ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
На заседании коллегии ФТС России
25 мая 2007 года в г. Томск состоялось выездное заседание коллегии ФТС России, посвященное работе таможенных органов Сибирского таможенного управления по организации таможенного контроля экспортируемых леса и лесоматериалов.
В 2006 г. таможенными органами Сибирского таможенного управления (СТУ) при экспорте лесоматериалов было оформлено 84 573 грузовые таможенные декларации (ГТД), что на 20,6 % больше, чем в 2005 г. Всего в 2006 г. экспортировано 14,18 млн. куб. м лесоматериалов необработанных и 3,704 млн. тонн лесоматериалов обработанных общей стоимостью 1 838,1 млн. долл. США. Стоимость экспортированных в 2006 г. лесоматериалов увеличилась, по сравнению с 2005 г., на 21,5 %.
В первом квартале 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года также отмечено увеличение стоимостных и количественных показателей экспорта лесоматериалов - на 46 и 24 % соответственно.
Структура экспорта лесоматериалов продолжает оставаться однородной на протяжении многих лет. Вывозятся как обычные хвойные породы (сосна обыкновенная, ель обыкновенная), так и бревна из березы, осины.
Основные объемы сибирского леса вывозятся в страны дальнего зарубежья, прежде всего в Китай и Японию, среди стран СНГ лидирующее положение занимают Узбекистан, Казахстан и Таджикистан. Около 80 % лесоматериалов вывозится железнодорожным транспортом из регионов деятельности Забайкальской и Наушкинской таможен.
Проводимая СТУ работа позволила увеличить таможенную стоимость вывозимых лесоматериалов и среднюю загрузку леса, перевозимого в железнодорожных полувагонах и на платформах.
На достаточно высоком уровне организована работа по сокращению мест отгрузки и созданию лесных терминалов, расположенных в непосредственной близости от железнодорожных станций и лесоперерабатывающих предприятий. Этому способствовало тесное взаимодействие с администрациями субъектов Федерации и управлениями железных дорог, расположенными в Сибирском регионе. На заседаниях консультативных советов, действую-
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
9
щих при СТУ и таможнях региона, совместно с заинтересованными участниками внешнеэкономической деятельности решаются вопросы, возникающие при экспорте лесоматериалов, разъясняются требования таможенного законодательства.
Проведена значительная работа по упорядочению таможенного оформления и таможенного контроля, выработке единых подходов во взаимодействии с Дальневосточным таможенным управлением (ДВТУ). Вопросы, связанные с осуществлением контроля экспорта лесоматериалов, неоднократно обсуждались на совместных заседаниях коллегий СТУ и ДВТУ. Значимым итогом совместной работы является Временная технология таможенного оформления и таможенного контроля лесо- и пиломатериалов в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, которая действует с 1 августа 2004 г., обеспечивая единообразный методологический подход к таможенному оформлению лесоматериалов.
Отмечены положительные результаты проводимого на территории Иркутской области эксперимента по электронному поштучному учету экспортируемых лесоматериалов, который нашел поддержку у экспортеров леса. В первом квартале 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем экспорта лесоматериалов необработанных, оформленных с использованием электронной поштучной системы учета, увеличился на 33 693 куб. м. Среди положительных результатов проводимого эксперимента отмечены следующие:
- повышение качества таможенного контроля при снижении временных и ресурсных затрат;
- отсутствие нарушений таможенных правил;
- увеличение средней загрузки вагонов с лесоматериалами с 70 до 85 куб. м;
- повышение эффективности использования ресурсов таможенных органов благодаря применению системы управления рисками в отношении лесоматериалов.
Вместе с тем, экспорт лесоматериалов и продукции деревообработки продолжает оставаться наиболее криминогенной сферой внешнеэкономической деятельности. На фоне ежегодного увеличения объемов вывозимой древесины законность вырубки и вывоза значительных объемов леса вызывает большие сомнения.
Традиционными схемами противоправной деятельности в этой сфере остаются занижение стоимости и сортности вывозимой древесины, перегруз железнодорожных вагонов, использование недействительных либо просроченных фитосанитарных сертификатов, вывоз лесоматериалов фиктивными фирмами.
