Научная статья на тему 'Стратегия оптимизации объектов информационного оформления фасадов зданий в городе Иркутске'

Стратегия оптимизации объектов информационного оформления фасадов зданий в городе Иркутске Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
378
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СРЕДА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБЛИК ГОРОДА / НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА / ДИЗАЙН-КОД ГОРОДА / ОБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ФАСАДОВ / ARCHITECTURE AND ART AREA / ART IMAGE OF THE CITY / OUTDOOR ADVERTISEMENT / DESIGN-CODE OF THE CITY / OBJECTS OF INFORMATIONAL DECORATION OF FACES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гетманченко О. В., Данилова Т. П., Аманова А. С., Хафизова К. О.

Рассмотрена проблема формирования городской среды и создания единых правил размещения и оптимизации установки объектов наружной рекламы и информационного оформления фасадов в городе Иркутске, которые позволят упорядочить расположение данных объектов, создать неагрессивную среду на улицах города. Предложена разработка художественных решений по размещению вывесок, гармонично сочетающихся с архитектурными, стилистическими и колористическими особенностями зданий по ул. Тимирязева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Гетманченко О. В., Данилова Т. П., Аманова А. С., Хафизова К. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of optimization of objects of informational design of building faces in the city of Irkutsk

We considered the problem of development of town areas and foundation of united rules for arrangement and optimization of outdoor advertising and objects of informational design of building faces in the city of Irkutsk, which allow to order their arrangement, create non-aggressive atmosphere in the streets of the city. We offered the development of art works connected with signs arrangement which are in harmony with architecture, stylistic and colour peculiarities of the buildings of Timiriazev Street.

Текст научной работы на тему «Стратегия оптимизации объектов информационного оформления фасадов зданий в городе Иркутске»

11. Urban Waterfront Regenerations. Available at: http://cdn.intechopen.com/pdfs-wm/45422.pdf (accessed 05.02.2016).

Информация об авторах

Бобрышев Дмитрий Валерьевич, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры и градостроительства, е-mail: С06@istu.edu, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Вершинина Светлана Эдуардовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры архитектуры и градостроительства, е-mail: С06@istu.edu, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the authors

Bobryshev D.V., candidate of architecture, associate professor, Department of Architecture and Urban Planning, е-mail: С06@istu.edu, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Vershinina S.E., candidate of biology, associate professor, Department of Architecture and Urban Planning, е-mail: С06@istu.edu, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 711. 01: 745

DOI: 10.21285/2227-2917-2016-2-213-220

СТРАТЕГИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ФАСАДОВ ЗДАНИЙ В ГОРОДЕ ИРКУТСКЕ

© О.В. Гетманченко, Т.П. Данилова, А.С. Аманова, К.О. Хафизова

Рассмотрена проблема формирования городской среды и создания единых правил размещения и оптимизации установки объектов наружной рекламы и информационного оформления фасадов в городе Иркутске, которые позволят упорядочить расположение данных объектов, создать неагрессивную среду на улицах города. Предложена разработка художественных решений по размещению вывесок, гармонично сочетающихся с архитектурными, стилистическими и колористическими особенностями зданий по ул. Тимирязева.

Ключевые слова: архитектурно-художественная среда, художественный облик города, наружная реклама, дизайн-код города, объекты информационного оформления фасадов.

STRATEGY OF OPTIMIZATION OF OBJECTS OF INFORMATIONAL DESIGN OF BUILDING FACES IN THE CITY OF IRKUTSK

© O.V. Getmanchenko, T.P. Danilova, A.S. Amanova, K.O. Khafizova

We considered the problem of development of town areas and foundation of united rules for arrangement and optimization of outdoor advertising and objects of informational design of building faces in the city of Irkutsk, which allow to order their arrangement, create non-aggressive atmosphere in the streets of the city. We offered the development of art works connected with signs arrangement which are in harmony with architecture, stylistic and colour peculiarities of the buildings of Timiriazev Street.

Keywords: architecture and art area, art image of the city, outdoor advertisement, designcode of the city, objects of informational decoration of faces

Введение

В российских городах наблюдается все более возрастающий интерес к пространственному аспекту архитектурно-художественной среды, который объясняется быстрым обновлением научной и художественной картины мира, появлением новых эстетических феноменов, а также резким обострением пространственных проблем современного города и необходимостью развития стратегии градостроительных принципов.

