Научная статья на тему 'Некоторые проблемы прославления святых к местному и общецерковному почитанию в конце XX начале XXI в'

Некоторые проблемы прославления святых к местному и общецерковному почитанию в конце XX начале XXI в Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
690
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воробьев Владимир

В статье рассматриваются проблемные моменты процесса канонизации святых. Дается анализ особенностей канонизации святых к местному почитанию в современных условиях. Обсуждается соотношение рубрик «общецерковный», «местночтимый» с рубриками «полиелейный», «славословный», «шестеричный» святой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы прославления святых к местному и общецерковному почитанию в конце XX начале XXI в»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви.

2010. Вып. 11:2 (35). С. 79-90

Некоторые проблемы прославления святых К МЕСТНОМУ И ОБЩЕЦЕРКОВНОМУ ПОЧИТАНИЮ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI В.

Прот. Владимир Воробьев

В статье рассматриваются проблемные моменты процесса канонизации святых. Дается анализ особенностей канонизации святых к местному почитанию в современных условиях. Обсуждается соотношение рубрик «общецерковный», «местночтимый» с рубриками «полиелейный», «славословный», «шестеричный» святой.

Вопрос о канонизации местночтимых святых или, точнее, о канонизации святых к местному почитанию кажется на первый взгляд достаточно разработанным и простым. В действительности это не совсем так.

Для того, чтобы сформулировать и обсудить возникающие в этой теме проблемы, необходимо оговориться, что далее под термином «местное почитание» подразумевается богослужебное почитание уже прославленного, т. е. канонизированного святого, которое является обязательным только на месте его подвигов, например, в епархии или в монастыре, где он подвизался. Под «народным почитанием» понимается, может быть, стихийное, но достаточно широкое почитание почившего подвижника верующими людьми еще до его прославления в лике святых. Оно обычно выражается в совершении частых панихид, посещениях могилы подвижника, массовых молитвенных обращениях к нему за помощью в частном порядке.

Как известно из исследований, посвященных проблеме канонизации1, важнейшим аргументом для прославления подвижника в лике святых всегда являлись чудотворения, совершавшиеся при жизни или после смерти святого в ответ на обращения к нему верующих2. Именно чудотворения и являются, как пра-

1 См. : Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. 1. Владимир, 1901; Барсов Н. Канонизация // Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауз Ф. А. и Ефрон И. А. Т. 14. СПб., 1895; Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1998; Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Т. 4. М., 1998.

2 Здесь не рассматривается вопрос о канонизации мучеников или древних святителей, а также равноапостольных и благоверных царей и князей, т. к. мучеников прославляли за их исповедание веры «даже до смерти», а древних святителей часто почитали святыми уже в силу их сана и особо высокого служения, равноапостольных и благоверных властителей — также за их особое служение Церкви и народу Божию (см., напр. : Барсов Н. Указ. соч.).

вило, главной причиной народного почитания подвижников. В постсоветское время, ввиду того, что в народе утрачены духовная культура и духовное чутье, нередко бывает, что массовое почитание подогревается каким-либо псевдорели-гиозным фанатизмом или экстремизмом националистического или диссидентского происхождения. Но такого рода явления долго не живут, потому что их адептам нужен быстрый результат, нужно сию минуту вызвать какой-то ажиотаж, волнения, протесты, борьбу.

Напротив, истинное народное почитание, движимое настоящей религиозной верой и благодарной любовью к подвижнику, трудно угасить даже длительным гонением, как убедительно показали примеры народной памяти и почитания, например, блаженной Ксении, святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, святого праведного старца отца Алексея Мечева, святого Патриарха Тихона, Оптинских старцев и многих других недавно прославленных святых.

Народное почитание может вызываться не только чудотворениями и шириться не только благодаря трудным, скорбным обстоятельствам просителей. Нередко причиной такого почитания является бескорыстная любовь к святому или сострадательное, умиленное сочувствие.

Глас народа — глас Божий. Устойчивое многолетнее народное почитание подвижника является наиболее убедительным доводом в пользу его святости и почти всегда приводит к его церковному прославлению. При этом чаще всего уже не ставится задача детальной проверки сведений о чудесах, — так было, например, в случае прославления вышеупомянутых святых.

