Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
экстремизм / экстремистская деятельность / образование / педагогика.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машекуашева М. Х., Маздогоева З. З.

Введение. В данной статье авторы обращают внимание на проблему антиэкстремистского воспитания подрастающего поколения с применением методов педагогической науки в системе российского образования. Теоретические основы. Методы. Требуется обучение молодежи конструктивным стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций, что, с нашей точки зрения, увеличит адаптивный и мотивационный потенциал молодого человека, а также позитивный социальный опыт. В настоящей статье авторы исследуют противодействие идеологии молодежного экстремизма педагогами. В основе данного исследования несколько базовых научных и педагогических методов. Универсальный научный метод моделирования является основой педагогического исследования, потому что он позволяет выявить детали преобразования социальных процессов, которые являются практическими векторами при создании педагогической модели. Метод обобщения использовался для исследования и оценки. Применение системного подхода позволило изучить содержание современного образования. Результаты исследования. На всем протяжении обучения студентов необходимо обучать их конструктивным поведенческим стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций, повышать их грамотность, а также дискредитировать экстремистскую идеологию и лидеров. Заключение. Сделан вывод, что профилактика противодействия идеологии экстремизма в образовательной среде скажется положительно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

О©4 БОРЬБА С ЭКСТРЕМИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ ^D

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. Введение. В данной статье авторы обращают внимание на проблему антиэкстремистского воспитания подрастающего поколения с применением методов педагогической науки в системе российского образования. Теоретические основы. Методы. Требуется обучение молодежи конструктивным стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций, что, с нашей точки зрения, увеличит адаптивный и мотивационный потенциал молодого человека, а также позитивный социальный опыт. В настоящей статье авторы исследуют противодействие идеологии молодежного экстремизма педагогами. В основе данного исследования несколько базовых научных и педагогических методов. Универсальный научный метод моделирования является основой педагогического исследования, потому что он позволяет выявить детали преобразования социальных процессов, которые являются практическими векторами при создании педагогической модели. Метод обобщения использовался для исследования и оценки. Применение системного подхода позволило изучить содержание современного образования. Результаты исследования. На всем протяжении обучения студентов необходимо обучать их конструктивным поведенческим стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций, повышать их грамотность, а также дискредитировать экстремистскую идеологию и лидеров. Заключение. Сделан вывод, что профилактика противодействия идеологии экстремизма в образовательной среде скажется положительно.

Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, образование, педагогика.

MASHEKUASHEVA Margarita Khasanbievna,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of State and Civil Law Disciplines, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

SOME ISSUES OF EXTREMISM PREVENTION IN THE EDUCATIONAL

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -8-274-276 NIION: 2018-0076-8/21-127 MOSURED: 77/27-023-2021-08-326

МАШЕКУАШЕВА Маргарита Хасанбиевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры ГиГПД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, е-mail: [email protected]

МАЗДОГОЕВА Заира Зауровна,

преподаватель ГиГПД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД, е-mail: [email protected]

MAZDOGOEVA Zaira Zaurovna,

teacher at the Department of State and Civil Law Disciplines, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University

of Ministry of Internal Affairs

ENVIRONMENT

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

БОРЬБА С ЭКСТРЕМИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ

Annotation. Introduction. In this article author focuses on antiextremist upbringing exploiting pedagogical methods in Russian education system. Theoretical basis.Methods. Teaching our young the constructive predicament overcoming strategies is required, which, from our point of view, will increase adaptive and motivational potential, the positive social experience. In this article author explores pedagogic counteraction to extremism among the young people ideology. Several basic scientific and pedagogical methods lie at the core of this research. Universal scientific simulation method is the foundation of pedagogical research because it allows to reveal the social processes' conversion details which are the practical vectors of pedagogical modeling. The method of generalization was usedto research and evaluate. Systemic method use allowed us to study contents of modern education. Results.During the whole education of students it is necessary to teach them constructive predicament overcoming strategies, increase competence, also discredit extremist ideology and leaders. Conclusion. Deduction is made that preventive measures exploited in education system will have a positive effect.

Key words: extremism, extremist activities, education, pedagogy.

Омоложение детско-юношеской преступности продуцируют нервно-психические расстройства и прогрессирующую стрессогенность в формах несправедливого насильственного либо психического давления со стороны взрослых под ширмой воспитания, родительского безразличия. По данным ведущей статистический учет состояния преступности Генпрокуратуры, число зарегистрированных преступлений экстремистской направленности в 2020 г. выросло на 42.4% по сравнению с предыдущим годом и достигло 833 [1].

Это актуализирует важнейшую для стабильности нашего Отечества проблему безопасности образовательной среды - залога психического здоровья всех участников образовательных отношений - и подталкивает к скорейшему улучшению качественно-количественных показателей в этой области. Указанные директивы прописаны в программном документе, в Распоряжении Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [2], которые планомерно реализуются на федеральном и региональном уровнях. К нашему исследованию прямое отношение имеет содержание «п. 19 Стратегии противодействия экстремизму ... [которое] акцентирует угрозу источников идеологии, массового втягивания людей для обеспечения условий реализации.» [3].

