Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
экстремизм / экстремистская деятельность / профилактика / педагогика.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машекуашева М. Х., Макоева Е. Р., Маздогоева З. З.

Введение. В данной статье авторы исследуют вопросы педагогической профилактики молодежного экстремизма, причины его возникновения и особенности. Теоретические основы. Методы. Молодежный экстремизм угрожает национально й безопасности Российской Федерации, к тому же характеризуется большой жестокостью. В настоящей статье авторы исследуют явление молодежного экстремизма и оптимальные педагогические способы его профилактики. Были применены два теоретических метода: анализ педагогической и психологической литературы; анализ опыта педагогики. Метод обобщения использовался для исследования и оценки. Научный метод моделирования позволил предложить необходимые организационно-методические условия педагогической профилактики. Применение системного подхода позволило сделать актуальные рекомендации. Результаты исследования. Требуется формирование стрессоустойчивой молодежи, определены воспитательные задачи. Заключение. Сделан вывод, что профилактика молодежного экстремизма должна стать главным приоритетом Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -8-281-283 NIION: 2018-0076-8/21-129 MOSURED: 77/27-023-2021-08-328

МАШЕКУАШЕВА Маргарита Хасанбиевна,

доцент кафедры ГиГПД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, е-mail: [email protected]

МАКОЕВА Евгения Руслановна,

старший преподаватель кафедры ГиГПД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России, е-mail: [email protected]

МАЗДОГОЕВА Заира Зауровна,

преподаватель ГиГПД

Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России, е-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА

Аннотация. Введение. В данной статье авторы исследуют вопросы педагогической профилактики молодежного экстремизма, причины его возникновения и особенности. Теоретические основы. Методы. Молодежный экстремизм угрожает национальной безопасности Российской Федерации, к тому же характеризуется большой жестокостью. В настоящей статье авторы исследуют явление молодежного экстремизма и оптимальные педагогические способы его профилактики. Были применены два теоретических метода: анализ педагогической и психологической литературы; анализ опыта педагогики. Метод обобщения использовался для исследования и оценки. Научный метод моделирования позволил предложить необходимые организационно-методические условия педагогической профилактики. Применение системного подхода позволило сделать актуальные рекомендации. Результаты исследования. Требуется формирование стрессоустойчивой молодежи, определены воспитательные задачи. Заключение. Сделан вывод, что профилактика молодежного экстремизма должна стать главным приоритетом Российской Федерации.

Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, профилактика, педагогика.

MASHEKUASHEVA Margarita Khasanbievna,

Associate Professor at the Department of State and Civil Law Disciplines of the North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

MAKOEVA Evgeniya Ruslanovna,

Senior Lecturer at the Department of State and Civil Law Disciplines of the North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

MAZDOGOEVA Zaira Zaurovna,

teacher at the Department of State and Civil Law Disciplines of the North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

SOME ASPECTS OF EXTREMISM PREVENTION

Annotation. Introduction. The liberal arts interpret extremism as criminal deviation that threatens social & political structure. Representatives of any age, religion, nationality, populationsection might follow this misanthropic doctrine, however, feeble minds are easier involved. In this article author explores pedagogic preventive measures aimed at extremism among young people, reasons of emergence, features. Theoretical basis. Methods. Extremism among young peoplethreatens national security of Russian Federation, also is distinguished by great cruelty. In this article author ex-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

plores extremism among young and optimum pedagogic precautions. Author made a close study, using two theoretical methods: analysis of pedagogical and psychological literature; analysis of pedagogical experience.The method of generalization was usedto research and evaluate. Scientific simulation method allowed us to suggest necessary organizational and methodical conditions of pedagogic preventive measures. Use of systemic method allowed us to make up-to-date recommendations. Results. Shaping of stress-resistant youth is required, educational tasks are determined. Conclusion. Deduction is made that pedagogic preventive measures aimed at extremism among young peoplemust become major priority of Russian Federation.

Key words: extremism, extremist activities, preventive measures, pedagogy.

В современной России наложение ценностно-экономической нестабильности и разноформатного расслоения на психофизиологические и социально-групповые особенности природы молодежи (возрастные, культурные, поведенческие, психологические, эмоциональные) чревато сужением сознания, проживанием кризиса, фрустрацией вплоть до травмы, что может обернуться повышенной внушаемостью запрещенным установкам, что делает названную категорию российского населения уязвимой мишенью экстремистов и их приспешников. Молодежный экстремизм угрожает национальной безопасности Российской Федерации; он характеризуется меньшей организованностью, но большей жестокостью.

