ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС
Некоторые вопросы, связанные с предоставлением лесных участков из состава земель лесного фонда для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи
И.В. Советников
начальник Правового управления Федерального агентства лесного хозяйства, кандидат юридических наук (г. Москва)
Иван Васильевич Советников, [email protected]
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее -ЛК РФ) одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. К линейным объектам согласно пункту 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ относятся линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Порядок использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а также в охранных зонах таких объектов установлен статьей 45 ЛК РФ и Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 года № 223 (далее - Правила использования лесов для линейных объектов).
Вместе с тем на практике возникают отдельные сложности, связанные с предоставлением лесных участков для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, которые, полагаю, необходимо рассмотреть отдельно.
Частью 2 статьи 45 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных
объектов предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 ЛК РФ.
Лесным законодательством прямо не предусмотрен порядок определения размеров лесных участков, предоставляемых для размещения линейных объектов. В связи с этим на практике возникает ряд вопросов, связанных с определением площади предоставляемого лесного участка.
Согласно пунктам 2 и 6 Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 года № 486, воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий либо на земельных участках, отнесенных к иным категориям земель, не указанным выше, если хозяйствующим субъектам предоставлено право использовать эти участки (части участков) для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети).
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]
№ 3 (150) 2014
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
Таким образом, требование лиц, использующих леса для эксплуатации линий электропередачи, о предоставлении участков только под опорами линий электропередачи правомерно.
Определение размеров предоставляемых лесных участков для целей строительства, реконструкции и капитального ремонта линий электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, должно осуществляться в соответствии с содержанием разработанной в установленном порядке и прошедшей государственную экспертизу (в случаях когда это обязательно) проектной документации.
Необходимо отметить, что юридические и физические лица обязаны заключить договор аренды на лесные участки или получить их на ином праве, в том числе для строительства, эксплуатации, реконструкции сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью линий электропередачи. При определении факта, является ли то или иное сооружение неотъемлемой технологической частью линии электропередачи, следует руководствоваться положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 504 «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций».
Лесные участки, на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, не любым лицам, а только гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном
Подписка в любое время по минимальной цене (495) :
управлении такие линейные объекты (ч. 3 ст. 45 ЛК РФ).
Таким образом, при предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков для реконструкции или эксплуатации линейных объектов необходимо подтверждать соответствующие права на такие линейные объекты в установленном порядке. При этом с 1 июля 2012 года, с момента вступления в силу в полном объеме Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», соответствующие подтверждающие документы органы государственной власти обязаны запрашивать самостоятельно в тех органах государственной власти и органах местного самоуправления, которые такими сведениями обладают, а не требовать их с заявителей.
Вместе с тем на практике имеет место и обратная ситуация: объект электросетевого хозяйства размещен на землях лесного фонда (иногда 30-40 и даже 50 лет назад), а его собственник не предпринимает какие-либо действия для оформления земельных отношений. В этих случаях полагаем необходимым органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать меры по побуждению их к оформлению земельных отношений, в том числе в судебном порядке.
Пункт 5 Правил использования лесов для линейных объектов устанавливает виды лесных участков, которые используются прежде всего в целях строительства линейных объектов. В частности, к ним относятся:
• земельные участки, не пригодные для выращивания леса или возможные для его выращивания после проведения специальных мероприятий, угодья и земли специального хозяйственного назначения, включая болота, воды, гольцы, дороги, ледники, пастбища, пашни, пески, просеки, сады и ягоды, сенокосы, тутовники, усадьбы и другие (нелесные земли);
-9789, [email protected]
ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС
• участки, на которых древесная растительность погибла в результате лесного пожара (гари);
• значительные по площади старые вырубки, гари и другие участки с уничтоженной лесной растительностью, не возобновившиеся в течение последних 10-15 лет (пустыри);
• мелкие, не возобновившиеся древесными породами участки, возникшие в результате очагового вывала или вырубки древостоев вследствие каких-либо отрицательных воздействий локального характера (прогалины).
Кроме того, положения пункта 5 Правил использования лесов для линейных объектов устанавливают, что для строительства линейных объектов также используются лесные участки, на которых произрастают низкополнотные лесные насаждения и наименее ценные лесные насаждения (лесные насаждения, не соответствующие лесорастительным условиям и не отвечающие экономическим, экологическим целям, а также не имеющие в любом ярусе деревья главных пород в количестве, достаточном для формирования ценных насаждений).