Градостроительные принципы - это закрепление пространства малой архитектуры в сочетании с крупными градостроительными объектами. Следуя этим принципам, можно сформировать целостный художественный облик, повысить комфортность и эстетическую привлекательность города [1].

Дизайн среды может лишь усилить или поддержать то, что как возможность зависит от общих устремлений и общей истории. Если формы стандартны, если они не меняются, мы испытываем досадное чувство дежавю: повторяется уже виденное, и мир лишь возвращается на круги своя. Однако столкновение с навязчивой новизной еще более разочаровывает. Это уже эффект «жаме вю»: не видно ничего, что было когда-либо нами видено раньше, утрачены все связи с прошлым. В результате возникает необходимость создания связи сиюминутного с широчайшим диапазоном времен [2].

В поиске новой стратегии развития многие российские города взяли на вооружение правила, разработанные за рубежом, которые позволяют горожанам создать атмосферу дружелюбности, а гостям города с максимальным комфортом эстетически воспринять городскую среду [3, 4].

Многие европейские города для упорядочения и формирования удобной среды уже много веков применяют так называемый дизайн-код города - это четкие и при этом «незаметные» для людей правила, которые формируют комфортную и неагрессивную среду на улицах города. Такая среда не запрещает и не принуждает, а наоборот - направляет и подсказывает.

Это происходит потому, что в данных городах существуют жесткие ограничения дизайна городской среды, которые являются официально закрепленными так называемыми «правилами хорошего тона», помогающими людям чувствовать себя на улице максимально комфортно, с удобством пользоваться городом и его инфраструктурой, ориентироваться в незнакомом пространстве, получать эстетическое удовольствие от окружающей среды [4, 5].

Одним из важных аспектов формирования городской среды являются объекты информационного оформления фасадов. Вывески и наружная реклама, располагаемые на зданиях, часто принимающая довольно агрессивные формы, захватывают все свободное пространство фасадов, и многие дома просто «тонут», «растворяются» в многообразии цветов, слоганов, изображений, что вполне соответствует тенденции превращения города в «большой магазин».

Жители зачастую испытывают дискомфорт, поскольку вынуждены наблюдать подобную картину каждый день, а эффективность рекламы сводится на нет. Поэтому специалисты по рекламе ищут пути повышения ее эффективности [6, с. 74-75].

Российская реклама пока что не может похвастаться столь широким внедрением инноваций. Сейчас трудно даже преодолеть проблему перегруженности российских городов наружной рекламой низкого качества, которая «погребает» под собой многие архитектурные памятники. К сожалению, единых правил размещения наружной рекламы в российских городах пока не существует, а эффективность от просмотра сотни вывесок на одном здании, как правило, минимальна.

Правила размещения наружной рекламы и объектов информационного оформления на территории города Иркутска

Рекламная деятельность в городах России осуществляется в рамках, предусмотренных действующим законодательством, нормативными правовыми актами местного самоуправления, которые направлены на организацию рекламного пространства. Размещение и распространение рекламы необходимо рассматривать как непрерывно развивающийся процесс, и в этой связи актуальна разработка программ по оптимизации и реконструкции рекламного пространства города.

В Иркутске, согласно решению от 03 июня 2013 года № 005-20-470795/3 «Об утверждении Правил размещения наружной рекламы и объектов информационного оформления на территории города Иркутска», был принят единый для города порядок и требования к размещению рекламных объектов, наружной рекламы и объектов информационного оформления, к их эксплуатации, установке и контролю за соблюдением этих требований [1].

Настоящие правила включают общие требования к размещению рекламных и информационных конструкций, объектов информационного оформления (вывесок и указателей) в городе, в том числе в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Исследование принципа размещения наружной рекламы на примере улицы Тимирязева в г. Иркутске

Группой студентов был проведен анализ размещения наружной рекламы в г. Иркутске. В качестве исследуемого объекта была выбрана ул. Тимирязева. Она находится в самом центре города Иркутска. На протяжении всей улицы встречаются как деревянные дома, так и каменные здания дореволюционной постройки, а также здания советского периода. К улице примыкают 2 церкви - Преображенская (Храм Преображения Господня) и Крестовоздвижен-ская (Церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня), лицеи № 1 и № 2, Институт ортопедии, пожарная каланча.

