Необходимость дизайн-кода современному российскому городу (на примере г. Омска) The need for a design code for a modern russian city (on the example of Omsk)
Шлендер Роман Ассафович
Специалист
Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
Ул. Партизанская, д. 6 e-mail: roman_shlender@mail. ru
Slender Roman Asafovich
Omsk branch of the Financial University under the government of the Russian Federation
6 Partizanskaya street e-mail: [email protected]
Алексеева Анастасия Валерьевна
Студент 4 курса Факультет Экономики и управления Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
Ул. Партизанская, д. 6 e-mail: [email protected]
Alekseeva Anastasiya Valer'evna
Student 4 term Faculty of Economics and management Omsk branch of the Financial University under the government of the Russian Federation
6 Partizanskaya street e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассматривается вопрос о необходимости дизайн-кода современному российскому городу. Автором обуславливается значимость данного документа на сегодняшний день, дается определение дизайн-кода и перечисляются основные задачи, на решение которых направлено действие дизайн-кода. Для подтверждения положительного эффекта, оказываемого дизайн-кодом на состояние города, в работе рассмотрен успешный опыт применения мер данного документа в российских городах, а также за рубежом. Существующее положение городской среды в России автор рассматривает на примере г. Омска: проводится анализ документа, регулирующего данную сферу, выявляются проблемы. Итогом работы становится разработка положений, которые необходимо предусмотреть в дизайн-коде для г. Омска.
Annotation.
The article discusses the need for a design code for a modern Russian city. The author determines the importance of this document to date defines the design code and lists the main tasks to solve which the action of the design code is directed. To confirm the positive effect of the design code on the state of the city, the paper considers the successful experience of applying the measures of this document in Russian cities, as well as abroad. The author on the example of Omsk considers the existing situation of the urban environment in Russia: the analysis of the document regulating this sphere is carried out, problems are revealed. The result of the work is the development of provisions that need to be provided in the design code for Omsk.
Ключевые слова: дизайн-код, комфортная городская среда, «визуальный шум», требования, нормы, ЗИС, безопасность.
Key words: design code, comfortable urban environment, "visual noise", requirements, norms, VMS, safety.
На сегодняшний день формирование комфортной городской среды для различных категорий общества и сфер жизнедеятельности является необходимым и достаточно перспективным шагом в системе модернизации городской среды. На данный факт указывает огромное количество проектов, принятых в регионах и муниципалитетах РФ, а также активные обсуждения данной проблемы. Так, глава Правительства РФ Д. А. Медведев в ходе форума «Городская среда» партии «Единая Россия» в г. Краснодар отметил необходимость
качественных изменений российских городов, а именно взаимосвязь комфортной городской среды с привлечением квалифицированных кадров и замедлением процесса оттока населения из региона (происходят инвестиционные вливания, развивается туризм и как результат - повышения уровня жизни населения конкретного города) [6].
Стоит также отметить, что перед регионами России в ближайшие годы стоит задача избавиться от «визуального мусора» в городах. К 2020 году планируется упорядочить использование вывесок, провести тщательные проверки существующих рекламных конструкций и создать систему городской навигации. Об этом заявили в Минстрое РФ на Всероссийском селекторном совещании по вопросам реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».
Наиболее эффективным и в то же время перспективным инструментом формирования комфортной городской среды является дизайн-код, который представляет собой совокупность положений, регулирующих процесс проектирования городской среды, которая распространяется на обширный спектр параметров городского пространства (стилистика и особенности размещения вывесок, распределение объектов уличного благоустройства - урн, скамеек, фонарей и т.д., выбор материалов мощения улиц и фактур дорожного покрытия и т.д.) [3, с. 264] Данный свод правил является техническим документом, который разрабатывается на средства городского бюджета с привлечением специалистов в области архитектуры, градостроительства, планирования территорий и т.д.
В теории дизайн-код призван решать ряд важнейших для города и горожан задач, таких, как:
- формирование уникального пространства, позволяющего сохранить единство архитектурного стиля
города;
- устранение проблемы беспорядочного размещения рекламных вывесок - «визуального шума», а также упрощение восприятия информации, предоставляемой информационными конструкциями;
- «возвращение» населения на улицы города из торговых центров, удержание пользователей конкретных видов услуг, потребителей определенных товаров и т.д.;
- поддержание комфортной городской среды как фактора, тормозящего отток населения из города;
- развитие культурной или исторической уникальности города, формирование имиджа города, который играет важную роль в его социально-экономическом развитии;
- обеспечение безопасности и удобства жизнедеятельности граждан на территории города во время прогулок, занятия спортом и т.д. (например, на счет установления норм освещения, деления пространства на отдельные функциональные сектора за счет особенностей мощения, требования к уличной мебели в отдельных зонах и т.д.);
- предотвращение ситуации, когда более развитой бизнес диктует условия формирования облика отдельных зданий огромными рекламными баннерами, что в свою очередь мешает новому бизнесу эффективно привлекать клиентов, в следствие чего снижается количество налогов, поступаемых в бюджет - иными словами обеспечение здоровой конкуренции между предпринимателями [2].