Такое, можно сказать, мощное почитание приводит обычно к общецерковной канонизации, т. е. к прославлению в масштабе всей Церкви. Сложнее решается проблема, когда народное почитание не так ярко выражено, когда подвиг святого был мало известен или во время гонений был забыт под влиянием особых трудных обстоятельств.

Обычный путь к прославлению какого-либо подвижника хорошо известен: очень часто — это почитание еще при жизни, затем народное почитание после кончины. Если память об умерших, даже дорогих нам людях со временем угасает, то в отношении праведников бывает наоборот: чем больше проходит времени, тем шире становится народное почитание. Эта картина может существенно меняться, если принимаются какие-то целенаправленные меры, чтобы угасить народное почитание подвижника, например, запрещается о нем что-либо писать и даже упоминать его имя, или он подвергается нарочитому оклеветанию, как это часто бывало в эпоху гонений на веру.

Если подвижник особенно велик, то никакими мерами не удастся заставить его забыть. Если же он был менее известен при жизни или ранее ничем особенно не выделялся, а в конце жизни совершил какой-либо особый подвиг (это частая ситуация с мучениками), который поставил его в ряд со святыми, то память о нем может и не сохраниться. Например, расстреляли какого-либо хорошего, но обыкновенного священника, предварительно этапированного в неизвестном направлении, и первые сведения о его мученической кончине обнаруживаются через много лет в следственном деле, когда, может быть, и родственников или прихожан, помнящих его, уже не осталось. В этом случае общецерковная кано-

низация такого священномученика имеет целью воскресить на месте его служения местное почитание подвижника, сделать местной общине известным ее святого ходатая пред Богом, укрепить духовную жизнь общины. Подобное стечение обстоятельств бывало в период гонений и с тайными праведниками — не мучениками.

В истории известны случаи, когда святой прославлялся после кончины особым промышлением Божиим: например, он сам являлся кому-то, либо ангел возвещал о неизвестном или, может быть, забытом святом. После этого постепенно начинало расти его народное почитание. Чаще всего этому способствует какое-либо чудо, вызывающее всплеск веры и поток просьб о молитвенной помощи. А в ответ на молитвы следуют новые чудесные исцеления или какая-нибудь иная чудесная помощь.

Итак, народное почитание может возникать по-разному:

1) сразу после кончины или даже еще при жизни подвижника;

2) спустя некоторое время, благодаря какому-то особому промышлению Бо-жию;

3) по инициативе «сверху», когда церковная власть считает нужным прославить какого-либо подвижника и призвать к его почитанию народ Божий.

В любом случае очевидно, что со временем в Церкви произойдет рецепция всех таких инициатив или, напротив, — не произойдет. Сменятся поколения, и станет ясно, установилась или нет духовная связь живущих на земле членов Церкви с усопшим подвижником, — время все проверит. Народное почитание или утвердится, окрепнет, войдет в русло церковной богослужебной традиции, или угаснет.

Если народное почитание утвердилось, то дальше рано или поздно произойдет канонизация святого: или «местная», или общецерковная. Во избежание недоразумений следует напомнить очевидную истину: местночтимый святой является святым независимо от географии, и служить ему молебны можно в любой точке земного шара, но на месте его подвига такое церковное почитание является обязательным, а в других местах — нет. Это не означает, что в других местах можно прославленного местночтимого святого не считать святым. Просто в месте его подвига нужно обязательно отмечать его память, совершать специальную службу в храмах, иметь его икону и т. п. В других епархиях такие службы могут и не совершаться. Например, в Греции обычно не служат русским святым и часто мало знают о них, а в России не совершаются службы древним святым Великобритании и также ничего почти о них не знают, хотя все они принадлежат единой неразделенной Церкви, и их святость никем не ставится под сомнение. Такая же практика существует в разных регионах России: северные святые меньше известны на юге, а восточные — на западе.

Если местное почитание святого ширится, то со временем оно может получить статус общецерковного, и таких примеров — множество3.

