УДК 37.017.924
ГАТАЕВ А.С.-А. ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ, КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ЗАЩИТЫ МОЛОДЕЖИ ОТ ЭКСТРЕМИЗМА
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, предпосылки для формирования экстремизма в обществе, причины и методы противодействия экстремизму, вуз, воспитательная деятельность, философия.
В статье рассматриваются проблемы, связанные распространением в молодежной среде идеологии экстремизма. Акцентируется внимание на вопросе противодействия обработке молодежи, которая нацелена на формирование у них экстремистских взглядов. Определена роль воспитания, как основополагающей в профилактике экстремизма. Учитывая, что образовательные учреждения вместе с обучающей функцией выполняют и воспитательную, приведен пример работы, проводимой в вузе по противодействию экстремистских течений. Предложено разработать комплекс мероприятий, включающий в себя организацию и проведение социальных исследований, проведение мониторинга сложившейся ситуации, анализ полученных результатов по состоянию проблем, прогнозирование и моделирование программ и мероприятий по нивелированию существующих рисков вовлечения молодежи в радикальные течения. Предлагается уделить особое место в образовательной программе таким предметам как философия, история и психология.
GATAEV, A.S.-A.
EDUCATION IN THE UNIVERSITY AS THE MAIN FACTOR PROTECTING YOUNG PEOPLE FROM EXTREMISM
Keywords: extremism, terrorism, prerequisites for the formation of extremism in society, causes and methods of countering extremism, university, educational activities, Philosophy.
In the article considers the problems associated with the spread of the ideology of extremism among young people. Special focus is made on the issue of counteracting the process of influencing the youth, which is aimed at the formation of extremist views in them. It defined the role of education as fundamental in the prevention of extremism. Taking into consideration that educational institutions together with the teaching function also perform educational one, it given an example of the work, carried out in the University to counteract extremist trends. It proposed to develop a set of measures, including the organization and conducting of social research, monitoring of the current situation, analyzing of the results on the state of the problems, forecasting and modeling of programs and activities to level the existing risks of youth involvement in radical trends. As a conclusion, it is proposed to pay special attention to such subjects as Philosophy, History and Psychology in the educational program.
Современный мир характеризуется обострением огромного числа противоречий, связанных с перераспределением влияния на различные сферы жизнедеятельности стран и народов, с появлением новых центров цивилизации. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений, усиление радикальных сепаратистских настроений оказывают непосредственное влияние на общественные процессы. Индикатором нарастающих в обществе проблем сегодня выступает экстремизм, который становится привычной составляющей современной реальности.
Угроза экстремизма, что ранее казалась локальной проблемой отдельных регионов, на данный момент является проблемой глобальной, пустившей корни во многие аспекты социальной жизни общества. Экстремизм опасен не только как дестабилизирующий фактор в линии безопасности государства, но он также угрожает будущему страны, где наиболее важным человеческим капиталом выступают молодые люди и дети. Ведь несмотря на все коварство, ложь и лицемерие, идеологическая пропаганда экстремизма является весьма эффективной. И обусловлено это в первую очередь тем, что «вещателями истины» и идеологами, религиозными проповедниками являются люди, которые умеют манипулировать людьми, их мнением, настроениями и способны эффективно подменять истинные значения ложными [5]. Все это действует на молодежь, ввиду того что та еще не имеет выработанного годами и за счет базы знаний своеобразного «идеологического иммунитета». Напротив, молодые люди все еще в поиске. Поиск этот непрост и насыщен ошибками. Он зачастую приводит к разочарованиям и именно в данный момент появляется человек, который несет свою, очень удобную, простую и доступную идеологию, которая все расставляет по своим местам. Неокрепшие умы зачастую попадаются на удочку столь искусным ловцам и фактически становятся их идеологическими и физическими рабами, которые могут совершенно бесплатно, за «идею», выполнять внушенные им задачи и следовать навеянным им идеалам и воззрениям, причем все это подкрепляется нередко материальными стимулами, психологическими (фактор исключительности) [6].
Сегодня мировое сообщество отмечает тенденцию к самовоспитанию и воспитанию человека в течение всей жизни. Данный процесс подразумевает, в первую очередь, обеспечение преемственности между этапами образовательной деятельности в рамках решения
воспитательных задач. Предполагается также актуализация процесса непрерывного самовоспитания человека в течение всей жизни [3].
