ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 159.923
Л. Г. БИКЧИНТАЕВА, доцент кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидат психологических наук, доцент (г. Уфа)
L. G. BIKCHINTAYEVA, associate professor of the chair of pedagogic and psychology in the work of employers of department of internal affairs of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, candidate of psychology, associate professor (Ufa)
К ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА ПАРАДИГМЫ И СМЫСЛОВЫХ АКЦЕНТОВ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
ON THE CHOICE OF PARADIGM AND SEMANTIC ACCENTS OF THE STUDY OF PERSONALITY PSYCHOLOGY IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Аннотация. Освоение психологического знания, обладающего сильно выраженной активной, действующей составляющей, может помочь обучающемуся в вузе изменяться, развиваться как личность. Констатируется, что психология, основанная на усвоении конгломерата знаний, не может научить обучающегося самостоятельно искать и находить смысл собственной жизни. В статье рассматриваются воспитывающая задача освоения психологии при смене доминирующей гуманистической парадигмы научного изучения и развития личности, а также психологические личностные особенности возрастного этапа обучающихся в вузе как сензитивного периода развития мировоззрения личности.
Ключевые слова: личность, психология личности, развитие личности, юность, молодость, теории личности, гуманистическая парадигма, естественно-научная парадигма, мировоззрение личности.
Annotation. Learning of psychological knowledge which has an active component can help students to change themselves and develop themselves as a personality. It is concluded that psychology which is based on conglomerate of knowledge can't help student to seek and find meaning of his life. Article reveals educational function of learning psychology in case of changing dominant paradigm of scientific research and personal development. In article psychological peculiarities of personality of students in sensitive period of worldview development are disclosed.
Keywords: personality, personality psychology, personality development, adolescence, personality theories, humanistic paradigm, natural science paradigm, worldview of personality.
К важнейшим системам социализации для современного человека относится учреждение высшего образования, в котором происходят процессы передачи профессиональных знаний и умений, а также профессионально значимой информации, культуры, общественной морали. Главной целью высшего образования является формирование профессионала, в то же время одновременно с этим происходит общее развитие личности, закладывается фундамент научного мировоззрения. Одна из основных задач высшей школы заключается в психолого-педагогической поддержке обучающихся в становлении «личностного фундамента» смысложиз-ненных ориентаций [1, с. 16].
Известна большая мировоззренческая нагрузка психологического знания, имеющего непосредственное отношение к важнейшим ответам на вопросы о сущности личности, ее ценностных ориентациях, определяющих отношение к миру, о смысле существования личности и ее места в мире [2, с. 72]. Освоение психологического знания, обладающего сильно выраженной активной, действующей составляющей, может помочь обучающемуся изменяться, развиваться как личность.
В учебные планы подготовки обучающихся по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность», реализуемым в образовательных организациях высшего образования системы МВД России, включена дисциплина «Психология», относящаяся к базовой части основной образовательной программы подготовки специалиста. Согласно рабочей учебной программе дисциплины, включающей тему «Личность как объект психологического познания в правоохранительной деятельности», обучающиеся должны усвоить следующее содержание темы: понятие личности и ее психологические признаки; основные подходы к пониманию лично-
сти в психологической науке; общая характеристика и содержание основных компонентов структуры личности.
Согласно мнению исследователей проблема личности является основной и самой сложной в психологии, как и в науке вообще. В психологии личности в настоящий момент отсутствует единая непротиворечивая теория, многочисленные определения понятия личности подчинены определенным теоретическим авторским концепциям. Различия зачастую диаметрально противоположных позиций в психологических подходах к определению сущности личности объясняются большим разнообразием способов построения психологических теорий личности [3, с. 176].
Современная психология личности характеризуется как крайне раздробленная, с наличием серьезных разногласий в своих теоретических и методологических подходах [4, с. 523]. В связи с тем, что тема и вопросы для освоения обучающимися поставлены широко и развернуто, перед преподавателем психологии в образовательной организации системы МВД России стоит достаточно сложная и ответственная задача анализа и выбора значимого материала изучения психологии личности среди бесчисленного количества многотомных изданий и учебников.