3 Так, на Макарьевских Соборах 1547 и 1549 гг. были канонизированы 39 русских святых, причем из прежних местночтимых причислено к лику общечтимых 23 (см. : Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. О канонизации святых в Русской Православной Церкви : Доклад на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси : Троице-Сергиева Лавра, 1988 // Канонизация святых в ХХ веке. М., 1999. С. 49).

Канонизация святых в истории происходила неодинаково и неравномерно. В первые века жизнь Церкви была харизматической. Еще не были сформулированы каноны, уставы, да в них не было и нужды: благодать Святого Духа обильно, явственно действовала в сердцах первых христиан, изменивших всю свою жизнь ради Христа, готовых в любой момент исповедать Его перед язычниками и даже умереть за Него. «Ей, гряди, Господи Иисусе, и да прейдет сей мир!», — восклицали они. Апостолы обращались к первым христианам, в своих посланиях называя их святыми (1 Петр 2.9—10; Рим 1.7; Фил 1.1; Ефес 1.1; 2 Кор 1.1). Общее почитание памяти мучеников или святителей было основанием для внесения их имен в диптихи4. Это и являлось своего рода канонизацией для того времени. С течением времени процесс прославления святых усложнялся. Появлялись сборники церковных правил, каноны. Жизнь быстро растущей Церкви требовала упорядочения, но даже величайшие святые отцы и учители Церкви — святители Афанасий Великий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрский были признаны общецерковными святыми только по указу императора Льва Мудрого (886-911). Первое известное историкам патриаршее постановление о прославлении подвижника в лике святых принадлежит Константинопольскому патриарху Фотию (810-895)5. В дальнейшем нормы канонизации святых постепенно формализовались.

Прославление подвижника к местному почитанию в греческой церкви с древности и до сего времени совершается правящим епископом и ни в каком утверждении не нуждается, высшая церковная власть вступает в действие только при расширении местного почитания святого в общецерковное. В древности в Русской Церкви действовали воспринятые от Византии церковные правила. Только во времена святого митрополита Макария (1542-1563) канонизация как общецерковных, так и местночтимых святых «становится делом соборов при митрополите, впоследствии — Патриархе Московском. Время Макария — юность Грозного — вообще означает новую эпоху в русской канонизации»6. В эпоху Петра I вместо традиционного патриаршего возглавления Церкви учреждается Святейший Синод. Сращение синодального управления Церковью с государственной властью и возросшая в связи с этим централизация привели к тому, что канонизационный процесс крайне замедлился, и за 200 лет синодального периода были совершены только десять канонизаций к общецерковному почитанию и пятнадцать — к местному. На Соборе 1917-1918 гг. была совершена канонизация двух святителей к общецерковному почитанию. За последующий советский период до 1988 г. были канонизированы только два святых к общецерковному почитанию. На Соборе 1988 г., посвященном 1000-летию Крещения Руси, было

4 Барсов Н. Канонизация / Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауз Ф. А. и Ефрон И. А. Т. 14. СПб., 1895.

5 См. : Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви / О канонизации святых в древней Греческой Церкви // Богословский вестник. Т. 2. № 6. 1894. С. 418-436; Васильев В. Очерк истории канонизации русских святых // Чтения Московского общества истории и древностей. 1993.

6 Федотов Г. Святые Древней Руси. СПб. : Сатисъ, Держава, 2004.

канонизировано девять святых к общецерковному почитанию7. После этого Собора, наконец обретя свободу, Русская Церковь начала совершать многочисленные канонизации, причем многие из них — к местному почитанию.

Приведенные цифры позволяют сделать вывод: государственная и церковная централизация приводит к централизации и канонизационного процесса, при этом увеличивается доля общецерковных канонизаций и уменьшается доля канонизаций к местному почитанию. В свою очередь, это вызывает общее замедление процесса прославления святых. Это наблюдение подтверждает ситуация в Католической Церкви. Еще в XII в. канонизация у католиков стала привилегией Папы, что соответствовало усилению папской власти. Все канонизации на католическом Западе становятся общецерковными. Значение народного почитания для канонизации святого сохраняется, но вырабатывается громоздкая юридическая, формальная процедура, которая затрудняет и замедляет процесс канонизации и... делает его достаточно дорогим. В результате народное почитание святого постепенно, но с необходимостью отходит на второй план. Ослаблению реальной папской власти во второй половине XX в. и усилению децентрализации в Католической Церкви соответствует тенденция к увеличению количества канонизаций и, как следствие, — к упрощению канонизационной процедуры. Эти явления содействуют росту местного почитания святых.

