УДК 339.972
DOI 10.24866/1815-0683/2020-2/73-78
Д. В. ПЕТРОВ*
Некоторые проблемы декриминализации лесной отрасли РФ при экспорте древесины и пути их решения
ПЕТРОВ Дмитрий Владимирович -кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры таможенного дела и правоведения. [email protected].
PETROV D. V. - Candidate of Geological and Mineralogical Sciences, Associate Professor at the Department of Customs and Jurisprudence.
Рассматривается вопрос декриминализации лесной отрасли РФ. Отмечается отсутствие единой методики, позволяющей должностным лицам таможенных органов быстро осуществлять таможенный контроль и правильно оценивать объемы представленной к оформлению древесины. Уделено внимание разработанной, но не внедренной в практику системе побре-венного учета и контроля над загрузкой транспортных средств экспортируемой древесиной, позволяющей определить риски недостоверного декларирования. Предлагается возобновление исследований в данной сфере с учетом новых правовых условий и современных реалий.
Ключевые слова: декриминализация, лесная отрасль, древесина, таможенный контроль, риски недостоверного декларирования, система побревенного учета.
D.V. PETROV
Some Problems of Decriminalization
of the Russian Forest Industry in the Export
of Wood and Ways to Solve Them
The issue of decriminalization of the Russian forest industry is being considered. It is noted that there is no unified methodology that allows customs officials to carry out quick customs control and correctly assess the volume of wood proposed for registration. Developed but not put into practice system of log accounting and control over the loading of vehicles by exported wood, which allows determining the risks of false declaration is paid attention. The renewal of research in this area is proposed according to new legal conditions and current realities.
Keywords: decriminalization, forest industry, wood, customs control, risks of false declaration, log accounting system.
* Иркутский государственный университет путей сообщения. 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15. Irkutsk State Transport University. 15, Chernyshevskogo Str., Irkutsk, Russian Federation, 664074.
Тема оборота древесины весьма актуальна уже не один десяток лет и, несмотря на проводимые мероприятия, остается не только животрепещущей, но и, в известной мере, усугубляется. По сути, сегодня нет понимания даже объемов заготовок и торговли в этой сфере, ибо полагаться на сведения, содержащиеся в отчетах лесопользователей, можно лишь с большой долей скепсиса, а контроль практически невозможен. Основанием для такого вывода служат многочисленные факты незаконных рубок и высокая латентность подобных правонарушений. Единственный способ более-менее достоверно оценить объемы древесины - изучить материалы таможенной статистки, т. к.:
- контроль при следовании товаров через границу осуществляется постоянно;
- львиная доля заготавливаемой древесины идет на экспорт.
При всех издержках этот способ позволяет подсчитать количество транспортных средств и их загрузку, и, следовательно, понять количество перемещаемого товара. Однако и здесь имеются проблемы, ставящие под сомнение полноту контроля и дающие основание предполагать наличие определенной доли погрешности имеющихся сведений. О некоторых из этих проблем и возможных путях решения автор хотел бы высказаться в этой статье.
В таможенных органах данный вопрос является предметом дискуссий и обсуждений разной степени интенсивности с конца 1990-х гг. Тем не менее по сей день нет ни единой методики, ни справочника, которые позволили бы должностным лицам, уполномоченным осуществлять таможенный контроль, быстро и надежно оценивать объемы представленной к оформлению древесины. Физические же возможности не позволяют осуществлять полноценный ее досмотр в объемах более 1 %. Более того, состояние инфраструктуры зон таможенного контроля, в своем большинстве, не дает возможности вовсе проводить какие-либо погрузочно-разгрузочные и измерительные работы. Поэтому не удивительно, что, например, при экспорте водным транспортом досмотр товаров соответствующей номенклатуры, за редчайшим исключением, вовсе не проводится. А там, где его все-таки удается провести, по результатам в 100 % случаев происходит возбуждение административных либо уголовных дел.