А. Г. Асмолов призывает психологов помочь обществу овладеть правдой о личности, а самой личности осознать правду об обществе, стать свободно действующей, отвечающей за свои поступки и отстаивающей свою индивидуальность [5, с. 407]. Автор, выделяя особенности познавательной ситуации изучения личности в виде многогранности ее феноменологии и междисциплинарного статуса проблемы личности, приходит к мысли о необходимости ее изучения в системе координат методологии науки. Следовательно, в рамках изучения дисциплины и темы «Личность как объект психологического по-
знания в правоохранительной деятельности» преподавателю в первую очередь необходимо определиться с пара-дигмальной трактовкой поведения и деятельности личности, основными принципами понимания личности, механизмами и закономерностями ее развития, то есть осмыслить методологические основания психологии личности.
На ракурс рассмотрения психологии личности существенное влияние оказывает общее направление научного психологического знания к смене доминирующей парадигмы - исходного образца, матрицы, общего контекста научных представлений, аксиом, методов, которые предопределяют общепризнанные установки, разделяемые научным сообществом в конкретной исторический период.
Г. А. Берулава называет гуманистическую парадигму доминирующей сегодня для всех наук о человеке, констатируя психологическую науку со сложившейся парадигмой развития личности, также носящей название гуманистической [6, с. 194]. Данная парадигма противостоит естественно научной парадигме развития личности (позитивистской, объектно-ориентированной), объясняющей личностное развитие детерминированностью социумом и биологическими факторами с выделением основного критерия развития -степени адаптации личности к социуму. Так, рассмотрение личности как зеркального отражения, «слепка» оказанных на нее в разное время в процессе онтогенеза социальных воздействий названо А. А. Реаном «механистической концепцией социализации личности» [7, с. 377]. В. М. Розин признает психологию, ориентированную на естественно научный идеал, «псевдопсихологией» по причине того, что она, по его мнению, способствует антидуховности личности, закрывая путь для ее духовного роста, для свободы [8, с. 531].
Применительно к психологии личности Д. А. Леонтьевым выделена суть гуманистической парадигмы в психологической науке: неприродное измерение жизнедеятельности человека, приобретение личностью многообразия возможностей, демонстрация «цветущей сложности» расходящихся дискурсов, видение мира через призму возможностей, а не только необходимости, наличие у каждой личности внутреннего мира с определенным смысловым содержанием [9, с. 107].
Фактором, определяющим основы развития личности в рамках гуманитарной парадигмы, названа собственная активность личности при существенном влиянии на ее развитие социальной среды и присваиваемых поведенческих стереотипов. Сочетание социального и биологического факторов и собственной активности в развитии каждой личности является индивидуальным; источником новообразований индивидуальности личности и одновременно ее главной движущей силой названы отношения человека с другими людьми; образ мира как основной интегральный системообразующий феномен психики оказывает основополагающее влияние на развитие личности.
Наряду с осмыслением современной методологии психологии личности, необходимо обозначить особенности возрастного развития обучающихся в вузе с целью определения эффективных смысловых акцентов изучения психологии личности, актуальных и значимых для них на данном возрастном этапе развития.
В юношеском возрасте происходят кардинальные сдвиги в смысловой сфере личности, заключаются они в уточнении и углублении образа себя и Я-концепции в целом, важных изменениях восприятия и осознания собственных позиций на мир, определении в нем своего пути и своих целей. То есть именно данный возрастной этап являет-
ся особым, сензитивным периодом развития мировоззрения личности как обобщенной системы взглядов на мир в целом и своего собственного места в нем, понимания и оценки смысла деятельности.
