do not want other people to know something about them they are recommended to wear clothes of grey colour shades. Grey allows to protect people from all influences, exhaustions or stress.
The preference of light grey expresses freedom, easy excitability, readiness to contact to other people. Middle grey speaks about aspiration to stabilisation and keeping the order. Dark grey is the sign that the person needs peace of mind.
Middle grey possess reliability, beauty, subtlety, and conservatism. The darkest shades of grey give rise to dual feelings. On the one hand, they speak about the power, refinement, and austerity; on the other hand they speak about grief, depression and low spirits.
Grey colour does not shout about itself. It is modest, neutral and attracts little attention. But on the other hand, it is calm, formal, solemn and full of true worth. It is colour of riches, success and reliability. Men or women in a grey business suit inspire respect.
Even if grey colour is considered to be lonely as it is on the edge of black and white, there are no extremes in it. It is in the centre of all colours in the world. In spite of the fact that in the negative meaning grey colour has no future because it is old, sick, and unnecessary to anybody, in the positive meaning all the best for grey colour is in the future.
Список использованной литературы:
1. Исаева М. В. Эстетика цвета в истории культуры // Вопросы культурологии. М., 2012. - № 6. - С. 33-36.
2. Люшер М. Цветовой тест Люшера. М.: ACT; СПб.: Сова, 2005. - 192 с.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
© Денисенко М.В., 2016
УДК 378.016:811.111
Доронина Наталья Александровна
ст. преподаватель ТГУ, г. Тольятти, РФ E-mail: anna1995@bk.ru
НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ
Аннотация
В статье рассматриваются определенные приемы активизации речевой деятельности студентов, обеспечивающие дальнейшее развитие и
совершенствование коммуникативно-речевых навыков.
Ключевые слова: мотив, речевая ситуация, информационный пробел, диалог.
Владение иностранным языком рассматривается как одна из основных задач профессиональной подготовки в современном вузе. К сожалению, опыт показывает наличие больших затруднений в свободном иноязычном общении у многих выпускников, что свидетельствует о необходимости усиления коммуникативного компонента языковой подготовки. Навыки говорения необходимо целенаправленно формировать. Для развития навыков говорения нужны особые задания и упражнения, которые должны носить систематический характер. При этом надо иметь в виду, что первичной основой речи является мотив, т.е. действительное намерение участвовать в общении. Появление такого мотива обеспечивает создание речевой ситуации.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
Различные ситуации общения, возникающие на занятии, можно условно поделить на три группы: реальные, условные и проблемные. Реальные ситуации не являются многочисленными и в основном относятся к опозданиям, выполнению или невыполнению домашнего задания, самочувствию.
Возникновение проблемной ситуации связано с наличием нескольких различных точек зрения. Такая ситуация вынуждает человека к тому, чтобы самому начать конструировать и реконструировать имеющиеся знания. Для создания проблемной ситуации достаточно поставить проблемный вопрос, заведомо предполагающий несколько различных ответов и ведущий таким образом к столкновению мнений.
Условные ситуации более всего способны моделировать реальные ситуации общения с различными типами речевого поведения. Чтобы смоделировать определенную ситуацию и спровоцировать конкретные высказывания, необходимо следующее: представить похожую ситуацию в реальном общении; указать время и место данной ситуации; описать участников разговора и их характеры; установить цель общения; сообщить эту информацию студентам.
С целью повышения мотивации и коммуникабельности участников разговора необходимо создать информационный пробел, когда партнеры не знают, в чем заключается роль другого. Условная ситуация создается с помощью речевой установки, где определяются все вышеперечисленные параметры.
Общение всегда личностно. Необходимо учитывать жизненный опыт, мировоззрение, интересы, эмоции и чувства участников дискуссии. Ведь одна и та же тема может обсуждаться по-разному. Даже в рамках изучения такой традиционной темы, как «Семья», можно выделить несколько подтем: типы современных семей в Европе и мире; права мужчины и женщины; сложности взаимоотношений «отцов и детей»; экономический аспект в жизни семьи; проблема пожилых людей; семейное насилие.
Если обучение речевой деятельности осуществляется на основе прочитанного текста, то после прочтения текста можно дать несколько заданий на выбор, например: взять на себя роль одного из героев и рассказать текст от его лица (или от лица наблюдателя, сплетника, журналиста); охарактеризовать одного из героев текста; осудить или оправдать поведение героев текста; представить, как мог бы измениться сюжет рассказа, если бы... (предлагается изменение параметров конкретной ситуации); сравнить поведение разных героев и дать каждому герою оценку; придумать другой конец и т. д.
