Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях
ПаХаюрыаю.: еп ХРошы, еп рроаыры, еп еьбеь
Выпуск 7
2017
страницы 272—280
оО^
Романова А. А.
Заметки о почитании русских святых в XVII в.
Феномен святости и святых в истории Древней Руси и России исследуется с различных точек зрения. Нередко он изучается с точки зрения, так сказать, статистической: внимательно анализируются колебания количества святых в зависимости от исторического периода, начиная с первых веков христианства и заканчивая ХУШ-Х1Х вв. Статистические подсчеты святых приводят к достаточно неутешительному выводу, что XVII в., особенно вторая его половина, характеризуется снижением количества святых и, в какой-то мере, снижением интереса к святости и святым. Впрочем, тенденция выявлять «упадок святости» прослеживается в исследовательской литературе еще со времен Г. П. Федотова, который указал: «...святая наша история... завершается к концу XVI столетия».1 Этот вывод подтверждается, казалось бы, и подсчетами, приводимыми современными исследователями. Так, Л. Е. Морозова в своей работе «Святые - нравственный идеал народа на переломных этапах русской истории» указала, что приводимые ею расчеты основаны на данных об общерусских святых и святынях, почитаемых Церковью к началу 1990-х гг. Возьмем для примера менее продолжительный период: с XV по XVIII в.
«Век святости», XV в., дал, по подсчетам Л. Е. Морозовой, 70 новых русских святых и 7 чудотворных икон. К ним добавилась «и новая святыня - чудотворные мощи 4 праведников». В XVI в. количество святых несколько уменьшилось - до 65. Однако, как отмечено в работе: «сохраняется тенденция к увеличению общего количества святынь: чудотворных икон уже 11, мощей - 8.» В XVII в. ситуация меняется - количество святых резко уменьшается - до 34, «причем на первую половину XVII в. приходится 27, а на вторую - только 7. На первое место выходят святыни, в первую очередь чудотворные иконы. Их появляется 23. ... Число святых мощей не увеличивается - их семь». В XVIII в.: 8 святых, 8 новых чудотворных икон, «святых мощей открыто только 2».2
Первый вопрос, который возникает при перечислении такого рода цифр, касается того, почему святые и мощи считаются отдельно (если это мощи неизвестного, то говорить об учете исключительно канонизированных святых нельзя, так как канонизация человека без имени невозможна - в этом причина того, что «святые из гробницы» в большинстве случаев достаточно быстро обретают имя - находятся «помятухи» тому, кто мог быть захоронен в этом месте).3 Если же
1 Федотов Г. П. Русские святые. М., 1990. С 195. О «понижении» духовной жизни говорит и прот. Александр Шмеман — Шмеман А., прот. Исторический путь православия. М., 1993. С. 366-367.
2 Морозова Л. Е. Святые - нравственный идеал народа на переломных этапах русской истории // Проблема святых и святости в истории России: Материалы XX Международного семинара исторических исследований «От Рима к Третьему Риму» 2000 г. М., 2006. С. 212-214.
3 Ромодановская Е. К. «Святой из гробницы»: О некоторых особенностях сибирской и севернорусской агиографии // Русская агиография: исследования, публикации, полеми-
Романова А. А. о&т^--
речь идет о мощах неканонизированных святых, то возникает противоречие в отношении первоначальных установок автора - об учете канонизированных святых. Возможно, во внимание принимается открытие / перезахоронение мощей, но тогда получается, что некоторые святые учитываются дважды.
Второй вопрос касается критериев подсчета чудотворных икон и источников, на которых подсчеты базировались - к сожалению, отсутствие указаний на это в работе Л. Е. Морозовой не позволяет определенно говорить о том, какие иконы были сочтены чудотворными.
Примерно в то же время к теме количественного анализа святости обратился Г. М. Прохоров. Свою задачу он сформулировал следующим образом - создание «хронологического списка русских святых, чтобы посмотреть, как они распределяются по векам и внутри столетий».4 Эти наблюдения вошли также в монографию, вышедшую в свет в 2010 г.5 Г. М. Прохоров также указал критерии своих выкладок: «в расчет я беру только канонизованных общерусских святых»6 и предложил схему для периода начиная с первых веков существования христианства на Руси, согласно которой расчеты приводятся с делением каждого века на четверти.
