Научная статья на тему 'Некоторые психологические особенности принятия следователем решения о производстве следственных действий'

Некоторые психологические особенности принятия следователем решения о производстве следственных действий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
872
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ / РЕШЕНИЕ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ЗАКОН / ЗНАНИЕ / НАВЫК / УМЕНИЕ / INVESTIGATIVE ACTION / DECISION / INSPECTOR / LAW / KNOWLEDGE / SKILL / ABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миликова Анна Владимировна

В данной статье рассматривается влияние психологического фактора на профессиональную деятельность следователя. Дается классификация и характеристика знаний, навыков и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the psychological factor on professional work of the inspector are considered in the given article. There are classification and the characteristic of knowledge, skills and abilities in it.

Текст научной работы на тему «Некоторые психологические особенности принятия следователем решения о производстве следственных действий»

© Миликова А.В., 2010

УДК 343.132 ББК 67.522.1

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕМ РЕШЕНИЯ О ПРОИЗВОДСТВЕ

СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

А.В. Миликова

В данной статье рассматривается влияние психологического фактора на профессиональную деятельность следователя. Дается классификация и характеристика знаний, навыков и умений.

Ключевые слова: следственное действие, решение, следователь, закон, знание, навык, умение.

При расследовании уголовного дела на профессиональную деятельность следователя оказывают влияние различные факторы. К таковым, в первую очередь, относят правовые, психологические, социальные и организационные факторы, поскольку именно они считаются детерминантами принятия следователем решений в ходе реализации своих полномочий, в том числе по отношению к следственным действиям.

Несмотря на все видовое разнообразие решений: организационные, рациональные, интуитивные, общим для всех видов решений является то, что они представляют собой результат мыслительной деятельности человека. Из этого следует, что важное место в механизме принятия решения занимают индивидуально-психологические свойства лиц, выполняющих определенные процессуальные функции.

Необходимо учитывать, что результат принятого решения зависит, с одной стороны, от объективных, правовых, социально-психологических условий деятельности, а с другой -обусловлен индивидуальными качествами лиц, принимающих решение. Следовательно, на принятие решения оказывают влияние две группы факторов: объективные и субъективные. К объективным факторам, прежде всего, следует отнести положения законодатель-

ства, поскольку принятие решения - это реализация сформулированных в законе правил поведения, воплощение их в действительности, осуществляемое компетентными органами и должностными лицами, наделенными полномочиями на реализацию правовых норм применительно к каждой конкретной ситуации. Объективным условием является обстановка принятия решения, в том числе оперативная обстановка, текущая следственная ситуация.

Простой представляется ситуация, в которой следователь, принимая решение, знает, что он должен делать, и может точно спрогнозировать результат данного действия и наступление тех или иных правовых последствий в результате его совершения. Сложность в работе следователя представляют неопределенные ситуации, когда приходится выбирать из многообразия единственно правильное и оптимальное решение. Нередко исходная информация может быть противоречива или же ее недостаточно для принятия однозначного решения. В таких непростых, как принято говорить, проблемных, ситуациях прежде всего нужно попытаться получить дополнительную информацию и проанализировать ее в совокупности с проверенными имеющимися сведениями.

Обязательным субъективным условием принятия решения является наличие у лица индивидуальных свойств и навыков осуществления тех или иных действий, в том числе и

навыков принятия решений. Значение субъективного фактора в механизме принятия решения определяется тем, что решение принимают люди, а само принятие решения - творческая, интеллектуально-волевая деятельность лиц, управомоченных на принятие решения [4, с. 65].

