Научная статья на тему 'Канонизация и почитание местных святых в истории церкви'

Канонизация и почитание местных святых в истории церкви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1401
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНОНИЗАЦИЯ / БЕАТИФИКАЦИЯ / СВЯТЫЕ / ЦЕРКОВЬ / КАТОЛИЧЕСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / CANONIZATION / BEATIFICATION / SAINTS / CHURCH / CATHOLIC / ORTHODOXY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чурина И. О.

Статья посвящена истории канонизации и почитания местных святых в католической и православной церкви. В статье прослежена эволюция и выявлены специфические отличия в процедуре канонизации святых в обоих течениях христианства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Канонизация и почитание местных святых в истории церкви»

И. О. Чурина*

Канонизация и почитание местных святых в истории церкви

Термин канонизация (от лат. canonisatio) есть латинизированная транскрипция греч. глагола «определять, на основании правила узаконивать». Он был введен в оборот западными богословами довольно поздно и стал употребляться в значении «акта, посредством которого церковь выносит суждение, провозглашающее умершего члена церкви святым».1 По справедливой констатации исследователей, в Греческой церкви для термина «канонизация» аналогии нет,2 в этих целях используется термин «провозглашение (святым)».3 В русской традиции издавна применяется выражение «причтение» к лику святых, «вмещение», «вчинение» в лик святых. В синодальный период был заимствован также широко применяемый и ныне термин «канонизация».

Ранее всего естественным образом в среде христиан возникло почитание святых мучеников (II в.). Этот культ складывался спонтанно, и канонизации как акта, зафиксированного документально, не было. Сам факт мученичества выступал доказательством святости, поэтому «проконсульский акт» - судебные записи допроса мученика, содержащие сведения и о приговоре, служил документом, удостоверяющим святость подвижника. Эти записи перерабатывались и собирались в сборники - минологи, на их основе сложились мартилогии III - IV вв.4

О почитании мучеников свидетельствуют и установления церковных соборов. Так, V Карфагенский собор (255 г.) предписал обязательно полагать мощи святых под алтарем освещаемого храма (правило 10). Это правило было подтверждено VII Вселенским собором

* Аспирантка исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Е-шаіі: apai-it@mail.ru

1 Каприо С. Канонизация // Католическая энциклопедия. М., 2005. Т. II. Стб. 751.

2 О канонизации святых в Русской Православной Церкви. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра 6-9 июня 1988 г. // Канонизация святых в XX в. М., 1999. С. 40-41.

3 Трубачев А., игумен. Канонизация святых в Русской Православной Церкви // Православная Энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 346.

в 787 г. (правило 7). Карфагенский собор 419 г. утвердил традицию празднования святым, указав, что «позволяется и впредь читать о страданиях мучеников в дни, когда совершается ежегодная память их» (правило 56, см. также правило 63 VI Вселенского собора).

Равно как и святых начинают почитать епископов. Как отмечается, почитания в чине святителей было удостоено большинство первых архиереев церкви: по крайней мере, 49 из 74 в Константинопольской и 56 в Римской. В Карфагенской церкви праздновалась «память» всех епископов.5

К концу IV в. уже на все дни года приходилось почитание того или иного святому. Центральную роль в решении о почитании святого в этот период играл епископ, которому принадлежало право установления празднования памяти подвижника. При этом все культы были локальными - местночтимый святой почитался в рамках одного диоцеза (епархии), той или иной общины христиан. Как верно отмечает В. Васильев, «отдельные города, местные церкви и даже монастыри имели своих особенных святых и патронов, дни памяти которых торжественно праздновались... с разрешения местного епископа».6 П. Браун приводит даже факты присвоения мощей и почитания святого одним знатным родом в III -IV вв.7

Какой была форма канонизации в первые века христианства, неизвестно за неимением источников. Однако факт канонизации устанавливается по наличию празднования святому, что нашло отражение в святцах, молитвословах, службах святым, житиях и хрониках. Растущее разнообразие культов и централизация церковной власти в расширяющемся христианском мире постепенно изменяли ситуацию. Со временем право причисления к лику святых переходит к митрополиту и собору епископов. Ранее всего такая централизация права канонизации происходит в Карфагенской церкви, что было вызвано необходимостью противостоять движению донатистов.8

Прецедент канонизации святого римским папой имел место в X в.: в 993 г. Иоанн XV по инициативе местного епископа причисляет к лику святых епископа Удальрика Аугсбургского. С этого времени епископы с целью придания культу святого авторитета все чаще обращаются за одобрением к римскому престолу. Постепенно это становится нормой.