Каждый из предложенных вариантов задания предполагает не механическое заучивание, а настоящее самостоятельное речевое высказывание. Интерес к тексту, его новизна не будут потеряны, если каждый раз пересказ содержания будет сопровождаться разными целями. Например, выступить в роли критика (при этом рецензии могут быть диаметрально противоположными) или режиссера и рассказать актерам ваше видение главных героев и их взаимоотношений; подвергнуть поведение героев осуждению или, наоборот, выразить свое восхищение; описать место события и т. д. Речевая задача способна изменить и сам предмет обсуждения.
Гораздо более труден для учебного общения диалог. Трудность диалога обусловлена такими характеристиками как ситуативность и реактивность. При обучении диалогу необходимо учитывать две разновидности диалоговой формы: свободной и стандартной (типовой). Когда студент выступает в роли покупателя или продавца, врача или пациента, такая роль сравнительно жестко определена типовой ситуацией. Беседы, дискуссии, интервью, т. е. такие формы коммуникации, в которых социальные речевые роли не фиксируются, являются свободными формами диалога.
Обучение диалогу методом «сверху вниз», т. е. на основе диалога-модели, признано эффективным при обучении стандартным (типовым) диалогам. Обучение диалогу методом «снизу вверх», т. е. без опоры на диалог-модель, предполагает, что уровень развития речи достаточно высок, поэтому больше нет необходимости в едином образце. Более того он может воспрепятствовать инициативе и творчеству.
При диалогической форме общения совершенствуются следующие навыки и умения: формулировать различные типы вопросов, логично и ясно на них отвечать, проявлять внимание, заинтересованность и активное участие, употреблять различные вводные конструкции и клише; использовать разнообразные способы реализации речевых функций (выражение согласия /несогласия, одобрения или неудовольствия и т. д.).
Обычно наибольшее затруднение у студентов вызывает формулировка содержательно ценного вопроса. Такой вопрос не запрашивает информацию, а, скорее, уже несет её в себе, тем самым облегчая для партнера понимание речевой задачи. Для того чтобы содействовать решению проблемы формулирования студентами содержательных вопросов, необходимо пересмотреть свои собственные вопросы к студентам на занятиях, сделав их более проблемными и содержательными. Также следует предлагать специальные упражнения, нацеленные на создание разнообразных стратегий применения вопросов (проведение социологических опросов, интервью; игры на отгадывание задуманных слов, городов, стран и т.д.). Изучение новой темы полезно начинать сначала с ее обсуждения в парах/группах и постановки вопросов, ответы на которые предполагается получить в ходе её дальнейшего обсуждения.
Во время обучения диалогу большую роль играет формирование способности спонтанно реагировать на слова собеседника, реализуя при этом различные речевые функции (приглашение, просьба, выражение сочувствия и т.д.). Для выработки указанных навыков полезно дополнительно практиковать специальные упражнения, например, в качестве разминки.
При обучении говорению необходимо организовывать самые различные формы общения: диспуты, круглые столы, интервью, конференции, защиты проектов, рецензирование, ролевые игры, драматизации. Список использованной литературы:
1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2005.
2. Harmer J. How to Teach English (new edition). - Pearson Education Ltd. - 2010
© Доронина Н. А., 2016
УДК 8
Каксин Андрей Данилович
доктор филол. наук, ведущий научный сотрудник Хакасского НИИЯЛИ, г. Абакан, Российская Федерация Email: adkaksin@yandex.ru
К ВОПРОСУ ОБ ОДНОЗНАЧНЫХ СЛОВАХ В ХАКАССКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация
В статье описываются однозначные слова в хакасском языке, выделяются их семантические типы.
Ключевые слова хакасский язык, однозначные слова, значение, сочетаемость.
В хакасском языке, как и в других языках, однозначное слово характеризуется четко выраженной предметной соотнесенностью и обладает только одним лексическим значением и выражает только один денотат. Как правило, единственное значение имеют существительные с номинативным значением: пораатай «воробей», тетрадь «тетрадь», автобус «автобус», троллейбус «троллейбус» и др. Границы семантики таких слов четко определены. В грамматическом плане существительные с конкретным значением имеют формы как единственного, так и множественного чисел, потому, как выражают предметы и явления, поддающиеся счету: пораатай +лар «воробьи», тетрадь+тар «тетради», автобус+тар «автобусы», троллейбус+тар «троллейбусы» и др. Такие существительные свободно сочетаются с количественными числительными, однако при этом сохраняют форму единственного числа: он пораатай «десять воробъев», пис тетрадь «пять тетрадей», алты автобус «шесть автобусов» и т.д.