Исследователи выявляют ряд проблем. Во-первых, население, особенно молодое поколение до 25 лет, мало информировано об опасности такого явления, как экстремизм, что влечет за собой отрицательные социальные последствия. В России недостаточно социальной рекламы, посвященной борьбе с экстремизмом. Во-вторых, определилась проблема нетерпимости к различным национальностям и религиозным конфессиям. В нашей многонациональной стране экстремизм - явление крайне опасное. Поэтому ни в коем случае нельзя допустить разжигание вражды между народами, которая может угрожать территориальной целостности государства. Третья проблема - недостаточно эффективная профилактика проявлений экстремизма. И на основе анализа этих проблем определяют слабые места в общественном сознании. Одним из проявлений неблагополучия в обществе предстает наблюдаемая тенденция потери в молодежной среде основ патриотизма и гражданственности. Это является следствием недостаточной пропаганды идеалов гуманизма, несовершенства системы духовно-нравственного воспитания молодежи [8].
Важность защиты молодежи от подобного информационного воздействия, с одной стороны, и интерес экстремистов и лояльных к ним сообществ и отдельных личностей - с другой, обусловлен тем фактом, что именно молодежь является идеальной средой для взращивания новой прослойки экстремистов и террористов. Молодые люди ищут самореализации и самовыражения, они уже достаточно взрослые и энергичные, чтобы действовать подобно зрелому человеку, но при этом еще недостаточно рассудительные чтобы отличать добро от зла. При этом весьма эффективным и доступным средством для пропаганды стали современные технологии -мессенджеры, видео-хостинги и социальные сети, в которых экстремисты размещают свои материалы и излагают свою идеологическую базу, таким образом воздействуя на подверженных подобному влиянию людей по всему миру [2]. Хорошо известны случаи, когда в ряды экстремистских организаций вливались личности из отдаленных от места основного конфликта, а религиозно-идеологическая пропаганда была настолько эффективной, что вербовщикам удавалось переубедить и навязать свою религию людям, которые изначально не придерживались данной идеологии.
Чтобы противостоять такому влиянию, в первую очередь, необходимо создать прочный заслон информационному воздействию. Но при этом важно помнить, что, несмотря на всю эффективность внешней защиты, мы не в состоянии обеспечить полную защиту от природной любознательности студентов, которые сами активно ищут подобную информацию, нередко из любопытства, но зачастую и из желания реализовать себя, найти ответы на вопросы об устройстве мироздания и своей роли в нем. Роль образовательной системы заключается в том, что нам необходимо дать ответы на интересующие молодых людей вопросы.
Система образования - социальный институт, который формирует культурные, интеллектуальные и духовные ценности и составляющие граждан любого общества. В нашем случае система образования берет на себя роль идеолога, попа, имама, психолога и тренера в одном лице - формируя своими усилиями в молодых людях прочную и здоровую систему убеждений и социальных норм, четкую религиозную и идеологическую позицию. Именно таким образом формируется прочный внутренний стержень, который обеспечивает наилучшую защиту личности в ситуациях, когда негативной информации (экстремистского и радикального религиозного толка) удается проникать через мощные информационные заслоны, что создает российское государство. Подобным образом мы обеспечиваем двойную защиту наших юных, энергичных, но еще недостаточно рассудительных сограждан от тлетворного влияния расчетливых и циничных пропагандистов, которые косвенно или прямо работают в угоду террористическим организациям, фактически формируя идеологически зрелую базу и пополнение для данных сообществ.
Возвращаясь к вопросу контрмер против воздействия подобных идеологов на неокрепшие умы молодежи, следует отметить, что благодатной для их деятельности почва стала еще и по чисто религиозным и социально-идеологическим причинам [9].
Задача образования состоит в том, чтобы сформировать у молодых людей прочный религиозный, идеологический базис, научить их разбираться в том, что есть хорошо, а что есть
плохо, показать, что кроется за громкими обещаниями идеологов экстремизма, и вообще - научить мыслить критически. В этом плане государство имеет все возможности для того, чтобы создать мощную научно-теоретическую базу, на основании которой и готовить молодых людей к жизни, к тому что на них могут оказывать воздействие различные идеологические экстремистские группы и течения, и даже к тому, что «проповедники экстремизма» могут быть настроены очень решительно и подготовлены столь хорошо, что будут способны изменить их мировоззрение настолько, что они не только будут способны отказаться от своей религии, но и забыть свою отца и мать и откуда они родом.
Современные технологии убеждения и психологической обработки - это реальность, которую необходимо учитывать. И мы поддерживаем идею исследователей о необходимости создать единое образовательное пространство, приоритетом которого станет информационное противодействие экстремизму и терроризму в процессе обучения и воспитания молодежи. И образовательный процесс должен быть направлен на перестройку общественного сознания, восстановление жизненных ориентиров у молодых людей.
В действующем (третьем поколении) федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования требования к воспитательной составляющей образовательного процесса заложены через требования к социокультурной (образовательной) среде вуза. В соответствии с инвариантными требованиями ФГОС ВО, в вузе должна быть сформирована социокультурная среда, способствующая развитию общекультурных компетенций выпускников.