Требования ко внешнему виду городской среды прописаны во всех российских городах, однако проблема заключается в том, что разные положения представлены в разных актах. Дизайн-код, призванный объединять подобные положения воедино, формировать единую конкретизированную методологическую систему обустройства городского пространства с графическими или схематическими вставками в виде единого документа разработан только в ряде городов: Москве, Челябинске, Белгороде, Саратове, Ижевске, Воронеже, Нижнем Новгороде, Калининграде, Иваново и Тобольске [9].
Изучив опыт применения дизайн-кодов в городах России, а также зарубежную практику, можно выделить ряд положительных эффектов от разработки и применения данного документа для города.
Так, в Саратове применение дизайн-кода привело к увеличению арендных ставок в связи с повышением привлекательности фасадов зданий после применения норм, прописанных в дизайн-коде. Следствием этого стало увеличение налоговых поступлений в городской бюджет. Также одним из приоритетов очистки города от «визуального шума» является сохранение уникальности исторических сооружений города, которые были практически не тронуты во время Великой Отечественной войны, что позволит усилить развитие туризма в городе. [7].
Подобным результатом руководствовались и в Челябинске, устанавливая огромные штрафы за несоблюдение требований разработанного дизайн-кода. Бизнес-сообщество было недовольно также большими расходами на замену рекламных конструкций (в среднем для замены одного объекта необходимо около 100 тысяч рублей). Однако для бюджета города в целом это достаточно положительная тенденция [8].
Интересным является опыт краснодарских разработчиков дизайн-кодов транспортной системы навигации. В данном случае должен происходить одновременный учет огромного количества аспектов: стандартизация символов; разборчивость информации при любых условиях ее подачи; уникальность шрифтов, значков, пиктограмм, уличного оборудования; логичность расположения информационных объектов; соответствие элементов городскому пейзажу и архитектуре; единство энергосберегающей светодиодной системы освещения и т.д. Учет данной совокупности факторов при проектировании транспортной системы навигации обеспечит комфортные и безопасные условия для передвижения людей путем формирования информационных объектов, которые будут и постепенно подавать информацию на каждом этапе маршрута без излишней информационной нагрузки [4].
В Берлине дизайн-код устанавливает правила взаимодействия пешеходов, автомобилистов и велосипедистов. Дело в том, что в этом городе в покрытии одного тротуара может быть использовано до пяти видов плитки. Разная фактура поверхности зонирует пространство, помогая людям ориентироваться. Бесшовная плитка для велосипедов, мелкая и гладкая - для пешеходов, более грубая - для отделения одной зоны от другой, вокруг деревьев - гравий, защищающий корни, посредство запрета прогулок пешеходов близ стволов. Данная особенность мощения осуществляет также и тактильное регулирование, помогающее ориентироваться слабовидящим людям [5].
Умело использовать разнообразное плиточное покрытие научились также и в голландском Мидделбурге. Здесь отсутствует зонирование на тротуары и проезжие части, плоскость однородна по высоте и не разграничена бордюрами. Но главную роль в данном случае играет цвет плитки: серая полоса в центре и оранжевые по краям, что является знаком того, что улица и пешеходная, и автомобильная. При этом известно, что заезжать на нее можно, но преимущество остается за пешеходами. Другое свойство плитки заключается в отображении и предназначении проходов. В Мидделбурге можно пройти через старинный жилой квартал и ни разу не заблудиться во дворах. Движение на автомобиле запрещено, если в переулке присутствуют узкие выложенные плиткой тропинки. Все это указывает на то, что проход предназначен только для пешеходов. В этом же ключе стоит отметить, что такие визуальные маркеры значительно сокращают количество автомобилистов, застревающих в дворовых тупиках [5].
В Германии дизайн-код позволяет снижать количество несчастных случаев, связанных с движением велосипедистов. Велодорожки выносят за линию парковки, отделяя их от автомобильной зоны нарисованной на
асфальте линией. Местные власти уверены, что таким образом автомобилисты будут воспринимать велосипеды как полноценный вид транспорта и перестанут сбивать их на переходах [5].
