ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 15(19)2010
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES № 15 (19) 2010
УДК 947.088
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В 1953 1964 гг.
(НА МАТЕРИАЛАХ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
© Е. В. КУРИЦЫНА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
кафедра истории и права e-mail: lesik.0884@rambler.ru
Курицына Е. В. - Основные направления деятельности советской милиции по борьбе с преступностью в 1953-1964 гг. (на материалах Пензенской области) // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 15 (19). С. 85-91. - В данной статье на основе архивных источников анализируется деятельность пензенской милиции по борьбе с хищениями социалистической собственности в области торговли, промышленности, сельского хозяйства и строительства, со спекуляцией и фальшивомонетчеством. Особое внимание уделяется проблемам борьбы органов милиции Пензенской области с преступностью несовершеннолетних. Наряду с этим рассматриваются и некоторые аспекты деятельности пензенской милиции по предупреждению и профилактике правонарушений в годы хрущевских преобразований (1953 - 1964 гг.).
Ключевые слова: милиция, преступность, преступление, хищения, спекуляция, фальшивомонетчество, преступность несовершеннолетних, предупреждение преступности, хрущевская «оттепель».
Kuritsyna E. V. - The basic directions of activity of the Soviet militia on struggle against criminality in 1953-1964 (on materials of the Penza region) // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2010. № 15 (19).
Р. 85-91. - In this article on the basis of archival sources we analyze the activity of the Penza militia on struggle against thefts of socialist property in the area of trade, industry, agriculture and building, speculation and counterfeiting. The special attention is given to problems of struggle of the militia of the Penza region with juvenile delinquency. Along with it we consider some aspects of the activity of the Penza militia under the prevention and preventive maintenance of offences in the years of Khrushchev’s transformations (1953 - 1964).
Keywords: militia, criminality, crime, thefts, speculation, counterfeiting, juvenile delinquency, criminality prevention, Khruschev’s “thaw”.
Интенсивный рост преступности в нашей стране является одной из главных проблем современности. Преодоление негативных тенденций повседневности в настоящее время и выработка наиболее оперативных и эффективных методов борьбы с ними невозможно без обращения к примерам исторического прошлого. В данном контексте изучение деятельности органов милиции по борьбе с преступностью в годы хрущевских преобразований приобретает особую актуальность, как в научном, так и в практическом плане.
Особенности общественно-политического и социально-экономического развития советского общества в период хрущевской «оттепели» обусловили выдвижение перед органами милиции Пензенской области следующих задач: усиление борьбы с посягательствами на социалистическую собственность в области торговли, промышленности, сельского хозяйства и строительства, а также со спекуляцией и фальшиво-монетчеством. Особое внимание правоохранительные
структуры уделяли совершенствованию работы по борьбе с криминальными проявлениями среди несовершеннолетних. С указанных позиций и постараемся охарактеризовать деятельность пензенской милиции по борьбе с преступностью.
В условиях господства социалистической формы собственности, в годы хрущевских преобразований особое значение придавалось борьбе с хищениями государственного и общественного имущества. На это ориентировалась вся система правоохранительных органов, в том числе и милиция.
наибольшее распространение на территории Пензенского края приобрели хищения социалистической собственности в сфере торговли. Растраты, недостачи и кражи в данной области были привычным явлением. Например, в 1953 г. в сфере потребительской кооперации сотрудниками отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) было выявлено 275 случаев хищений на сумму 1890700 руб-
лей [3], а в организациях госторговли - 28 случаев на сумму 158000 рублей [5]. Однако можно предположить, что объем растрат был значительно больше. Дело в том, что работники торговых организаций зачастую скрывали их под видом так называемых «мелких недостач» и «начетов». Например, по области в 1953 г. сотрудниками пензенской милиции было обнаружено «мелких недостач» на сумму 2206000 рублей и «начетов» - на 1272700 рублей [1].
Серьезную проблему для органов милиции представляли хищения на промышленных предприятиях г. Пензы и области. Сотрудниками пензенской милиции неоднократно устанавливались факты совершения краж готовой продукции и сырья. Так, в ходе следствия было установлено, что с Пензенского часового завода систематически в большом количестве похищались готовые часы и фурнитура, которой преступники снабжали «пензенских часовщиков и дельцов, приезжающих из других городов страны» [23]. В 1956 г. работниками ОБХСС была выявлена кража продукции на Пензенском мясокомбинате на сумму более 300000 рублей [23]. В 1962 г. органами милиции и прокуратуры были раскрыты группы расхитителей социалистической собственности на колбасных, кондитерских и мясомолочных предприятиях г. Пензы [11].