К личностным характеристикам относят: характер, волю, опыт, ответственность, профессиональные навыки, внушаемость, уровень эмоциональности, темперамент, здоровье, предрасположенность к риску, а также параметры мышления, которые характеризуются глубиной, широтой, быстротой и гибкостью. Глубина мышления определяется аналитическими способностями человека, поиском причинно-следственных связей в исследуемой ситуации. Широта позволяет обобщать проблемы, возможность посмотреть на них «со стороны»; быстрота касается времени, затрачиваемого на принятие решения; гибкость -способности к своевременному и обоснованному переходу на новые методы разработки решений [9, с. 26]. К числу таких личностных свойств можно, прежде всего, отнести Щ, что подразумевает под собой коэффициент интеллекта, и EQ - эмоциональный интеллект. Под аббревиатурой ^ понимают количественную оценку уровня интеллекта человека. Что касается эмоционального интеллекта, то И.Н. Андреева считает, что эмоциональный интеллект - это «устойчивая ментальная способность, часть обширного класса ментальных способностей; в частности, ЭИ может рассматриваться как подструктура социального интеллекта. Как ментальная способность, он является также частью более обширной группы свойств личности. Это один из многих факторов индивидуальности, скорее позитивных, чем негативных для межличностного взаимодействия» [1, с. 85].

М.И. Еникеев справедливо отмечает, что «профессионально направленная наблюдательность, способность к систематизированному сопоставлению фактов, реконструкции явлений по их косвенным признакам, критичность и рефлексивность - таковы особенности мышления следователя» [2, с. 361]. Вне сомнения, тот факт, что личностные характеристики влияют на принятие решения, ведь если даже предположить отсутствие или не-

правильное функционирование одного из параметров мышления, допустим, гибкости, то у такого следователя будет значительно затруднено ежедневное выполнение процессуальной деятельности. Постоянно меняющееся законодательство, вынесение новых приказов и постановлений требуют внимательности и точности, чтобы не допустить принятие неверных решений, не говоря уже о «непохожести уголовных дел» при всей их похожести. А необходимость предвосхищать действия других, проявлять проницательность, толерантность требует развития ЭИ как элемента человеческого фактора.

При определении содержания человеческого фактора в принятии решения, в первую очередь, речь идет о психологических факторах, оказывающих влияние на процесс принятия решения. Обычно их подразделяют на факторы внимания, памяти, понимания, общения [5, с. 38].

Фактор внимания заключается в том, что принимающий решение не способен одновременно принимать их большое количество. Возможности человеческой памяти ограничены, поэтому некоторая информация с течением времени может быть забыта или искажена запоминающим. Фактор понимания может быть связан с неверными выводами из полученной информации. Фактор общения заключается в процессе обмена информацией и также может быть связан с трудностями интеллектуального или эмоционального порядка.

Согласно энциклопедическому справочнику, человеческие факторы (англ. human factors) - это психологические, физиологические, антропометрические и другие характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его взаимодействия с объектом управления [8, с. 795]. Поскольку деятельность следователя по расследованию преступлений рассматривается в качестве управленческой, то, следовательно, и человеческий фактор необходимо считать элементом механизма принятия следователем решения по расследуемому им уголовному делу, в том числе в отношении производства следственных действий.

Через принятие решения следователем осуществляется правоприменение, то есть особая деятельность по претворению норм

права в жизнь. От того как правоприменитель поймет, истолкует норму права и когда ее применит, зависит в дальнейшем оценка законности совершаемых им действий.

Профессиональная деятельность следователя представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями. К лицам, желающим заниматься данной деятельностью, предъявляются определенные требования, отчасти закрепленные в законодательстве. Требования предъявляются не только к возрасту, образованию, стажу работы, но и к интеллектуальным, волевым, нравственным качествам, навыкам, умениям лиц, наделяемых правом принимать решения в уголовном процессе. Последние, однако, не всегда отражены в законе прямо и нередко лишь подразумеваются законодателем.

УПК РФ не содержит упоминаний о требованиях, предъявляемых лицам, уполномоченным на осуществление должностных обязанностей следователя. К примеру, в ст. 40.1 ФЗ «О прокуратуре» содержатся требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, где сказано, что «прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации... и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами.». В ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07 2004 г. N° 79-ФЗ в п. 13 ч. 1 ст. 18 содержится требование о том, что гражданский служащий обязан не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа, а ст. 19 посвящена урегулированию конфликта интересов на гражданской службе. В приказах Генеральной прокуратуры РФ от 27.12 2006 г. № 121 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими органов прокуратуры РФ» и Министерства внутренних дел РФ от 04.12 2007 г. № 1155 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ» указаны

