Научная статья на тему 'Некоторые вопросы жизни крестьянских девушек во второй половине XIX начале ХХ веков'

Некоторые вопросы жизни крестьянских девушек во второй половине XIX начале ХХ веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1092
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНКА / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗАВЕТЫ ПРЕДКОВ / КАЧЕСТВА И РОЛЬ ДЕВУШКИ / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дранишников А. А.

К сожалению, нам очень и очень мало что известно о жизни простых девушек в пореформенной (с 1861 г) деревне. А ведь именно крестьянство оставалось хранителем русской традиционной культуры. Незыблемой была в этой среде и система нравственных ценностей, основанная на многовековом народном опыте и православной вере. Считалось, что каждому человеку от Бога предписано вступить в брак и продолжить свой «род-племя». В девочке воспитывали прежде всего «женство» качество, благодаря которому она могла бы выполнить своё предназначение на земле быть женой, матерью, хозяйкой дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы жизни крестьянских девушек во второй половине XIX начале ХХ веков»

S.X. Gofman.

The sources and cost of victory in Grate war with fascism.

In present days the grate attention is spared the problems of the Grate Patriotic war. The true losses are unknown. Some historians find the sources of this horrible disaster in their own way.

Kew words: the Grate Patriotic war, fascism, patriotism, people, totalitarian system.

Получено 13.03.2010

УДК 39

А.А. Дранишников, канд. истор. наук, доц., (4872) 56-37-15, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЖИЗНИ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕВУШЕК ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ

К сожалению, нам очень и очень мало что известно о жизни простых девушек в пореформенной (с 1861 г) деревне. А ведь именно крестьянство оставалось хранителем русской традиционной культуры. Незыблемой была в этой среде и система нравственных ценностей, основанная на многовековом народном опыте и православной вере. Считалось, что каждому человеку от Бога предписано вступить в брак и продолжить свой ««род-племя». В девочке воспитывали прежде всего «женство» -качество, благодаря которому она могла бы выполнить своё предназначение на земле -быть женой, матерью, хозяйкой дома.

Ключевые слова: крестьянка, образ жизни, заветы предков, качества и роль девушки, семья.

Русские девушки - сочетание этих двух слов у многих вызывает ассоциации с идеализированными, романтическими образами крестьянок, созданными художниками XVIII - XIX веков. На картинах крестьянские девушки нередко предстают сказочными героинями: красивые, с томно склонёнными головками, в нарядных национальных костюмах.

Русские писатели также создали целую галерею прекрасных литературных портретов девушек из народной среды - трудолюбивых, весёлых, терпеливых. Вспомним строки Н.А. Некрасова, в которых говорится о красоте простой русской крестьянки:

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

Возможно, кто-то поставит в этот ряд и Татьяну Ларину, и Наташу Ростову, и Асю Гагину, и Лизу Калитину. В произведениях классиков есть немало примеров того, что барышни, воспитанные в дворянской среде, всё же оставались «русскими душою».

В пушкинской повести «Барышня-крестьянка» Лиза Муромская, воспитанная чопорной англичанкой, с лёгкостью меняет модели поведения и предстаёт перед сыном помещика-соседа Алексеем Берестовым то

смуглой неграмотной крестьянкой Акулиной в сар фане и лаптях , то набелённой, насурьмленной, разодетой и говорящей только по-французски барышней. Эта наивная игра с переодеваниями оказалась возможной потому, что помещичья дочка и её наперсница крестьянская девушка были воспитаны единой в своей основе национальной культурой.

Однако следует заметить, что образ жизни крестьянских девушек, заметно отличался от жизни их ровесниц из других сословий. Известный историк А.А. Зимин с удивлением писал о том, что в ХУНТ - XIX веках в России существовало как будто два разных мира, каждый со своей жизнью: мир господствующих сословий общества и мир крестьян. Такой разрыв в культуре русского народа наметился в петровскую эпоху, на рубеже ХУТТ -ХУТТТ столетий. До этого времени представители всех слоёв русского общества жили в рамках той традиционной культуры, характерными чертами которой были статичность, замкнутость, верность старине.