В годы хрущевских преобразований на территории Пензенской области значительных размеров достигли хищения в сфере сельскохозяйственной кооперации. Например, в 1953 г. сотрудниками пензенской милиции было установлено 409 фактов совершения краж и растрат в колхозах области на сумму 252119 рублей [6]. Следует отметить, что наибольшее количество хищений приходилось на период сельскохозяйственных работ [2, 23].
Серьезное беспокойство у пензенской милиции вызывали многочисленные кражи стройматериалов из строительных организаций области. Объектами посягательств были преимущественно кирпич, пиломатериалы, кровля, трубы и различное сантехническое оборудование [42].
В связи с увеличением краж и грабежей промышленных предприятий, учреждений торговли, строительных организаций, колхозов и совхозов в составе отделения милицейской службы Пензенского областного Управления милиции, согласно постановлению Совета Министров СССР от 22 августа 1952 г. № 3851-1339с, было создано Управление вневедомственной сторожевой охраны [43], правовой основой деятельности которого стало принятое 7 января 1953 г. Советом Министров СССР «Положение о вневедомственной наружной сторожевой охране» [58, с. 152]. В данном Положении были сформулированы основные задачи новых структурных подразделений - охрана мелких торговых и других хозяйственных объектов, организаций, учреждений и предприятий в городах и рабочих поселках, обеспечение сохранности социалистической собственности.
Большую роль в деятельности вневедомственной сторожевой охраны сыграли приказ МВД РСФСР № 85 от 1 апреля 1957 г. «О мерах улучшения работы
вневедомственной наружной сторожевой охраны» и распоряжение МВД РСФСР № 170 от 3 августа 1957 г. «Об усилении охраны товарно-материальных ценностей на охраняемых УВНСО объектах» [24]. В соответствии с данными нормативными актами в целях повышения эффективности деятельности вневедомственной охраны в г. Пензе и по области было объединено 28 стационарных постов, на 48 объектах в областном центре была установлена электрозвуковая сигнализация [25]. Кроме этого, на 50 постах охрана стала осуществляться с помощью сторожевых собак [26].
В апреле 1960 г. в соответствии с приказом МВД СССР № 30 от 16 января 1960 г., утвердившим «Положение о вневедомственной сторожевой охране при органах милиции», при УВД Пензенского облисполкома был создан отдел охраны [33]. В соответствии с данным положением на управления (отделы) охраны возлагалась обязанность по оборудованию охраняемых объектов техническими средствами.
Значительную роль в плане расширения масштабов внедрения технических средств на охраняемых объектах сыграли Постановление Совета Министров РСФСР № 670 от 18 мая 1962 г. «О мерах по внедрению технических средств охраны на объектах, охраняемых ведомственной военизированной, сторожевой охраной и вневедомственной сторожевой охраной» и Постановление Пензенского Облисполкома от 8 июня 1962 г. № 320 [36]. В соответствии с данными нормативными актами основное внимание должно было быть направлено на организацию работы по установке сигнализации. Решением Пензенского Облисполкома № 320 эта обязанность была возложена на СМУ радиофикации. Однако следует отметить, что к концу 1963 г. в Пензенской области из числа охраняемых объектов было оборудовано сигнализацией только 18,5 % [35].
Результатом напряженной работы пензенской милиции стало некоторое сокращение количества преступлений против социалистической собственности к середине 1960-х гг. Так, в 1963 г. по сравнению с 1962 г. количество краж государственного и общественного имущества уменьшилось с 703 до 641, грабежей - с 23 до 10 и т. д. [60].
Одним из основных направлений деятельности пензенской милиции в годы хрущевской «оттепели» была борьба со спекуляцией, получившей широкое распространение на территории области: «на рынках, на улицах и на дому у спекулянтов можно купить по спекулятивным ценам что угодно и сколько угодно» [19]. Так, в 1954 г. было возбуждено 68 дел на 65 человек, а в 1955 г. - 154 на 172 человека [43]. В 1957 г. к ответственности было привлечено 380 человек, в том числе 210 - по г. Пензе [27].
Одним из основных видов спекуляции являлась мелкая спекуляция на рынке. Так, в газете «За революционный порядок» от 19 января 1957 г. говорилось, что с наступлением зимы на вещевом рынке областного центра появилось много кустарей-нелегалов, занимавшихся пошивом и продажей по спекулятивным ценам шапок-ушанок. Старший оперуполномоченный ОБХСС капитан милиции Федосеев установил «кус-
тарей-шапочников». Ими оказались некто Лашко, Носов и Носова. Данные лица нигде не работали. У них было изъято большое количество шапок-ушанок, кожи и денег на сумму более 6 тысяч рублей [59].