Остроту проблемы профилактики молодежного экстремизма подтверждает немалое количество посвященных ей научных публикаций. Этот вопрос освещали такие ученые-исследователи как А.Д. Абашина [1], Э.Л. Ванданова [2], И.П. Иванова [3], О.В. Иванчук и Р.В. Забиров [4], А.Р. Кама-леева и С.Ю. Грузкова [5], Ф.С. Муфтахова [6], Н.А. Подольный [7], А.В. Шарапов [8] и многие другие.

И хотя содержательно объемный комплекс задач Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [9] - «охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья...» (включает коррекционную работу над недостатками), «оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей», воспитание патриотизма и уважения закона - «заточен» на:

1) воспитание миролюбивого гражданина;

2) обеспечение мирного социокультурного будущего.

Далее необходимо уточнить, что понятие «профилактика» применяется в разных отраслях науки, в т.ч. и педагогической, в рамках которой толкуется как формирующая практика психолого-педагогического преобразования личности и социальных отношений и имеет две главные задачи: предупреждение и коррекцию. Памятуя о том, что согласно теории Р. Дарендорфа, речь идет о виде социального конфликта (захват ина-

комыслящими ограниченных ресурсов), психолого-педагогические методы и технологии, чьим фундаментом служат теории деятельности и бихевиоризма, идеально подходят для достижения антиэкстремистских профилактических задач. В этой связи безусловное внимание приковывает к себе классическая социально-психологическая концепция Ш.А. Надирашвили. В соответствии с ней социальная установка служит психосоциальным базисом поведения каждого субъекта взаимоотношений [10]. Другими словами, конкретные внешние и внутренние объективные обстоятельства детерминируют продукты жизненного опыта и взаимообмен ими (по сути это латентные характерологические, духовно-нравственные установки). А корректировать выявленные при изучении научной литературы многочисленные личностные факторы риска, которые условно собраны нами в три группы (конфликтогенную, характерологическую, ценностную) целесообразно гибким методом социальных умений, чье преимущество в возможности адаптации под конкретный жизненный опыт.

Именно поэтому по-настоящему эффективная стратегия единой педагогической (воспитательно-культурно-образовательной) политики непременно должна учесть вышеперечисленные факторы и включать обеспечение:

• в первую очередь, безопасного развивающего климата на всех ступенях образовательного процесса;

• во-вторых, качественной профилактики про-насильственного мировоззрения, а в случае с несовершеннолетней молодежью делинквентного поведения (противоправных поступков, не преследуемых уголовно в силу юридической недееспособности) на всех ступенях образовательного процесса;

• в-третьих, психолого-педагогического сопровождения и ресоциализации групп риска (безнадзорных; родственников, причастных к экстремистской деятельности; тревожных либо эмоционально лабильных; социально-незащищенных и т.п.) на всех ступенях образовательного процесса;

• в-четвертых, высококачественной (пере) подготовки и повышения квалификации педагогов.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

Полагаем, что будет целесообразно воспользоваться опытом народной педагогики, традиционной культуры, в рамках которой вопросу воспитания гармоничного духовно-нравственного характера (который, между прочим, длится всю жизнь) отводится ключевая роль. Нравственность хорошо оберегает от сомнительных поступков и влияний. Убеждены, что применение в учебных заведениях опыта народной педагогики с поправкой на запросы современности наряду со стимулированием самовоспитания и самоконтроля неминуемо даст положительный результат, который, с нашей точки зрения, является бесспорным фундаментом воспитания толерантности (которая тоже длится всю жизнь). Дело в том, что народная этика исконно зиждется на совестливости и трудолюбии, следовательно, грамотная педагогическая подача естественных ситуаций (и особенно природы) вырабатывает познавательные навыки и укореняет чувства доброты и глубочайшей сопричастности с малой и большой Родиной, т.е. задает правильные мировоззренческие и созидательные мотивационные векторы, что собственно и требуется.

Список литературы:

[1] Абашина А.Д. Продуктивные педагогические технологии профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде: методологический аспект // Академия профессионального образования. - 2018. - № 8. - С. 30 - 40.