В отличие от Л. Е. Морозовой Прохоров приводит если не конкретные источники, согласно которым он включает того или иного святого в свой перечень, то по крайней мере список целиком. В общем списке святых по Г. М. Прохорову те же данные о распределении святых по векам выглядят следующим образом:
Святые XV в. №№214-300 (86) - (в работе Л. Е. Морозовой учтено 70)
Святые XVI в. №№ 301-387 (86) - (у Л. Е. Морозовой — 65).
Святые XVII в. №№ 388-422 (34) — (у Л. Е. Морозовой — 34)
Святые XVIII в. №№ 423-426 (4) — (у Л. Е. Морозовой — 8).
Таким образом, данные по количеству святых совпали только за XVII в., что связано не в последнюю очередь с тем обстоятельством, что критерии учета святых несколько разнятся. Несмотря на заявление о данных по канонизированным святым Г. М. Прохоров берет в расчет данные источников, в которых учтены святые, об установлении празднования которым никаких данных нет. Среди таких источников прежде всего «Книга глаголемая Описание о российских святых», включающая значительное количество как раз неканонизированных святых, а именно тех подвижников, которых Е. Е. Голубинский относил к категории «почитаемых усопших», и даже «усопших, на самом деле не почитаемых».
По существу, Г. М. Прохоров учитывает всех святых, канонизированных по настоящее время, в том числе в соборах местных святых (но не канонизированных в эпоху до XVIII в.). Л. Е. Морозова, казалось бы, ведет подсчеты аналогичным образом, т.е. учитывает всех канонизированных к 90-м гг. прошлого века святых, т.е. и тех святых, которые были отнесены Голубинским к числу «по-
ка. СПб., 2005. С. 147; Романова А. А. Несколько наблюдений о почитании «недоведомых святых» в России // Круги времен: Исследования, посвящения и воспоминания. В память Е. К. Ромодановской. М., 2015. Т. 2. С. 323-330.
4 Прохоров Г. М. Святые в истории Руси X-XVIII вв. // ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 54. С. 78-98.
5 Прохоров Г. М. «Некогда не народ, а ныне народ Божий...». Древняя Русь как историко-культурный феномен. СПб., 2010.
6 Прохоров Г. М. Святые в истории Руси X-XVIII вв. С. 80.
О&Т^--—-"^З^0"
читаемых усопших», но которые были причислены к лику святых благодаря возникшим в разное время соборам местных святых и установлению празднования всем святым, в земле Российской просиявшим.
Подсчеты на имеющемся обширном, но несистематизированном материале привели ученых к несколько разным выводам в количественном отношении, но к более или менее одинаковому наблюдению в том, что касается тенденции: святых в XVII в. было значительно меньше, чем в предшествующие два столетия.
Однако насколько показательны статистические расчеты, основанные на данных о времени жизни святых? Ведь время (более или менее точно установленное или предполагаемое) жизни значительного количества святых и время начала (возобновления) почитания может разделять не один десяток лет, а иногда и несколько столетий. Факт обретения мощей и прославления исторического или церковного деятеля XII в. в начале XVIII в. дает ли что-нибудь для истории святости в XII в.? Считали ли младшие современники Андрея Боголюбского святым своего князя и как это отразилось на установлении празднования ему в 1702 г.?
Подсчет по столетиям с учетом данных о времени жизни святого также могут быть поставлены под сомнение, так как для некоторого количества святых эти данные неизвестны, и собственно для изучения святости, ее роли и отношения к ней в обществе важнее не данные о времени жизни, а данные о времени, когда фиксируется почитание подвижника.