Особое распространение на вещевом рынке г. Пензы получила спекуляция шерстью, шерстяной пряжей, валенной обувью и кожтоварами [52]. Например, в 1956 г. было раскрыто дело Ваняева, у которого сотрудники пензенской милиции изъяли 56 штук лакированных кож, 7 - замшевых и 56 - хромовых [22]. Спекуляцией валенной обувью занимались кустари сел Чемодановки, Селиксы и Леонидовки Бессоновс-кого района [52].
На территории Пензенской области большое распространение получили такие виды спекуляции как скупка продовольственных и промышленных товаров с последующей их реализацией по завышенным ценам, скупка и перепродажа скота [41]. Например, в 1954 г. сотрудниками каменского районного отделения милиции были арестованы и привлечены к уголовной ответственности два брата, систематически занимавшихся спекуляцией мясом и лошадьми. Скот они скупали в селах каменского и Пачелмского районов, а также в поселке Титово Головинщенского района. Мясо привозили в г. Пензу и продавали его по спекулятивным ценам. В результате проверки документов мясоконтрольной станцией центрального рынка г. Пензы было установлено, что в течение 1952-1953 гг. преступники продали 25 туш крупного рогатого скота и овец и сдали в каменскую контору «Заготживсырье» 40 штук кож. С 1954 г. они начали спекулировать лошадьми [8]. В 1955 г. оперативными работниками ОБХСС в г. Сур-ске была разоблачена преступная группа в количестве 5 человек, занимавшаяся спекуляцией продовольственными товарами. Воспользовавшись перебоями с продажей водки, хлебобулочных и макаронных изделий, они начали скупать эти товары в магазинах областного центра с целью их дальнейшей реализации в г. Сурске по завышенным ценам. В ходе расследования было установлено, что водка, к примеру, перепродавалась по 60 - 90 рублей за литр, макаронные изделия -по 10 рублей за 1 кг., батоны - по 4 рубля за штуку, масло растительное - по 28 рублей за 1 кг. и пшеничная мука - по 8 рублей за 1 кг. [20] В этом же году была раскрыта группа спекулянтов, специализировавшаяся на продаже промышленных товаров по завышенным ценам. 9 ноября 1955 г. магазин № 1 Облпромсовета получил из Москвы 2 контейнера оцинкованной посуды (баки, корыта, ведра и бидоны). Скрыв наличие счетов, заведующая магазином дала распоряжение приступить к продаже посуды, лично указав цены на нее. В результате посуду 2-го сорта начали продавать по ценам посуды 1-го сорта: баки стоимостью по 26 рублей 80 коп. продавали по 29 рублей 80 коп., корыта стоимостью 35 рублей 80 коп. - по 42 рубля и т. д. [21]
Следует отметить, что предметами спекуляции нередко становились краденные либо незаконно приобретенные за взятки товары. Например, часть шерсти и шерстяной пряди, которой спекулировали на рынках областного центра, преступники скупали у лиц,
работавших на суконных фабриках Городищенского и Терновского районов. Или, воспользовавшись тем, что многие колхозы области покупали запасные части к машинам, горючее топливо, кровельное железо и другие материалы и оформляли это частными расписками и актами, отдельные дельцы продавали им краденые товары [17].
Министерство внутренних дел СССР неоднократно требовало от органов милиции усилить оперативнорозыскную деятельность по предупреждению и раскрытию преступлений о спекуляции. Так, в директиве МВД СССР № 125 от 17 сентября 1953 г. содержалось требование проведения широких оперативных мероприятий по своевременному выявлению и пресечению крупных хищений и занятий спекуляцией [18]. Директива МВД СССР № 192 предписывала вести борьбу с данными видами преступлений силами всех служб милиции, а не только работников ОБХСС [17].
В марте 1956 г. отделом БХСС на основе директивы ГУМ МВД СССР № 5 от 16 января 1956 г. был разработан план по борьбе со спекуляцией в г. Пензе и районах области [51], в соответствии с которым предполагалось проведение следующих мероприятий: во-первых, в связи с тем, что товары и продукты спекулянтами часто приобретались через работников сферы торговли и общественного питания, хлебопекарней, хлебозаводов и артелей рекомендовалось усилить разъяснительную работу среди рабочих и служащих этих организаций; во-вторых, в местах наибольшей концентрации «спекулятивного элемента» (гг. Кузнецк, Сердобск, Лунино и другие) планировалось периодически направлять группы оперативных работников отдела БХСС управления милиции в целях организации и проведения оперативных мероприятий по раскрытию лиц, занимавшихся спекуляцией, и маршрутную агентуру для выявления преступных групп, их связей и мест хранения товаров; в-третьих, в целях пресечения открытой спекуляции дефицитными товарами в магазинах, а также на улицах и рынках (центральном, заводском, южном, вещевом и при станциях Пенза III и Пенза IV) предполагалось в дни реализации данной продукции направлять к магазинам наряды милиционеров и участковых уполномоченных с привлечением бригадмильцев, а также в базарные дни на рынки и в магазины - оперативных работников отдела БХСС вместе с агентурой для проведения мероприятий по выявлению и разоблачению преступников; в-четвертых, в связи с тем, что некоторые лица занимались скупкой и продажей промышленных и продовольственных товаров на станциях Пензы I, III и IV у поездов дальнего следования, рекомендовалось установить постоянный контакт с линейным отделом милиции и обмениваться оперативной информацией по конкретным делам.