Существует множество подходов к определению исследуемой категории, потому что устоявшегося подхода к рожденному диспутами о Французской революции 1789 - 1799 гг. понятию «экстремизм» (лат. «ех^ет^» — «крайность») нет. Следовательно, четких граней молодежной экс-тремисткой деятельности и молодежных экстремистских сообществ (организаций, групп) тоже нет. Видные отечественные ученые Ю.И. Авдеев и А.Я. Гуськов описали экстремизм развернуто (перечислили признаки), как систематическое использование насильственных методов принуж-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

дения политических органов, гражданских лиц, общественных деятелей для достижения некоторых политических целей [4]. Существующее положение дел делает необходимым постоянное купирование экстремистской деятельности в образовательном секторе, раннюю идентификацию преступного умысла.

Непрерывная профилактика экстремистского мировоззрения в молодежной образовательной среде является злободневной необходимостью, фактором, удерживающим группы риска в рамках закона, а экстремистские филиалы от развертывания в России. Политико-религиозная радикализация молодежи чревата темным экономико-демографическим будущим ввиду «утери» 18-35-летних потенциальных специалистов в «плохих кружках по интересам». Все дело в социально-психологической природе молодежи, характеризуемой: 1) повышенной общительностью, внушаемостью, потребностью в признании, самоутверждении и эмоциональной компенсации, 2) отсутствием взрослой осторожности, психологической защищенности, жизненного опыта и работы. Заметим, что силовое противодействие, даже успешное, означает реагирование.

Отправной пункт антиэкстремисткой профилактики в молодежной образовательной среде -грамотная разъяснительная работа, осуществляемая по-настоящему референтным для целевой аудитории (будь то академическая группа или конкретный студент) лицом - обязательно должна учитывать ряд:

1) принципов: индивидуализированность, наглядность, непрерывность, объективность, открытость, привлечение специалистов и правоохранительных органов;

2) обстоятельств: уровень воспитания (в т.ч. правового) и использования средств коммуникации; особенности организации педагогического и досугового процессов и возможности их организации, например, наличие

необходимого специалиста); профессионализм педагога.

Анализ профильной литературы доказывает актуальность выработки педагогических механизмов обучения молодежи поведенческим стратегиям преодоления разных затруднений. Вдобавок подобное обучение позволяет выяснить:

• в первую очередь, личность вербовщика;

• во-вторых, причину симпатий к преступникам;

• в-третьих, время встреч.

Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что для непрерывной профилактики экстремистского мировоззрения на всех этапах образовательного процесса необходимы регулярные:

1) курсы повышения квалификации педагогиче-

ских работников по выявлению признаков экстремизма среди молодежного и студенческого контингента;

2) индивидуальное периодическое тестирование на предмет радикализации;

3) системная социализация (социальная адаптация) в пределах каждой минимальной «студенческой единицы» - академической группы - с учетом законодательства, уважения личности молодого человека, с привлечением правоохранительных органов;

4) сплочение молодежи постоянным общим социальным и/или профессиональным занятием;

5) получение грамотно выстроенной обратной связи, фундамента стратегии профилактики экстремизма, - ведь именно глубокое знание культурно-этнических особенностей вверенной среды делает педагогов лучшими инициаторами программ;

6) профилактические мероприятия, такие как:

а) планомерная дискредитация экстремистских лидеров в ходе патриотико-просветительских лекций с участием правоохранителей для повышения уровня грамотности, конфессиональной и правовой информированности;

б) командное досуговое, туристическое и спортивное времяпровождение;

в) тестирование психологическое и социологическое для выявления наличия и степени вну-триакадемической напряженности;

г) ежегодная диспансеризации с целью выявления аномалий психического развития;

д) планомерное закрепление указанных в психолого-педагогических трудах Е.А. Анненко-

вой, Л.И. Анциферовой, И.П. Шкуратовой [7] защитных и самооценочных механизмов рациональной социальной активности и, конечно, «поведенческого спокойствия» даже в сложной ситуации.

Список литературы:

[1] Официальный Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации // http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 07.08.2021).

[2] Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс».

[3] Моисеева А.К. Вербовка как угроза национальной безопасности // Евразийский юридический журнал. - 2019. - № 5. - С. 338 - 340. - С. 338.

[4] Авдеев Ю.И., Гуськов А.Я. Современный экстремизм: понятие, структура, связь с терроризмом // Экстремизм и другие криминальные явления. - М., 2008. - С. 12 - 16. - С. 12.

[5] Федосова И.В. Стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций: социально-педагогическая характеристика понятия // European social science journal (Европейский журнал социальных наук). - 2017. - № 1. - С. 355 - 362.

Spisok literatury:

[1] Oficial'nyj Portal pravovoj statistiki Gener-al'noj prokuratury Rossijskoj Federacii // http://crimes-tat.ru/offenses_map (data obrashcheniya: 07.08.2021).

[2] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 g. № 996-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[3] Moiseeva A.K. Verbovka kak ugroza nacion-al'noj bezopasnosti // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal.

- 2019. - № 5. - S. 338 - 340. - S. 338.

[4] Avdeev Yu.I., Gus'kov A.Ya. Sovremennyj ekstremizm: ponyatie, struktura, svyaz' s terrorizmom // Ekstremizm i drugie kriminal'nye yavleniya. - M., 2008. - S. 12 - 16. - S. 12.

[5] Fedosova I.V. Strategii preodoleniya trudnyh zhiznennyh situacij: social'no-pedagogicheskaya harakteristika ponyatiya // European social science journal (Evropejskij zhurnal social'nyh nauk). - 2017.

- № 1. - S. 355 - 362.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.