На данной улице имеется большое скопление памятников архитектуры (рис. 1). Вместе с тем она находится в сложнейшем положении по градостроительной ситуации в связи с большими потоками личного и общественного транспорта, а также пешеходными потоками, явно не рассчитанными на размер улицы.

Проблема заключается в том, что из-за располагающихся в жилых и административных зданиях (многие из которых являются памятниками архитектуры) многочисленных коммерческих фирм и компаний все фасады увешаны диссонирующей с окружающей средой рекламой, которая портит облик города и, к тому же, нарушает законы РФ о размещении наружной рекламы и информационном оформлении города.

Применение четких правил по размещению наружной рекламы позволит создать единый облик улицы, в особенности, ее исторической части и решить задачу гармоничного сочетания исторической застройки с торговыми помещениями, занимающими весь промежуток улицы Тимирязева от ул. Партизанская до ул. Байкальская [7].

Рис. 1. Памятники архитектуры, расположенные по ул. Тимирязева. Проектное предложение по размещению наружной рекламы по ул. Тимирязева в г. Иркутске

Результатом исследования стала графическая работа - проектное предложение по размещению вывесок и наружной рекламы на объектах культурного наследия при условии

соблюдения соответствия стилистике и колористике данных объектов. Работа была выполнена с учетом того, что объекты информационного оформления должны быть продолжением единого архитектурного ансамбля и не должны мешать цельному восприятию фасадов зданий, на которых они размещаются. В качестве исследуемых объектов были взяты следующие сооружения:

1. Дом по адресу ул. Тимирязева, 24 (рис. 2). Является нежилым и имеет административные помещения. Вывески расположены на оптимальном уровне - между первым и вторым этажом - и имеют линейную композицию, но разнятся по цветовой гамме. Также на уровне первого этажа имеются объекты информационного оформления, повторяющие вывески на фасаде, что является излишним. Все вывески на здании непропорциональны, выполнены в разной стилистике и цветовой гамме, имеют слишком большой размер шрифта. Кроме того, они превышают допустимую площадь в 2 м .

Проектное предложение: изменить общую площадь вывесок за счет уменьшения их ширины, все надписи выполнить без подложки в единой стилистике, изменить шрифты и удалить излишние элементы наружной рекламы на витринах здания.

Рис. 2. Дом по адресу ул. Тимирязева, 24 (существующий вид и проектное предложение)

2. Дом по адресу ул. Тимирязева, 26 Б/2 (рис. 3). Имеет неясный статус, но поскольку он находится в контексте деревянных зданий, к нему должны быть применены те же правила размещения наружной рекламы. Первое, что бросается в глаза, - это огромное количество разрозненных вывесок разного размера, масштаба, вида, цвета и стиля. Такое нагромождение не позволяет читать каждую вывеску по отдельности, что противоречит законодательству.

й й Ü □□□

Е 0

Рис. 3. Дом по адресу ул. Тимирязева, 26 Б/2 (существующий вид и проектное предложение)

Также наблюдаем 3 вывески одной организации, три электронных табло с абсолютно нечитаемой информацией, вывески об аренде, которые могут нарушать законодательство. В общую картину композиции также входит указатель с рекламой, расположенный на другом доме. Многие вывески расположены на уровне выше первого этажа, а большинство рекламных баннеров указывает на организации, расположенные во дворе. Все такие баннеры целе-

сообразнее собрать на отдельно стоящем стенде на входе во двор. Помимо этого, на вывесках нельзя размещать контактную информацию.

Проектное предложение: удалить с фасада все вывески, кронштейны и указатели фирм, находящихся во дворе, а также недопустимые вывески, нарушающие законодательство, все бегущие строки, поскольку они не эффективны и не соответствуют правилам размещения наружной рекламы, определить единый уровень размещения рекламы по центру фасада. Рекомендуется использование кованых вывесок на кронштейнах, а также исторических стилей в рекламе.

3. Двухэтажный дом, расположенный по адресу ул. Тимирязева, 30 (рис. 4). Является административным. На данный момент в нем работает 9 организаций: туристическая компания «Ангара тур», агентство недвижимости «Велена», компания «Группа Юрист-Партнер», занимающаяся юридическим обслуживанием, «Кабинет эстетической стоматологии», агентство недвижимости «Мария», «Секонд-хенд», торговая компания «Техкомплекс», кафе «Pizza-Redi».