4 О канонизации святых в Русской Православной Церкви... С. 32.

5 Там же. С. 36.

6 Васильев В. Очерки по истории канонизации. С. 52.

Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве. М., 2004. С. 43 - 44. Васильев В. Очерки по истории канонизации. С. 52. О централизации установления культов

святых см. также Коппола Р. Юридические аспекты святости в древности на Западе и на Востоке // Проблема святых и святости в истории России. М., 2006. С. 18 - 32.

Наконец, папа Александром III (1159 - 1181 гг.) запретил почитание святых без утверждения папским престолом.

В этом запрещении отразилась тенденция централизации власти римских пап - как известно, Вормский конкордат 1122 г. усиливал власть папы по отношению к епископам, а после 1176 г. избрание епископов и назначение других духовных лиц в Италии римским папой были освобождены от влияния императора.9

Акт канонизации как в то время, так и в дальнейшм претерпевал значительные изменения. В Католической церкви процедура канонизации была выработана в нач. XIII в.: впервые в такой форме была совершена канонизация Франциска Ассизского в 1228 г. Для рассмотрения этого вопроса важно определение возникшего в католической церкви разделения беатификации и собственно канонизации святого, возникшее в XVI в. и четко разграниченное лишь папой Урбаном VIII (1623-1644 гг.). В 1634 г. он издал апостольское послание Сае^ЙБ ИешБакш сгуеБ, в котором утвердил строгий порядок канонизации святых, в основе которого лежало доказательство в ходе особого процесса святости подвижника. При этом сохранялось и утверждалось почитание ранее канонизированных святых.

Беатификация (лат. Ьеаййсайо от ЬеаШБ - «блаженный» и Гасеге - «делать») -юридический акт, которым римский папа причисляет подвижника веры и благочестия или мученика к лику блаженных и провозглашает, что этому лицу может оказываться почитание в соответствии с особым литургическим чином, первый этап канонизации10. Почитание блаженного обычно носит местный характер и осуществляется в рамках отдельного религиозного сообщества, например, монашеского ордена, и не может быть расширено за установленные беатификацией пределы.11 С 1662 г. беатификация святого стала проводиться исключительно в базилике Св. Петра. Наиболее полную разработку процедура беатификации получила в 30-е гг. XVIII в. Для ее проведения требовали провести оценку ортодоксальности сочинений, а также добродетелей беатифицируемого лица, доказательства факта чуда, совершившегося по его заступничеству (последнее условие необязательно при беатификации мученика).

В дальнейшем рассматриваемая процедура совершенствовалась. Прежде всего основные положения, касающиеся беатификации и канонизации, были зафиксированы в Кодексе канонического права 1917 г. (каноны 1999 - 2141). В 1930 г. для проведения

9 Лозинский С. Г. История папства. М., 1986. С. 109 - 111, 117.

10 Калиниченко Е. В. Беатификация // Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 408. См. также: Лупандин И. Б. Беатификация // Католическая энциклопедия. М., 2005. Т. I. Стб. 483 - 484.

процедуры беатификации в Священной Конгрегации обрядов была учреждена историческая секция, а в 1949 г. медицинская комиссия для удостоверения чудес, совершившихся по заступничеству подвижника. В 1969 г. Конгрегацию обрядов сменили Конгрегация богослужения и Конгрегация канонизации святых. Принятое в 19В3 г. Конгрегацией канонизации святых «Положение» действуюет и по сей день.

