правленной на профилактическую работу, предупреждающую деятельность, продолжается и совершенствуется. В целях эффективного осуществления полномочий органов власти всех уровней в Чувашской Республике необходимо дальнейшее формирование системы раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов, результатах их общественного обсуждения.
Список литературы
1. Информационно-правовой портал «Гарант». URL: www.garant.ru.
2. Официальный сайт органов власти Чувашской Республики. URL: www.cap.ru.
3. Официальный сайт Министерства юстиции Чувашской Республики. URL:www.minust. cap.ru.
ЕФРЕМОВА Оксана Викторовна — магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
EFREMOVA, Oksana Viktorovna - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 351.74/.76
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УКРЕПЛЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА МАРИЙСКОЙ МИЛИЦИИ В 90-е гг. XX в.
В.А. Иванов, И.А. Бояринцева
Дан анализ кадрового потенциала марийской милиции в 90-е гг. XX в. Представлены сведения о численном, половозрастном и национальном составе стражей порядка, уровне их образования.
Ключевые слова: кадровая политика; переходный период; милиция; органы внутренних дел; подбор; расстановка; воспитание кадров.
V.A. Ivanov, I.A. Boyarintceva. SOME GUEST ONS OF THE STRENGTHENING OF THE PERSONAL POTENTIAL OF THE MARI MILITIA IN THE 90th OF THE XX CENTURY
The article is devoted to the analysis of personnel potential of the Mari Militia (Police) in the 90th of the XX century. Some information about the number of officers, their age and sex, their national composition, as well as level of their education is presented.
Keywords: personal policy; transition period; police; bodies of Internal Affairs; selection; placement; education of staff.
С распадом СССР произошло временное ослабление государственности, был подорван престиж важнейших государственных институтов - армии, МВД, органов государственной безопасности. Отсутствие научно обоснованных программ, высокопрофессионального управления преобразовательным процессом, непродуманность методов реформирования разбалансировали экономику и финансовую систему страны, вызвали обнищание населения, социальное напряжение, общественное смятение и хаос. Одновременно возрос уровень преступности, существенно изменилась сама преступность: увеличилась ее агрессивность, изощренность и техническая оснащённость.
Россия оказалась на «переходном этапе своего развития от псевдосоциализма к капитализму» [16, с. 190]. (Началом переходного
периода является смена политического строя в стране. В России это произошло в 1991 г в результате подавления августовского путча (ГКЧП), распада СССР, самороспуска Верховного Совета СССР и вынужденного отказа от власти Президента М.С. Горбачева [21].) На очередь дня встали новые сложные проблемы: «воссоздание российской государственности» [2, с. 21], обеспечение суверенитета, независимости и целостности России; создание механизмов рыночного хозяйства, определение новых форм социальной защиты населения; надежное обеспечение прав и свобод граждан [1]. В реализации этих программно-политических установок важное место отводилось органам внутренних дел, их кадровой политике - основополагающим установкам в работе с кадрами, определяющим основные ее принципы и направления, требования к кадрам, к их подбору,
76
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №3(13)
расстановке и воспитанию, а также осуществлению этой линии на практике.
В 1990-е гг., когда в стране шло активное формирование демократического общества и основ рыночной экономики, велась интенсивная разработка актуальных проблем кадровой политики. Принципиальное значение в этом плане имели: Закон Российской Федерации «О милиции» (1991), Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 [3], ряд иных нормативных правовых актов.
Положения, содержавшиеся в этих документах, требовали серьезно обновить кадровую политику, сделать ее по-настоящему современной, неразрывно связанной с ключевыми направлениями демократических преобразований, идеями построения правового государства и гражданского общества. МВД настойчиво добивалось того, чтобы каждое звено правоохранительной работы возглавляли люди, глубоко осознававшие необходимость качественных перемен в обществе, способные творчески проводить государственную линию.
С учетом этого МВД Марий Эл держало в центре внимания вопросы кадровой политики. Важное значение в ее реализации имели, в частности, решения коллегии министерства «Об итогах работы горрайорганов и подразделений МВД по комплектованию ОВД кадрами в 1993 году» [8, ф. 16, оп. 1, д. 1290, л. 17], оперативных совещаний при министерстве (9 июня 1992 г., 25 марта 1994 г. [6]) и др. В этих и других решениях были определены главные ориентиры кадровой работы: ее «серьезное совершенствование», повышенное внимание к ней руководителей, тесная связь ее с задачами, которые решали подразделения, органы внутренних дел [8, ф. 12, оп. 1, д. 573, т. 1, л. 73], практическая помощь на местах в подборе, расстановке и воспитании кадров, повышение их профессионального уровня [8, ф. 12, оп. 1, д. 1296, т. 1, л. 96]. Все эти проблемы существовали и в предшествовавшие годы, но в постсоветский период менялись подходы к их решению.
