗИДЕНТА СТРАНЫ Н.А. НАЗАРБАЕВА «ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ: МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ»
Ацдатпа
Туган елкенщ тарихын, Елбасыньщ «Болашакда кезкарас: когамдык сананы жангырту» макаласын жузеге асыру контекстшде студенттердщ тарихи са-насын дамыту факторы ретшде елкетанульщ жумы-старды зерделеудщ езектшп карастырылады.
Элкетану бойынша жумыс жуйеа, оньщ жастар-дьщ патриоттылыгын тэрбиелеуге багытталушылыгы суреттелген. Зерттеу жэне муражайлык жумыстын турл1 дэстурл1 жэне инновацияльщ формалары усы-нылган.
Макала авторыньщ елкетанушылыкка кумарлыгы-ньщ нэтижеа болып табылатын кызметтщ корытын-дысы усынылады.
Аннотация
Показана актуальность изучения истории родного края, краеведческой работы как важного фактора раз- § вития исторического сознания студентов в контексте и реализации статьи Президента нашей страны «Взгляд о в будущее: модернизация общественного сознания». о
Описана система работы по краеведению, направ- q ленность её на патриотическое воспитание молодё- щ жи. Представлены различные традиционные и инновационные формы исследовательской, музейной <с работы. о
Подведены итоги деятельности, которые являются
результатом увлечённости краеведением автора ста- О
с
тьи. t^
S
Annotation ®
н
The relevance of the study of the history of the native Щ land, local history work as an important factor in the о development of the historical consciousness of students m in the context of the implementation of the article of t| the President of our country "A Look into the Future: w Modernization of Public Consciousness" is shown. g
The system of work on regional studies, its orientation [b to patriotic education of youth is described. Various 0 traditional and innovative forms of research, museum x
Л
work are presented. 4
The results of the activities are summarized; they are the results of the enthusiasm for the local history of the ^ author of the article.
ж
Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоягцее и увидеть контуры будущего.
Н. Назарбаев
Асан - хороший, спокойный и любознательный мальчик. На уроках старательно пишет конспект, участвует в дискуссиях и много спрашивает. Но сегодня он ведет себя необычно: ерзает и крутится за столом, о чем-то шепчется с соседом и нетерпеливо поглядывает на меня, потом на часы. С трудом дождавшись звонка, он вихрем мчится к учительскому столу. Взволнованно и торопливо, сглатывая окончания слов, изложил мне свою проблему. Он говорил о своем маленьком поселке - ауле Соналы, об отце, трудно живущем там, многодетном и безработном. Отец попросил у меня взаймы десять тысяч тенге из стипендии, обосновав свои слова необходимостью купить книгу - историю своего рода, к которому он принадлежит, ну и естественно, и я. Зачем? Я и без книги знаю, что мы из рода канжига-он лы. Лучше бы купил домой продуктов для § младших братьев и сестер, им хватило бы на полмесяца. Или я не прав, Раиса Каршаловна? § Объясните мне это, как историк и просто как § взрослый человек - «аксакал». О «Объясню, - сказала я. На следующем урод- ке. Мы изучим один программный документ 2 Президента, и ты сам поймешь прав или не н прав твой отец, ну и ты тоже».
Дома я тщательно готовлюсь к занятию. Ч Вот он, этот документ: Нурсултан Назарбаев ев «Взгляд в будущее: модернизация обще-
^ г-.
К ственного сознания». В нем он с сожалением К
<С и горечью говорит о частичной утрате языка, К культуры, патриотизма, особенно в молодежи ной среде (как «Иваны беспамятные »). И и четко подводит к мысли, что сознание, наци-^ ональная память, гордость и патриотизм, бум дущее молодых может сотвориться в учебных § заведениях, где им прививается особое относи шение к родной земле, ее культуре, обычаям, Н традициям, к памяти наших предков, сохрани нивших будущее страны. А как рычаг при-^ вития молодежи такого особого отношения ^ к своей малой и большой Родине Нурсултан ^ Абишевич в первую очередь относит организацию серьезной краеведческой работы. Его
программа «Туган жер» («Туган ел») поможет изучению истории родного края - материальной и духовной.
Урок истории в группе механиков удался. Асан собирается сам выкупить книгу - историю своего рода и подарить ее отцу.
Воспитание... какое многоплановое значение у этого понятия, какой широкий спектр возможностей воздействия на наших детей. И вроде каждый родитель, как ему кажется, по крайней мере, занимается воспитанием своих детей.
