вание тест-лестницы по всем темам курса позволяет может способствовать сохранению контингента сту-
не только повысить качество знаний студентов, но и дентов.
THE WAYS OF RISE OF TRAINING EFFECTIVENESS AND CONTROL OF STUDENTS' KNOWLEDGE
L.S. Vasilyeva, L.A. Ukrainskaja, L.A. Ivanovo (The Department of Human Histology, Cytology and Embriology oflSMU)
It has been proved the effectiveness of increase in quality of knowledge with the help of use tcst-laddcr on the base of which the control tests arc compounded for self-training of students.
Ю НЕДЕЛЬКО Н.Ф., ИСАЕВ Ю.С., АЛЕКСЕЕВ И.В. -
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ У СТУДЕНТОВ
ІІ.Ф. Иеделько, Ю.С. Исаев, И.В. Алексеев (Кафедра судебной медицины ИГМУ, зав. проф. Ю.С. Исаев)
Резюме. В статье с учетом требований педагогики высшей медицинской школы излагаются пенхолого-педаго-гнческне принципы управлення самостоятельной работой студентов, формирования у ннх познавательного ин-
тереса н профессиональной ориентации.
Ключевые слова. Самостоятельная работа студентов, цня.
Современный этап развития высшего медицинского образования предполагает качественное изменение подхода к определению его содержания, а также форм н методов познавательной деятельности студентов. Это связано с необходимостью формировать у ннх не только познавательные, но профессиональные интересы, воспитывать системное логическое (клиническое н экспертное) мышление, давать целостное представление о выбранной профессии, обучать профессиональной деятельности.
Совершенствование качества подготовки спецна-лнета-меднка на нашей кафедре осуществляется в течении последних 30 лет на основе достижений теории научной организации учебного процесса с учетом современных требований педагогики высшей школы.
Известно, что самостоятельная работа студентов (СРС) приводит к положительным результатам, если организована ее обоснованная система на всех этапах обучения. Существующие учебники по судебной медицине представляют собой информационное устройство, которое не создает необходимых условий для успешного усвоения данной учебной дисциплины н не следит за характером ее исполнения. Студент представлен самому себе в работе с книгой, н сам вырабатывает индивидуальные методы работы с ней, приводящие к большой потере времени н низкому качеству усвоения знаний н умений.
В связи с этим возникает необходимость создания дидактических материалов, структура н содержание которых позволила бы осуществлять управление студенческой деятельностью при любом виде самостоятельных занятий как в аудитории, так н вне ее.
Для организации управляемой н самоуправляемой СРС в учебное н не учебное время, формирования у
ознавательный интерес, профессиональная орнента-
студентов познавательного интереса н положительной мотивации учебной деятельности, а также с целью показа нм объективных требований н вооружения нх измерительными средствами для оценки качества своих знаний нами специально были разработаны методические пособия нового управляющего типа. Как показал опыт применения данных пособий, они позволяли обеспечивать эффективную организацию познавательной самоуправляемой деятельности студентов, осуществлять перенос центра тяжести с информационного обучения на обучение методу решения конкретных профессиональных задач. В пособиях были представлены следующие разделы: мотивация изучения темы; цели занятий (умения н знания); информативная часть; схемы ориентировочной основы действия (ООД); учебные задачи; текстовые задания; методика самооценки знаний; рекомендуемая литература.
Для оценки эффективности процесса обучения в зависимости от разных способов управления был проведен обучающий эксперимент с двумя группами студентов: экспериментальная группа (Э), в которой использовали пособия управляющего типа, н контрольная группа (К), в которой обучение проводилось традиционным способом (ТС).
Как показали наши исследования, управление дидактическим процессом по ТС малоэффективно н ведет к низкому уровню обучения н к большим затратам времени. Программированное обучение (ПО) н выбор соответствующих дидактических систем оказывают существенное влияние на качество усвоения знаний студентов. Программированное обучение в сочетании с традиционным отвечает дидактическим принципам педагогики высшей медицинской школы.