Особое место в кадровой политике занимал подбор кадров, который стал осуществляться на обновленной нормативной базе. В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона на службу в милицию имели право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места
жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. При этом кандидаты должны были иметь не ниже среднего (полного) общего образования и быть способными по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудников милиции обязанности. Перечисленные в Законе порядок и условия приема отражали важнейшие нормативные требования, которые МВД России предъявляло к кандидатам на службу в органах внутренних дел в определенных исторических условиях. Позднее, 18 мая 1994 г. была утверждена Инструкция о порядке отбора граждан на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, были сформулированы возросшие к ним требования, соответствовавшие периоду перехода к демократическому государству [27]. По сравнению с 1980-ми гг. в этом документе добавилось стремление зачислять в милицию больше людей выносливых, уравновешенных, обладавших крепкими нервами и устойчивой психикой. С 1998 г. при психологическом обследовании кандидатов на службу, расстановке сотрудников и проведении служебных расследований стали использоваться исследования на полиграфе. Тогда же был организован Координационно-методический совет МВД по психологическому обеспечению деятельности органов внутренних дел республики.
Новацией стал отказ от номенклатурного принципа их подбора и расстановки. Из требований, предъявляемых к поступавшим на службу, исключались политические требования - преданность «социалистической Родине и делу коммунистического строительства», содержавшиеся в Положении, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 8 июня 1973 г. № 385 [28].
Основным источником подбора кандидатов на службу являлись трудовые коллективы, военнослужащие, уволенные в запас. Поэтому работа по комплектованию органов внутренних дел преимущественно велась через военные комиссариаты, центры труда и занятости, а также командование воинских частей [8, ф. 15, оп. 106, д. 1646, л. 213].
Новые подходы в комплектовании личного состава столкнулись и с новыми сложностями в их реализации. Особенно рельефно выявились обычные для советской милиции проблемы: падение социального престижа милицейской профессии, недостаточная «материально-техническая обеспеченность правоохранительных органов, слабая правовая и социальная защищенность их работников» [19, с. 17].
Сокращалась база отбора кадров: происходит естественная убыль населения. В 19932007 гг. в республике она составила свыше 50,5 тыс. человек [10] (подсчеты наши), число ее жителей сократилось с 758,4 тыс. до 706,7 тыс. человек [10]. По меткому выражению демографов, в России рождаемость стала как в Европе, а смертность - как в Африке [18].
Ухудшалось физическое здоровье, психологическое и нравственное состояние людей. В 1997 г. 15 % юношей, находившихся на воинском учете, были признаны негодными к воинской службе, а 6 % - получили отсрочку по состоянию здоровья. Кроме того, 13 % парней призывного возраста имели судимость [13]. Поэтому значительная доля кандидатов на службу не соответствовала предъявляемым требованиям.
В условиях подобного сокращения субъектной базы комплектования милиции в первой половине 1990-х гг. началось ее интенсивное наращивание. Так, согласно постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации «О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. предусматривалось увеличить численность работников внутренних дел на 45 тыс. единиц. Кроме того, было предписано в 1994 г. из числа граждан, призываемых на военную службу, 70 тыс. человек в каждом призыве направлять для комплектования внутренних войск МВД РФ [19].
Реализация экстенсивного пути развития правоохранительных органов осуществлялась за счет денежных средств ведомств и организаций. Особое внимание при этом уделялось укреплению милиции общественной безопасности. Главной задачей стало доведение ее штатной численности до нормативов, установленных Указом Президента России № 209 1993 г Этого требовали указы Президента Марий Эл от 1 июня 1994 г. № 141 о мерах по реализации республиканской программы «Правопо-рядок-95» [5] и «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью в Республике Марий Эл» от 9 сентября 1996 г. № 278. Чтобы решить поставленную задачу МВД неоднократно принимало обращения к президенту республики, к правительству, главам администраций городов и районов. Несмотря на крайнюю бедность бюджета, просьбы находили понимание. В течение 1993-1995 гг. служба МОБ увеличилась на 23,8 %. К началу 1996 г. она включала в себя 2929 единиц, или 63 % нормативов [8, д. 1323, т. 1, л. 269] (для сравнения в 1994 г. этот показатель составлял 52,1%),
определенных Указом Президента Российской Федерации. При этом численность младшего начальствующего и рядового состава возросла на 67,4 %, рост высшего, старшего и среднего начсостава составил 35 %. Одновременно состав работников уменьшился на 6,4 % (подсчеты наши). Были созданы отряд милиции особого назначения, 4 строевых и укреплены 9 уже имевшихся подразделений ППС, увеличены штаты участковых инспекторов милиции, сотрудников ДПС ГАИ.