В 1983 г. Папа Иоанн Павел II радикально изменил ставшую традиционной процедуру канонизации. Процесс канонизации почитаемого народом подвижника может быть начат теперь через 5 лет после его смерти (а не через 50 лет, как это было раньше). Это, конечно, возгревает народное почитание подвижников, а не охлаждает его. Представленный правящим епископом кандидат оценивается богословами в Ватикане, и в случае одобрения большинством членов комиссии, кардиналами и епископами Конгрегации по делам святых, Папа провозглашает кандидата «venerabilis» — преподобным (хотя сейчас этот термин используется редко). Для следующего шага — беатификации, т. е. причисления к лику блаженных, требуется свидетельство лишь об одном посмертном чуде (это не относится к мученикам). Прошедшему беатификацию подвижнику можно уже воздавать местное почитание. Для последнего шага — папского объявления о подвижнике как о святом, что означает канонизацию к общецерковному прославлению, необходимо свидетельство еще об одном посмертном чуде (это относится также и к мученикам). Ранее для совершения беатификации требовалось два чуда, а для окончательной канонизации — большое количество чудес, совершившихся после беатификации. Таким образом, Папа Иоанн Павел II постарался вывести проблему канонизации святых из тупика, в который она зашла благодаря чрезмерной централизации, громоздкости и юридизации процедуры. Начиная с 1978 г., Иоанн Павел II совершил более 600 беатификаций и более 300 канонизаций8.

7 Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. О канонизации святых в Русской Православной Церкви : Доклад на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси : Троице-Сергиева Лавра, 1988 // Канонизация святых в ХХ веке. С. 21—73.

8 Beccari C. Beatification and Canonization // The Catholic Encyclopedia. Vol. 2. 1999. (Интернет-адрес http://www.newadvent.org/cathen/02364b.htm).

Аналогичный процесс идет и в Русской Православной Церкви. После длительного синодального периода, когда канонизация новых святых сделалась чрезвычайно затруднительной, Священный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. кардинально изменил отношение церковной власти к вопросу о прославлении святых. В связи с докладом о прославлении святителя Софрония, епископа Иркутского, Патриарх Тихон 25 февраля 1918 г. писал о необходимости «восстановить прежний, досинодальный порядок, когда иные из святых признавались общецерковными всероссийскими, а другие — лишь местными. Конечно, и эти последние суть настоящие святые, но только меньшие по сравнению с первыми: тем празднуется по всей Церкви, а этим лишь в некоторых местах. При таком порядке, во-первых, не было бы места пререканиям (кои иногда слышались за последние годы) на то, что Церковь прославляет святых, мало известных всей России; во-вторых, не задерживало бы сим последним обстоятельством прославления тех довольно многих праведных мужей, кои в известных местах давно уже почитаются. Право местной канонизации в древности принадлежало епархиальным архиереям с благословения Всероссийских митрополитов или Патриархов, а для общего прославления требовалось постановление Собора»9. Собор поручил Комиссии по канонизации, организованной при Отделе «О богослужении, проповедничестве и храме», «войти в обсуждение вопроса о том, не следует ли восстановить прежний, досинодальный порядок прославления святых угодников Божиих, когда иные из святых признавались общецерковными всероссийскими, а другие — местными». В результате на 155-м заседании Собора (21 августа/3 сентября 1918 г.) Собор утвердил следующую редакцию определения:

«1. Прославление угодника Божия к местному почитанию в Русской Православной Церкви совершается Собором митрополичьего округа с преподаваемого через особую грамоту благословения Святейшего Патриарха и Священного Синода10.

Ходатайство о прославлении угодника Божия к местному почитанию исходит от местного православного населения с благословения епархиального архиерея.