Европейские примеры дизайн-кода решают глобальные вопросы безопаснисти, используя достаточно простые инструменты. Так, например, в Вене было решено немного приподнять уровень проезжей части около остановки трамвая. Результатом данного изменения стало снижение количества жертв ДТП [5].
Важнейшим элементом комфортной городской среды является наличие и особенности расположения урн и мусорных контейнеров. В Европе к этому вопросу также подошли с должным вниманием. В Германии большинство мусорных контейнеров во дворах разделены для разных видов мусор. Данный опыт на сегодняшний день как нельзя актуален для России в связи с осуществлением мусорной реформы. В Берлине также огромное внимание уделяется тому, чтобы мусорные контейнеры закрывались плотной крышкой, чтобы не было запаха. А в Роттердаме придумали урны для велосипедистов, которые представляют собой сачки, в которые мусор можно кидать на ходу. В Лондоне произошел отход от привычной функции урн, ведь теперь они раздают Wi-Fi, показывают биржевые котировки и экономические новости, проигрывают рекламу на жидкокристаллических мониторах. Принятие ими мусора отходит на второй план, однако важнее то, что в данном случае у человека формируется определенная мотивация выбросить мусор в урну, воспользовавшись бесплатным интернетом, а не на газон [5].
Примером города, в котором не сформирован дизайн-код, а требования по планированию городской среды бессистемно содержаться в разных видах актов, может являться Омск. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ обнародовало индекс качества городской среды 1114 городов страны. Омск входит в группу 15 городов-миллионников. В этой группе он занял последнее место со 104 баллами из 360 возможных.
Однако, возвращаясь к основной теме стоит отметить, что в Прииртышье действует Положение «Об утверждении типов, видов, технических характеристик и требований к местам размещения знаково -информационных систем на территории города Омска» (далее - Положение). Рассмотрим некоторые нормы, прописанные в данном документе.
Он состоит из 3 разделов. Первый раздел отражает основные цели и направленность акта, но его большую часть составляют определения понятий, которые используются в Положении. Так, в рассматриваемом разделе даны толкования знаково-информационных систем (ЗИС), информационного поля, системы автоматической смены изображения, владельца знаково-информационной системы, киоска, павильона, остановочного навеса, некапитальных нестационарных сооружений и нестационарного торгового объекта [1].
Второй раздел посвящен типам и видам знаково-информационных систем. Так, к типам ЗИС относятся фасадная вывеска, вывеска перечня товаров, режимная вывеска, панель-кронштейн, отдельно стоящий указатель и фасадный указатель. Видами являются ЗИС с внутренним подсветом и ЗИС без подсвета [1].
Можно заметить, что первые 2 раздела Положения теоретическими. В третьем разделе начинается так называемая «практическая часть» документа, а именно технические характеристики и требования к местам размещения ЗИС. Раздел поделен на главы, соответствующие типам ЗИС. Рассмотрим нормы для каждого из них [1].
Так для фасадной вывески высота декоративного элемента, с которым размещена данная ЗИС не должна превышать высоту фасадной вывески. Не допускается мерцающее освещение фасадной вывески - она должна иметь приглушенный свет. Установлен максимальный размер: высота 1 метр и длина, не выходящая за размеры самого фасада, выступ от самого фасада не должен превышать расстояния в 0,1 метра. Здесь же установлены
конкретные показатели высоты фасадных вывесок, которые решено располагать на крыше, в зависимости от количества этажей дома. Важным условием является запрещение размещения фасадной вывески на козырьке. Также недопустимо полное перекрытие оконных и дверных проемов, витражей и витрин данным типом ЗИС. Установлено ограничение по количеству располагаемых одним предпринимателем фасадных вывесок - одна вывеска на внешних поверхностях одного объекта, свободного от архитектурных элементов [1].
Для вывесок перечня товаров, работ, услуг (ТРУ) установлены требования к содержанию (недопустимость размещения цен, составляющих, их изображений), к материалу (твердый, светопропускной с системой внутреннего подсвета) и к размеру (не более 0,8 метров по высоте и не более 0,6 метров по длине) [1].
Для режимной вывески требования к размерам и материалам практически идентичны, последние дополняются только возможностью использования самоклеящейся пленки. Важной особенностью является требование идентичности режимных вывесок в случае, если их размещено более одного и при чем от разных организаций [1].
Важной особенностью для панелей-кронштейнов является установление нормы расстояния между ними в одной горизонтальной плоскости - не менее 10 метров. Расположение таких ЗИС не допускается более чем на 0,2 метра от края фасада, крайняя точка панелей-кронштейнов не должна выступать от плоскости фасада более чем на 0,6 метров. Установлен максимальный размер для высоты панелей, который равен 1 метру, а расстояние от уровня земли до ЗИС должно быть не менее 2,5 метров [1].