Одним из приоритетов кадровой политики в последнее десятилетие ушедшего века стало развитие контрактной основы прохождения службы в органах внутренних дел. Если за период с 1993 г. до сентября 1996 г. на службу было принято 4,2 тыс. человек, то из них 3,1 тыс. - на контрактной основе [8, ф. 15, оп. 1, д. 1650, т. 1, л. 64] (общий некомплект составил 608 человек). Как стержневое явление рыночной экономики, контракт положительно влиял на качество деятельности сотрудников, обеспечивал их насущные потребности, позволял им рассчитывать на социально-экономическую защищенность.
Укрепились и ведущие службы. В 19931995 гг. служба уголовного розыска увеличилась на 65, исполнения наказаний - на 926 единиц [8, ф. 12, оп. 1, д. 496, т. 2, л. 24], охран-но-конвойная - более чем в 2 раза. Подразделения конвойной службы были созданы во всех ГОРОВД республики и полностью укомплектованы личным составом. (С 2004 г. отдельная рота конвойной службы милиции МВД именуется отдельной ротой охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД по Марий Эл.) Почти на треть (с 1230 до 1626 единиц) увеличились штаты горрайорганов внутренних дел. Впечатляющими были и темпы роста бюрократических структур, вспомогательных служб. К примеру, штаты аппарата министерства за четыре года к 1995 г. увеличились почти в 1,4 раза и достигли 425 единиц.
Вопреки увеличению численности личный состав продолжал испытывать большую перегруженность. По признанию министра В.В. Смоленцева, он трудился «на пределе своих возможностей» [14]. Причем работа в выходные и сверхурочные работы не документировались и не оплачивались. Хотя все это и давало положительные результаты - количество раскрытых преступлений заметно увеличилось - многие такой режим не выдерживали. По этой причине «рапорты о переводе на другую работу сыпались чуть ли не каждый день», -признавались милицейские руководители [24].
Повседневные тяготы правоохранитель-
ной деятельности усугублялись перманентным состоянием высокого эмоционального напряжения, которое испытывал личный состав. Сказывались постоянные контакты с правонарушителями, командировки в Северокавказский регион и многое другое. В 1996-2004 гг. более 1,5 тыс. сотрудников ОВД республики выполняли служебно-боевые задачи по наведению конституционного порядка в Северокавказском регионе. (В 1996-2004 гг. более 1500 сотрудников ОВД республики выполняли служебно-боевые задачи по наведению конституционного порядка в Северокавказском регионе [17].) Особенно изнурительный характер служба приобрела после террористических актов, совершенных в Москве и Волгодонске в 1998 г., когда милиция на длительный период была переведена на усиленный вариант несения службы.
Причудливым образом на формировании кадрового потенциала региона сказывалось отсутствие у населения приемлемого выбора для трудоустройства. Это было связано со слабой вовлеченностью республики в рынок, отсутствием здесь естественных богатств, ограниченными возможностями для приложения собственных сил и возможностей в сфере бизнеса и предпринимательства. Поэтому готовность значительной части личного состава в любой момент сменить работу из-за низкого престижа милицейской работы, слабой социальной защищенности, неадекватных условий труда и т.д. ограничивалась стремлением устроиться в самой системе МВД, найдя здесь подходящую должность. В 1993-1996 гг. из подразделений по экономическим преступлениям ежегодно увольнялось и переводилось в другие службы от 12,5 до 34,4 % сотрудников.
Во второй половине 1990-х гг. была продолжена работа по комплектованию подразделений милиции на основании договоров, заключенных с трудовыми коллективами. При отборе кандидатов на службу шире стало практиковаться личное поручительство сотрудников, более тщательное изучение их по месту жительства, работы, учебы, а также круга друзей и знакомых. Во многих строевых подразделениях (ОБ ДПС ГАИ УВД г. Йошкар-Олы, ОБМ УВО при МВД РМЭ, ОБ ППС УВД г. Йошкар-Олы, ОМОН при МВД РМЭ, отряд специального назначения при УИН МВД РМЭ, СОБР при МВД) прием на службу осуществлялся на конкурсной основе. Таким же образом строилась эта работа и в большинстве ГОРОВД [8, ф. 15, оп. 108, д. 1350, л. 28].
Источники комплектования личного состава в эти годы пополнились еще одним важным новшеством. По приказу МВД Российской
Федерации от 30 декабря 1997 г. № 859 на вакантные должности начальствующего состава при необходимости стали привлекаться пенсионеры органов внутренних дел, имевшие профессиональное образование и обладавшие опытом работы по замещаемой должности [30]. Это стало важным инструментом использования в интересах борьбы с преступностью профессионального опыта пенсионеров, бывших сотрудников правоохранительных органов.