По вынесении решения о беатификации подвижника, Римский престол совершает церемонию беатификации. Она включает торжественное открытие иконы блаженного, чтения декрета о беатификации и исполнение гимна “Te Deum”.12 В ходе беатификации подвижник получает именование блаженного (beatus).

После этого возможна канонизация блаженного, которую в данном случае определяют как «окончательное суждение о святости лица беатифицированного»13. Для вынесения соответствующего суждения необходима сложная процедура. На первом ее этапе постулатор - представитель истца, например, общины верующих, подает прошение о начале дела о канонизации епископу. При этом предоставляются биография и список сочинений блаженного, а также список возможных свидетелей.14 Епископ извещает об этом римского папу и, после разрешения Конгрегации канонизации святых на ведение дела, начинают работу богословская и историческая комиссии, которые проводят соответственно проверку сочинений кандидата и оценку достоверности предоставленных документов. Затем назначается трибунал под председательством епископа, который с участием блюстителя правосудия (прокурора) и нотариуса проводит опрос свидетелей. На втором этапе в процесс вновь вступают историческая и богословская комиссии Конгрегации канонизации святых. После этого реляторо составляет официальное собрание всей документации, которая представляется римскому папе. В ходе канонизации блаженный получает именование святого (sanctus) и почитается во всей католической церкви.

Таким образом, право канонизации святых в католической церкви стало принадлежать исключительно римскому папе, процедура беатификации и канонизации со временем были строго регламентированы.

В восточной православной церкви ситуация иная. Отношение к процедуре канонизации, разработанной католической церковью, «напоминающей приемы не только

11 Калиниченко Е. В. Беатификация. Стб. 40В.

12 Лупандин И. Б. Беатификация... Стб. 484.

13 Каприо С. Канонизация... Стб. 751.

14 В католической церкви дела о канонизации разделяются на исторические и современные. В первом случае расследование ведется через исследование исторических документов, свидетельствующих о

суда, но и суда гражданского»15, здесь сложилось негативное. Оно основано на убеждении в том, что подвижник становится святым независимо от церковного решения, что «невидимое прославление угодника Божия в Царствии Небесном предваряет видимое прославление его в Церкви».16 Именно такой взгляд на проблему святости сделал возможным причтение к лику святых неизвестных и безымянных подвижников веры Архиерейским собором 2000 г.17 Подобная ситуация для католической церкви, кажется, невозможна.

Централизация права канонизации святых на православном востоке происходит позднее, чем в западной церкви: В Греческой церкви до XIV в. оно принадлежало местным епископам, в Русской Православной церкви такое положение сохранялось вплоть до XVI в. Причины тому следует искать и в меньшей власти митрополита, ограниченной как Константинопольским патриархом, так и светской властью князя (царя).

Кроме того, юридической процедуры канонизации в Восточной церкви долгое время не существовало, «ежегодное поминание чтимого усопшего постепенно могло превратиться в празднование памяти святого».18 В русской богослужебной практике домонгольского периода существовало лишь понятие «прославление святого», «под чем подразумевается явление дара чудотворений, но это исходит от Бога, а не от Церкви».19 По замечанию Н. И. Милютенко, даже понятие «причисление к лику святых» впервые применяется лишь к канонизации святителя Петра Московского в XIV в. В связи с этим в отношении многих русских святых можно определить время написания службы святому, его жития, время перенесения его мощей, но достоверно выяснить момент «канонизации» невозможно.

Первыми святыми, прославленными в Русской церкви, были князья Борис и Глеб. «Канонизация» в данном случае была совершена русским митрополитом в 1115 г. на основании известий о чудесах, происходивших от мощей страстотерпцев, а прославление

жизни подвижника. Во втором случае необходимо привлечение лиц, располагающих сведениями о его жизни.

Смирнов П., протоиерей, Смирнов П., протоиерей. Прославление святых в Церкви христианской Православной. К торжеству прославления преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского. СПб., 1903. С. 41.

16 Там же.