Анализ же загрузки необработанными лесоматериалами транспортных средств на железной дороге показывает, что даже при выборке одних и тех же пород леса, перевозимых идентичным подвижным составом, объем варьирует от 55 до 90 м3 на одно транспортное средство. Это как минимум свидетельствует об отсутствии как реальной системы управления рисками в данной сфере, так и единообразия в таможенном контроле. Равно как и то, что действенное таможенное администрирование здесь - удел
отдельных руководителей таможенных органов в звене - «таможня - таможенный пост». Но эти потуги напоминают попытку перегородить маленьким камушком вешний ручей.
Вместе с тем нельзя сказать, что на более высоких уровнях для нормализации ситуации ничего не делается. Напротив, есть поручение Президента РФ В. В. Путина от 08.08.2013 «О декриминализации лесной отрасли». В таможенных органах уровня ГТК/ФТС России - региональных таможенных управлениях неоднократно проводились соответствующие мероприятия:
- Коллегия ФТС России в 2007 г. (г. Томск);
- Коллегии Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) в 2008 и 2011 гг. (г. Владивосток);
- Коллегия Сибирского таможенного управления (СТУ) в 2012 г. (г. Красноярск);
- Совместные коллегии СТУ и ДВТУ - в 2005 г. (г. Иркутск), 2014 г. (г. Владивосток);
- Заседание Консультативного совета СТУ с участниками внешнеэкономической деятельности и представителями ДВТУ и Уссурийской таможен - в 2008 г. (г. Братск).
Также проводились заседания научно-технического совета ГТК/ФТС России, заслушивания руководителей таможенных органов и экспертно-криминалистических служб, координационные совещания при прокуратурах и др. Везде были дельные выступления, интересные дискуссии, принимались решения. Однако переломить положение до сих пор не удалось.
Хотелось бы отметить работу, проводившуюся сотрудниками Восточно-Сибирского таможенного управления (фактически ликвидировано приказом ГТК России от 22.06.2000 № 534) и его правопреемника в лице обособленной части СТУ, Восточно-Сибирской таможенной лаборатории (Экспертно-криминалистической службы СТУ г. Иркутск). Ими проведен анализ загрузки транспортных средств, которыми перемещалась экспортируемая древесина, и на этой основе определялись риски недостоверного декларирования, разрабатывались методические рекомендации для таможенных органов региона. Здесь же подготовлена система по-бревенного учета, позволяющая проследить историю товара от погрузки до пересечения таможенной границы:
1. Экспертно-криминалистической службой № 2 ВСР СТУ и ООО «ИркутскНИИЛП» выработана методика, позволяющая измерять лесоматериалы, погруженные в вагоны и автотранспортные средства, находящиеся под таможенным контролем. Методика утверждена ВСР СТУ 20.12.2004 и аттестована за № 1-546100020-04.
2. Экспертно-криминалистической службой - региональным филиалом ЦЖЭКТУ (правопреемник Экспертно-криминалистической службы № 2 ВСР СТУ) и ООО «Информационно-технический центр» 23.07.2005 представлен экспериментальный образец информационно-технического средства «Лесной склад», в котором создана система оперативного учета необработанной древесины как в условиях складов, так и после погрузки в транспортные средства.
Ценность их и в простоте, и в наличии программного обеспечения. Эффективность этой разработки апробирована на базе Иркутской таможни. Результаты неоднократно докладывались на различных уровнях (в частности, на НТС ГТК России 28.04.2004; НТС ЦЭКТУ ФТС России в 2009 г.), публиковались1, освещались центральными СМИ. Разработки получили положительную оценку, но в итоге были сданы в архив.
Отметим, что на заседании Консультативного совета СТУ с участниками внешнеэкономической деятельности в 2008 г. (г. Братск) результаты эксперимента одобрялись в том числе лесоэкспортерами и не случайно. Те из них, кто предпочитает работать честно и чья деятельность прозрачна, весьма заинтересованы в простой и эффективной системе учета/контроля оборота древесины, т. к. она позволяет оперативно и неотвратимо выявлять правонарушения в данном сегменте рынка, чем сводит на нет недобросовестную конкуренцию со стороны криминализованных участников ВЭД. Тогда у них было лишь одно требование - скорее утвердить предложенные методики и тиражировать эксперимент в общероссийском масштабе. К сожалению, итог проделанной работы оказался иным.