Продолжалось наращивание личного состава. В 1996-1997 гг. на службу было принято почти на 300 человек больше, чем уволено. (На службу в органы и подразделения внутренних дел было принято в 1996 г. - 576, в 1997 г. -586 человек, уволено соответственно - 417 и 455 [8, ф. 12, оп. 1, д. 1360, л. 237-238].) Сотрудники МВД Марий Эл стали представлять одну из крупнейших профессиональных групп в республике. Их число становилось чрезмерным [8, ф. 12, оп. 1, д. 1360, т. 1, л. 237] (общая штатная численность МВД Марий Эл на 1 января 1997 г. составила 7160, в 1998 г. - 7213 единиц), оно многократно превысило количество милиционеров, осуществлявших правопорядок на территории края на заре советской власти. Для сравнения: в 1926 г. на каждые 2340 жителей республики, включая младенцев, приходился один милиционер (численный состав областной милиции в 1926 г. составлял 209 единиц [12]; численность населения Марийской автономной области в 1926 г. составляла 489,2 тыс. человек [26]), в 1989 г. - на 202 жителя (численный состав МВД МАССР в 1989 г. составлял 3,7 тыс. единиц [8, ф. 12, оп. 1, д. 539, т. 1, л. 212]; численность населения Марийской республики в 1989 г. составляла 749,3 тыс. человек [26]. Подсчеты наши), в 1996 г. -на 109 жителей (численность постоянного населения республики на конец 1996 г. составила 764,7 тыс. человек [22]; штатная численность аттестованного состава МВД республики на 1996 г. составила 6994 человека [8, ф. 15, оп. 90, д. 1519, л. 179]. Подсчеты наши). В начале нового тысячелетия по России этот показатель составил 75 жителей на одного милиционера [9]. А ведь кроме МВД, в стране были, есть и другие силовые ведомства с огромными штатами, выполнявшими различные полицейские функции. (Для сравнения: в Нью-Йорке насчитывается 12 млн жителей и 26 тыс. полицейских [31].) Для сравнения: норматив развитых стран в 350-500 офицеров полиции на 100 тыс. человек населения [29].
С 1998 г. в комплектовании ОВД устанавливается новый подход. По указанию ГУК
МВД России прием на службу был временно прекращен [8, ф. 12, оп. 1, д. 1360, л. 237]. (Всего за 1998-2000 гг. на службу было принято 935 сотрудников, каждый пятый новичок - выпускник учебных заведений МВД России [20].) Еще 21 августа 1997 г. МВД Российской Федерации в приказе № 517 потребовало положить конец разовым и несистематизированным обращениям о выделении дополнительной численности, создании новых подразделений, влекущих увеличение расходов из федерального бюджета. Наметился отказ от экстенсивного пути развития, был взят курс на прекращение дальнейшего наращивания личного состава, содержавшегося за счет федерального бюджета. В итоге за 1998-2000 гг. его численность уменьшилась на 350 единиц [8, ф. 12, оп. 1, д. 1412, л. 58-59] и на 1 января 1998 г. составила 5,5 тыс. единиц, в 1999 г. - более 5,3 тыс. [8, ф. 12, оп. 1, д. 1377, т. 2, л. 58]. (Здесь представлена численность аттестованного состава МВД республики. В 1996-2001 гг. были реализованы меры по поэтапному сокращению численности личного состава органов внутренних дел, финансируемого из федерального бюджета. В введение УИС Минюста РФ по Республике Марий Эл, в частности, были переданы подразделения уголовно-исполнительной системы со штатной численностью 1550 единиц.) При этом оставалось неизменным стремление и центральных, и местных властей увеличить ряды милиции за счет средств ведомств и организаций.
В целях объективного подхода к решению кадровых вопросов во всех подразделениях, службах и органах внутренних дел продолжали действовать кадровые комиссии. В их состав, наряду с руководителями, входили ведущие специалисты служб, наиболее авторитетные сотрудники. На заседаниях комиссии рассматривались вопросы приема, увольнения сотрудников, продвижения по службе и т.д., но это не всегда позволяло руководителям принимать правильные решения по актуальным кадровым вопросам [8, ф. 43, оп. 1, д. 66, л. 24; ф. 61, оп. 8, д. 107, л. 3-4].