К какому столетию следует отнести, например, преп. Варнаву Ветлужско-го, который жил, как предполагают одни исследователи, в середине XV в., по другим данным - в середине XVI в., данные о почитании и прославлении которого относятся к эпохе после окончания Смуты, списки Жития известны только с XVIII в., и тогда же была создана по меньшей мере одна редакция Жития и похвальное слово?7
Собственно, подсчеты количества святых предпринимались и раньше. В своей классической работе по истории канонизации Е. Е. Голубинский всячески стремился разделить канонизированных и неканонизированных святых. В «Истории канонизации святых...» неоднократно повторяется тезис, что в связи с недостатком данных возможны ошибки, но что тем не менее очень важно отделить канонизированных святых от не прославленных церковью.8 В современной церковной литературе присутствует термин «прославление святых к местному почитанию»,9 который автору настоящих строк кажется не слишком удачным, хотя бы по той причине, что понятие «местное почитание», «местночти-мый» в современной литературе имеет достаточно широкое толкование. Так, А. Б. Мороз фактически относит святых, которым празднование было установлено местно, к числу «общецерковно почитаемых святых», в противовес «мест-нопочитаемым» (т. е. чтимым в отсутствие церковного празднования): «Этим термином мы обозначаем не местнопочитаемых, а тех общецерковно почитае-
7 Романова А. А. К хронологии Жития Варнавы Ветлужского // Грани русского средневековья: Сб. ст. к 90-летию Ю. Г. Алексеева. М., 2016. С. 181-192.
8 Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903. С. 312.
9 Определение Священнаго Собора Православной Российской Церкви о порядке прославления святых к местному почитанию 21 августа (3 сентября) 1918 года // Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. М., 1918. Вып. 4. С. 24-25 (электронный ресурс, режим доступа: https://www.sedmitza.ru/lib/ text/887226/)
Романова А. А.
мых святых, имена которых неизвестны широко в традиционной культуре и чей культ ограничивается регионом, связанным биографически со святым».10
Попытка четко очертить круг канонизированных святых была предпринята крупнейшим русским агиологом Сергием (Спасским), инициировавшим сбор сведений и издание «Верного месяцеслова 11 Составители «Верного месяцеслова» полагались в своем решении включать имена в издание на основании сведений о существовавшем праздновании святым в той или иной епархии, соответственно, многое зависело от мнения верхушки церковного руководства в конкретной епархии на определенный исторический момент - кон. XIX - нач. XX в. В связи с указанным обстоятельством опираться на перечень из «Верного месяцеслова» как на истину в последней инстанции, как это делается в современной церковной литературе,12 не следует.
Одним из достоверных свидетельств о том, что канонизация того или иного подвижника имела место, Голубинский считал недвусмысленное указание на то, что подвижнику поются молебны (а не панихиды) и наличие храма, часовни или придела в честь именно этого святого. Можно было бы добавить наличие икон - но это куда более редко встречающийся признак. Что касается пения молебнов, то самим Голубинским приводился пример (Софии-Соломонии Сабуровой), перечень которых можно продолжить, когда чтимому святому одновременно служились панихиды и молебны.13
Наличие письменного свидетельства о дате канонизации не было необходимым условием, по мнению Е. Е. Голубинского, при составлении перечня канонизированных святых, но все же отсутствие данных о канонизации ряда святых привело ученого к идее создать в своей работе два отдельных списка: святых, время канонизации которых известно точно, и святых, время канонизации которых неизвестно вовсе или известно очень приблизительно.
Со времен макариевских соборов и до учреждения Синода Е. Е. Голубин-ский насчитал 56 святых, время установления празднования которым известно достаточно точно, и 90 святых, время установления празднования которым было неизвестно. Цифры эти далеко не окончательные, хотя бы потому, что на самом деле в перечень из 146 святых были включены подвижники, относительно существования празднования которым у Е. Е. Голубинского были сомнения, как например в случае с Андреем Тотемским, Иосифом Заоникиевским или Макари-ем, основателем пустыни в Новгородском уезде.
Можно отметить вполне определенную тенденцию: свидетельства почитания многих подвижников, живших в XII-XV вв., сохранились только от XVII в. Среди них можно упомянуть следующие имена:
10 Мороз А. Б. Святые Русского Севера. М., 2009. С. 8.
11 Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно, составленный по донесениям Святейшему Синоду преосвященных всех епархий в 1901-1902 годах. М., 1903. В 2015 г. вышло обновленное и исправленное издание, составленное по тому же принципу: Верный месяцеслов всех русских святых прославленных с 1072 по 1918 годы. М., 2015.