Для причтения угодника Божия к лику местночтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотво-рения по кончине его и народным почитанием его.

Maher D. The Declaration of Sainthood. The Catholic Church’s Acknowledgement of Extraordinary Holiness (Интернет-адрес http://www.legionsaints.org/canonize.htm).

The Canonization of Saints // Paul Flanagan, Robert Schihl. Catholic Biblical Apologetics. 2004. (Интернет-адрес http://www.catholicapologetics.org/ap070400.htm).

Canonization of Saints // Сайт ReligionFacts. 2004-2009. (Интернет-адрес http://www. religionfacts.com/christianity/practices/honoring_saints/canonization.htm)

9 Священный Собор Православной Русской Церкви. Из материалов Отдела о богослужениях, проповедничестве и храмах // Богословские труды. Вып. 34. Юбилейный сборник. М., 1998. С. 345-369.

10 Впредь до надлежащей организации митрополичьих округов и окружных Соборов прославление может совершаться правящим архиереем с благословения Святейшего Патриарха.

Прежде прославления святого чудеса его, записанные чтущими его память и священнослужителями, проверяются особой комиссией, назначенной епархиальным архиереем, с благословения митрополита или высшей церковной власти.

При проверке чудес заявители о них и свидетели дают показания под присягой о действительности записанных чудесных знамений.

Освидетельствование и открытие мощей для причтения угодника Божия к лику местночтимых святых необязательно. Если свидетельствование мощей угодника Божия производится, то оно совершается с благословения Святейшего Патриарха и в присутствии его представителя.

С благословения епархиального архиерея составляется или просматривается ранее составленное житие святого и определяется соответствие жития свидетельствам и записям современников святого и летописным записям и сказаниям. Из жития святого составляется пролог или синаксарь для богослужебного употребления.

С благословения епархиального архиерея составляется церковная служба святому (тропарь, кондак, стихиры, канон), а до составления таковой служба правится по Общей Минее. Вновь составленные богослужебные песнопения и молитвы допускаются к богослужебному употреблению с благословения Святейшего Патриарха и Священного Синода.

День празднования святому устанавливается с благословения Окружного собора или высшей церковной власти.

Имя святого вносится в общецерковный Месяцеслов с указанием о местном праздновании святому.

По получении благословения на прославление угодника Божия о предстоящем торжестве возвещается ко всеобщему сведению через напечатание в «Церковных ведомостях» Патриаршей грамоты, краткого жития прославляемого святого, тропаря и кондака ему, каковые к данному времени должны быть составлены.

Чин прославления святого составляется местною епархиальною властью и утверждается Святейшим Патриархом со Священным Синодом.

Причтение местночтимого святого к лику общецерковных святых принадлежит Священному Собору Российской Церкви. Но до такого прославления служба ему как святому может быть совершаема по желанию чтущих его лиц повсеместно.

Имя святого, прославленного к общецерковному празднованию, печатается в общецерковном русском Месяцеслове уже без обозначения местного празднования святому.

О прославлении к общецерковному почитанию Святейший Патриарх особым посланием доводит до сведения Вселенского Патриарха и предстоятелей других Автокефальных Церквей.

26 августа / 8 сентября это Определение было утверждено Совещанием епископов, получив статус Соборного Деяния»11.

Следующим шагом в направлении упорядочения почитания святых в Русской Церкви было «решение вопроса о составлении полного исправленного ме-

11 Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. М., 1994.

сяцеслова с внесением в него имен всех русских святых, почитаемых общецерковно и местно, и принятие соответствующей программы работ. Этому вопросу был посвящен доклад иеромонаха Афанасия (Сахарова) «О внесении в церковный месяцеслов всех русских памятей», обсужденный на 35-м заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храмах 9 апреля 1918 года»12. 16 апреля 1918 г. Отдел направил в Соборный Совет программу, впоследствии утвержденную Советом, а 20 июля 1918 г. и всем Собором. В программе указывалось:

«1. Должен быть издан полный месяцеслов с точным указанием всех празднеств в честь икон Божией Матери и всех памятей святых — как вселенских, так и русских общецерковно и местночтимых, с тропарями и кондаками, с краткими сведениями о святых иконах и из житий святых, с указанием места их почитания. Означенный месяцеслов должен быть разослан во все храмы.