После оформления земельных отношений перед собственником объекта электросетевого хозяйства обычно возникает проблема расчистки охранной зоны линий электропередачи или вырубки деревьев, кустарников, лиан для строительства объекта. Соответственно, возникают сложности с правом собственности на вырубленную древесину.
В соответствии с частью 2 статьи 20 ЛК РФ право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ принадлежит Российской Федерации.
Порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьей 45 ЛК РФ установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009
года № 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации». Пунктом 2 указанного постановления установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию такой древесины, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество). Росимущество организует торги по продаже древесины и заключает договоры купли-продажи с победителями торгов.
Пунктом 7 указанного постановления Правительства Российской Федерации на юридических и физических лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, возложена обязанность в срок, не позднее 15 дней до завершения рубки, направлять в орган государственной власти субъекта Российской Федерации информацию об объемах и породном составе вырубаемой древесины. При этом на арендаторов не возложена обязанность хранения древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ. Представляется, что это - полномочия собственника этой древесины, то есть Российской Федерации в лице Росимущества.
В случае необходимости использования собственниками линий электропередач древесины, полученной при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, в технологических целях лесное законодательство предусматривает возможность для арендаторов заключить договор аренды на лесной участок для нескольких видов использования лесов.
В пункте 3 части 3 статьи 74 ЛК РФ устанавливается, что без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]
№ 3 (150) 2014
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ. Указанный договор заключается без проведения аукциона путем заключения дополнительного соглашения к действующему договору аренды или заключения отдельного договора. В таком случае древесина принадлежит юридическим и физическим лицам, использующим леса для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Пунктом 6 Правил использования лесов для линейных объектов предусмотрена обязанность лиц, использующих леса для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, исключать развитие эрозионных и других негативных природноантропогенных процессов на занятой и прилегающей территориях. Таким образом, при составлении проекта освоения лесов предусматриваются мероприятия по недопущению развития эрозионных процессов на занятой территории (лесные участки, на которых расположены линейные объекты), а также на смежных участках.
Согласно пункту 3 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» под смежным участком понимается земельный участок, часть границ которого одновременно является частью границ другого земельного участка.
Часть 6 статьи 21 ЛК РФ и пункт 14 Правил использования лесов для линейных объектов предусматривают, что в случае нарушения почвенного покрова при угрозе эрозии по всей ширине охранных зон линейных объектов должна проводиться рекультивация земель с посевом трав и (или) посадкой кустарников на склонах. При этом согласно пункту 17 указанных Правил земли, нарушенные или загрязненные при использовании лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, подлежат рекультивации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) :
Порядок проведения рекультивации земель предусмотрен Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов России от № 525, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству № 67 от 22 декабря 1995 года (далее - Основные положения), которые действуют в части, не противоречащей существующему законодательству. Согласно Основным положениям рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лесной кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ (по состоянию на 1 января 2010 года).
2. Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов : приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 года № 223.
3. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети : постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 года № 486.
4. О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользо-9789, [email protected]
ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС
вания, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций : постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 504.
5. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ.
6.О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, рас-
положенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 года № 604.
7. О государственном кадастре недвижимости : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ.
8. Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы : приказ Министерства природных ресурсов России от № 525, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству № 67 от 22 декабря 1995 года.
* * *
Продолжение. Начало на с. 20
самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме» утвержден порядок направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
Например, в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений орган местного самоуправления направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования.
В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка орган местного самоуправления направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в следующих документах:
• в решении о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, с указанием кадастрового номера земельного участка и условно разрешенного вида использования;
• в решении об определении (изменении) вида разрешенного использования, с указанием кадастрового номера земельного участка и вида разрешенного использования.
НАЛОГ, УПЛАЧИВАЕМЫЙ НАСЛЕДНИКАМИ
Информация может быть полезна наследникам
В случае наследования имущества важным является вопрос исчисления налога.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (письмо Федеральной налоговой службы от 21 февраля 2014 года № БС-4-11/3179).
Учитывая, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента
Продолжение на с. 70
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]