Результаты психологических исследований показывают, что юношеский возраст является противоречивым, сочетающим в себе обретение субъект-ности в отношении своего будущего, яркое переживание собственной автономии, постоянные соблазны испытать свои новые «взрослые» права и возможности. При этом в развитии абсолютного большинства обучающихся на младших курсах проявляется несоответствие социальным, а нередко и психологическим критериям взрослости: идентичность все еще находится в периоде становления, иерархия мотивационной сферы неустойчива, поведение в результате чаще всего неровное и довольно инфантильное [10, с. 10]. К моменту завершения юности формируется центральное психологическое новообразование возраста - становление устойчивого самосознания; обретаются личностный контроль, самоуправление, активная жизненная позиция, самоопределение, формирование убеждений и ценностей.
Процесс обучения в вузе в течение пяти лет является переходной границей от юности к молодости - возрастному периоду, в котором должно произойти становление самостоятельности и ответственности личности за свои поступки, развитие способности принимать «смысложизненные» решения. Значимым является то, что именно данный возрастной этап развития характеризуется закреплением мировоззренческих ориентаций при построении устойчивого «образа мира», осмысленностью построения будущего с выстраиванием системы ценностей, обретением и реализацией индивидуальных смыслов жизни.
Культурное поле, социокультурный контекст современного общества, в котором сегодня существует личность, принципиально изменились: новая информационная революция обусловлена массовым вхождением в жизнь личности мировой информационной сети. Непосредственным результатом влияния на психологические особенности обучающейся личности стала смена системного подхода в обучении на сетевой подход, характеризующийся эклектичностью и бессистемностью информации, опосредованной мотивационными установками человека.
Психология, основанная на усвоении конгломерата знаний, включающих калейдоскоп имен, мыслей, фактов, не может научить обучающегося самостоятельно искать и находить смысл собственной жизни, причем такой смысл, который способствует становлению личности, ее самореализации.
Таким образом, определяется важнейшая воспитывающая задача изучения психологии личности курсантами и слушателями образовательных организаций системы МВД России: вооружение обучающихся определенными смысловыми психологическими знаниями, призванными в максимальной степени действенно помочь им измениться, развиваться как личности, нацелить на формирование картины мира с соответствующими ей убеждениями и мировоззрением. Это достаточно сложная задача объединения смысла гуманитарной парадигмы психологии личности с траекторией личностного возрастного развития обучающихся образовательных организаций высшего образования системы МВД России требует от преподавателя психологии рефлексивной позиции, опоры на методологические основания психологии личности, а также нацеленности на способствование духовному росту обучающихся.
■к-к-к
ЛИТЕРАТУРА
1. Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избранные труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006.
2. Корнилов Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. СПб., 2006.
3. Маланов С. В. Методологические и теоретические основы психологии. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
4. Философия социальных и гуманитарных наук / под общ. ред. проф. С. А. Лебедева. М.: Академический Проект, 2006.
5. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.
6. Берулава Г. А. Методология современной психологии: монография М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009.
7. Общая психология и психология личности / под ред. А. А. Реана. М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009.
8. Розин В. М. Психология: наука и практика: учебное пособие. М.: РГГУ: Омега-Л, 2005.
9. Леонтьев Д. А. Психология как гуманитарная наука: от дисциплины необходимого к «цветущей сложности» возможного. В кн.: Прогресс психологии: критерии и признаки / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Д. Марцинковской, А. В. Юревича. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2009.
10. Психология раннего студенческого возраста: монография / под ред. Е. Л. Бережковской. М.: Проспект, 2016.
© Бикчинтаева Л. Г.
УДК 316.624.3:364.277-0536 (470)
В. Л. ЛИНЕВИЧ, начальник кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидат психологических наук, доцент (г. Уфа)
V. L. LINEVICH, head of the department of pedagogy and psychology in the activities of employees of the internal affairs bodies of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of psychology, associate professor (Ufa)
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
SOCIAL AND LEGAL DEFENSE OF ADOLESCENTS AS A FACTOR OF SUICIDAL RISK
Аннотация. Статья посвящена социальному, психологическому и педагогическому сопровождению детей, подростков, молодежи с суицидальным поведением. Рас-