Приоритетным направлением деятельности МВД оставалась расстановка лиц начальствующего состава. С назначением министром В.В. Смоленцева были выдвинуты начальниками: СОУ МВД - В.А. Федосеев, ОУР - А Н. Ло-парев и В.И. Соловьев, ОБНОН - Л.А. Сабан-цев, УБЭП - АН. Шальнов, СУ - В.М. Грачев, ПВС - Э.И. Бурнашев. Тогда же возглавили Сернурский РОВД - В.Н. Васильев, Советский - Н.В. Пиржанов, Параньгинский - М.Л. Чернышев, Новоторъяльский - А.Н. Камаев. По-видимому, трудно назвать в постсоветской
истории марийской милиции другого ее руководителя, который бы поднял на поверхность правоохранительной жизни столько настоящих профессионалов и преданных профессии людей.
Важным фактором обеспечения прохождения службы и расстановки кадров оставалось предоставление специальных званий. Из-за увеличения личного состава МВД эта процедура заметно активизировалась. Так, численность начальствующего состава в период с 1993 г. по 1996 г. увеличилась на 43 %. При этом полковников стало больше на 44 %, майоров - на 67 %, старших лейтенантов - на 129 %, младших лейтенантов - на 194 %.
Наиболее существенные изменения в расстановку кадров вносились с приходом новых руководителей. С назначением В.А. Григорьева на пост министра последовала капитальная реорганизация аппарата министерства, произошла замена большинства заместителей министра, начальников управлений, служб гор(рай)отделов милиции. Все они обладали высокими профессиональными качествами, умением работать с подчиненными и способностью организовать людей на выполнение самых ответственных задач, стоявших перед правоохранительными органами.
МВД республики смело выдвигало на должности молодых сотрудников, способных вместе со своими опытными коллегами решать сложные задачи противостояния преступности. Начальником РОВД были назначены М.Л. Чернышев (Параньгинского) в возрасте 32 года; Р.Н. Саверов (Моркинского), Г.В. Сергеев (Советского) - в 33 года, С.Л. Игнатов (Звенигов-ского) - в 29 лет. Средний возраст начальников ГОРОВД 1990-х гг. на момент их выдвижения на должность составил 39 лет [11].
Отмечая достоинства своевременного выдвижения на руководящие должности молодых, энергичных работников, следует признать, что были нередкими случаи, когда это происходило в ущерб общему делу. В милицейских коллективах терялось здоровое, разумное соотношение богатого опыта и знаний старых работников с энергией молодых, что является одним из условий высокой эффективности работы милиции.
К тому же обновление руководящего состава министерства, подразделений и органов внутренних дел было чрезмерно интенсивным. Только в 1996-2000 гг. сменилось 472 работника, включая аппарат министерства - 81 человек. Из числа руководящего состава ГОРОВД (от начальника РОВД до заместителей начальника) с 1996 по 2000 гг. сменилось 77 сотруд-
ников. Подобная мобильность в среде руководства МВД привела к тому, что в среднем стаж работы заместителей министров, назначавшихся на должность в 1990-е гг., составил 4 года (учтены сведения на 13 заместителей министра внутренних дел Марий Эл. В расчет были приняты и те, которые находились в должности в начале XXI в. с учетом их продолжительной службы. Подсчеты наши), начальников ГО-РОВД - 2,8 года (учтены сведения на 42 начальника ГОРОВД. В расчет были приняты и те, которые находились в должности в начале XXI в. с учетом их продолжительной службы. Подсчеты наши). Это явилось результатом не только общих трудностей переходного периода, но и следствием неудовлетворительной работы руководителей министерства, горрайор-ганов внутренних дел и кадровых служб. Им не хватало порой мудрости, душевной щедрости и желания кропотливо и вдумчиво осуществлять работу, направленную на сохранение стабильности личного состава, формирование у него уверенности в завтрашнем дне. Масштабные кадровые перемены не встречали поддержки и понимания в коллективе. В прессе они квалифицировались как «очередная перетряска кадров» [15]. Отставка высококвалифицированных сотрудников порождала неуверенность и беспокойство, одновременно отрицательно сказывалась на состоянии охраны правопорядка.
Исправить ситуацию были нацелены решения коллегии министерства, специально рассмотревшей 27 января 1998 г. вопрос «О результатах проверки фактов нарушения служебной и кадровой дисциплины руководителями ряда органов внутренних дел».
Таким образом, постсоветский период был отмечен рядом новых характерных особенностей формирования руководящих кадров органов внутренних дел. Прежде всего, усилилась значимость неформальных связей (приятельских, земляческих, родственных и иных) в комплектовании личного состава в целом и руководящих кадров в частности. В практику входит по сути «командный» метод замещения должностей, при котором с приходом нового руководителя происходит тотальное обновление кадров близкими ему людьми. Ускорилась циркуляция этих кадров и повысилась их мобильность: они легко входили в управленческую элиту, быстро перемещались внутри системы МВД и так же мгновенно и неожиданно могли выйти из него.