2. Имена святых, почитаемых всею Русскою Церковью, вносятся в месяцеслов при всех богослужебных книгах, где этот месяцеслов печатается.

3. Должны быть собраны все имеющиеся службы русским святым и в честь икон Божией Матери, исправлены, пополнены синаксарями и впредь печатаемы службы в честь икон Божией Матери и святых, общецерковно чтимых, в Минеях месячных; службы же в честь святых икон и святых местночтимых должны быть помещаемы в Минеях дополнительных.

4. Должны быть изданы полные лицевые святцы с изображением как вселенских, так и всех русских святых и с изображением икон Богоматери.

5. В каждой епархии должны быть составлены списки святых, близких данной епархии, и имена их в особо установленном епархиальной властью порядке должны быть возносимы на литийном прошении «Спаси, Боже, люди Твоя» и молитве «Владыко Многомилостиве». Епархиальною же властью должно быть определено, в какой местности и каким местночтимым святым должны быть торжественно совершаемы службы в дни их памятей»13.

Если в советский период канонизация святых почти вовсе приостанавливается, то церковная свобода, пришедшая в конце XX в., с новой силой стимулирует процесс прославления святых, свидетельствующий о полноте церковной жизни. В это время одной из главных забот Церкви становится канонизация новых мучеников и исповедников Российских. Одновременно совершается канонизация к общецерковному и местному почитанию многих подвижников благочестия, почитавшихся церковным народом в течение синодального периода и вскоре после революции. Архиерейский Собор, проходивший 31 марта — 4 апреля 1992 г., постановил «образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников XX столетия, в пределах каждой епархии»14.

12 Андроник (Трубачев), игумен. Канонизация святых в Русской Православной Церкви / Русская Православная Церковь // Православная энциклопедия. М. : ЦНЦ «Православная энциклопедия». 2000. С. 346-371.

13 Священный Собор Православной Русской Церкви. Из материалов Отдела о богослужениях, проповедничестве и храмах // Богословские труды. Вып. 34. Юбилейный сборник. М., 1998. С. 361-362.

14 Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. Доклад на Архиерейском Соборе Русской

Здесь Русской Православной Церкви пришлось столкнуться с проблемой, характерной для постсоветского времени. Многие подвижники XVIII, XIX, да и начала XX в. были основательно забыты, церковное почитание их в эпоху гонений стало невозможным хотя бы потому, что не оставалось печатных изданий, храмов и священников, которые способствовали бы сохранению народной памяти, могилы подвижников были уничтожены, часто вместе с целыми кладбищами. Говорить о посмертных чудесах, как правило, было просто невозможно.

В целом правила канонизации святых к местному почитанию, принятые и практикуемые Русской Православной Церковью в конце XX — начале XXI в., остались теми же самыми, что и в определении Собора 1917-1918 гг., с небольшими отличиями, происходящими из-за того, что Митрополичьи округа в период гонений и до сих пор еще не могли быть введены, и поэтому не митрополиты, а Святейший Патриарх Московский и всея Руси должен давать благословение и утверждать решения местной епархиальной власти. Собранные епархиальной комиссией материалы для канонизации подвижника направляются епархиальным архиереем в Синодальную Комиссию по канонизации. «После рассмотрения их в Синодальной Комиссии и при наличии достаточных оснований для канонизации Святейший Патриарх благословляет причисление к лику святых местночтимого подвижника веры и его почитание в данной епархии, о чем сообщается епархиальному архиерею. Канонизация местночтимого святого совершается епархиальным архиереем в установленном в Русской Православной Церкви порядке. Имена прославленных местночтимых святых не вносятся в общецерковный календарь, и службы им не печатаются в общецерковных богослужебных книгах, а публикуются отдельными изданиями на местах»15.