12 См., например: Дамаскин (Орловский), игум. Святые, чтимые молебнами и торжественными литургиями: Порядок канонизации святых в русской православной церкви / / Журнал Московской патриархии. 2015. № 7. С. 34_39.
13 Голубинский Е. Е. История канонизации святых... С. 278, 341, 567.
О&Т^--—-"^З^0"
Авраамий Чухломской (ум. ок. 1375 г.), почитаемый как ученик Сергия Радонежского. Известно, что Житие и Служба ему существовали еще в третьей четверти XVI в., вероятно, тогда же подвижнику было установлено празднование в монастыре, местное епархиальное празднование датируется 1621 г.14
Епископы пермские, преемники Стефана Пермского, время жизни которых приходится на XV в. - Герасим, Питирим и Иона. Датой канонизации трех пермских владык (собора, созданного, как можно предположить, по образцу собора трех святителей московских) считается 1607 г. - когда по распоряжению царя Василия Шуйского и патриарха Гермогена была написана икона с изображением трех пермских епископов и начата запись чудес).15
Василий, еп. Рязанский, умерший в кон. XIII или XIV в., был прославлен в 1609 г., когда произошло обретение его мощей.16
Феодор Ярославич, князь, старший брат Александра Невского (ум. 1233). Мощи его были перенесены из Юрьева монастыря в Софийский собор в 1614 г., что и считается временем установления празднования.17
Кассиан Учемский умер в кон. XV в., в 1629 г. его мощи свидетельствованы ростовским митрополитом Варлаамом.18
Варлаам Важский (Шенкурский (1462 г.)). В 1552 г. были обретены его мощи, а в 1631 г. после проведения дознания о чудесах Киприаном митрополитом Новгородским была дана благословенная грамота на постройку деревянного придельного храма во имя преподобного Варлаама Пинежского.19
Анна Кашинская (ум., в соответствии с данными агиографии, в 1368 г.), празднование которой было установлено в 1650 г., в 1677 г. ее имя было исключено из святцев, а в 1908 г. празднование ей было установлено заново.20
Герман Соловецкий (ум. 1484) местное празднование установлено ок. 1692 г.21
Андрей Юрьевич Боголюбский (ум. 1174 г.), мощи были открыты в 1702 г.22 Глеб Андреевич, сын вел. кн. Андрея Боголюбского (ум. 1175), перенос мощей, как и установление празднования, датируется в современной литературе
1702 г.23
Герасим Вологодский (ум. 1178 (?)), чудеса известны с 1649 г., попытка установления празднования в 1691 г. была неудачной.24
14 См.: Дорофеева К. В. Житие преподобного Авраамия Галичского // Вестник церковной истории. 2011. № 3-4. С. 5-55.
15 Сказание о чудесах от мощей усть-вымских чудотворцев, Пермских епископов Герасима, Питирима и Ионы / Подг. текста А. Н. Власова, Н. А. Петренко // История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы. Сыктывкар, 1996. С. 76-92.
16 См.: Назаренко А. В. Василий // ПЭ. М., 2004. Т. 7. С. 28-30.
17 Голубинский Е. Е. История канонизации. С. 121.
18 Каган М. Д. Варлаам II // СККДР. СПб., 1992. Вып. 3, ч. 1. С. 154-156.
19 Исидорова З. Н., Рыжова Е. А. Варлаам Важский // ПЭ. М., 2003. Т. 6. С. 611-613.
20 Кучкин В. А., Епифанов И. А. Анна Кашинская // ПЭ. М., 2000. Т. 2. С. 461-463.
21 Андрущенко Н. А., Андрущенко Е. Н., Чумичева О. В. Герман // ПЭ. М., 2006. Т. 11. С, 214-219.
22 Сиренов А. В. Житие Андрея Боголюбского и литературная традиция в Боголюбов-ском монастыре в XVIII-XIX вв. // «Хвалам достойный...»: Андрей Боголюбский в русской истории и культуре. Международная науч. конф. (Владимир, 5-6 июля 2011 г.). Сб. ст. Владимир, 2013. С. 5-11.