Нельзя забывать и о том, что формирование руководящей милицейской элиты активно стимулировалось. Управленческая деятельность высокопоставленного руководителя
была сопряжена с возможностью получения различного рода материальных и моральных привилегий, преимуществ, почета, славы. Причем размеры отдельных привилегий и преимуществ существенно возросли по сравнению с советскими временами. К сожалению, указанные новации мало способствовали укреплению кадрового потенциала МВД.
Постепенно стал вырисовываться облик нового поколения начальствующего состава милиции, шедшего на смену своим предшественникам советской эпохи. Тотальные перестановки кадров, интенсивный набор привели к существенному сокращению старой, опытной милицейской гвардии, с одной стороны, и с другой - к изменению облика всей республиканской милиции в целом. Речь идет о более интенсивном выдвижении на должности молодых сотрудников, к сожалению, нередко без должного образования и опыта управленческой деятельности. Хотя в целом новые выдвиженцы были более образованны. Об этом свидетельствуют обобщенные данные о начальствующем составе МВД РМЭ. Так, социальный портрет руководителя милиции, к примеру, министра, деятельность которого пришлась на период с 1991 г. по 2000 г., выглядит следующим образом. Как правило, это был мужчина в возрасте 48,5 лет (здесь и далее - на момент назначения), русский (66 %), выпускник Академии МВД России (СССР) - 66 %, образование - высшее юридическое (100 %). Социальный облик заместителей министров: возраст
- 43,5 года, русский (53 %), выпускник Академии МВД России (СССР) - 53 %, образование
- высшее юридическое (80 %) [11].
В то же время идейные мотивы, которыми руководствовались в своей деятельности лица начальствующего состава советской эпохи, ушли в тень, доминирующими стали прагматизм, а иногда и откровенный карьеризм.
В 1990-е гг. рельефно обозначилась еще одна новая тенденция, получившая название «феминизация милиции». Она выразилась в увеличении численности женщин в рядах ее отдельных подразделений. Так, на 1 января 1991 г. доля женщин среди аттестованного состава МВД МАССР составила 6,3 %. Одновременно среди сотрудников следственных подразделений, к примеру, в 1994-1997 гг. она возросла с 23,2 до 33,7 % [8, ф. 12, оп. 1, д. 1360, л. 40]. Преимущественно женщины трудились в секретариате министерства, канцеляриях и в ряде других подразделений. Они добросовестно выполняли служебные обязанности, были исполнительны, дисциплинированы.
Стремление женщин работать в милиции
в советские годы расценивалось как крупное достижение новой власти, свидетельство освобождения женщины, уравнения ее во всех правах с мужчиной. Однако уже в конце 1920-х гг. были предприняты шаги, регламентировавшие прием женщин в милицию, он мог производиться в количестве не свыше 10 % штатного состава [7]. Позднее ограничения были сняты. В 1930-е гг. доля женщин среди работников милиции области составляла от 1 до 5 % [12]. На 1 января 1987 г. этот показатель был равен 6,4 %, в 1989 г. - 7,1 %, 1991 г. - 6,5 %.
Некоторые стали расценивать происходившее как показатель «распада милиции», поскольку, по их мнению, есть перечень должностей и специальностей, на которых должны работать только мужчины [9]. Не соглашаясь в полной мере с таким пониманием проблемы, полагаем, что будет неправильно и приветствовать чересчур активную феминизацию милиции. Дело даже не в том, что женщине трудно исполнять многие функции, возложенные на сотрудника милиции, в силу физиологических, психологических и иных причин. Проблема в другом: подавляющее большинство из них пришли в милицию по так называемому «блату», с помощью влиятельных родственников, как правило, работавших в этой же системе. Для того чтобы утвердиться в сказанном, достаточно бросить беглый взгляд на список сотрудников-женщин и руководителей подразделений и органов внутренних дел. Подобный подход к формированию милиции не способствовал ее укреплению.
Повышенный интерес граждан всегда вызывал национальный состав МВД республики. В 1991 г. удельный вес лиц коренной национальности среди личного состава составил 44,6 %, в УР - 36,6 %, БХСС - 36,9 %, следствии - 47,2 %, среди участковых инспекторов милиции - 66,3 %. При этом отмечалась низкая доля работников-мари среди среднего и старшего начальствующего состава - 36 %, и одновременно достаточно высокая - среди рядового и младшего начсостава (55,6 %) [8, ф. 12, оп. 1, д. 571, т. 1, л. 67].
Таким образом, в формировании кадрового корпуса республиканской милиции выявились два противоречивых вектора развития. С одной стороны, обновление местной ее элиты велось преимущественно за счет представителей из соседних регионов, с другой стороны, пополнение младшего начальствующего и рядового состава осуществлялось выходцами из деревни, лицами марийской национальности, носителями традиционных представлений и ценностей.