17 О древности традиции безымянных подвижников в Церкви см.: К соборному прославлению мучеников и исповедников в XX в. в Русской Православной Церкви. Тезисы, представленные Комиссией по канонизации на заседании Св. Синода 16 февраля 1999 г. // Канонизация святых в XX в. М., 1999. С. 8-9.

18 Святые князья-мученники Борис и Глеб / Иссл. и подгот. текстов Н. И. Милютенко. СПб., 2006. С. 56.

19 Там же.

заключалось в торжественном перенесении мощей по сути уже почитавшихся святых князей

20

и установлении празднования им.

К XVI в. в Русской церкви почиталось уже множество святых, местное празднование которым устанавливалось, например, в связи с обретением мощей. Церковные соборы 1547 и 1549 гг. при митрополите Макарии впервые провели общерусскую канонизацию святых, почитание большинства из которых уже стало традицией (почитание святых было упорядочено, лишь 8 из 39 святых прославлены впервые).

Единовременная канонизация 39 святых была вызвана ростом национальнорелигиозного самосознания на Руси после падения Константинополя под властью турок и укреплением русской государственности в XVI в. В Житии митрополита Ионы, написанном в 1547 г., эта мысль выражена в самом заглавии: «(Житие),... в нем же нечто имать о уложении праздньства русских чюдотворецъ, и о прочих знаменосных митрополитех, и великих князехъ. Яко вьскоре Божии суд постиже отступниковъ истинаго православия -греческаго царя и патриарха, иже латынскому собору приобщишася, яко благоразумныи велики князь Василий Васильевич от ереси латынския державу свою свободи».21

Именно в ходе Макарьевских соборов проявился некоторый порядок канонизации святых. В частности, епископам было поручено «пытати и обыскивати о великихъ новыхъ чудотворцехъ священными соборы и игумены и священноиноки и иноки и пустынники и князи и боляры и богобоязнивыми людми, где которые чудотворцы прославилися великими чудесы и знаменіи, отъ коликихъ временъ и въ каковы лета»22. К собору были подготовлены каноны, жития и записи о чудесах святых, которые обсуждались членами собора. Итогом работы собора явился указ, в котором устанавливалось «пети и праздновати повсюду»

23

поименованным святым.

Однако практика Макарьевских соборов не привела к централизации права канонизации в Русской Церкви и во многом ситуация оставалась прежней - местное прославление святых находилось в ведении епископов и почитание большинства из них носило местный, а порой и узко-локальный характер. Право канонизации определяло ее характер: общецерковный либо местный, но это не влияло на «разность между

общецерковными и местночтимыми святыми по их достоинству так, чтобы первые были

20 Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви / Репринт изд. 2-е. М., 1998. С. 46-49. Подробнее см.: Святые князья-мученники Борис и Глеб. С. 49 - 56.

Белякова Е. В., Найденова Л. П. Житие митрополита Ионы как источник по канонизации святых в Русской Церкви // Проблема святых и святости в истории России. М., 2006. С. 134.

Речь Ивана IV к Стоглавому собору. См.: Голубинский Е. Е.История канонизации. С. 95.

23 Голубинский Е. Е. История канонизации. С. 99.

признаваемы по достоинству выше вторых».24 В этом смысле «блаженный» и «святой» католической церкви не то же самое, что «общецерковный» и «местночтимый» православной, так как особого литургического чина для празднования местному святому не существует.

Как правило, в истории того или иного культа можно выделить этапы его становления: внутримонастырский культ, городской, общеепархиальный, который иногда через соборное постановление приобретал статус общецерковного. Показателен пример почитания преп. Трифона Вятского, архимандрита Хлыновского Успенского монастыря (ум. 1612 г.). Уже в нач. XVII в. в монастыре возникло почитание места его погребения, скоро в официальных документах Успенская обитель начинает именоваться «Успения Пречистыя Богородицы Трифонов монастырь» (в 1650 г.),25 «Вятцкий Успенской и Трифоновский монастырь» (в 1659 г.), а сам архимандрит Трифон с 1682 года именуется «тое Вятцкие обители первоначалным чудотворцем Вятцким архимандритом Трифоном», «преподобным и чудотворцем архимандритом».26 В сер. XVII в. появляется икона преп. Трифона: «:.. .архимаритъ !оакимъ (1651 - 1653 гг.)... образ его написати повел?...».27 Во второй половине XVII в. начинается паломничество в Успенский монастырь к святому. Известно свидетельство об исцелении в 1666 г. паломницы-девицы М. Пушкаревой, которая «приходила во градъ Хлыновъ, в Успенской монастырь и моляше Бога и преподобнаго отца архимандрита Трифона. о здравш».28 В 1660-х гг. написано житие святого. Однако при этом почитание преп. Трифона Вятского остается узко-локальной, сугубо монастырской традицией.