А результат - то воспитания неодинаковый. Вот такой пример. В мою бытность классного руководителя (куратора группы) я знала семью, где родители вполне интеллигентные, состоявшиеся, известные в районе люди с несколькими образованиями (в том числе юридическими и педагогическими) воспитывали своих двух сыновей в строгости и принципиальности. Дети выросли не плохие: деловитые, хваткие. Но нет в них обычной человечности, интереса к судьбам простых людей, односельчан, даже своих родственников. Их не удивишь на благотворительных мероприятиях, сельских сходах, в рядах спонсоров на развитие поселка. Они как-то смогли не служить в армии и, вообще мечтают, накопив капитал, уехать навсегда в США или, на крайний случай в Санкт-Петербург.
Вот что здесь скажешь? Кажется, ребята все имели от жизни по полной «катушке» и достатка (в селе это есть не у всех), и образования, и воспитания. Ан, нет, у них, как говорится «ни родины, ни флага». Чего не было в воспитательной системе этой семьи? Что было, но нет так, как надо бы!
А вот другая история. Моя соседка Асима родила и воспитала вместе с мужем девятерых детей. Понятно, что это люди простые, закончившие в свое время только «восьмилетку», поднявшие семью только своим трудом на совхозном производстве и личном подсобном хозяйстве. Семья жила без особого достатка в части денег, роскоши и развлечений, но в остальном был хороший порядок: дети учились, много трудились на домашнем подворье, служили Родине, создавали свои семьи. И всегда я замечала и завидовала высокой общности этой семьи и приверженности детей к
т
своему дому, родителям, своему маленькому поселку. Они были шустрые, любили выступать на собраниях, сходах с предложениями по улучшению дорог к поселку, по курсированию автобуса на отделение, по сохранности и выживанию поселка. Они составили «древо» поколений своего рода. Вы бы видели, как они гордятся известным на костанайщине батырам Мендеке, считая его дальним и знаменитым родственником своего рода. Они участвуют во всех торжествах, посвященных его деятельности, считают, что он внес большой вклад в становление государственности. Они любят и считают себя жителями только одной страны - Казахстан.
Вот давайте подумаем, чего не было в воспитательном процессе одной семьи, в которой воспитание детей было осознанной целью родителей и что было такого в другой семье, где не было самого понятия слова «воспитание». Наверное, просто родители своим примером, трудом, отношением, своим образом жизни вселили в детей чувство патриотизма, сопричастности к истории своих предков, познанию своих корней.
Вот и в учебной и воспитательной работе учебного заведения ставится цель - получить к началу взрослой трудовой деятельности образованного, компетентного, коммуникабельного, с хорошим чувством адаптации и осознанием тех ценностей, которые нужны сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание, любовь к малой и большой Родине человека. К сожалению, осознание этих ценностей присуще не каждому молодому человеку. Наши выпускники, зачастую, плохо адаптируются к условиям работы после обучения, не хотят работать в этой местности (особенно сельской), лелеют «голубую» мечту оказаться за границей (лишь бы не «фатер-лянд»), В некоторых молодых людях нет гордости за свою Родину, их не волнует имидж своей страны, понятие «мы народ» для них очень и очень расплывчато. Одно то, что есть молодые люди - казахи по происхождению, не знающие родного языка, говорит об их равнодушии к судьбе Родины, да и своей тоже.
Как воспитать в них чувство гордости за Родину, своей народ, сопричастности к истории Казахстана, ответственности за развитие
и процветание своей малой и большой Родины?
Думаю, что это надо нам делать не только одними словами и не просто дачей определенных знаний, но и чем - то другим. Следует заинтересовать молодых людей, вызывая в них высокие чувства патриотизма и ответственности ко всему, что есть в его стране и что будет в будущем.
Одним из таких современных и эффективных инструментов я считаю работу по краеведению. Думаю, что на сегодня это одна из самых популярных форм учебно - воспитательной внеклассной работы по многим предметам. Актуальность краеведческой работы связана с инертностью мышления и поведения молодых людей в общественной деятельности и с необходимостью, с другой стороны, воспитания их в духе патриотизма, любви к Родине и активной жизненной позиции. Глава нашего государство, наверное, не зря предлагает ввести обязательный курс краеведения.
Всю работу по краеведению веду в соответствии с учебными и воспитательными задачами колледжа в целом. Объекты для исследования, виды и методику работы определяю исходя из, во-первых, контингента студентов, во-вторых, местных условий и, в-третьих, учебных программ.