С демократизацией общества, в условиях роста национального самосознания в некоторых субъектах Федерации, включая Марий Эл, представители титульной нации стали выражать озабоченность по поводу их слабого представительства в органах власти и управления. Съезд народа мари в октябре 1992 г. в специальной резолюции «О кадровой политике в правоохранительных органах Республики Марий Эл» осудил политику «русификации, проводимой центральным руководством в отношении мари», выразившуюся в «практике назначения на руководящие посты людей некоренной национальности». Отмечалось, что наиболее выпукло это проявилось среди руководящего состава правоохранительных органов. Именно в этой среде, по мнению съезда, была «крайне низка доля представителей народа мари». Съезд потребовал «соблюдать равное, согласно доли марийского населения в республике, представительство специалистов мари в руководящих органах... внутренних дел» [23, с. 345].
Обращение съезда не было услышано. «В ряде мест допускалась дискриминация кадров по национальному признаку», - отмечалось в Послании Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина 1997 г. Однако власти по-прежнему не отдавали должного отчета в серьезности проблем, возникавших в сфере межнациональных отношений. «Никакие национальные факторы не должны влиять на работу правоохранительной структуры», - заявлял, в частности, не кто-то, а руководитель Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России генерал-майор Н. Симаков [25].
Решительных перемен, кстати, не произошло и в последующие годы. С 1991 г. по 2008 г. ни разу не назначался представитель титульной нации на должность первого зам. министра-начальника криминальной милиции по Марий Эл (всего за эти годы состоялось 6 назначений), начальника УУР (5), УБОП (5), УБЭП (5), управления кадров (5), ООД (4), начальника секретариата (3). Скудным было их представительство и в других подразделениях и службах аппарата министерства и в ведущих службах ГОРОВД. Полагаем, что было бы неправильным молчаливо или стыдливо стараться не замечать возникших диспропорций, равно как было бы ошибочно начать искать виновных в этом или требовать незамедлительного исправления ситуации. Важно другое - выработать организационно-правовой механизм, который, исключая дискриминацию по национальному признаку, одновременно со-
действовал бы более гармоничному решению кадровых вопросов, являющихся одним из наиболее болезненных сегментов национальной политики федеративного государства.
В 1998 г. коллегией МВД России была утверждена Концепция кадровой политики, в которой определялись формы и методы комплектования органов внутренних дел квалифицированными и компетентными кадрами, повышения эффективности их использования.
Пути реализации Концепции были специально обсуждены на заседании коллегии министерства 16 февраля 1999 г. По итогам обсуждения информации зам. министра-начальника управления кадров МВД Н.А. Шибаева, был утвержден план мероприятий министерства по реализации Концепции МВД РФ. Управлению кадров предписывалось совершенствовать деятельность кадровых аппаратов ОВД республики, улучшить их взаимодействие с соответствующими подразделениями МВД.
Во исполнение требований Концепции активизировалась работа по повышению уровня профессионализма, исполнительской дисциплины личного состава и научной организации труда. Вопросы обучения личного состава только в 1999 г. были проверены в 15 подразделениях и ОВД [8, ф. 12, оп. 1, д. 1377, т. 2, л. 58].
Постоянную задачу МВД видело в повышении служебной, боевой и физической подготовки личного состава. Основным руководящим документом здесь служил приказ МВД РФ от 10 июля 1991 г. № 110 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава ОВД РФ».
В Наставлении был закреплен принцип непрерывности и преемственности профессиональной подготовки. При этом были установлены следующие виды обучения: первоначальная подготовка, повышение квалификации, переподготовка, стажировка, обучение в аспирантуре, адъюнктуре и докторантуре, служебная и боевая подготовка, физическая подготовка, самостоятельная учеба [4].
Все это явилось крупным шагом в укреплении МВД республики. В качестве ближайших задач необходимо было продолжить работу по устранению текучести личного состава, установить четкую систему прохождения службы в милиции (организовать плановую служебно-боевую подготовку и воспитательную работу), перестроить работу аппарата министерства и горрайорганов внутренних дел.
Таким образом, кадровая политика МВД республики в постсоветский период заметно
обновилась. Сохранив в своем арсенале оправдавшие себя на практике формы и методы работы, она вобрала в себя немало новшеств. При этом они касались практически всех важнейших сторон кадровой политики - подбора, расстановки, обучения кадров. Одним из главных нововведений явился отказ от номенклатурного принципа их подбора и расстановки, а также от принципа идеологизации милицейской службы. Всю кадровую работу предусматривалось строить на основе объективной и комплексной оценки профессиональных и личностных качеств сотрудников.