Здесь мы видим пример развития народного почитания подвижника до канонизации и даже до простого утверждения культа епископом, когда культ святого санкционирован только архимандритом и братией монастыря. Епископская кафедра в Хлынове была открыта только в 1657 г. В 1684 г. «преосвященный !она, архиепископъ съ архимандритомъ Александромъ того монастыря, отъ собора священники» обрели мощи преп. Трифона и «по отпении понахиды... втайне святыя мощи свидетельствоваша,. бяху же священныя мощи

24 Смирнов П., протоиерей. Прославление святых. С. 95.

25 Грамоты и акты Вятского Успенского Трифонова монастыря 1580-1764 гг. /Собрал и издал А. Верещагин // Труды Вятской Ученой архивной комиссии (далее: ТВУАК). 1906 г. Вып. Ш! Исторические материалы. Вятка, 1906. С. 60, 70, 73, 83, 94 и др.

26 Осокин И. М. Исторический очерк почитания преп. Трифона Вятского // ТВУАК. 1912. Вып. Ш! Рефераты и сообщения. Вятка, 1912. С. 7.

27 Житие преп. Трифона Вятского (Библиотека Российской академии наук (далее: БАН). Архангельское собр. Д. 406. Л. 57).

28 Житие блаж. Прокопия Вятского (БАН. Архангельское собр. Д. 406. Л. 237).

изсохша въ нетлении». В 1691 г. мощи были перенесены в каменную Успенскую церковь «съ подобающею честию и за литоргиею быша среди церкви ради всенароднаго целовашя и бысть пресветлое торжество».29

Таким образом, можно признать, что это была местная канонизация, в целом характерная для данного исторического периода. В XVIII - XIX вв. культ преп. Трифона Вятского развивается как общеепархиальный, но так и остался местным (в 1903 г. преп. Трифон Вятский назван местночтимым святым в Месяцеслове синодального издания).

При Петре I патриаршество было упразднено и общецерковную канонизацию святых теперь подготавливал Синод. Как известно, первым лицом Синода был обер-прокурор, лицо светское, а верховная церковная власть принадлежала императору. Таким образом, подготовка к канонизации святого (освидетельствование мощей, удостоверение чудес) проводилась синодальной комиссией, по материалам ее работы Синод выносил решение, которое утверждалось императором. Празднование святому устанавливалось указом Синода (от лица императора). Таким образом, глава государства получил влияние на сугубо церковную процедуру. В этом смысле показательна роль Николая II в канонизации преп. Серафима Саровского 1903 г. «Особая личная религиозность» царя сказалась и в канонизации свт. Иоанна Тобольского.30

Интересно, что и ранее в истории восточной церкви на вопросы канонизации имела влияние светская власть: император Василиий Македонянин (867 - 886 гг.) причислил к лику святых своего сына Константина, император Лев VI (886 - 912 гг.) своих жен Феофанию и Зою.31

С усилением абсолютизма в России, подчеркивает игумен А. Трубачев, местные канонизации святых, право которых также принадлежало Синоду, почти прекратились. При этом он отмечает имеющуюся в литературе неточность: указов Синода о канонизации 15 святых, указанных Е. Е. Голубинским, местное празднование которым установилось в синодальный период церкви, неизвестно.32 В 1901 г. Синод провел своеобразную ревизию

29 «Времянник, еже нарицается летописец Россииских князей.» / Изд. А. С. Верещагина // ТВУАК. 1905 г. Вятка, 1905. Вып. II. Отд. II. С. 61 - 62.