Однако остается неочевидным, хорошо ли будет, если в общецерковном календаре нельзя будет найти имен уже прославленных местночтимых русских святых? Ведь большая часть публикуемых в календаре имен древних подвижников по существу являются для нас местночтимыми греческими, или сирийскими, или египетскими святыми. Также и большая часть новомучеников, прославляемых к общецерковному почитанию и поэтому вносимых в общецерковный календарь, остаются малоизвестными церковному народу, т. е. во многом они подобны местночтимым святым. Не лучше ли печатать все имена святых, но более тщательно разделить их на разные богослужебные группы? В особенности это касается имен новомучеников, которые в большинстве своем не имеют и, наверное, не будут иметь своих служб и останутся малоизвестными за пределами тех мест, где они служили. Здесь возникает вопрос о выделении среди святых но-вомучеников, прославленных к общецерковному почитанию, группы наиболее известных и чтимых святых. Что же касается пункта из Определения Священного Синода от 1 октября 1993 г. о том, что имена местночтимых святых не вносятся в месяцеслов, то он очевидным образом противоречит соборному определению 1918 г. и, может быть, в дальнейшем лучше его исправить.

Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 1994 года // Канонизация святых в ХХ веке. С. 159.

15 Георгий (Тертышников), архим. Критерии канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви // Альфа и Омега. 1999. № 3(21).

Если ввиду длительного периода гонений, предшествовавшего канонизации и во многих случаях «унесшего» народную память, описанный более широкий и свободный подход к канонизации, оставаясь в духе древней традиции, в целом господствует над юридическим формализмом, характерным для латинского Запада, то недоработанность, недосказанность в поспешных канонизациях местночтимых святых оставляет и порождает много вопросов. Когда местное почитание подвижника сохранилось и правящий архиерей, отвечая на него, представляет подвижника к канонизации для местного почитания, чтобы его узаконить и оформить, никаких недоумений не возникает. Но если имя подвижника найдено исследователями в архивах или где-то еще, в то время как на месте своих подвигов он фактически забыт, то возникает проблема возрождения его памяти через его местное почитание. Народное почитание подвижника в этом случае не может стать основанием для канонизации, напротив, возрождение местного почитания становится ее целью. Комиссии по канонизации приходится в этих условиях основываться на следах прежде существовавшего почитания и возрождать его. В таком случае, может быть, естественнее было бы говорить о централизованной, т. е. общецерковной канонизации с указанием, что полиелейная служба должна совершаться ему прежде всего на месте его подвига. Это, однако, не соответствует ныне действующей норме: прославление подвижника к общецерковному почитанию возможно только на Архиерейском Соборе, для прославления к местному почитанию достаточно компетенции Синодальной Комиссии и благословения Святейшего Патриарха. Поэтому, например, желая скорее канонизировать какого-то конкретного праведника, Церковь прославляет его к местному почитанию. Но если местного народного почитания его прежде не было, о чудотворениях ни при жизни, ни после смерти не было слышно, прославился же он во всероссийском масштабе, например, как праведный, богобоязненный и благочестивый военачальник, самоотверженно защищавший Россию и другие православные народы и по милости Божией, споспешествовавшей ему, не потерпевший в боях ни одного поражения, тогда что? Канонизировать его имеет смысл во всероссийском, всецерковном масштабе, тем более что почитается он главным образом военачальниками, моряками и историками. Не желая откладывать канонизацию до Архиерейского Собора и не имея инструмента для быстрой общецерковной канонизации, Церковь вынуждена прославлять его к местному почитанию. Здесь явно не хватает возможностей действующей кано-низационной процедуры.

Канонизация святого означает, в частности, возможность совершать ему церковную службу, в связи с чем неизбежно возникает проблема определения «ранга» святого в Типиконе. Если великим святым служба совершается повсеместно, то «малым» святым торжественная служба совершается лишь на месте их подвигов. Это местное празднование святого, вообще говоря, не вполне тождественно понятию местного почитания, но в условиях ХХ-ХХ! вв., когда приходится возрождать почитание из забвения, эти понятия могут практически совпадать. В дальнейшем (если, конечно, будут необходимые условия) Церкви все равно придется заняться своим Месяцесловом, о чем уже ставился вопрос на Соборе 1917-1918 гг. Нужно будет определить, каким русским святым служить