[2] Ванданова Э.Л. Специфика профилактики экстремизма в образовательных организациях на разных ступенях образования // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2019. -№ 1. - С. 3 - 13.

[3] Иванова И.П. Профилактика склонности к экстремизму в студенческой среде // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития: сб. науч. ст. - Чебоксары, 2018. - С. 76 - 81.

[4] Забиров Р.В., Иванчук О.В. Феноменологический анализ понятий «экстремизм», «молодежный экстремизм», «профилактика молодежного экстремизма» // Вестник современных исследований. - 2019. - № 3.6. - С. 66 - 70.

[5] Камалеева А.Р., Грузкова С.Ю. Поликультурное образование и виктимологическая профилактика идеологии экстремизма и терроризма среди современной российской молодежи: социологический аспект // Социология образования. -2018. - № 1. - С. 92 - 98.

[6] Муфтахова Ф.С. К вопросу об экстремизме в молодежной среде // Евразийский юридический журнал. - 2017. - № 1. - С. 342 - 343.

[7] Подольный Н.А. Радикализация молодежи как условие информационного экстремизма // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2020. - Т. 8. - № 1. - С. 148 - 155. DOI: 10.21685/2307-9525-2020-8-1-19 (дата обращения: 08.08.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

[8] Шарапов А.В. Педагогический анализ причин возникновения молодежного экстремизма в контексте социализации личности // Вестник Тверского гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. - 2017. - № 2. - С. 24 - 31.

[9] Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021) // СПС «КонсультантПлюс».

[10] Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. - Тбилиси, 1974.

- 170 с. - С. 65 - 70.

Spisok literatury:

[1] Abashina A.D. Produktivnye pedagogich-eskie tekhnologii profilaktiki ekstremizma i terrorizma v molodezhnoj srede: metodologicheskij aspekt // Akademiya professional'nogo obrazovaniya. - 2018.

- № 8. - S. 30 - 40.

[2] Vandanova E.L. Specifika profilaktiki ekstremizma v obrazovatel'nyh organizaciyah na raznyh stupenyah obrazovaniya // Vestnik BGU. Obra-zovanie. Lichnost'. Obshchestvo. - 2019. - № 1. - S. 3 - 13.

[3] Ivanova I.P. Profilaktika sklonnosti k eks-tremizmu v studencheskoj srede // Psihologiya i social'naya pedagogika: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya: sb. nauch. st. - Cheboksary, 2018. - S. 76 - 81.

[4] Zabirov R.V., Ivanchuk O.V. Fenomenolog-icheskij analiz ponyatij «ekstremizm», «molodezhnyj ekstremizm», «profilaktika molodezhnogo ekstremizma» // Vestnik sovremennyh issledovanij. - 2019.

- № 3.6. - S. 66 - 70.

[5] Kamaleeva A.R., Gruzkova S.Yu. Polikul'tur-noe obrazovanie i viktimologicheskaya profilaktika ideologii ekstremizma i terrorizma sredi sovremennoj rossijskoj molodezhi: sociologicheskij aspekt // Soci-ologiya obrazovaniya. - 2018. - № 1. - S. 92 - 98.

[6] Muftahova F.S. K voprosu ob ekstremizme v molodezhnoj srede // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal.

- 2017. - № 1. - S. 342 - 343.

[7] Podol'nyj N.A. Radikalizaciya molodezhi kak uslovie informacionnogo ekstremizma // Elektronnyj nauchnyj zhurnal «Nauka. Obshchestvo. Gosu-darstvo». - 2020. - T. 8. - № 1. - S. 148 - 155. DOI: 10.21685/2307-9525-2020-8-1-19 (data obrash-cheniya: 08.08.2021).

[8] Sharapov A.V. Pedagogicheskij analiz prichin vozniknoveniya molodezhnogo ekstremizma v kontekste socializacii lichnosti // Vestnik Tverskogo gos. un-ta. Ser.: Pedagogika i psihologiya. - 2017. -№ 2. - S. 24 - 31.

[9] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ (red. ot 02.07.2021) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 13.07.2021) // SPS «Konsul'tantPlyus».

[10] Nadirashvili Sh.A. Ponyatie ustanovki v obshchej i social'noj psihologii. - Tbilisi, 1974. - 170 s. - S. 65 - 70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.