Рис. 4. Дом по адресу ул. Тимирязева, 30 (существующий вид и проектное предложение)

В связи с большим количеством организаций, находящихся в этом здании, наружная реклама выполнена в разных стилях, что разрушает единство и общее восприятие фасада здания, а баннер на втором этаже вообще закрывает часть фасада.

Проектное предложение: центровать габариты конструкции по горизонтали и архитектурным линиям фасада, оконным либо дверным проемам, но не закрывать их. Всю информацию разместить в одну строку на уровне второго этажа. При установке вывески необходимо соблюдение единой оси с наружной рекламой, расположенной на соседних зданиях.

При выборе цвета рекомендуется отдавать предпочтение нейтральным цветам, а не «кричащим» и ярким. Если цвета определены фирменным стилем и не гармонируют с цветом фасада, желательно выбрать монохромные варианты написания и использовать бронзовый, золотой, серый и белые цвета.

4. Здание по адресу ул. Тимирязева, 37а (рис. 5). Является памятником архитектуры. Согласно электронному ресурсу «2GIS» в нем расположено 8 организаций.

Проектное предложение: все надписи вывесок выполнить без подложки, изменить шрифты и удалить излишние элементы в виде рекламных баннеров и надписей на витринах.

5. Дом по адресу ул. Тимирязева, 40 (рис. 6). В нем, согласно сервису «2GIS», расположено 12 организаций. Здание является памятником архитектуры, на данный момент в нем находятся только офисные помещения. Оконные проемы 1 этажа закрыты рекламными щитами, что совершенно недопустимо. Также реклама и вывески нарушают целостность фасада дома. По закону о памятниках архитектуры вся реклама на данном здании должна быть убрана.

Рис. 5. Дом по адресу ул. Тимирязева, 37а (существующий вид и проектное предложение)

Проектное предложение: имеющиеся вывески структурировать так, чтобы их горизонтальный размер соответствовал горизонтальному размеру оконного проема, надписи выполнить без подложки и расположить между 1 и 2 этажами на расстоянии 2,5 м от уровня земли. Шрифты для всех вывесок выполнить в стилистике, гармонизирующей с архитектурным решением фасада.

Рис. 6. Дом по адресу ул. Тимирязева, 40 (существующий вид и проектное предложение)

6. Дом, расположенный по адресу ул. Тимирязева, 51 (рис. 7). Является памятником деревянной архитектуры, сверху имеет надстройку, которая нарушает стиль фасада здания. Вывески и реклама занимают 90 % его фасада. По закону о памятниках архитектуры вся реклама с данного здания должна быть убрана. В нем, согласно сервису «2GIS», расположено 18 организаций.

Проектное предложение: имеющиеся вывески структурировать так, чтобы их горизонтальный размер соответствовал горизонтальному размеру оконного проема. Надписи выполнить без подложки с применением единого шрифта, стилистически подходящего к архитектурному решению фасада.

Рис. 7. Дом по адресу ул. Тимирязева, 51 (существующий вид и проектное решение)

Все вывески расположить на одном уровне, примерно 2,5 м от уровня земли. Перечень названий всех фирм, арендующих данное здание, разместить на кованом кронштейне, выполненном в историческом стиле, на уровне 2 этажа.

Выводы

В заключение хочется отметить, что в современном мире роль рекламы и других элементов информационного оформления города очень высока, и нельзя недооценивать их влияние на человека. Они стали предметом повседневности и прочно вошли не только в сферу торговли, но и стали важным фактором социализации членов общества. Городская среда сегодня немыслима без вывесок и наружной рекламы, которые уже приняли на себя функцию формирования городского ландшафта. Современный человек не в состоянии избежать контакта с ними. И от качества подачи элементов информационного оформления зависит формирование целостного художественного облика города [8].

Из проведенного выше анализа размещения наружной рекламы на фасадах зданий по ул. Тимирязева можно сделать следующий вывод: от состояния наружной рекламы и информационных конструкций в г. Иркутске, являющихся одним из способов организации рекламной деятельности, во многом зависит эстетический и культурный облик города. В связи с этим необходимо более тщательно формировать механизм стратегического и системного подхода к задачам осуществления единой городской политики в области рекламной и информационной деятельности.

