Научная статья на тему 'Роль преступных навыков в установлении лица, совершившего преступление'

Роль преступных навыков в установлении лица, совершившего преступление Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1556
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ ЧЕЛОВЕКА / ПРЕСТУПНЫЙ НАВЫК / КОСВЕННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комаров И. М.

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с понятием навыков человека и понятием преступного навыка; объяснением преступного навыка как закономерности механизма совершения однородных преступлений одним лицом; процессуальными особенностями трансформации установленного факта использования преступного навыка в оконченном преступлении как косвенного доказательства по уголовному делу; объяснено значение преступного навыка в установлении личности преступника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль преступных навыков в установлении лица, совершившего преступление»

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, ОРД И КРИМИНАЛИСТИКА

УДК 343.9

И.М. Комаров

РОЛЬ ПРЕСТУПНЫХ НАВЫКОВ В УСТАНОВЛЕНИИ ЛИЦА, СОВЕРШИВШЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с понятием навыков человека и понятием преступного навыка; объяснением преступного навыка как закономерности механизма совершения однородных преступлений одним лицом; процессуальными особенностями трансформации установленного факта использования преступного навыка в оконченном преступлении как косвенного доказательства по уголовному делу; объяснено значение преступного навыка в установлении личности преступника.

Ключевые слова: навыки человека, преступный навык, косвенные доказательства.

С удовлетворением можно констатировать, что в научно-практических криминалистических исследованиях последнего времени авторы все чаще обращаются к вопросам изучения навыков лиц, совершающих те или иные преступления. Полагаем, что данный вопрос представляется весьма важным для совершенствования методик выявления, расследования и предотвращения преступлений. Установление следователем в процессе расследования фактов использования преступниками определенных навыков в процессе преступной деятельности способствует определению механизма совершения преступления. В свою очередь, это позволяет на основе использования криминалистических способов и средств добывать косвенные доказательства виновности конкретного лица.

Проблемы материально фиксирующихся навыковых свойств и источников информации об определяемых ими особенностях личности человека в криминалистической литературе были обозначены давно. Правда, история криминалистики свидетельствует о том, что предметом исследования являлся не единый комплекс информационных свойств, присущих всем навыкам, а только отдельные их особенности или отдельные навыки человека.

Совокупность свойственных человеку навыков - достаточно широкое понятие, ко-

торое включает в свое содержание различные свойства его личности.

Однако востребованность этих свойств для криминалистических целей исследования и использование их результатов в расследовании преступлений примерно до 70-х годов прошедшего столетия преимущественно ограничивалось разработкой методов криминалистического использования навыков письменной речи (без внимания криминалистов оставались локомоци-онные, устно-речевые, профессиональные навыки совершения преступных действий). Справедливости ради следует отметить, что как отечественная дореволюционная [1], так и зарубежная криминалистика [2] еще в XIX веке уделяли рассматриваемой проблематике пристальное внимание. Здесь уместно вспомнить и работы Н.В. Терзие-ва, С.М. Потапова, В.Ф. Орловой и многих других известных отечественных криминалистов. Полагаем, что этот узкий интерес к проблеме со стороны ученых был исторически, ситуационно и предметно обоснован некоторыми обстоятельствами, в которых реализовывалось правоприменение того периода времени. Если не вдаваться в детальный анализ этого вопроса, то в целом мы имеем в виду условия, в которых осуществлялась борьба с преступностью, а также способы и средства, позволявшие порой

67

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 4(22)2015

достигать правоохранительным органам соответствующего положительного эффекта. Здесь уместно напомнить и о «царице» доказательств и некоторых других «возможностях» уголовного судопроизводства прошлого. Мы, разумеется, не можем отрицать и положительные примеры применения традиционных криминалистических знаний в процессе расследования преступлений как средстве борьбы с преступностью.

Принятие в 1960 году Основ уголовного судопроизводства и УПК Союзных республик изменило правоприменительную ситуацию. Правоохранительные органы должны были перестроить свою деятельность в соответствии с новыми процессуальными нормами. Для их реализации требовались и новые криминалистические рекомендации, в особенности, когда органы расследования сталкивались с преступлениями, совершенными в условиях неочевидности. Эти обстоятельства требовали от следователей отыскивать факты, не только прямо, но и косвенно указывавшие на выбор направления расследования и тактических приемов изобличения лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

Вероятно, первой работой этого аспекта в криминалистике стало исследование проблемы «собирания улик», проведенное М.П. Шаламовым [3].

Однако особое научно-прикладное и прорывное для того времени значение имело исследование Г.А. Самойлова [4], где автор обосновал основы криминалистической теории навыков и раскрыл отдельные прикладные материально фиксированные проявления навыков в качестве источников о свойствах личности преступников.