Организация эффективной системы таможенного контроля и пресечение незаконного экспорта леса и лесоматериалов невозможны без тесного
10
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(39)/2007
сотрудничества с правоохранительными и иными государственными органами. Однако в настоящее время отсутствует правовая основа взаимодействия, в том числе в организации обмена информацией. Соответствующее соглашение заключено только между Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой.
Требуется внести изменения в ряд законодательных и нормативных актов по применению участниками внешнеэкономической деятельности временного периодического декларирования, определению таможенной стоимости вывозимого леса, порядку заполнения ГТД.
Коллегия ФТС России приняла решение о подготовке и направлении в Правительство Российской Федерации следующих предложений:
1) об установлении требований, предъявляемых: к пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые осуществляется вывоз необработанных лесоматериалов; к заполнению фитосанитарных сертификатов, в части указания в них номера транспортного средства; к единому документу, свидетельствующему о законном заготовлении и приобретении необработанных лесоматериалов;
2) о снижении или временной отмене ввозных таможенных пошлин на лесообрабатывающее оборудование;
3) о подготовке Минпромэнерго России проекта специального технического регламента, обеспечивающего единство измерений объема лесоматериалов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
4) о пересмотре национальных стандартов на основные виды экспортируемой лесопромышленной продукции и о гармонизации национальных и международных стандартов для обоснования ценообразования экспортируемых лесоматериалов;
5) об организации Единой системы экспертной оценки количества и качества экономически значимых экспортируемых товаров, а также установлении порядка обязательного проведения независимой экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров, в том числе и лесоматериалов;
6) об издании нормативных правовых актов, возлагающих на экспортера лесоматериалов обязанности ведения автоматизированного учета экспортируемых лесоматериалов в местах их складирования, хранения и формирования экспортных отправок;
7) о запрете вывоза с таможенной территории Российской Федерации ценных пород древесины, запрещенных к порубке на территории Российской Федерации.
В 2007 г. в целях усиления контроля экспорта с таможенной территории Российской Федерации лесоматериалов было решено подготовить Соглашение о взаимодействии ФТС России с Федеральной миграционной службой, иными правоохранительными и государственными органами, регламенти-
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
11
рующими организацию и осуществление обмена информацией, а также возможность создания и ведения Единой информационной базы данных.
Необходимо сформировать показатель эффективности деятельности таможенных органов при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля при вывозе леса и лесоматериалов, а также наладить взаимодействие с Союзом лесопромышленников и лесоэкспортеров России по вопросу внесения в справочную информацию, представляемую в ФТС России, ценовой информации на лесоматериалы, вывозимые в страны ближнего зарубежья.
Кроме того, в адрес ОАО «РЖД» следует направить предложения:
а) оснастить железнодорожные пункты пропуска необходимым техническим оборудованием (включая автоматизированные системы коммерческого осмотра поездов и вагонов АСКО ПВ, позволяющие определять габариты загрузки транспортных средств и вес перемещаемого в нем товара в движении);
б) наладить издание нормативных правовых актов, устанавливающих требование об использовании открытых железнодорожных платформ при осуществлении международных железнодорожных перевозок круглых лесоматериалов.
Было решено представить в Управление таможенной инспекции предложения методических рекомендаций по проведению проверок экспортеров леса и лесоматериалов, а также представить в Главное управление информационных технологий предложения о применении, таможенными органами Единой аттестованной методики выполнения измерения при таможенном оформлении лесоматериалов с применением системы электронного поштучного учета.
Предполагается введение в ТН ВЭД России дополнительных классификационных кодов в отношении лесоматериалов необработанных (товарная позиция 4403 ТН ВЭД России), учитывающих сортность древесины.
В рамках выполнения Плана основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на 2007 г. были приняты решения: повысить эффективность работы по выявлению и пресечению преступлений, связанных с незаконным перемещением через таможенную границу Российской Федерации леса и продуктов переработки древесины; совместно с территориальными правоохранительными органами выработать меры по активизации противодействия преступлениям данной категории; повысить эффективность осуществления планирования и проведения специальных оперативных мероприятий, в том числе во взаимодействии с иными правоохранительными органами, направленных на противодействие незаконному обороту лесоматериалов.