Тем не менее усилия, направленные на преодоление проблем с разной степенью успешности и в разные периоды времени, продолжались и продолжаются в Иркутской, Хабаровской, Уссурийской, Амурской (практически упразднена приказом ФТС России от 14.12.2011 № 2509), Ванинской (фактически ликвидирована приказом ФТС России от 18.03.2015 № 468) таможнях. Вероятно, данная работа проводится и в других таможенных органах.
На взгляд автора, логичным было бы осмыслить имеющийся опыт. Не только прошлых лет, но и, прежде всего, текущий, наработанный в период действия современной нормативно-правовой базы и с опытом внедрения новых технических средств таможенного контроля.
Практика последних лет, прежде всего, в условиях действия Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и Федерального
1 Трунов С. В., Карасов А. П. Об экспорте круглого лесоматериала хвойных пород // Лесной эксперт. 2002. № 5. С. 5-6; Трунов С. В., Карасов А. П. Возможности совершенствования таможенного контроля за экспортом круглых лесоматериалов // Таможня. 2004. № 4. С. 24-25.
закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», соответствующие статистические сведения дают возможность провести еще одну работу - исходя из нынешних реалий заново проанализировать загрузку используемых для перевозки различных видов древесины транспортных средств.
Например, очень большой разброс дают показатели загрузки сосны ангарской (Ртыв вуугвМв) и лиственницы ^апх). То есть древесина одной и той же разновидности, загруженная в однотипные транспортные средства, при декларировании разным таможенным органам показывает отличные друг от друга объемы. При этом действующие профили рисков не срабатывают. Это указывает на слабый анализ вероятностей недостоверного декларирования данных и аналогичных товаров.
Расчет показателей загрузки наиболее популярных разновидностей экспортируемых лесоматериалов, прежде всего необработанных, в разрезе однотипных транспортных средств в масштабах всей Российской Федерации, очевидно, дал бы интереснейшую информацию для разработки эффективных профилей рисков и позволил бы получить существенный эффект в пресечении правонарушений в данной сфере. Появилась бы возможность объективно оценивать роль и место таможенных органов как на линии смысловой деятельности, так и в области коррупционных рисков. Проведение данной работы, тем более в совокупности с внедрением электронного побревенного учета, создало бы предпосылки к единообразию правоприменения на всей территории РФ, что чрезвычайно важно в создании благоприятных условий для участников бизнеса, чья деятельность прозрачна.
В связи с этим представляется целесообразным:
1) обобщить имеющиеся материалы;
2) рассчитать оптимальную загрузку средств водного и железнодорожного транспорта различными лесоматериалами (как в разрезе разновидностей подвижного состава и плавсредств, так и номенклатуры, биологических видов и сортов перевозимых товаров).
Логично, что такую работу могли бы наилучшим образом сделать в главном управлении организации таможенного контроля ФТС России и (или) на профилирующей кафедре Российской таможенной академии (РТА) с привлечением специалистов таможенных органов, вузов, профильных научно-исследовательских учреждений из лесной и транспортной отраслей.
На основе проделанной работы необходимо подготовить и установленным порядком утвердить нормативный акт, аккумулирующий все
лучшее, дающий методики экспресс-анализа полноты загрузки транспортных средств как основы выявления рисков, их минимизации, эффективности соответствующих форм таможенного контроля, создание единых условий работы как таможенных органов, так и лесоэкспортеров.
Именно таким видится основной путь достижения целевых показателей № 3; 6; 10 и 16 Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р в части декриминализации лесной отрасли.
© Петров Д. В., 2020 © Рейтоу V., 2020
Для цитирования:
Петров Д. В. Некоторые проблемы декриминализации лесной отрасли РФ при экспорте древесины и пути их решения // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 2(91). С. 73-78.