Для отдельно стоящего указателя прежде всего уточняются требования к материалам - высокие эксплуатационные свойства, антикоррозийная стойкость и морозоустойчивость. Важной особенностью данного типа ЗИС является соответствие ГОСТам в сфере регулирования дорожных знаков, разметки, светофоров и т.д. Указатели должны устанавливаться в хорошо просматриваемом месте с соблюдением конкретных правил, связанных с предназначением того или иного указателя. В плане оформления стоит отметить, что данный тип ЗИС должен содержать прописные буквы (если речь идет об обозначении вида деятельности) либо официально присвоенные названия, в некоторых случаях допускается двухстрочное и многострочное написание наименований [1].
Требования к материалам по фасадному указателю идентичны требованиям к предыдущему типу ЗИС. Однако он может быть изготовлен также из материалов, которые установлены требованиями для вывесок. Максимальная высота фасадного указателя равно 0,2 метра, длина - 1,2 метра [1].
Отдельной главой третьего раздела прописаны общие требования к техническим характеристикам и местам размещения ЗИС. К ним относятся следующие аспекты:
- недопустимость нарушения архитектурного облика города;
- сочетание стилистики ЗИС и облика зданий;
- безопасность и практичность ЗИС;
- наличие маркировки на ЗИС (указание владельца и его координат);
- недопустимость расположения ЗИС на деревьях, пешеходных ограждениях, на ограждениях территорий парков и т.д. [1].
В целом, специалисты, изучив данное Положение, говорят о том, что основная модернизация, прописанная в этом документе, заключается в избавлении от подложек, на которой размещаются надписи. Цвет, дизайн и стиль шрифта остаются без изменений. Таким образом осуществляется избавление от пестроты, что позволяет сохранить архитектурный облик зданий и улиц города.
Все вышеперечисленные аспекты Положения регулируют только одну сторону эффективного планирования городской среды - размещение и требования к информационным конструкциям, которые отражают название, адрес, режим работы и иную подобную информацию о конкретной организации. Остальные параметры, которые в теории регулирует дизайн-код, к сожалению, не проработаны властями в достаточной мере (однако, такая тенденция присуща всем городам России). Отсюда можно выделить ряд проблем, присущих городу Омску.
Во-первых, наличие «визуального шума», особенно на окраинах города. В центре города расположены помещения представителей более развитого и масштабного бизнеса, имеющего возможности не только оплачивать дорогостоящие рекламные конструкции, но и изучать опыт других городов в сфере разработки дизайн-кодов и стараться соответствовать ему. А вот на окраинах идет буквально «борьба за выживание»: мелкий бизнес в хаотичном порядке размещает пёстрые баннеры, таблички и вывески, нагромождая их друг на друга (зачастую на конструкции конкурентов). Все это приводит к тому, что свой досуг горожане предпочитают проводить в более «тихом» месте, где приятно провести время, сделать красивые фото, полюбоваться красотой архитектуры, не загроможденной рекламой. В связи с этим происходит не только отмирание малого бизнеса, но и формируются так называемые «спальные зоны» города.
Во-вторых, специалистами в области архитектуры отмечается, что в Омске прослеживается «наслоение» архитектурных стилей: фортификации, кварталы 18-19 века, сталинский ампир, многочисленные «хрущевки» и современные модерн и минимализм. Для того, чтобы сделать эту особенность города достоинством, необходима детальная проработка требований к так называемой «сопутствующей инфраструктуре» (освещение, уличная мебель, урны и т.д.) отдельных районов. Сюда же должны относиться и нормы размещения вывесок, их стили и цвета, которые бы соответствовали общему архитектурному стилю, которые в Положении не прописаны.
В-третьих, неприятие бизнес-сообществом мер по очищению города от «визуального шума». Уже сейчас, по прошествии менее полугода со дня принятия Положения, среди появляются недовольства по поводу требований, описанных в данном акте. Некоторые источники сообщают, что на сегодняшний день на Администрацию города даже подан судебный иск по поводу Постановления. Такое отношение к подобным нововведениям может привести не только к окончательному «захламлению» улиц города, но и к недобросовестной конкуренции.
В-четвертых, сами горожане считают Омск незаурядным городом, в котором «гулять можно только в центре города» и где «нечего делать молодежи». В целом по стране сформирован не самый положительный имидж города, его считают депрессивным и деградирующим, забывая о богатой истории Прииртышья. «Венцом» таких мнений становится большой отток молодежи из города.