квалификационные требования, в том числе о том, что государственные гражданские служащие, отнесенные к той или иной категории (руководители высшей и главной групп должностей, специалисты главной, ведущей и старшей групп должностей и др.), должны знать, какие иметь навыки, а в приказе Генпрокуратуры - и уметь служащие. Для этого дан четкий перечень необходимых знаний, умений и навыков. Так, согласно приказу Генерального прокурора, государственные гражданские служащие категории «руководители» высшей и главной групп должностей должны знать: Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные законодательные акты, а также формы и методы работы с применением автоматизированных средств управления, правила делового этикета и др.; иметь навыки: эффективного планирования рабочего времени; контроля, анализа и прогнозирования; владения конструктивной критикой; подчинения тактических целей стратегическим и др.; уметь: организовывать и обеспечивать выполнение конкретных задач; оперативно принимать и реализовывать управленческие решения; прогнозировать последствия принятых решений; выступать перед аудиторией; не допускать межличностных конфликтов и др.

Что же следует понимать под необходимыми знаниями, навыками и умениями? Психологическая наука разделяет данные термины следующим образом.

Знание, первоначально возникая в виде образов, ощущений и восприятий, после переработки в сознании образует понятия и представления. Эта совокупность понятий, теоретических построений и представлений человека и образует знание. Деятельность невозможна без определенной совокупности знаний о ней. Таковыми в работе следователя являются знания законодательства РФ, в том числе касающегося должностных обязанностей и полномочий, порядка работы со служебной информацией, служебного распорядка и должностного регламента, методик расследования, делового этикета, способов разрешения конфликтов и т. д.

С.И. Ожегов определяет навык как «уменье, созданное упражнениями, привычкой» [6, с. 341]. Данное определение неполное, более

того, получается, что навык отождествляется с умением, хотя в психологии эти понятия различают. По мнению В.Н. Чулахова, «навык -это автоматизированный, относительно устойчивый и индивидуальный компонент деятельности человека, образующийся в результате многократного повторения и обусловленный закономерностями формирования соответствующего динамического стереотипа» [10, с. 23]. В данном определении сделан акцент на основных свойствах навыков, а именно на устойчивости, индивидуальности и автоматизирован-ности. Таким образом, навык не требует дополнительного целенаправленного внимания на осуществление таких действий. Р.С. Белкин определяет навык как «способ выполнения действия, доведенный в результате многократного повторения до автоматизма, легко и быстро реализуемый при минимальном контроле со стороны сознания» [3, с. 128].

Существует несколько классификаций навыков. По степени сложности навыки можно разделить на простые и сложные. К простым относятся одноактивные, отдельные действия, к примеру, мытье посуды, курение или, применительно к работе следователя, планирование рабочего времени в течение дня, составление процессуального документа. Сложные навыки подразумевают выполнение комплексной работы, требующей выполнения нескольких действий. К ним можно отнести работу за компьютером, вождение автомобиля. Простые навыки могут входить в состав сложного, однако совмещение действий также является особым навыком, требующим специальной подготовки. В работе следователя необходимы, например, следующие навыки: эффективного планирования расследования преступлений; анализа и прогнозирования хода расследования; взаимодействия с государственными органами и должностными лицами; составления процессуальных актов; владения компьютерной техникой и необходимым в работе программным обеспечением.

Умение - это мастерство, возникающее на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний [7, с. 214]. Умения следует отличать от навыков по нескольким причинам. Умения в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, объединения их в систему с помощью действий, находящихся под