Реформы Петра Т в экономической и политической сферах жизни, развитие промышленности, торговли, установление прочных контактов с европейскими странами произвели переворот в культурном сознании страны. Обновление жизни было связано с ориентацией на светскую культуру Западной Европы - верхние слои русского общества и горожане оказались готовыми к её восприятию и усвоению. Во второй половине ХТХ века уже не только русское дворянство, но и большая часть купечества, мещане, ремесленники и рабочие крупных промышленных городов приняли европейскую культуру, наднациональную по своей сути.

Русское крестьянство, наоборот, тяготело к патриархальному укладу жизни. Это была культура, основанная на народном православии: на мифологических представлениях древности и официальной православной религии. Она была достаточно стабильна и, в отличие от светской культуры, не была подвержена изменчивой моде. Появление каких-либо нововведений рассматривалось в крестьянской среде как нарушение Богом миропорядка, которое ведёт к хаосу и несчастьям. Соблюдение заветов предков позволяло человеку быть уверенным в правильности своего пути. Новшества, напротив, создавали ощущение нестабильности жизни, отсутствия в ней чётких ориентиров. К.Д. Кавелин - историк и философ середины ХТХ века - писал: «Крестьянин, прежде всего и больше всего, -безусловный приверженец обряда, обычая, заведённого порядка, предания».

Эти два мира - мир крестьян, с их морально-этическими установками, старинными обычаями, национальными одеждами, и мир помещиков и горожан, конечно, не были полностью изолированы один от другого. В крестьянский быт постепенно входили предметы городской одежды и домашнего обихода, новые слова и многое другое. Но не менее важно, что и представители сословий, ориентированных в быту на европейские образцы (в жилище, в одежде), в духовной сфере (этические

правила, свадебные, родинные, погребально-поминальные обряды) придерживались традиционных ценностей. Даже высшая столичная знать нередко проявляла отдельные черты народного мировосприятия: можно вспомнить знаменитое описание русской пляски Наташи Ростовой в «Войне и мире» Л.Н. Толстого.

Незыблемой оставалась прежде всего система нравственных ценностей, основанная на многовековом народном опыте и православной вере, и в своих главных чертах она была единой для всех сословий. Представления о назначении человека на земле, о правильном и неправильном жизненном пути передавались от поколения к поколению, в соответствии с ними воспитывали детей. В «Поучении Владимира Мономаха своим детям» (XII в.) княжичам предписывалось «иметь душу чистую и непорочную.. .беседу короткую, при старых молчать, при мудрых слушать, старшим покоряться»[1, с. 104-105]. В таком же духе наставляли своих детей все русские люди. В «Домострое» - памятнике XVI века -говорилось, что девушки и юноши должны «душевную бо чистоту иметь и без страсти телесное: ступание кротко, глас умилен, слово благочинно, пищу и питие не мятежно, при старейших молчание, при мудрейших послушание, к преимящим повиновение, к равным себе и меньшим любовь иметь нелицемерную, от злых и плотских отлучаться, мало говорить, но много понимать, не дерзить словом, не избыточествовать беседою .стыдливостью украшаться».

Считалось, что каждому человеку от Бога предписано вступить в брак и продолжить свой «род-племя». В девочке старались воспитать прежде всего «женство» - качество, благодаря которому она сможет выполнить своё предназначение на земле. Своего рода жизненная программа девочки хорошо представлена в исторической песне «Авдотья Рязаночка», созданной, вероятно, в XIII - XIV веках, но известной на Русском Севере ещё в конце XIX века.

Я замуж выйду, да мужа наживу,

Да у меня будет свекор - стану звать батюшко,

Да ли буде свекровка - стану звать матушкой;

А я ведь буду у них снохою слыть.

Да поживу с мужем - да я сынка рожу,

Да воспою, вскормлю - у меня и сын будё,

Да стане меня звати матушкой.