В-пятых, все более остро проявляется проблема освещения города, особенно в вечернее время. Согласно интегральному рейтингу, составленному институтом территориального планирования «Урбаника», из 100 российских городов по показателю освещенности улиц Омск оказался на 91 -м месте. Так, на бульваре Победы после заката свет перестает работать полностью. Огромное количество жалоб в Администрацию Омска поступает также по поводу освещения автомагистралей, что создает опасность при передвижении по городу в вечернее время, особенно в период гололеда. В АО «Омскэлектро» отмечается, что городу просто-напросто не хватает уличных световых приборов, а также средств на оснащение линий уличного освещения. Подобная ситуация прослеживается и с урнами. Однако в данном случае в последнее время заметны значительные улучшения (к 300-летию города было установлено 10 тысяч новых урн).
В-шестых, недостаточное количество парковочных мест. Так, по итогам инвентаризации всех парковок выяснилось, что в Омске есть 172 официальных места, где можно уместить в около 6000 автомобилей. Для миллионного города такого количества мест колоссально мало.
В-седьмых, главной проблемой города была и остается недостаточность налоговых сборов. Это неудивительно, если учесть, что большинство крупных предприятий и фирм уплачивает налоги в бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, а местным организациям очень трудно привлечь потенциальных клиентов и потребителей.
Основываясь на всем вышесказанном, можно сделать вывод, что Омску необходим обособленный документ, регулирующий расположение и особенности объектов комфортной городской среды - дизайн-код. В связи с перечисленными проблемами и учитывая наличие Положения, он должен содержать требования следующего характера:
- установление требований и особенностей освещения улиц;
- формирование принципов эффективного зонирования городской территории, прежде всего касаемо вопросов парковочных мест;
- установление норм по обеспеченности городского пространства урнами, реставрация и модернизация существующих урн и мусорных баков, введение системы разделения мусора и требований к ней;
- введение системы штрафов за несоблюдение требований дизайн-кодов;
- формирование отдельных требований к стилистике ЗИС для каждого отдельного района города с учетом его архитектурных особенностей;
- расширение и дополнение мер, прописанных в положении, об особенностях размещения ЗИС.
В заключении хочется сказать, что необходимость дизайн-кода в российских городах обусловлена огромным количеством факторов. К сожалению, на сегодняшний день разработанные в стране дизайн-коды регулируют только размещение вывесок. Однако этот документ должен охватывать намного большее число аспектов, связанных с комфортной городской средой, что в свою очередь позволит удовлетворять не только эстетические потребности города, но и улучшить экономическую ситуацию, а также сделать жизнь людей в городе безопаснее.
Список используемой литературы:
1. Техэксперт Консорциум Кодекс Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] / Об утверждении Положения о типах, видах, технических характеристиках и требованиях к местам размещения знаково-информационных систем на территории города Омска // - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/553283618, свободный.
2. Баринова, Е. Я. Применение дизайн-кода в пешеходных пространствах / Е. Я. Баринова // Наука, образование и экспериментальное проектирование. - Москва, 2015. - С. 677-683.
3. Романова, Д. Н. «Дизайн код» существующего государственного благоустройства / Д. Н. Романова // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Градостроительство. - Самара, 2018. - С. 264-266.
4. Янчевская, М. А. Дизайн-код транспортной системы навигации / М. А. Янчевская // Научная палитра. - Краснодар, 2018. - С. 23-36.
5. Архсовет Городской дизайн [Электронный ресурс] / Зарубежный дизайн-код: как работают правила на европейских улицах // - Режим доступа: https://archsovet.msk.ru/article/city-design/zarubezhnyy-dizayn-kod, свободный.
6. Вестник Строительство. Архитектура. Инфраструктура [Электронный ресурс] / Первая пятилетка благоустройства // - Режим доступа: http://www.vestnikstroy.ru/articles/infrastructure/2017/14888.html, свободный.
7. СарБК [Электронный ресурс] / Дизайн-код в Саратове // - Режим доступа: https://news.sarbc.ru/tags/%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD-%D0%BA%D0%BE%D0%B4, свободный.
8. Челябинская городская Дума [Электронный ресурс] / Дизайн-код Челябинска придаст городу визуальный порядок // - Режим доступа: http://www.chelduma.ru/novosti/dizayn-kod-chelyabinska-pridast-gorodu-vizualnyy-porvadok, свободный.
9. Челябинский урбанист [Электронный ресурс] / Дизайн-коды российских городов // - Режим доступа: https://chelurban.ru/knowledge/design-codes-russia/, свободный.