Другой важный момент - мировоззренческий. И что, как ни философия способно заставить человека сравнивать, анализировать, понимать сущность бытия, отличать объективное от субъективного, материальное от идеального, и понять свою роль в этом мире. Философию зачастую недооценивают как предмет, и ей не уделяется должное внимание. Однако хотелось бы подчеркнуть, что с государственной точки зрения приоритетом является обеспечение «защиты умов» от идеологического и религиозного влияния экстремистского толка. Главное в этом вопросе сформировать мощную прослойку научно, религиозно и идеологически подкованных молодых людей, которые самостоятельно способны противостоять тлетворному влиянию, которое на них могут отказывать идеологи экстремизма.
И третий аспект - это социализация молодых людей. Часто случается так, что членом экстремистских организаций становятся молодые люди, которые были в значительной мере асоциализированы. Они не могли долгое время найти себя, например, в школьном коллективе, а затем в студенческом сообществе, оставаясь отщепенцами и одиночками, что сопровождалось внутренними душевными терзаниями и мучениями, постоянным поиском себя и своего места в обществе. Вначале появляется интерес, такой молодой человек начинает чаще посещать сайты и странички в социальных сетях экстремистских организаций, самостоятельно ищет соответствующие материалы. Постепенно он все больше убеждает себя в правоте, предложенной ему информации и идеологии. Ведь существующее общество с его устоями и обычаями отвергло его, и он долгие годы чувствовал себя изгоем. Постепенно он все чаще замечает «несовершенство» и недостатки данного социума, шаг за шагом дозревает для того, чтобы вступить в ряды, например, членов экстремисткой группировки, то есть стать ее активным членом. А уже попадая туда он подвергается столь мощной идеологической обработке «специалистов» данной организации, что вернуться обратно к нормальной жизни удается лишь единицам.
Мы не раз видели на что способны люди, которых так сильно психологически настроили, что они готовы взрывать себя ради осуществления «святой мести» и прочих вещей, что человеку рассудительному и с незатуманенным сознанием кажется абсурдом. Но тем не менее это правда, на службе у экстремистских организаций стоят хорошо оплачиваемые специалисты, которые умеют обрабатывать психику человека настолько эффективно, в ход идет не только религиозно-идеологическая обработка, нейролингвистическое программирование, но и гипноз, а также нередко применяются психотропные препараты. Это позволяет кукловодам данных террористических организаций создавать эффективных, решительных и безжалостных солдат, которые способны выполнять особенно трудные поручения и не бояться проявлять крайнюю жестокость.
Все вышеописанное лишний раз говорит нам о том, что нельзя недооценивать угрозу экстремизма и крайних религиозных течений, что стоят на службе у террористов и чаще всего
своими мишенями выбирают неокрепшие умы молодых людей. Ведь взрослого человека сложно переубедить и навязать ему свои сомнительные истины. Разве что, если это маргинал или человек по стечению обстоятельств находящийся в состоянии сильно подавленном или крайнего душевного волнения. Получается так, что именно молодые люди - любознательные, энергичные и еще не имеющие своих прочных убеждений и устоявшегося мировоззрения - вот идеальный ресурс для пополнения рядов экстремистских сообществ и террористических группировок.
Именно поэтому мы должны активно работать над рассмотренными нами направлениями, а система образования должна перестроиться соответствующим образом, чтобы стать защитным барьером на пути этого негативного информационного влияния. И чем потенциально опаснее регион в плане вероятности возникновения там экстремистских течений и террористических организаций, тем больший вес в образовательной программе должны иметь такие предметы как философия, история и психология. Причем, эта внутренняя работа образовательных учреждений всегда должна сопровождаться внешней работой специальных служб и контролирующих органов, сводя к минимуму активность и шансы на появление информационных ресурсов и материалов экстремистского характера [1].
Нами накоплен огромный собственный российский опыт противодействия экстремистским и радикальным религиозным течениям, но при этом мы должны изучать и использовать активно мировой опыт, что позволит нам обеспечить максимальную защищенность нашего государства и общества от этого негативного влияния. В России комплекс задач, направленных на организацию досуга молодежи, воспитание чувств патриотизма, умение противостоять социально опасному поведению закреплен Президентом Российской Федерации в Стратегии противодействия экстремизму до 2025 года [7].
В образовательных учреждениях высшей школы необходимо создание особой среды, которая позволит разработать комплекс мероприятий, включающий в себя организацию и проведение социальных исследований, проведение мониторинга сложившейся ситуации, анализ полученных результатов по состоянию проблем, прогнозирование и моделирование программ и мероприятий по нивелированию существующих рисков вовлечения молодежи в радикальные течения.
Содержание воспитательной работы в вузах Чеченской Республики определяется актуальными задачами социально-экономического развития национального региона, задачами духовно-нравственного воспитания молодежи и ожидаемыми результатами высшего образования, заданными ФГОС ВО в форме компетентностной модели выпускника [4].