Как свидетельствуют пснхолого-педагогнческне исследования и наш опыт, наиболее слабым звеном у обучающих в медицинском вузе является нх практическая подготовка. Прежде всего, это относится к формированию мануальных навыков (МН).
Проведенные нами экспериментальные исследования позволили выявить преимущества формирования МН, достоверное улучшение усвоения учебного материала у студентов, которые использовали пособия управляющего типа со схемами ООД. Последние позволяют студентам достаточно правильно выполнять те нлн иные экспертные приемы прн исследовании трупа, создавать условия для формирования МН и доведения нх до требуемого уровня.
Пснхолого-педагогнческнмн исследованиями установлено, что интерес у студентов к изучаемому предмету является мощным стимулом повышения качества нх познавательной деятельности. Познавательный интерес представляет собой пристрастное внимание, которое избирательно ориентирует личность для выполнения определенного вида деятельности, порождает стремление овладеть им как чем-то жизненно ценным, важным н необходимым. Наличие интереса у студентов к изучению дисциплин сказывается на качестве формирования знаний, умений, навыков и на выборе будущей профессии.
Учитывая тот факт, что учебная деятельность студентов в основном ориентирована на социальную значимость специальности врача без четкого знания о характере будущей профессиональной деятельности, мы использовали методику по формированию познавательных интересов, разработанную Н.Н. Костюковым (1991). Исследование состояло из двух этапов: констатирующего эксперимента (КЭ) и формирующего эксперимента (ФЭ). В задачу их входила проверка значимости для создания у студентов предмета судебной медицины в их будущей профессиональной деятельности, а также степени интереса к нему.
• Полученные результаты исследования подтверждают эффективность предлагаемых способов направленного и планомерного формирования познавательных интересов у студентов, что в конечном счете дает возможность управления их профессиональной деятельностью.
Таким образом, нашими исследованиями убедительно показано, что одним из основных моментов повышения эффективности учебного процесса и качества выпускаемого специалиста-медика, улучшения его практической подготовки является создание педагогически обоснованных управляющих средств и условий организации учебно-воспитательного процесса, а также создание положительной мотивации обучающихся и условий ее формирования.
SOME PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF ORGANIZATION, MANAGEMENT OF INDEPENDENT WORK BOTH FORMATION OF COGNITIVE INTEREST AND PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS
N.F. Nedelko, J.S. Isaev, I. V. Alekseev (The Department of the forensic medicine oflSMU)
In the article arc presented psychological and pedagogical principles of management of independent work of students, forming in them cognitive interest and professional orientation taking into account requirements of Higher Medical School pedagogy..
© ЯНОВСКИИ Л.М.
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛЕКЦИЙ - ВАЖНЫЙ ПРОЦЕСС САМООРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Л.М. Яновский (Факультет стоматологический ИГМУ, декан
проф. Л. Вяземский)
Резюме. Приводятся доводы о необходимости конспектирования студентами лекций, а также предлагаются новые подходы к решению этого вопроса.
Ключевые слова. Лекция, конспектирование, технологии.
Процесс краткого письменного изложения содержания лекции, составление ее в сжатой форме, конспектирование имеет давнюю историю. Конспектирование это знания, дисциплинированность в их освоении, приучение к определенному образу мышления, это признак трудолюбия студента, его самоорганизо-ванности, это навыки самостоятельной работы, хорошая оценка на экзамене и, в конечном счете, интерес к будущей профессии. Многие из тех студентов, которые не приучили себя к конспектированию, считают это занятие скучным и трудным. Однако конспектирование воспитывает внимательность, развивает критическое мышление, дает возможность сравни-
вать и анализировать. Студент вместе с лектором следит за ходом мысли и развитием сюжета лекции. При конспектировании обычно используются более краткие формулировки, с более простой структурой, чем в лекции.
Настоящее время это век высоких технологий, информационных компьютерных систем, интернета... Л мы попрежнему все конспектируем лекции? Возможно пришла пора переосмыслить формы педагогической деятельности, организации методической и учебной работы? Современное образование должно, наконец-то, стать компьютеризованным. Без сомнения, необходимо разрабатывать и внедрять новые методы