Процессуальные аспекты установления фактов использования в преступной деятельности навыков человека хорошо обосновал А.А. Хмыров [5]. Он не только объяснил, как криминалистически зафиксированные и исследованные в процессе расследования преступлений сведения о навыках (уликах) могут быть использованы в качестве косвенных доказательств, но и раскрыл основные процессуальные и криминалистические вопросы доказывания уликами.

В современных условиях для правоприменителя в части прикладного использования в процессе расследования преступлений данных о навыках и привычках преступника является важным исследование В.Н. Чулахова [6], где автор на высоком профессиональном уровне объяснил основные научно-практические аспекты такой проблемы.

В одной статье невозможно отразить все вопросы связи преступных навыков с установлением личности лица, совершившего преступление. Однако в отдельных аспектах это сделать можно.

Что подразумевается под навыками? Вопрос не простой и однозначного ответа он, вероятно, не имеет. Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что единое определение понятия данной категории отсутствует, однако сущность данного явления, имеющего самостоятельное значение, установлена достаточно полно. Фактически это психические акты, в материальной основе которых лежит условно-рефлекторная деятельность высшей нервной системы человека. Таким является традиционный подход. Правда, есть и отличные мнения. Так, Н.А. Бернштейн [7, с. 174-175] считает, что навыки формируются на основе активной психомоторной деятельности человека, что приводит к многофазовому «строительству» нейрофизиологического аппарата навыка в сенсомоторных уровневых системах мозга. Однако как этот, так и другие подходы к рассматриваемому понятию навыков не изменяют их общепринятых физиологических основ, а только уточняют понимание их физиологического механизма.

Наблюдение и жизненный опыт человека свидетельствуют, что навыки представляются в качестве определенной степени совершенства, автоматизированного выполнения конкретного сознательно осуществляемого действия. Данное значение навыка позволяет характеризовать его в качестве результата индивидуальной опытной практической деятельности человека, т.е. свойства личности, которое определяет степень его подготовленности к определенному виду деятельности. В связи с этим «навыки как

68

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, ОРД И КРИМИНАЛИСТИКА

свойства личности выражают заключенные в них особенности психики, физиологического аппарата, анатомические особенности тела человека, которые участвовали в формировании того или иного навыка» [4, с. 9].

Вместе с тем криминалистическое значение в процессе расследования преступления имеет не само понятие навыка, а динамическая структура проявления навыков в действиях конкретного лица, что является необходимым условием их фиксированных отображений в материальной среде, то есть их материальные отображения на вещах и предметах. Эти проявления соответствующих психических, соматических и других свойств конкретного человека при определенных условиях могут стать источниками необходимой криминалистически значимой информации о его личности для следствия и суда.

Как любой человек, преступник обладает навыковыми свойствами личности, однако если он неоднократно совершает однородные преступления, то, естественно, приобретает новые навыки в процессе преступной деятельности. Определения преступных навыков криминалистике известны. Если выражать их существенный признак, то под этим понятием подразумевается «преступный прием» [8, с. 112-113], «повторяемость способов и приемов совершения преступлений» [9, с. 18], «поведение человека» [10, с. 102], совершившего преступление, «навыки осуществления преступных действий» [4, с. 105-118], «преступные навыки» [6, с. 288].

Формирование преступных навыков у лиц, которые свою преступную деятельность связывают с неоднократно совершаемыми однородными противоправными действиями, научно объяснимо. В основе этого объяснения лежит физиологический механизм образования обычного жизненного навыка человека, и связано это с тем, что формирование навыка происходит на основе повторяющихся видов деятельности. Этот процесс не зависит от воли или желания человека. В его основе так называемая приспособительная функция, которая связана с физиологическими особенностями человеческого организма. Поэтому как на

основе многократных бытовых действий, связанных с психическими и физиологическими процессами, образуется простой бытовой навык, так и при многократных однородных преступлениях (либо специальной тренировке для достижения преступного результата) образуется преступный навык. Физиологический механизм его образования примерно выражается следующим умозаключением: длительное занятие преступной деятельностью в условиях постоянного воздействия на психику однородных раздражителей приводит к тому, что личность приобретает первоначальную установку, неоднократное повторение которой трансформируется в динамический стереотип. Он, в свою очередь, приобретает свойство автоматизма (заученность действий) и реализуется в определенных условиях при возникновении криминальной ситуации.

Отражая разницу между бытовыми человеческими навыками и преступными навыками, В.Н. Чулахов отмечает, что она лежит в цели, «... преступные навыки вырабатываются и предназначаются для осуществления преступного замысла и используются для совершения преступлений» [6, с. 78-80, 145].

Криминалистический анализ категории «преступные навыки» позволяет сделать следующий вывод: преступные навыки характерны для однородных повторяющихся преступлений, которые обычно совершаются в условиях неочевидности и могут оставаться долго не раскрытыми (серийные убийства, мошенничества, кражи и пр.). Очевидно, что такая криминальная ситуация обеспечивает преступнику возможность совершенствования своих преступных навыков.