В рамках воспитательной деятельности Чеченского государственного педагогического университета традиционными становятся встречи студентов с представителями государственных, общественных, религиозных объединений, которые проводят разъяснительные беседы по насущным проблемам. На базе Центра гармонизации межэтнических отношений и Ресурсного Центра развития компетенций Чеченского государственного педагогического университета накоплен опыт совместной деятельности с представителями молодежи различных регионов Российской Федерации, ориентированной на укрепление дружбы и согласия между представителями различных культур, и конфессий. Достаточно привести пример реализации проекта «Кунак» на площадке Чеченского государственного педагогического университета. Вот уже третий год подряд студенты в рамках работы педагогической научно-исследовательской лаборатории организовывают исследования, направленные на выявление традиции куначества между народами Кавказа. Молодые люди апробируют универсальную модель гармонизации взаимоотношений между молодежью народов Кавказа и казачества, которая применима в качестве основы для работы по другим направлениям в сфере профилактики экстремизма, межнациональных отношений, патриотического воспитания и формирования гражданской идентичности. Форма организации подобного рода воспитательной деятельности, на наш взгляд, позволяет формировать у обучающихся осмысленного, уважительного отношения к представителям иных этнических групп, предоставляет возможность гармоничной интеграции в другие культуры на основе собственного культурного кода.
Литература и источники
1. Гаужаева В.А. Понятие идеологии экстремизма// Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 2. С. 53-55.
2. Глядышев-Лядов В. Социальные сети как инструмент для пропаганды экстремизма// Обзор. НЦПТИ. 2013. № 2. С. 28-31.
3. Гатаев A.C-A., Mусханова И.В. Гражданско-патриотическое воспитание и его роль в процессе подготовки студентов педагогического вуза // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 2A. С. 197-203.
4. Гатаев A.C-A. Задачи, содержание и формы внеаудиторной воспитательной деятельности в вузе национальной республики. Дисс. ... канд. пед. наук. M., 2017. 207 с.
5. Самохина H.H., Гутова С.Г. Идеология экстремизма и терроризма как форма деструктивного поведения: Философский анализ// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12-2 (74). С. 145-149.
6. Сиоридзе AT. Групповой молодежный экстремизм (криминологическое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. M., 2007. 22 с.
7. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11. 2014 г. № Пр-2753)//Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Дата обращения 30.11. 2019.
8. Третьякова H.H., Божинова M.M. Проблемы экстремизма в молодежной среде// Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2016. № 2. С. 96-106.
9. Фридинский С.К Mолодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности// Обзор. ЩПТИ. 2015. №5. С. 4-9.
References and Sources
1. Gauzhaeva V.A. Ponyatie ideologii ekstremizma// Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2016. № 2. S. 53-55.
2. Glyadyshev-Lyadov V. Social'nye seti kak instrument dlya propagandy ekstremizma// Obzor. NCPTI. 2013. № 2. S. 28-31.
3. Gataev A.S.-A., Muskhanova I.V. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie i ego rol' v processe podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza // Pedagogicheskij zhurnal. 2018. T. 8. № 2A. S. 197-203.
4. Gataev A.S.-A. Zadachi, soderzhanie i formy vneauditornoj vospitatel'noj deyatel'nosti v vuze nacional'noj respubliki. Diss. ... kand. ped. nauk. M., 2017. 207 s.
5. Samohina N.N., Gutova S.G. Ideologiya ekstremizma i terrorizma kak forma destruktivnogo povedeniya: Filosofskij analiz// Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2016. № 12-2 (74). S. 145-149.
6. Sioridze A.T. Gruppovoj molodezhnyj ekstremizm (kriminologicheskoe issledovanie): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2007. 22 s.
7. Strategiya protivodejstviya ekstremizmu v Rossijskoj Federacii do 2025 goda (utv. Prezidentom RF 28.11. 2014 g. № Pr-2753)//Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus». Data obrashcheniya 30.11. 2019.
8. Tret'yakova N.N., Bozhinova M.M. Problemy ekstremizma v molodezhnoj srede// Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Social'no-ekonomicheskie nauki. 2016. № 2. S. 96-106.
9. Fridinskij S.N. Molodezhnyj ekstremizm kak osobo opasnaya forma proyavleniya ekstremistskoj deyatel'nosti// Obzor. NCPTI. 2015. №5. S. 4-9.
ГАТАЕВ АНЗОР САЙД-АЛЬВИЕВИЧ - кандидат педагогических наук, проректор Чеченского государственного педагогического университета (anzor-74@mail.ru).
GATAEV, ANZOR S.-A. - Ph.D. in Pedagogical Sciences, Vice-Rector of the Chechen State Pedagogical University/