Да я сынка женю, да и сноху возьму,

Да буду ли я и свекровкой слыть.

Да ещё же я поживу с мужем,

Да и себе дочь рожу,

Да воспою, вскормлю - у меня и дочь будё,

Да стане меня звати матушкой.

Да дочку я замуж отдам,

Дай у меня зять будё,

Роль жены, матери, хозяйки дома считалась очень почётной. Русская пословица гласит: «Добра жена - венец мужу своему и беспечалие». Быть «доброй женой» означало умело вести домашнее хозяйство, заботиться о муже, р озить здор свых детей. В «Домостр ое» в главе «Пох шла жёнам» говорится: «Если дарует Бог кому жену добрую, дороже это каменья многоценного; таковая из корысти не оставит, делает мужу своему жизнь благую».

В традиционной культуре предполагалось, что процесс формирования в ребёнке необходимых качеств следует начинать ещё до его рождения. Во время беременности женщина, мечтавшая о дочке, должна была смотреть только на красивые вещи и красивых людей, чтобы родилась красивая девочка. Полагалось есть клюкву и бруснику, чтобы дочка была румяной, укроп - чтобы у неё оказались красивые глаза и пушистые ресницы. Будущей матери нельзя было браниться и много спать, иначе дочка родится злой и ленивой. Сразу после появления ребёнка на свет следовало гр омко объявить его пол, чтобы р бёнок знал о своей половой принадлежности. Выбирая девочке из святцев имя, старались найти наиболее благозвучное и красивое или же давали ей имя особенно почитаемой святой, прославившейся добрым нравом и подвигами благочестия. В крестьянских семьях девочку растили не только доброй и красивой, но и трудолюбивой. Пуповину ей отрезали на прялке, чтобы она хорошо освоила главную женскую работу, заворачивали новорожденную в материнскую рубаху, чтобы ей передались все лучшие качества матери. В день отлучения девочки от груди перед ней раскладывали веретено, пяльцы, челнок и р зрешали ей взять любо й из этих пр дметов, символизировавших женское начало: к какому из этих предметов девочка потянется рукой, в том деле и будет особенно искусна. В шесть-семь лет волосы девочки заплетали в косу, а поверх рубахи ей надевали сарафан. Этот р игуал отмечал новый этап в её жизни: тепер ь она пр инадлежала к женскому сообществу и под руководством матери начинала готовиться к роли «доброй жены». Девочку обучали шить, вышивать, вязать, прясть, готовить еду, жать, доить коров, нянчить детей - то есть всем тем работам, которые положено выполнять крестьянской женщине. Одновременно начиналось религиозное воспитание и приобщение девочки к обрядовой жизни крестьянской общины. В «Домострое», в главе «Как дочерей воспитывать и с приданым их замуж отдать», отцу давались советы: учи дочь свою «страху Божьему, и вежеству, и рукоделию», «положи на неё грозу свою и блюди её от телесных грехов, да не посрамит лица твоего, да в послушании ходит, да не свою волю имеет»[2, с. 10].

Все эти обр я,ы и пр жмы воспитания были призваны наставить

дочку на правильный путь, подготовить её к будущей семейной жизни. Случались и отклонения от общепринятой нормы - здоровая в физическом и нравственном отношении девушка могла «остаться в девках». «заблудить» и родить ребёнка до бр ка, уйти в монастырь, стать странницей-богомолкой и т.д. Общественное мнение порицало таких девушек, не сумевших исполнить свой долг перед Богом и людьми.

Традиционный уклад жизни сохранялся именно в крестьянской среде - в деревнях и небольших провинциальных городах. Дольше всего - в северных краях, которые исследователи народной культуры считают заповедниками старины. В семейных делах здесь строго придерживались правил «Домостроя»: отец и мать были непререкаемыми авторитетами для детей, младшие беспрекословно подчинялись старшим по возрасту; свадьбы считались несостоявшимися без проведения старинного обряда; здесь ещё в конце ХТХ века пели былины о подвигах киевских богатырей и богатстве торговых людей Древнего Новгорода, процветало искусство росписи и резьбы по дереву, вышивки и кружевоплетения.