Для борьбы со спекуляцией, мошенничеством и карманными кражами еще в конце 1940-х гг. на всех крупных рынках и базарах области были созданы филиалы отделений милиции [56, с. 45]. Перед сотрудниками пензенской милиции была поставлена задача по выявлению спекулянтов и пресечению их деятельнос-
ти. Так, в 1954 г. на рынках г. Пензы было задержано 312 человек, нарушивших постановление Горисполкома № 176, запрещавшего продажу с рук новых вещей, промышленных товаров и ряда других изделий, из них на 103 человек были оформлены административные протоколы, по которым 37 подверглись штрафным санкциям, в отношении отдельных нарушителей с учетом их материально-имущественного положения, преклонного возраста и инвалидности были вынесены предупреждения [7].
Наряду с оперативной работой сотрудниками органов милиции Пензенской области осуществлялась и профилактическая деятельность. Они были обязаны выявлять причины, способствовавшие занятию спекуляцией, выступать с конкретными предложениями по их устранению в адрес партийных и советских органов, руководителей предприятий и учреждений [28].
Одним из аспектов деятельности пензенской милиции была борьба с фальшивомонетчеством. В конце 1950-х гг. сотрудниками отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности было раскрыто несколько дел об изготовлении и сбыте поддельных денег. Так, в 1958 г. работниками ОБХСС была разоблачена группа фальшивомонетчиков, занимавшаяся изготовлением купюр достоинством в сто рублей и один рубль, напечатанных с клише. Следует отметить, что преступники при изготовлении поддельных денег использовали сложную технику и типографские краски высокого качества. Так называемое производство было размещено в деревенском курятнике в селе Ольшанка Поимского района. При обыске было изъято фальшивок, подготовленных к сбыту и еще не законченных, на сумму более 60000 рублей. Другое дело о фальшивомонетничестве было завершено также в конце 1950-х гг. В данном случае изготовлением поддельных купюр достоинством в 10 рублей занимался житель Бессоновки, в сбыте денег ему помогала жена. Во время поездок на Дальний Восток, куда он возил на продажу лук, по пути его следования вдоль железной дороги на узловых станциях в Читинской и кемеровской областях сотрудниками милиции были установлены случаи появления фальшивых купюр. В целом, ему и его жене удалось сбыть фальшивок на сумму более пятисот рублей [56, с. 47].
Особое значение сотрудники органов милиции Пензенской области в исследуемый период придавали борьбе с криминальными проявлениями среди детей и подростков, которая не без оснований рассматривалась в качестве значимого компонента в системе мер по предупреждению преступности в целом. Дело в том, что, как показывает практика, лица, совершившие уголовно наказуемые деяния в раннем возрасте, труднее поддаются перевоспитанию и составляют тем самым основной резерв для взрослого и рецидивного криминала.
В связи с организационно-структурными изменениями в органах внутренних дел основной объем работы по данному направлению в 1953 - 1959 гг. выполняли сотрудники детских комнат милиции [29]. Они обязаны были заниматься выявлением и изъятием беспризорных детей и подростков с улиц с последу-
ющим направлением их в приемники-распределители. Так, за 1960 г. и 5 месяцев 1961 г. в пензенский детский приемник Управления охраны общественного порядка было доставлено 365 детей, из них сотрудниками милиции - 275 человек [30]. Наряду с этим в обязанности органов внутренних дел входило привлечение к ответственности лиц, не выполнявших возложенные на них функции по воспитанию подрастающего поколения. Например, за 9 месяцев 1962 г. в Пензенской области к административной ответственности были привлечены 374 родителя, из которых 286 человек получили предупреждения и 88 подверглись штрафным санкциям [31].