30 Цыпин В., протоиерей. О канонизации святых в XX в. (до 1988 г.) // Канонизация святых в XX веке. М., 1999. С. 12.

31 Васильев В. История канонизации.. С. 54.

32 Трубачев А., игумен. Канонизация святых. С. 354 - 355.

местных культов. Итогом ее стало составление «Верного месяцеслова всех русских святых», в котором были поименованы общецерковные и местные святые.33

На Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917 - 1918 гг. был восстановлен досинодальный порядок канонизации святых. Соборным постановлением, в частности, были канонизованы как общерусские святые священномученик Иосиф Астраханский и святитель Софроний Иркутский. Кроме того, Деянием собора «О порядке прославления святых к местному почитанию» соответствующее право устанавливалось за Собором митрополичьего округа с благословения Патриарха и Синода. Однако, формально в период между Поместными соборами 1918 г. и 1988 гг. канонизаций Русской Православной Церковью не проводилось.34

В настоящее время наблюдается тенденция к некоторому единообразию, унификации процесса канонизации в католической и православной церквях. Так, канонизация святых в РПЦ возможна только с благословения Патриарха и проходит в два этапа: на первом этапе сведения о подвижнике собираются под руководством местного епископа; на втором этапе они поступают в синодальную Комиссию по канонизации святых; затем материалы, ею подготовленные, передаются в Синод. Окончательное решение о прославлении общецерковных святых утверждается Архиерейским собором. Канонизацию местных святых с благословения Патриарха осуществляет местный архиерей.35

При этом процедура работы Комиссии по канонизации святых и Синодальной богослужебной комиссии, в ведении которой находится составление чинопоследований Соборного прославления святого и составление Службы ему, в целом схожа с работой Конгрегации канонизации святых и Конгрегации богослужений (с 1969 г.) католической церкви.

В то же время, в самой Католической церкви со времени понтификата Иоанна Павла

II заметно некоторое упрощение процесса канонизации, а также делегирование права канонизации: «проведение расследования и вынесение квалифицированного мнения о святости умершего христианина снова перешли главным образом в компетенцию епархиальных епископов и только на втором этапе - в компетенцию папы и его

33 Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно, составленный по донесениям Святейшему Синоду преосвященных всех епархий в 1901 - 1902 гг. М., 1903.

34 Об особенностях этого периода см.: Трубачев А., игумен. Канонизация святых. С. 358 - 359.

35 Тертышников Г., архим. Критерии канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви // Альфа и Омега. 1999. № 3 (21).

36 у\

сотрудников». В связи с расширением католического мира, имеют место случаи совершения акта канонизации за пределами Рима, что ранее было невозможно.

В настоящее время почитание святых продолжает оставаться важной составляющей религиозной жизни как католического, так и православного мира, а канонизация является действующей, сложной, исторически сложившейся формой учреждения культа святого. В католической церкви она регламентируется апостольской конституцией и правилом Normae servandae Иоанна Павла II и устанавливается декретом римского папы. Действующий в настоящее время Кодекс канонического права 1983 г. (Codex juris canonici) указывает, что «общественное почитание можно воздавать только тем рабам Божиим, которые авторитетом Церкви были причислены к лику святых и блаженных» (канон 1187); «Дела о канонизации рабов Божиих руководятся особым понтификальным законом» (канон 1403, п. 1).

В православной церкви порядок канонизации святых регулируется документами, разработанными Синодальной Комиссией по канонизации святых, и устанавливается (общецерковная) определением Архиерейского Собора.

На 26 апреля 2004 г. Иоанн Павл II беатифицировал 330 блаженных, 1031 мучеников и 299 исповедников и канонизовано более 476 святых.37 Более 1200 новомучеников (в том числе местных) было причислено к лику святых Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2000 г. и работа Комиссии по канонизации продолжается.

36 Каприо С. Канонизация... Стб. 754.

37 Там же. Стб. 758.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.