сознательным контролем. Одно из основных качеств умений заключается в том, что человек в состоянии изменить порядок и способ выполнения действия, то есть его структуру (входящие в его состав навыки, операции и действия, порядок их выполнения), сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умения, в отличие от навыков, всегда предполагают активную интеллектуальную деятельность и обязательно обусловлены процессом мышления. Сознательный интеллектуальный контроль - главное, что отличает умения от навыков. Для выполнения профессиональных обязанностей следователя необходимы следующие группы умений: исполнительские, организаторские, деловой коммуникации, конструктивные. Исполнительские умения, в частности, проявляются в приемах систематизации имеющейся по делу информации, способах работы со служебными документами, приемах своевременного реагирования на неотложные задания. К числу организационных можно отнести: адаптации к сложившейся следственной ситуации и нахождения решения поставленных задач, приемы выхода из сложных ситуаций, организации и ведения предварительного расследования по уголовному делу. Коммуникативные умения реализуются в арсенале средств взаимодействия с коллегами и всеми участниками уголовного процесса. Конструктивные умения в работе следователя выражаются в методах принятия решений о производстве следственных действий и иных необходимых действий; приемах прогнозирования последствий принятых решений; способах инициативного повышения собственной квалификации.

В процессе принятия решений о производстве следственных действий, как вытекает из сказанного, требуется использовать определенный набор знаний, навыков и умений: от знания законодательства РФ, анализа и прогнозирования результатов принятого решения, моделирования хода проведения предстоящего следственного действия, реконструкции события преступления, составления процессуальных документов (постановления, протокола и др.) до навыков устной и письменной речи, профессиональной коммуникации, предвидения и предотвращения межличностных конфликтов. Все они в совокупности образуют профессиональное мастерство работы следователя. Поэтому представляется целесо-

образной разработка классификации навыков на простые и сложные, а также выделение определенных умений: исполнительских, организаторских, конструктивных и деловой коммуникации. Думается, что созрела необходимость и возможность закрепления конкретного перечня знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения полномочий следователя, в законодательных актах, в том числе приказах, а также (некоторых из них) в УПК РФ, а именно в ст. 38, посвященной следователю как участнику уголовного процесса. Для чего, прежде всего, необходимо закрепить в ведомственных нормативных документах некие стандарты профессиональных навыков, умений, знаний, в том числе те, которые нужно выявлять при регулярном профессиональном отборе и формировать в ходе повышения квалификации, отслеживая процесс их развития в определенные периоды. Раз в 5 лет во время аттестации работников измерять и сопоставлять полученные данные с предыдущими результатами. Полученные сведения могут информировать о первых признаках формирования профессиональной деформации, необходимости своевременной коррекции профессиональной деятельности и ее основных составляющих, что в целом не может не отразиться на качестве принимаемых уполномоченным субъектом решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 78-86.

2. Еникеев, М. И. Основы общей и юридической психологии : учеб. для вузов / М. И. Еникеев. -М. : Юристъ, 1996. - 631 с.

3. Криминалистическая энциклопедия : справ. пособие / Р. С. Белкин. - М. : БЕК, 1997. - 342 с.

4. Лупинская, П. А. Решения в уголовном судопроизводстве: теория, законодательство и практика / П. А. Лупинская. - М. : Юристъ, 2006. - 174 с.

5. Миронов, В. В. Принципы принятия управленческих решений в системе федеральных органов исполнительной власти : учеб.-метод. пособие / В. В. Миронов, А. Т. Зуб. - М. : Соврем. тетради, 2003. - 336 с.

6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М. : Сов. энцикл., 1972. - 847 с.

7. Психология для юристов : учебник / И. И. Аминов [и др.]. - М. : Омега-Л, 2005. - 552 с.

8. Психология : полн. энцикл. справ. / сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. - 896 с.

9. Саак, А. Э. Разработка управленческого решения : учеб. для вузов / А. Э. Саак, В. Н. Тюшняюв. -СПб. : Питер, 2007. -272 с.

10. Чулахов, В. Н. Криминалистическое исследование навыков и привычек человека / В. Н. Чулахов ; под ред. Е. Р. Россинской. - М. : Юрлитинформ, 2004. - 176 с.

SOME PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE DECISION ACCEPTANCE ON MANUFACTURE OF INVESTIGATORY ACTIONS BY THE INSPECTOR

A. V. Milikova

Influence of the psychological factor on professional work of the inspector are considered in the given article. There are classification and the characteristic of knowledge, skills and abilities in it.

Key words: investigative action, decision, inspector, law, knowledge, skill, ability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.