В целях предупреждения и профилактики преступлений среди несовершеннолетних сотрудники пензенской милиции не раз выступали зачинателями различных общественных мероприятий. Так, в целях сокращения в г. Пензе хулиганских проявлений с поножовщиной и других уголовно наказуемых деяний среди молодежи в письме заместителя начальника по политчасти Управления милиции УМВД Пензенской области секретарю городского комитета ВЛКСМ г. Пензы от 19 марта 1956 г. предлагалось провести широкомасштабную кампанию по добровольной сдаче огнестрельного и холодного оружия и недопущения фактов его изготовления [53]. Начало данной кампании было положено работниками Каменского районного отделения милиции. Стимулирующим фактором стало освобождение всех добровольно сдавших оружие от ответственности. В результате в течение только первой половины февраля 1956 г. в районный отдел милиции было сдано 4 пистолета, 4 кинжала и 18 финских ножей [54].
Наряду с этим по инициативе пензенских органов внутренних дел при домоуправлениях № 2 и № 4 были созданы родительские комитеты, в обязанности которых входили контроль за поведением детей и посещением ими учебных заведений, трудоустройство подростков, проведение обследований бытовых условий жизни ребенка и т. д. Этими комитетами за первое полугодие 1963 г. было выявлено 35 подростков с плохим поведением, 16 из них трудоустроены [34].
В исследуемый период в системе мер по борьбе с преступностью несовершеннолетних большое внимание уделялось проблеме укрепления взаимодействия органов внутренних дел с общественностью, участие которой расценивалось как некая панацея против роста уголовно наказуемых деяний среди молодежи. В связи с этим был принят ряд документов, обязывавших милицию шире привлекать население к борьбе с преступностью. 10 мая 1954 г. Министерством внутренних дел СССР была издана директива «О работе среди населения». В целях исполнения данного законодательного акта в гг. Пензе, Кузнецке, Сердобске, Каменке, Городище, Нижнем Ломове и других районных центрах совместными усилиями работников органов милиции и членов районных комитетов комсомола неоднократно организовывались молодежно-комсомольские вечера, на которых они выступали с докладами по проблемам несоблюдения молодежью правопорядка и
правил социалистического общежития, проводили с детьми, подростками и их родителями беседы, посвященные разъяснению законодательства и т. д. [47]. Так, за 9 месяцев 1962 г. в ремесленных училищах, школах и на родительских собраниях сотрудниками органов внутренних дел было прочитано в профилактических целях 8 лекций. Кроме этого, в отдел уголовного розыска было вызвано более 50 человек, с которыми проводились индивидуальные беседы [32].
В связи с ростом преступности несовершеннолетних 5 июля 1961 г. МВД РСФСР издал приказ, в соответствии с которым борьба с уголовно наказуемыми деяниями подростков и детской безнадзорностью вновь была возложена на аппараты уголовного розыска с подчинением им детских комнат милиции [62, с. 166]. Следующим шагом стало создание в 1961 г. комиссий по делам несовершеннолетних при исполкомах местных Советов депутатов трудящихся [58, с. 208], а в 1962 г. - детских комнат милиции на общественных началах [57, с. 34]. По состоянию на апрель 1964 г. в Пензенской области насчитывалось 200 детских комнат на общественных началах [38]. Однако, следует отметить, что большинство из них бездействовали и существовали формально. Например, в Ленинском районном отделении милиции было создано 11 детских комнат на общественных началах, а работала всего 1, в Октябрьском РОМ из созданных 10 осуществляла деятельность также только 1 комната [39], а остальные 9, согласно милицейским отчетам, не имели помещений и работу, по сути, не проводили [40]. При детских комнатах милиции в данный период начали создаваться секции общественности, которые занимались выявлением не работавших либо не обучавшихся в учебных заведениях подростков, их трудоустройством или направлением на учебу, оказанием помощи родителям в воспитании детей, организацией персонального шефства над трудновоспитуемыми подростками [57, с. 34 ].
В соответствии с приказом начальника Управления охраны общественного порядка № 26 от 15 января 1964 г. за трудными подростками было установлено персональное шефство работников милиции и актива из общественности [37]. В 1963-1964 гг. в аппаратах уголовного розыска, дорожных отделов и городских управлений милиции были образованы специальные отделения (группы) по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних, а в низовых органах милиции выделены специальные оперативные работники по делам несовершеннолетних [58, с. 208].
В целом деятельность пензенской милиции по борьбе с криминальными проявлениями среди несовершеннолетних в 1950-е гг. была успешной. Об этом свидетельствует некоторая стабилизация уровня детской преступности во второй половине 1950-х гг. Однако поспешные и часто необдуманные реорганизации в правоохранительной сфере, явное недооце-нивание значения борьбы с преступностью несовершеннолетних, активное претворение в жизнь идеи о привлечении общественности к охране правопорядка как альтернативы органам внутренних дел привели к
снижению эффективности деятельности милиции по борьбе с криминальными проявлениями среди детей и подростков, что обусловило стремительный рост правонарушений среди молодежи в первой половине 1960-х гг.