Выше мы упоминали о специальной тренировке навыков для достижения преступного результата. Отметим, что преступная деятельность отдельных видов (карманные кражи, отдельные виды мошенничеств и пр.) вообще не может быть осуществлена без применения специальных криминальных приемов, реализация которых требует не только хорошей «теоретической подготовки», но и отработанных до автоматизма практических навыков.

69

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 4(22)2015

Криминалистической практике известны преступления, совершение которых проходило по специально разработанным сценариям, где реализация преступных навыков составляла лишь часть действия, где роли были четко распределены, обозначена система условных сигналов, определен хронометраж и прочие элементы, реализация которых обеспечивала достижение преступного результата.

В таких криминальных ситуациях подготовка преступления, с одной стороны, уже опиралась на имеющийся криминальный опыт, а с другой стороны, совершенствовалась спорадическим путем применительно к социальным условиям и практике борьбы правоохранительных органов с этими преступлениями. То есть «преступные знания и навыки под воздействием некоторых факторов, сохраняя свою основу, изменяются, дополняются и совершенствуются» [11, с. 63].

Нами уже было отмечено, что Н.В. Тер-зиев связывал преступные навыки со способами и приемами совершения преступлений, их повторяемостью. Этот тезис, на наш взгляд, не требует какой-либо аргументации в силу своей очевидности. Способы совершения преступления - обязательный элемент как уголовно-правовой, так и криминалистической характеристики преступлений, и слагается он из определенных элементов специфических действий преступника, то есть системы, наличие и взаимосвязь элементов которой представляют собой модель преступного деяния в узком смысле этого слова. В этой системе отражаются как бытовые навыки, чье наличие и реализация не связаны с преступным событием, и преступные навыки, сформировавшиеся в процессе неоднократной противоправной деятельности.

Система элементов способа совершения преступления имеет свою структуру. Она включает взаимосвязанные действия (иногда операции), относимость которых к совершенному противоправному деянию определяется на основе познания соотношения целей деятельности. Так, например, способ совершения квартирной кражи можно ранжировать по отдельным этапам.

Их реализация способствует достижению конечной цели (завладение материальными ценностями): организация слежки за лицами, проживающими в квартире и на лестничной площадке; изучение структуры подъезда и почтовой корреспонденции жильцов выбранной квартиры (почтовый ящик); определение графика работы консьержа; выставление «маячков» на двери выбранной квартиры; отключение сигнализации; выбор способа проникновения в зависимости от запирающих входную дверь устройств и пр. Мы не раскрываем содержание каждого действия, связанного с преступными навыками, так как надеемся, что подготовленный читатель понимает, о чем идет речь. Фактически приведенные выше самостоятельные действия с самостоятельным целеполаганием представляют собой первоначальный этап формирования преступного навыка квартирного вора. Неоднократное повторение этих действий совершенствует их и превращает в преступный навык, что, в свою очередь, «оптимизирует» преступную деятельность.

Преступные навыки в зависимости от объекта и предмета их приложения можно классифицировать. Криминалистическая классификация преступных навыков, на наш взгляд, имеет важный прикладной аспект, так как обладание этим знанием позволяет следователю правильно выбирать тактические приемы производства следственных действий, что, в свою очередь, способствует получению доброкачественных доказательств совершения преступления.

Распознавание в событии преступления преступных навыков связано с установлением его объективной стороны, и, обычно, первым следственным действием, которое позволяет решать эту задачу, является осмотр места совершения преступления. Оценка его обстановки дает возможность определить факт реализации преступных навыков, что обычно связано с привычными действиями преступника, реализация которых доведена до автоматизма. Мы, естественно, имеем в виду унифицированный подход к этому вопросу, когда следователь сталкивается с традиционными обстоятельствами, так как дру-

70

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, ОРД И КРИМИНАЛИСТИКА

гие криминальные ситуации (подозрение на инсценировку и т.п.) требуют иных криминалистических рекомендаций.

Поэтому преступные навыки в связи с этим могут быть классифицированы на элементные и полиструктурные. Если элементные отражают простые преступные навыки (проникновение в квартиру через открытое окно, балкон и пр.), то полиструктурные представляют собой некий вид криминальной операции с пошаговым решением задачи и возможной корректировкой шагов в зависимости от изменения криминальной ситуации. Такие преступные навыки присущи тщательно спланированным и подготовленным преступлениям, где достижение преступного результата обеспечивается согласованной реализацией преступных навыков и связано с функциями и ролями каждого из участников преступной группы. Практика свидетельствует, что полиструктурные преступные навыки могут быть связаны и с преступными навыками по сокрытию следов преступления, и различными видами инсценировок, с тем чтобы запутать расследование, «пустить» его по ложному следу.