Однако в своих основных чертах жизнь крестьянских девушек из север шх р гйонов (в семье, в молодёжном коллективе и «на мир у» их воспитание, повседневные заботы, праздники и обряды) во многом была похожа на жизнь девушек из сёл Южной России, Урала, Сибири, Алтая. Представления о том, как надо растить «добрых жён и хороших хозяек», како й должна быть девушка «хорошего кор ш», то есть из почтенно й крестьянской семьи, были едины для всего русского крестьянства. Разница заключалась главным образом во внешней стороне жизни: существовало множество вариантов одного и того же обычая, ритуала, формул этикетнобытового поведения, в одних местах на Святки обходили дворы с пением «виноградья», в других «кликали овсень-таусень», девушки носили костюмы, утверждённые местной традицией, и т.д.

Существовали вопросы, связанные с обстоятельствами, которые могли повлиять на судьбу крестьянско й девушки, но не зависели от её собственной воли: «барский гнев и барская любовь» при крепостном праве, тяжёлое материальное положение семьи, когда девушка была вынуждена уходить из дома «в наймички» и др.

Реформы 1860 - 1880-х годов (отмена крепостного права, передача крестьянам земли с правом её выкупа, развитие промышленности и связанный с этим отход крестьян в города на заработки, строительство железных дорог, распространение школьного образования и многие другие новшества0 положили начало постепенному разрушению традиционного образа жизни русских крестьян. Особенно активно усваивала различные новшества молодёжь. Парни и девушки перенимали городские манеры поведения и обхождения, например стали здороваться за руку, что раньше считалось неприличным, пускали в ход специфические «городские» словечки, в праздничные дни вместо хороводов плясали «кадрель»,

«ланцет», пели городские романсы; девушки надели модные платья, а парни защеголяли часами. Жизнь вносила поправки и в представления крестьян о семейных отношениях, о взаимоотношении полов, о бедности и богатстве и т.п. К началу ХХ века в крестьянской среде только начавшиеся перемены ещё не были столь значительными, как в советское время.

Список литературы

1. Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. М.: РООСА.

2. Шангина И.И. Русские девушки. СПб.: Азбука-классика,2007.

A.A.Dranishnikov.

Some questions from life of peasant girls in the second part XIX - the beginning XX

century.

We know a little about life of peasant girls in post reform’s country. The peasantry was the keeper of Russian traditional culture. The system of moral values was founded on centuries-old national knowledge of life and orthodoxy faith. Every person must to be continuer of his clan. They brought up in girl fist of all wife, mother, and housekeeper.

Kew words: peasant woman, stile of life, ancestor’s precepts, qualities and part of girl,

family.

Получено 12.03.2010

УДК 651.5

Е.И. Кузнецова, д-р истор. наук, проф., (4872) 26-28-68, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

РАБОТА ТУЛЬСКИХ АРХИВИСТОВ ПО СПАСЕНИЮ ВОТЧИННЫХ АРХИВОВ И ПАМЯТНИКОВ СТАРИНЫ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Рассматривается становление архивной системы в Тульском регионе, вклад тульских архивистов в спасение памятников культуры и старины.

Ключевые слова: архив, памятник старины, культура, документ.

В начале ХХ века, когда энергично развивавшийся в России капитализм привёл к разрушению старых «дворянских гнёзд», остро встала проблема сохранения дворянских архивов. Мысль о необходимости собирания и изучения вотчинных архивов как важного источника по экономической истории страны была высказана ещё на ХТТТ Археологическом съезде в 1905 г. в Екатеринославе историком и архивистом Василием Николаевичем Сторожевым. По мнению учёного, необходимо было: «Привести в известность и составить описание

документов, представляющих собою источники для изучения истории крепостного помещичьего хозяйства в России ХУТТТ и первой половины ХТХ века (материал хозяйственных отчётов, старых счетов, наказов бурмистрам и старостам, приходно-расходных книг и всякого рода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.