В системе мер борьбы с преступностью большое значение придавалось предупреждению уголовно наказуемых деяний и профилактике правонарушений, на что ориентировалась вся правоохранительная система. В связи с этим в 1950 - 1960-е гг. начали проводиться широкомасштабные кампании против алкоголизма и самогоноварения, тунеядства и паразитического образа жизни.
В период «оттепели» широкий масштаб приобрела борьба пензенской милиции с пьянством, которое являлось реальной причиной значительного числа правонарушений. Судебная практика свидетельствовала, что свыше 90 % проявлений хулиганства, 70 % убийств, нанесения тяжких телесных повреждений, изнасилований и более 30 % краж совершались лицами в состоянии алкогольного опьянения [9, 13, 44].
Пьянство получило широкое распространение среди жителей области. Об этом, к примеру, свидетельствовали стремительно растущие темпы продажи спиртных напитков населению. Так, по данным Пензенского областного Управления торговли, только по городскому фонду (26 городам области) в 1950 г. было реализовано 146188 декалитров водки и ликеро-водочных изделий, в 1951 г. - 177392, в 1952 г. - 195335, в 1953 г. - 260102, в 1954 г. - 334239 [45].
Сложившаяся ситуация требовала оперативного разрешения. Неоднократно руководством органов милиции Пензенской области разрабатывались мероприятия, направленные на борьбу с алкоголизмом. Например, 21 августа 1955 г. в докладной записке начальника Управления милиции УМВД Пензенской области в адрес начальника Главного Управления милиции МВД СССР на основании указаний ГУМ МВД СССР № 10/У-666 от 25 июня 1955 г. предлагалось, во-первых, запретить продажу алкогольной продукции в столовых и буфетах, в общественных местах во время массовых гуляний; во-вторых, ограничить выпуск водки с целью ее дальнейшей реализации населению за счет увеличения производства красных вин; в-третьих, ввести запрет на распитие спиртных напитков в общественных местах (на улицах, около магазинов, в скверах и т. д.) с предоставлением органам пензенской милиции права применения штрафных санкций; в-четвертых, установить административную ответственность работников торговых предприятий и организаций общественного питания за продажу спиртных напитков несовершеннолетним подросткам, а также лицам в нетрезвом состоянии [46].
Однако потребление алкоголя не уменьшалось. Так, в целом по области в 1958 г. было реализовано спиртных напитков на 459 млн. рублей, а в 1959 г. - на 491 млн. рублей [13]. Увеличение темпов продажи алкоголя населению области можно объяснить заинтересованностью местных органов власти, которые видели в этом надежный источник пополнения бюджета.
Пьянство прочно вошло в повседневную жизнь многих пензенцев и жителей области. Так, 17 декабря 1959 г. на заседании Пленума Пензенского обкома КПСС отмечалось, что «в вечерние часы магазины превращаются в заправочные пункты, куда собираются большими группами граждане, организованно разбиваются на тройки, распивают поллитры, затем расползаются по городу (г. Пенза) и творят безобразия» [12], «в отдельные дни, так называемых престольных праздников, люди целыми сёлами и бригадами по нескольку дней не выходят на работу, пьянствуют, допускают многие нарушения общественного порядка» [9], «пьянство настолько прочно вошло в быт, что некоторые коммунисты для поклонения богу Бахусу просят специального времени на эти цели» [10].
Основными методами деятельности пензенской милиции по борьбе с алкоголизмом были задержание граждан, привлечение их к административной ответственности и помещение в вытрезвитель. Например, горрайорганами милиции области (без города Пензы) в первом полугодии 1955 г. было задержано в нетрезвом состоянии за нарушение общественного порядка 1357 человек, 827 из них были привлечены к административной ответственности, 180 - направлены в отделения милиции. За этот же период в г. Пензе было задержано за нарушение правопорядка 5974 человека, в том числе 3318 были привлечены к административной ответственности, 1500 - помещены в вытрезвитель, 756 - направлены в отделения милиции [48, 49].
В исследуемый период важное место в системе мер антиалкогольной профилактики отводилось борьбе с самогоноварением, которое на территории Пензенской области, особенно в сельской местности, получило широкое распространение. Так, 21 августа 1955 г. в докладной записке начальника Управления милиции УМВД Пензенской области в адрес начальника Главного Управления милиции МВД СССР, говорилось, что «самогоноварение продолжает иметь место в Па-челском, Земетчинском и некоторых других районах области» [48]. 7 марта 1956 г. на собрании партийного актива органов пензенской милиции отмечалось, что в Пачелмском районе, например, «целые деревни превратились в предприятия по выработке самогона. В деревне Пустынь самогон продают молочными флягами, экспортируют в другие районы» [50]. В результате перед сотрудниками органов милиции Пензенской области была поставлена задача активизировать борьбу с изготовлением и незаконной продажей самогона, который преступники в целях получения большей материальной выгоды реализовывали «в своих квартирах в розлив, с закуской» [55].