В соответствии с изложенным можно сделать несколько научно-практических выводов.

1. Способ совершения преступления - это система приемов действий операциональных комплексов, обусловленных целью и мотивами действия, психическими и физическими особенностями действующего лица (курсив наш - И.К.), в котором проявляются психофизиологические и характерологические особенности человека, его знания, умения, навыки, привычки и отношение (курсив наш - И.К.) к различным сторонам действительности [12, с. 105]. Для каждого преступления существует свой системный «набор», комплекс действий и операций.

У каждого человека также имеется система обобщенных способов действий (бытовые навыки, преступные навыки), свидетельствующих о его индивидуальных особенностях. Эти комплексы так же индивидуализированы, как и папиллярные узоры пальцев, однако, в отличие от послед-

них, следы этого комплекса всегда остаются на месте преступления.

Поэтому превращение некоторых самостоятельных действий способа в навык и переход на уровень автоматизированных, подсознательных актов преступной деятельности - одна из закономерностей формирования способа неоднократно совершаемых однородных преступлений [13, с. 29-31]. Распознавание этой закономерности в процессе расследования преступлений при усмотрении сложившихся навыковых действий может свидетельствовать о совершении одним и тем же лицом однородных преступлений, так как в соответствии с относительной устойчивостью и тенденцией к повторному воспроизведению преступные навыки предопределяют стереотипное воспроизведение механизма преступления, они неповторимо индивидуализируют его.

2. Преступные навыки (впрочем, как некриминальные бытовые навыки человека) обладают способностью к отображению в материальной обстановке преступления, что обусловливается повторением в способе совершения преступления определенной системы признаков, индивидуализирующих преступника.

Данное обстоятельство при условии совпадения совокупности определяемых признаков преступных навыков в нескольких однородных преступлениях указывает на схожесть способов их совершения и косвенно может свидетельствовать о совершении преступления одним и тем же лицом.

3. В соответствии с предыдущим выводом закономерным следует считать вывод-рекомендацию: для установления фактов наличия в объективной стороне расследуемого преступления отображений преступных навыков следователь, используя криминалистический анализ преступления, должен провести исследование криминалистически значимой информации о выработанных и привычных действиях преступника на месте происшествия, а также принять меры по установлению преступных навыков лица, совершившего преступление.

4. Данные о преступных навыках, объективно установленные посредством след-

71

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России______________№ 4(22) 2015

ственных действий, обеспечивают следователю правильное построение как версий об элементах состава преступления, так и частных версий предварительного расследования, что способствует эффективности расследования за счет получения дополнительных доказательств преступления.

В настоящей статье мы предприняли попытку обозначить только некоторые общие проблемы, связанные с необходимостью исследования преступных навыков для криминалистических методик расследования. На наш взгляд, это перспективная темати-

ка для соответствующих работ, в первую очередь потому, что очевиден прикладной аспект ее реализации, а необходимость в соответствующих исследованиях очевидна, так как число преступлений, совершенных в условиях неочевидности, с каждым годом растет, а их раскрываемость неуклонно снижается. В связи с этим растет значение отыскания косвенных доказательств причастности к преступлению заподозренного лица, которые могут быть получены посредством установления фактов, связанных со сведениями о преступных навыках.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. См., например, Жиряев А.С. Теория улик. - Дерпт, 1855.

2. См., например, Уильз У Опыт теории косвенных улик. Признаки, обстоятельства, примеры. -М., 1864.

3. Шаламов М. П. Теория улик. - М.: Государственное издательство Юридической литературы, 1960.

4. Самойлов Г. А. Основы криминалистического учения о навыках. - М., 1968.

5. Хмыров А. А. Косвенные доказательства. - М.: Юридическая литература, 1979.

6. Чулахов В. Н. Криминалистическое учение о навыках и привычках человека. - М., 2007.

7. Бернштейн Н. А. О построении движений. - М.: Медгиз, 1947.

8. Якимов И. Н. Криминалистка: учебник. - М.: Юриздат, 1938.

9. Терзиев Н. В. Обзорные лекции по криминалистике. - М.: ВЮЗИ, 1945.

10. Колмаков В. П. Сущность и задачи идентификации личности в криминалистике // Ученые записки Харьковского государственного университета. - Харьков, 1955. - Вып. 6.

11. Гуров А. И. Профессиональная преступность. - М., 1990.

12. Еникеев М. И. Юридическая психология: учебник для вузов. - М.: НОРМА. Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 2001.

13. Алексеев С. А. Преступные навыки как фактор, детерминирующий способ совершения однородных повторяющихся преступлений // Российский следователь. - 2012. - № 14.

© Комаров И.М., 2015 Получено: 28.07.2015

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.