1990-е гг. вместили в себя два диаметрально противоположных направления комплектования органов внутренних дел. Первое
- резкое количественное увеличение штатной численности личного состава, второе - сдерживание, а позднее и ее сокращение. Подобное «шараханье» из одной крайности в другую, на наш взгляд, является одним, но далеко не единственным свидетельством того, что к тому времени МВД России не вело последовательную и разумную кадровую политику. Отсюда
- массовые увольнения опытных сотрудников, пополнение освободившихся должностей неподготовленной молодежью, утрата милицией доверия и уважения населения, падение престижа милицейской профессии.
Список литературы
1. О действенности государственной власти в России: послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 16 февраля 1995 г.
2. Россия, за которую мы в ответе: послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 23 февраля 1996 г.
3. Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: постановление Верховного Совета Российской Федерации № 4202-1 от 23 декабря 1992 г. // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 2, ст. 70.
4. Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. // Постановление ВС РФ. 1992. № 4202-1 (ред. 30.06.2002, с изм. 25.07.2002).
5. О мерах по реализации государственной программы борьбы с преступностью на 19941995 годы «Правопорядок-95»: указ Президента Республики Марий Эл от 1 июня 1994 г. № 141 // Вестник Правительства Республики Марий Эл. 1994. № 2.
6. О ходе выполнения приказа МВД РМЭ от 12 ноября 1993 г. «О мерах по своевременному и качественному обучению вновь принятых на службу в органы внутренних дел по программе первоначальной подготовки и мерах по укреплению учебно-материальной базы Учебного центра МВД»: решение оперативного совещания при МВД Республики от 25 марта 1994 г.
7. Административный вестник. 1929. № 10. С. 61.
8. Архив МВД по Республике Марий Эл.
9. Гладарев Б. Условия службы и социальное положение рядовых сотрудников милиции: социологический очерк к юбилею // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2008. № 1. С. 12.
10. Демографический ежегодник Республики Марий Эл: стат. сб. Маристата. Йошкар-Ола, 2007.
11. Иванов В.А. МВД по Марий Эл в реализации государственной политики: 1985-2010 гг.: монография / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2013.
12. Иванов В.А. Милиция в Марийском крае в 1917-1941 гг.: проблемы организации и деятельности: монография / Мар. гос. ун-т. М., 2005.
13. Йошкар-Ола. 1997. 18 дек.
14. Марийская правда. 1992. 7 февр.
15. Марийская правда. 2000. 17 марта.
16. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
17. Милица В.Г. 85 лет Марийской милиции (Страницы истории МВД Республики Марий Эл) // Марийский юридический вестник «Государст-
во и право: актуальные вопросы истории и современности». Йошкар-Ола, 2005. Вып. 4. С. 20.
18. Моисеев В.В. История государственного управления России: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2010.
19. Организация и деятельность органов внутренних дел Российской Федерации: сб. нормативных актов / под ред. В.В. Черникова. М., 1994.
20. Служу Отечеству. Йошкар-Ола, 2001.
21. Сорокин В.В. Теория государства и права переходного периода: учебник. Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2007.
22. Статистический ежегодник Республики Марий Эл: стат. сб. Йошкар-Ола, 1997.
23. Съезды народа мари: документы и материалы. 1917-2004 гг. Йошкар-Ола: Центр-музей им. В. Колумба, 2008.
24. Щеглов С. Наша служба на детектив не похожа // Республика. 1991. 13 сент.
25. Щит и меч. 2011. 25 февр.
26. Энциклопедия Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 2009. С. 81.
27. URL: http://www.school.edu.ru/laws. asp?cat_ob_no=5947&ob_no=4561&oll.ob_no_to=
28. URL: http://constitutions.ru/archives/6992
29. URL: http://www.rusolidarnost.ru/ perestroika-mvd-ot-militseiskogo-proizvola-k-professionalnoi-politsii
30. URL: http://www.pojar.ru/?mod=SiteArti cles&act=2&article_id=1032&item_id=31.
31. URL: http://ura.ru/content/chel/27-11-2009/news/1052106797.html.
ИВАНОВ Виталий Алексеевич - доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета. Марийский государственный университет. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: prorec_ [email protected]
БОЯРИНЦЕВА ИринаАлександровна - старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, зам. декана юридического факультета. Марийский государственный университет. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]
IVANOV, Vitalij Alekseevich - Doctor of Law, Professor, Dean of the Faculty of Law. Mari State University. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]
BOYARINTCEVA, Irina Aleksandrovna - Senior Lecturer of Department of Theory and History of State and Law, Deputy Dean of the Faculty of Law. Mari State University. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]