23 Сиренов А. В. Глеб Андреевич // ПЭ. М., 2006. Т. 11. С. 565-565.
Романова А. А. о&т^--
Владимир и Агриппина Ржевские (XIII в.). Об установлении празднования им где-то до конца XVII в. свидетельствуют в первую очередь данные о его прекращении.25
Феоктист, архиепископ Новгородский (ум. 1310), записи чудес известны со второй половины XVII в. (с 1653 г.), в первое десятилетие XVIII в. В Благовещенском монастыре имелся придел в его честь, откуда в 1786 г. его мощи были перенесены в Юрьев монастырь.26
Следует отметить, что подвижники, умершие в XVI в., а прославленные в XVII столетии; как и святые, почитание которых приобрело особый размах в по-слесмутное время, хотя и существовало раньше, а также святые, почитание которых существовало в XVII в., также могли бы расширить приведенный список.
Таким образом, в XVII веке жило, если сравнивать с XV или XVI столетием, немного святых, но почитание множества святых более раннего времени началось или возобновилось именно в XVII в., более всего в послесмутное время.27 О многих святых мы узнаем прежде всего из источников XVII в. (конечно, достоверность биографических сведений таких источников невелика, но в данном случае это не имеет большого значения). Таким образом, XVII в. - это время не «упадка святости», а эпоха напряженного поиска святости и святынь: сбора сохранившихся данных, реконструкции утраченных сведений, создания новых агиографических текстов.
Почитание новгородцев братьев Алфановых, живших, вероятно, в XIV в., известно с середины XVI в., но получает документальное оформление в начале XVII в.28 В тех случаях, когда дату жизни святого не удается установить, как в случае с уже упоминавшимся Варнавой Ветлужским или с основателем обители близ Старой Руссы Антонием Леохновским,29 место биографических сведений занимает легенда. В случаях, когда хотя бы что-то можно сказать о биографии, но нет фактов почитания, в целях создать это почитание создается целое житие, как в случае с Вассой-Феодорой Нижегородской.30
Еще в большей степени выводы о XVII в., по крайней мере о второй четверти этого столетия, как эпохе «процветания святости», можно сделать на материале, касающемся почитаемых святых и чудотворных икон. Конечно, XVII в.
24 Жития Игнатия Вологодского, Игнатия Ломского, Герасима Вологодского и Кассиа-на Угличского / Под ред. А. С. Герда. СПб., 2008. С. 27-33, 95-114.
25 Голубинский Е. Е. История канонизации. С. 139, 454-459; Назаренко А. В., Рома-ненко Е. В. Владимир и Агриппина // ПЭ. М., 2004. Т. 8. С. 722-724.
26 Романова А. А. Житие Феоктиста, архиепископа Новгородского // СККДР. СПб., 2004. Вып. 3, ч. 4. / Под ред. Д. М. Буланина. С. 414-416
27 Романова А. А. Смута и развитие русской агиографии // 1612 и 1812 годы как ключевые этапы в формировании национального исторического сознания. Сб. науч. тр. [Материалы Всероссийского круглого стола 21 ноября 2012 г.] СПб., 2013. С. 54-59.
28 Романова А. А. Рукописная традиция Сказания «о явлении мощей братьев Алфано-вых» // Рукописная книга Древней Руси и славянских стран: от кодикологии к текстологии. СПб., 2004. С. 95-103; Дубровин Г. Е. Легенды о братьях Алфановых // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2006. № 3. С. 35-47.
29 Романова А. А. Почитание св. Антония Леохновского в источниках XVIII-XIX вв. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 8. С. 187-190.
30 Сиренов А. В. Степенная книга и русская историческая мысль XVI-XVIII вв. М.; СПб., 2010. С. 232-235.