При этом преследую следующие цели:
¡.Изучение местных условий (в том числе природно-климатических, так как у нас есть отделение агрономии, механизации, ветеринарии) для использования студентами в будущей производственной и предпринимательской деятельности. Для хозяйственной и социальной адаптации выпускников колледжа и их готовности жить и трудиться в сельской местности, участвуя в ее социально-экономическом и культурном развитии.
2.Накопление различного краеведческого материала для пополнения музея Боевой и трудовой славы и обязательное использование его в учебных целях на уроке истории и других предметов (география, экономика, казахский язык и другие)
3.Способствовать формированию у студентов гражданственности, толерантности, причастности к прошлому и настоящему своей Родины и народа.
в; К X
ш Ч
О
«
о с о
1-4
м
в
2
<
н
о £
«
о с в; К х <с н X С о о
т
ш Ч
РЧ
О 0-С
ш
X -а
£ Н
ьс <
Формы работы использую разные. Бывает очень простая работа. Например, изучение истории своего поселка, села, отделения или составление родословногодрева своей семьи (основоположники древа, великие личности в роду, интернациональные браки и т.д.). Более сложная работа - изучение особенностей района, области, «белые пятна» в жизнеописании знаменитых личностей. Здесь используем уже туристско-краеведческие формы работы в виде вело и мотопробегов, лыжные походы по местам славы, пешеходные экскурсии, выезды в другие города самостоятельно и в составе делегаций различного уровня.
Краеведение... какой широкий аспект охватывает это понятие: лучше узнать свой край, лучше узнать особенности региона, увидеть красоту и значимость небольшого кусочка своей Родины... и еще много чего входит в понятие краеведения. Именно из такого высокого смысла этого понятия исходила я, когда решила заняться этой работой. Благо, что база для этого есть. Да еще какая!
с^ Ведь на Сарыкольской земле родились вели-
№
щ кие люди, начиная с акына - жырауТатикары
Ч (знаменосца великого Абылай хана) и закан-
§ чивая космонавтами с космических кораблей,
С приземляющихся в нашей области. А между
2 ними история гражданской войны, Великой
д" Отечественной, целинной эпопеи, героиче-
2 ских и гражданских будней, н Помните у Абая?
0 л-г
<! «Превратность мира - многимплен, Мы плачем от его ударов и измен.
^ Оставившего после себя бессмертное ело* во'
< Разве можно считать превратившимся в
К тлен?»
С ^
^ Вот мы и решили с моими ребятами, чле-
ю нами кружка краеведения не дать забыть
^ людям свою историю, своих великих пред-
^ ков, знаменитостей, общественных деятелей.
О Например, у нас училась правнучка дважды
С Героя Советского Союза Л.И. Беды, которую
Н активно «раскручивали» кружковцы, давая ей
® многочисленные задания по ранее неизвест-
^ ным фактам жизни Леонида Игнатьевича,
н Работу начинаем с составления перспек-
<| тивного (на 5 лет) плана краеведческой работы, где указываем большие мероприятия на
перспективу. Так, 2018 год (год 50-летия нашего колледжа) планируем создание фильма «Мы из Сарыколя» о знаменитых выпускниках колледжа (директорах, ученых, бизнесменах). Основная краеведческая работа ведется по музейным материалам и экспонатам. Музей открыт в 1985 году и содержит богатейшие материалы по гражданской, Великой Отечественной войнам, целине и жизни колледжа.
Основными направлением этой работы является изучение жизни и подвигов наших знаменитых костанайцев в целом, и более узко, конечно, сарыкольцев. Много времени уделяется кружковцами по летописи целины, биографиям крупных руководителей области и района, внесших значительный вклад в развитие и экономику региона.
Анкетирование, на мой взгляд, является значимым участком работы в краеведческой деятельности. Оно позволяет моим кружковцам оценить то или иное событие, явление с точки зрения третьих субъектов общественной жизни, т.е. население отдельных категорий общества, учащихся. Поэтому, мои ребята любят использовать этот рычаг познания. Например: при изучении деятельности Л.Беды были предложены анкеты и тесты для учащихся и населения. Из анкет следует, что 80% населения и учащихся хорошо знают, что Леонид Беда - это дважды Герой Советского Союза, а не ученый и не агроном. На вопрос, где находятся памятники, улицы, парки, посвященные Л.Беде, почти все ребята ответили, что есть улица и памятник в Костанае и улица в Сарыколе. Зато на вопрос: «Что Вы читали о нем?» 95%учащихся ответили, что ничего не читали дополнительно, кроме того, что им рассказывали на уроке истории.