многочисленные полиелейные службы, помещенные в новых, «зеленых» минеях. Нельзя же служить торжественно только греческим и древним русским святым, оставляя новых великих святых в тени. Но невозможно и служить каждый день полиелей повсеместно. Нельзя также и оставить целиком решение этого вопроса на усмотрение священников, т. к. тогда в каждом храме и службы, и вся церковная жизнь будут идти совсем по-разному. В связи с этим, может быть, удобно было бы ввести общецерковную канонизацию шестиричного (по знаку Типикона), т. е. «меньшего» святого, которую мог бы совершать Священный Синод с последующим утверждением на Архиерейском Соборе. На Соборе 1917-1918 гг. в дискуссии ныне прославленный священномученик епископ Симон (Шлеев) предлагал различать между местным почитанием и местным празднованием. Предложение о причтении местночтимого святого к лику общецерковных святых в межсоборное время также звучало на Соборе 1917-1918 гг.16

Итак, подводя итог вышесказанному, приходится отметить, что ситуация в ходе истории несколько изменилась: достаточно традиционное понятие «канонизации подвижника к местному почитанию» раньше всегда означало, что народное почитание уже существует и нужно его сделать каноничным. Теперь довольно часто в тот же термин мы вкладываем совершенно иной смысл: народного почитания нет, т. к. подвижник забыт в эпоху гонений; желательно это народное почитание возродить для пользы Церкви, воздавая Богу и святому естественный долг благодарности. Для этого мы канонизируем этого святого и инициируем его местное почитание, что выражается в учреждении местного празднования в его память. Возникающие при этом проблемы можно было бы упростить или вовсе их избежать, усовершенствовав и расширив процедурные возможности канонизации, т. е. предусмотрев новые варианты правил, отвечающие потребностям нашего времени. Отчасти Церковь уже встала на этот путь, прославив в лике святых в 2000 г. на Юбилейном архиерейском Соборе сразу весь Собор новых мучеников и исповедников Российских, ведомых по именам и неведомых, и постановив, что имена новомучеников, выявленные вновь Синодальной комиссией, могут не проходить снова процедуру канонизации, а вноситься в месяцеслов после утверждения на Священном Синоде17.

Таким образом новые обстоятельства ставят на повестку дня вопрос о новом упорядочении Месяцеслова. Огромный массив имен вновь прославленных святых уже не поддается упорядочению по только двум рубрикам «общецерковный» и «местночтимый». Очевидно, настала необходимость ввести в действие рубрикацию по богослужебным знакам: «шестеричный», «славословный», «полиелейный», «бденный» святой. При этом самым великим общецерковным святым должны повсеместно совершаться полиелейные или бденные богослужения, а особо чтимым в каком-то конкретном месте подвижникам именно там и совершаются торжественные службы. Конечно, на практике часто так именно

16 Священный Собор Православной Русской Церкви. Из материалов Отдела о богослужениях, проповедничестве и храмах // Богословские труды. Юбилейный сборник. Вып. 34. М., 1998. С. 345-369.

17 Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. Доклад на Архиерейском Юбилейном Соборе 13-16 августа 2000 г. Канонизация святых в ХХ в. С. 285-300.

и служат, но из-за отсутствия четких рекомендаций на приходах очень много и беспорядка, проистекающего из волюнтаризма местного духовенства, не имеющего авторитетных указаний в отношении богослужебного почитания вновь прославленных святых.

Ключевые слова: канонизация, местночтимые святые, общецерковное почитание святых.

SOME PROBLEMS OF SAINTS’ GLORIFICATION FOR A LOCAL AND GENERAL CHURCH REVERENCE FOR THE END OF THE XX-TH TO THE BEGINNING OF THE XXI-TH CENTURIES

Archpriest Vladimir Vorobyov

The author explores some problematic aspects ofthe process ofa saints’ canonization. He analyses the process’s peculiarities for a local church reverence to present date. The correlation between the paragraphs coordinating a general and a local church worships and a «polyelaios», «doxological» and «senary» saints is investigated in the article.

Keywards: canonization, local church saints, general church reverence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.