К таким задачам относятся:

- формирование полноценной архитектурно-художественной городской среды;

- упорядочение размещения информационных конструкций (вывесок) в исторической части города;

- разработка художественных решений вывесок, гармонично сочетающихся с архитектурными, стилистическими и колористическими особенностями зданий;

- применение передовых технологий и материалов на основании изучения отечественного и зарубежного опыта.

Статья поступила 24.02.2016 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Большаков А.Г. Городские ландшафты исторического центра Иркутска: принципы реконструкции [Электронный ресурс] // Проект Байкал. 2009. № 20. С. 140-144. URL: http://idosi.org/wasj/wasj23(11)13/11.pdf (22.01.2016).

2. Urban development series. East Asias changing urban landscape / International Bank for Reconstruction and Development, The World Bank. Washington. 184 p.

3. Segall B. The garden lovers guide to Spain and Portugal. Princeton: Architectural Press, 1999. 126 p.

4. Зарубежный дизайн-код: как работают правила на европейских улицах [Электронный ресурс]. URL: http://archsovet.msk.ru/article/city-design/zarubezhnyy-dizayn-kod (25.01.2016).

5. Вдовин Е. Омску необходим дизайн-код [Электронный ресурс]. URL: http://vdovinea.livejournal.com/132759.html (25.01.2016).

6. Pigeat J.-P. Gardens of the World. Two thousand years of garden design. Paris: Flammarion, 2003. 223 p.

7. Улица Тимирязева // Путеводитель по Иркутску / И.И. Козлов. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1982. С. 62.

8. Imagine Architecture. Artistic Visions of the Urban Realm. Gestalten, 2014. 240 p.

REFERENCES

1. Bol'shakov A.G. Gorodskie landshafty istoricheskogo tsentra Irkutska: printsi-py rekon-struktsii [City landscapes of a historical city centre of Irkutsk: principles of reconstruction]. Proekt Baikal - Baikal Project, 2009, no. 20, pp. 140-144. Available at: http://idosi.org/wasj/wasj23(11)13/11.pdf (accessed 22.01.2016).

2. Urban development series. East Asias changing urban landscape. Washington. 184 p.

3. Segall B. The garden lovers guide to Spain and Portugal. Princeton, Architectural Press, 1999. 126 p.

4. Zarubezhnyi dizain-kod: kak rabotayut pravila na evropeiskikh ulitsakh [Foreign designcode: the way rules in European streets work]. Available at: http://archsovet.msk.ru/article/city-design/zarubezhnyy-dizayn-kod (accessed 25.01.2016).

5. Vdovin E. Omsku neobkhodim dizain-kod [Omsk needs a design-code]. Available at: http://vdovinea.livejournal.com/132759.html (accessed 25.01.2016).

6. Pigeat J.-P. Gardens of the World. Two thousand years of garden design. Paris, Flammarion, 2003. 223 p.

7. Kozlov I.I. Ulitsa Timiryazeva [Timiriazev street]. Putevoditel' po Irkutsku [Guide around Irkutsk]. Irkutsk, Vost.-Sib. kn. izd-vo Publ., 1982. P. 62.

8. Imagine Architecture. Artistic Visions of the Urban Realm. Gestalten, 2014. 240 p.

Информация об авторах

Гетманченко Ольга Владимировна, доцент кафедры архитектурного проектирования, e-mail: geopark7@gmail.com, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова 83.

Данилова Татьяна Павловна, студент гр. ДСб-12-2, e-mail: DTatua95@yandex.ru, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова 83.

Аманова Анастасия Сергеевна, студент гр. ДСб-12-2, e-mail: nastya-amanova@yande[.ru, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова 83.

Хафизова Кристина Олеговна, студент гр. ДСб-12-2, e-mail: khafizova@mail.ru, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова 83.

Information about the authors

Getmanchenko O.V., associate professor, Department of Architectural Design, e-mail: geopark7@gmail.com, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Danilova T.P., student, e-mail: DTatua95@yandex.ru, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Amanova A.S., student, e-mail: nastya-amanova@yande[.ru, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Khafizova K.O., student, e-mail: khafizova@mail.ru, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.