Самогоноварение являлось питательной средой для совершения различных правонарушений. Сотрудникам пензенской милиции в данный период приходилось вести активную борьбу с многочисленными фактами краж необходимых для изготовления самогона зерна, хлебопродуктов, сахарной свеклы и картофеля [55].
В целях активизации борьбы с самогоноварением Президиумом Верховного Совета РСФСР были приняты указы «О мерах борьбы с самогоноварением
и изготовлением других спиртных напитков домашней выработки» от 29 января 1960 г. [63] и «Об усилении ответственности за самогоноварение и изготовление других спиртных напитков домашней выработки» от 8 мая 1961 г. [65] В докладной записке начальника УВД Пензенского облисполкома секретарю Пензенского обкома КПСС от 19 июня 1961 г. указывалось, что органами внутренних дел данные законодательные акты были изучены и приняты к неуклонному исполнению [14]. В итоге на 1 июля 1961 г. органами пензенской милиции было выявлено 214 человек, занимавшихся самогоноварением, изъято 2095,5 литров самогона, 990 литров самогонной закваски, 83 самогонных аппарата, 48 человек привлечены к уголовной ответственности [15].
В исследуемый период, особенно в 1960-е гг., в системе мер по устранению причин преступности важное место отводилось кампании по борьбе с тунеядством и паразитическим образом жизни. 4 мая 1961 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР был принят указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни» [64]. В нем отмечалось, что советские трудоспособные граждане, уклоняющиеся от общественно-полезного труда и ведущие паразитический образ жизни, должны были подвергаться по месту их жительства мерам общественного воздействия со стороны народных дружин, товарищеских судов и административных комиссий при исполкомах советов депутатов трудящихся. Товарищеский суд или собрание граждан могли ограничиться предупреждением с установлением срока, в течение которого данные лица должны были заняться трудовой деятельностью. Если они продолжали вести прежний образ жизни, общее собрание имело право вынести решение об их высылке на срок от двух до пяти лет с обязательным трудоустройством по месту ссылки. На сотрудников пензенской милиции были возложены обязанности по выявлению неработающих лиц. Например, в 1961 г. органами милиции Пензенской области было выявлено 692 тунеядца, в том числе в сельской местности 379. После предупреждения 482 человека трудоустроились, 28 по решениям народных судов подверглись выселению [61]. Значительное число выселенных направлялось на работу в Чаисский каменный карьер Николо-Пестровского района [16].
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что в условиях сложной оперативной обстановки в области в 1953-1964 гг., характеризовавшейся ростом уголовной преступности, увеличением числа особо опасных преступлений, перед пензенской милицией была поставлена задача по активизации борьбы с криминальными проявлениями и совершенствованию работы по их предупреждению.
Основными направлениями деятельности органов милиции Пензенской области, с учетом специфики общественно-политического и социально-экономического развития советского общества в период хрущевских преобразований, являлись: борьба с хищениями государственного и общественного имущества в области торговли, промышленности, сельского
хозяйства и строительства, борьба со спекуляцией и фальшивомонетчеством. Особое внимание правоохранительные структуры уделяли совершенствованию работы по борьбе с криминальными проявлениями среди детей и подростков.
В системе мер борьбы с преступностью большое значение придавалось предупреждению уголовно наказуемых деяний и профилактике правонарушений, на что ориентировалась вся правоохранительная система, в том числе и органы милиции. В связи с этим в конце 1950-х -1960-е гг. начали проводиться широкомасштабные кампании по борьбе с алкоголизмом и самогоноварением, тунеядством и паразитическим образом жизни.
В заключение отметим, что, несмотря на наличие определенных недостатков в деятельности, пензенской милиции удалось добиться высокой эффективности в подавлении криминальной активности в области в годы хрущевских преобразований.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственный архив Пензенской области (ГАПО).
Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 3189. Л. 21.
2. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 8. 2 9. 8 31
3. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 9. 6 0. 4 2 3
4. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 51 2. 4 2 3
5. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 5. 5 3. 4 2 3
6. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 8. 5 3. 4 2 3
7. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 2. 2 4. 4 2 3
8. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 3. 2 4. 4 2 3
9. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 3 О Л. 4 .
О. П А Г 0. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 3 о Л. 4 .
11. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 3 о Л. 5 .
12. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 3 о Л. 3 .
13. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 9. 3 0. 81 3
14. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 5. 6. 7 9 3
15. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 6. 6. 7 9 3
О. П А Г 6. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 4125. Л. 61.
17. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. 1. Д. 180. Л. 55.
18. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. 1. Д. 180. Л. 68.
19. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. 1. Д. 180. Л. 69.
20. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. 1. Д. 241. Л. 346.
21. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. 1. Д. 241. Л. 348.
22. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. 1. Д. 266. Л. 18.
23. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. 1. Д. 274. Л. 26.
24. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. 1. Д. 300. Л. 61.
25. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. 1. Д. 300. Л. 62.
26. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. 1. Д. 300. Л. 65.
27. ГАПО. Ф.П. 1152. Оп. 1. Д. 328. Л. 8об.
28. ГАПО. Ф.П. 1152. Оп. 1. Д. 328. Л. 9.
29. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. 1. Д. 368. Л. 61.
30. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. 1. Д. 394. Л. 16.
31. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. 1. Д. 438. Л. 75 об
32. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. 1. Д. 438. Л. 76.
33. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. 1. Д. 445. Л. 7.
34. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. 1. Д. 451. Л. 33.
35. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. 1. Д. 452. Л. 97.
36. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. 1. Д. 487. Л. 16.
7. 3 ГАПО. Ф. П. 1152. п. О 1. Д. 6. 2. 9 4
8. 3 ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. 1. Д. 496. Л. 17 об.
9. 3 ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. 1. Д. 9. 9 0. 3 5
0. 4 ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. 1. Д. б. о 4 0 0. 3 5
41 ГАПО. Ф. П. 6. 0 3 2 Оп. 1. Д. 7. 3 2.
2. 4 ГАПО. Ф. П. 2306. Оп. 1. Д. 9. Л. 194.
3. 4 ГАПО. Ф. П. 5527. Оп. 1. Д. 44. Л. 1.
44. ГАПО. Ф. П. 5527. Оп. 1. Д. 64. Л. 46 об.
5. 4 ГАПО. Ф. П. 5527. Оп. 1. Д. 6 Л. 5 О о .
6. 4 ГАПО. Ф. П. 5527. Оп. 1. Д. 64. Лл. 51-51 об.
7. 4 ГАПО. Ф. П. 7. 2 5 5 Оп. 1. Д. 3. 5 4. 6
8. 4 ГАПО. Ф. П. 5527. Оп. 1. Д. б. о 7 4 4. 6
9. 4 ГАПО. Ф. П. 5527. Оп. 1. Д. 68. Л. 137.
0. 5 ГАПО. Ф. П. 5527. Оп. 1. Д. 76. Л. 39.
51. ГАПО. Ф. П. 5527. Оп. 1. Д. 8. 2 - 4 2 л. 7. 7
2. 5 ГАПО. Ф. П. 5527. Оп. 1. Д. 8. 2 7. 7
3. 5 ГАПО. Ф. П. 5527. Оп. 1. Д. 88. Л. 14.
4. 5 ГАПО. Ф. П. 5527. Оп. 1. Д. 88. Л. 22.
55. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р. 9401. Оп. 2. Д. 499. Л. 83.
56. Гуляков А. Д., Баранова Н. Б., Куличенко А. Н., Коле-масов В. Н., Шахназаров И. Я. На страже закона и порядка. Страницы истории пензенской милиции. Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2003. 112 с.
57. Индриков З. Я., Литвинов Л. Ф. Деятельность органов внутренних дел по искоренению беспризорности и безнадзорности, предупреждению и пресечению преступности несовершеннолетних. М.: Академия МВД СССР, 1979. 36 с.
58. Мулукаев Р. С., Карташов Н. Н. Милиция России (1917-1993 гг.): Историко-правовой очерк. Орел: Ока, 1995. 236 с.
59. Попов И. Настойчиво бороться со спекуляцией // За революционный порядок. 1957. 19 января.
60. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 556. Оп. 23. Д. 159. Л. 95.
61. РГАСПИ. Ф. 556. Оп. 23. Д. 159. Л. 97-98.
62. Тропинин Д. Н. Создание подразделений по делам несовершеннолетних: исторический аспект // История органов внутренних дел России: Сборник научных трудов / Отв. ред. В. М. Первушин. М.: ВНИИ МВД России, 2002. Вып. 5. С. 163-167.
63. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР
«О мерах борьбы с самогоноварением и изготовлением других спиртных напитков домашней выработки» от 29 января 1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. №. 5. С. 46-47.
64. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР
«Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни» от 4 мая 1961 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1961. №. 18. С. 285-286.
65. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР
«Об усилении ответственности за самогоноварение и изготовление других спиртных напитков домашней выработки» от 8 мая 1961 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1961. №. 8. С. 287-288.