О&Т^--—-"^З^0"
- это очень условная эпоха. Тенденция к почитанию прежде всего русских святых, а впоследствии - прежде всего местных святых и икон, к которым можно дойти и помолиться, прослеживается значительно раньше. Источники недвусмысленно свидетельствуют о том, что с середины XVI в. памяти русских святых все чаще и больше проникают в месяцесловы богослужебных книг. Месяцесловы эти могут отличаться, и вносимые памяти далеко не всегда имеют отношение к канонизированным святым.31 Этот процесс активизировался в послесмутное время, особенно в 1620-1640-х гг. С одной стороны, в годы интервенции и гражданской войны было уничтожено множество храмов и хранившихся в них книг, в том числе житий и «тетрадок» с чудесами, существовавших в единственном списке. Составленные в XVII в. жития и сказания нередко сообщают о таких утратах. Если историческая информация в большинстве случаев таким образом утрачивалась, то традиция почитания могла возродиться в новых формах. Светская и церковная власти на протяжении достаточно длительного периода всячески поощряла прославление русских святых и проявляла большой интерес к обретению новых списков чудотворных икон. В 1620-е - 1640-е гг. процесс внесения в месяцесловы памятей местных святых приобрел значительные масштабы. Был создан ряд святцев, содержащих многочисленные, а иногда и уникальные известия о местночтимых русских святых (примерами могут послужить рукописи РНБ, Кирилло-Белозерское собр., № 516/773, собр. Погодина, № 637, Месяцеслов Симона Азарьина РГБ. МДА № 201 и 203 и многие другие). В целом святцы, содержащие обильные памяти русских святых, - явление прежде всего XVII в.
Для распространения почитания русских святых особое значение имели и новые тенденции в книгопечатании, и прежде всего - выпуск печатных книг с обновленными месяцесловами. Данные о почитавшихся уже в течение некоторого времени святых вошли в ряд печатных изданий - прежде всего в Святцы 1646 и 1648 гг., в Пролог 1642/43, и особенно 1662 года издания.
Таким образом, XVII в. сыграл особую роль в истории русской святости. Прежде всего XVII век стал веком накопления и сохранения сведений о святынях предшествующих столетий.32 Одним из итогов «взыскания святости» стало появление нового типа святого - приверженца старой веры, о котором мы здесь специально говорить не будем.
31 Это демонстрирует, например, помещение в месяцеслове Тропарника при Псалтири с восследованием сер. XVI в. памяти Анурия (Ианнуария) Соловецкого, почитаемого как ученик Зосимы Соловецкого. Память его встречается и в более поздних святцах, однако данных об установлении празднования и о почитании преподобного в более позднее время, в том числе XIX в., не сохранилось (см.: Андрущенко Е. Н., Андрущенко Н. А., Мошко-ва Л. В. Ианнуарий // ПЭ. М., 2009. Т. 20. С. 582).
32 Конечно, прежде всего это относится к период патриаршества Филарета, Иоасафа I и Иосифа. Вторая четверть XVII в. была названа С. А. Зеньковским «апофеозом русского православия» (Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: Духовные движения семнадцатого века. М., 1995. С. 179).
оО
Источники и литература
Романова А. А.
1. Андрущенко Е. Н, Андрущенко Н. А., Мошкова Л. В. Ианнуарий // ПЭ. М., 2009. Т. 20. С. 582.
2. Андрущенко Н. А., Андрущенко Е. Н, Чумичева О. В. Герман // ПЭ. М., 2006. Т. 11. С, 214-219.
3. Верный месяцеслов всех русских святых прославленных с 1072 по 1918 годы. М., 2015.
4. Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно, составленный по донесениям Святейшему Синоду преосвященных всех епархий в 1901-1902 годах. М., 1903.
5. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. Изд. 2.М., 1903.
6. Дамаскин (Орловский), игум. Святые, чтимые молебнами и торжественными литургиями: Порядок канонизации святых в русской православной церкви // Журнал Московской патриархии. 2015. № 7. С. 34-397. Дорофеева К. В. Житие преподобного Авраамия Галичского // Вестник церковной истории. 2011. № 3-4. С. 5-55.
8. Дубровин Г. Е. Легенды о братьях Алфановых // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2006. № 3. С. 35-47.
9. Жития Игнатия Вологодского, Игнатия Ломского, Герасима Вологодского и Кассиана Угличского / Под ред. А. С. Герда. СПб., 2008. С. 27-33, 95-114.
10. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: Духовные движения семнадцатого века. М., 1995.
11. Исидорова З. Н, Рыжова Е. А. Варлаам Важский // ПЭ. М., 2003. Т. 6. С. 611-613.
12. Каган М. Д. Варлаам II // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3, ч. 1. С. 154-156.
13. Кучкин ВА, Епифанов ИА. Анна Кашинская // ПЭ. М., 2000. Т. 2. С. 461-463.
14. Мороз А. Б. Святые Русского Севера. М., 2009.
15. Морозова Л. Е. Святые - нравственный идеал народа на переломных этапах русской истории // Проблема святых и святости в истории России: Материалы XX Международного семинара исторических исследований «От Рима к Третьему Риму» 2000 г. М., 2006. С. 208-216.
16. Назаренко А. В. Василий // ПЭ. М., 2004. Т. 7. С. 28-30.
17. Назаренко А. В., Романенко Е. В. Владимир и Агриппина // ПЭ. М., 2004. Т. 8. С. 722-724.
18. Определение Священнаго Собора Православной Российской Церкви о порядке прославления святых к местному почитанию 21 августа (3 сентября) 1918 года // Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. М., 1918. Вып. 4. С. 24-25 (электронный ресурс, режим доступа: https://www.sedmitza.ru/lib/text/887226/)
19. Прохоров Г. М. «Некогда не народ, а ныне народ Божий.». Древняя Русь как историко-культурный феномен. СПб., 2010.
20. Прохоров Г. М. Святые в истории Руси X-XVШ вв. // ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 54. С. 78-98.
О&Т^--—-"^З^0"
21. Романова А. А. Житие Феоктиста, архиепископа Новгородского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 2004. Вып. 3, ч. 4. / Под ред. Д. М. Буланина. С. 414-416
22. Романова А. А. К хронологии Жития Варнавы Ветлужского // Грани русского средневековья: Сб. ст. к 90-летию Ю. Г. Алексеева. М., 2016. С. 181-192
23. Романова А. А. Несколько наблюдений о почитании «недоведомых святых» в России // Круги времен: Исследования, посвящения и воспоминания. В память Е. К. Ромодановской. М.: Индрик, 2015. Т. 2. С. 323-330.
24. Романова А. А. Почитание св. Антония Леохновского в источниках XVIII-XIX вв. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 8. С. 187-190.
25. Романова А. А. Рукописная традиция Сказания «о явлении мощей братьев Алфановых» // Рукописная книга Древней Руси и славянских стран: от ко-дикологии к текстологии. СПб., 2004. С. 95-103
26. Романова А. А. Смута и развитие русской агиографии // 1612 и 1812 годы как ключевые этапы в формировании национального исторического сознания. Сб. науч. тр. [Материалы Всероссийского круглого стола 21 ноября 2012 г.] (Сборники Президентской библиотеки). СПб., 2013. С. 54-5927. Ромодановская Е. К. «Святой из гробницы»: О некоторых особенностях сибирской и севернорусской агиографии // Русская агиография: исследования, публикации, полемика. СПб., 2005. С. 143-159.
28. Сиренов А. В. Глеб Андреевич // ПЭ. М., 2006. Т. 11. С. 565-565.
29. Сиренов А. В. Житие Андрея Боголюбского и литературная традиция в Бо-голюбовском монастыре в XVШ-XIX вв. // «Хвалам достойный.»: Андрей Боголюбский в русской истории и культуре. Международная науч. конф. (Владимир, 5-6 июля 2011 г.). Сб. ст. Владимир: ГВСМЗ, 2013. С. 5-11.
30. Сиренов А. В. Степенная книга и русская историческая мысль XVI-XVIII вв. М.; СПб., 2010. С. 232-235.
31. Сказание о чудесах от мощей усть-вымских чудотворцев, Пермских епископов Герасима, Питирима и Ионы / Подг. текста А. Н. Власова, Н. А. Петренко // История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы. Сыктывкар, 1996. С. 76-92.
32. Федотов Г. П. Русские святые. М., 1990.
33. Шмеман А., прот. Исторический путь православия. М., 1993 (с изд. Нью-Йорк, 1954).