Но наиболее ценной для краеведческой работы является живая информация из уст живых носителей героического времени - ветеранов, очевидцев знаменательных событий, известных людей. Так за два последних года только на базе музея было проведено около полусотни интересных и познавательных встреч с ветеранами района и области. В год 70-летия Победы наш музей посетило около половины населения района. Когда то мой музей дважды встречал Героя Советского Союза ДевятаеваМ.П., прошедшего героически всю
Ш
воину и даже, попав в тяжелеишие условия концлагеря, сумел угнать оттуда самолет. Видели бы вы, как горели глаза ребят от восторга и восхищения подвигом этого человека, когда они приходят на экскурсию в музей, смотрят его фотографии и читают благодарственную запись этого Героя в книге посещений, обращенную к ним, краеведам: «Вы вершите великое дело, создавая из крох столь доброе на века».
Чтобы собрать материал для музея, приходилось совершать серьезные поездки и экскурсии на исторические места. Так, ежегодно члены кружка в марте месяце в составе лыжной спортивной группы колледжа совершают поход к братским могилам в поселке Ермаков-ка, в поселок Кунтемис, где родился (правда, это оспаривается) Чокан Валиханов, в поселок Барвиновка с его богатейшей целинной эпопеей.
Крепкую связь держат мои кружковцы с известным в области краеведом Стародуб Валерием Васильевичем. Его многочисленные монографии, книги, учебники ребята бережно хранят в музее. Настольной книгой кружковцев является труд «Исторические, памятные, культурные места Сарыколя». В нем подробно раскрыты страницы прошлого, имеется много иллюстративного материала по надгробиям, мавзолеям, церквям. Ребята готовятся по нему к урокам истории, участвуют в конкурсах и олимпиадах. Еще две книги с дарственной надписью подарил Валерий Васильевич музею «Письма из деревни», «Сарыколь... от чистого истока».
Краеведческий материал - основа для большинства мероприятий, как коллежского, так и районного масштаба. Эти материалы запрашивают все, начиная от простого школьника, до работников акимата и различных других субъектов социальной и хозяйственной жизни.
И, конечно же, труды ребят - кружковцев были по достоинству оценены. Они пишут рефераты, научные работы участвуют в конкурсах и олимпиадах и занимают призовые места.
Используя материал краеведов, было создано несколько документальных фильмов: «На
безымянной высоте» (к 65-летию Победы), «В анналах памяти музея» (к 70-летию Победы), «Край родной» (конкурсная работа).
По богатейшим материалам краеведческой деятельности преподаватели пишут статьи, авторские методические разработки, рабочие тетради в помощь преподавателям истории, географии, экономике, культурологии. Моя конкурсная работа «Война глазами юных» получила положительный отзыв и внесена в сборник материалов Международной научно
- практической конференции.
Вот таких, может быть, на взыскательный взгляд, и не грандиозных успехов достигли мы в краеведческой работе. Но я знаю: сейчас ребята ищут героев, играют в героев, а завтра сами станут героями. Иначе быть не может с такими ребятами, членами нашего краеведческого кружка.
А как же бездушные, не патриотичные студенты? Думаю, что и здесь есть хорошие подвижки. Ребята не отказываются от участия в конкурсах, олимпиадах, пишут научные работы, стихи, запускают флеш-мобы к знаменательным датам, участвуют КВНах, не избегают службы в армии.
И мне хочется надеяться, что этим небольшим подвеском способствовала моя любимая работа по изучению края.
ЛИТЕРАТУРА
1. Назарбаев,H.A. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания [Текст]/ H.A. Назарбаев//Казахстанская правда,- 2017.
- 15 апреля.
2. Назарбаев,H.A. Независимость Казахстана: уроки истории и современность[-Текст]/ H.A. Назарбаев. Алматы: Национальное агентство по делам печати и массовой информации PK, 1997.-70с.
3. Назарбаев, Н. А. Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда [Текст]/Назарбаев //Казахстанская правда.-2012,- 10 июля.
4. Кунанбаев, Абай.Книга слов[Текст]/ Алматы, 1993.-272с.
5. Стародуб,В.В. / Исторические, памятные, культурные места Сарыколя [Текст]/В.В.Стародуб,- Костанай, -2011.-152с.
в; S К
ш
4
О
«
о с о
1-4
W
в
2
<
н
о £
п о с в;
5 х <с н s С о о
m
ш Ч W О
CL С
ш х
-а
Н
ьс <