21S
В. Р. Домбаева
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРЕДИТОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ МАЛОГО БИЗНЕСА
Аннотация
К малому бизнесу стали поворачиваться не только мелкие региональные банки, но и банки покрупнее, и другие финансовые институты. Если раньше с ним целенаправленно работали в первую очередь небольшие региональные банки, то сейчас стала более заметной активность крупных игроков. В данной статье рассмотрены проблемы привлечения дополнительных финансовых ресурсов в малые предприятия области. Сейчас данная проблема находится в центре внимания не только владельцев и руководителей самих хозяйствующих субъектов, но и банковского сектора.
Annotation
To small business get turn not only small regional banks, but and banks larger, and others financial institutes. If earlier with him aim work in first turn small regionals banks, that now become more visible activity large players. In given article the problems of prosecution additional financial resources in small business of region. Now, this problem find in the centre attention owner and manager economical subjects, but and bank sector.
Ключевые слова
Pегулирование, поддержка, налоги, льготы, кредитование, регистрация, лицензирование законодательство, конкуренция, финансирование, предприятие, договор, санкции, политика, государство, бизнес.
Keywords
Regulation, support, taxes, privileges, crediting, registration, licensing, the legislation, a competition, financing, the enterprise, the contract, sanctions, a policy, the state, business.
В последние год-два на рынке банковского кредитования малого бизнеса произошли качественные изменения. Если раньше с ним целенаправленно работали в первую очередь небольшие региональные банки, то сейчас стала более заметной активность крупных игроков. Собственные программы активно внедряют в жизнь: Сбербанк,
Внешторгбанк Розничные Услуги, Уралсиб, Райффайзенбанк,
Международный Московский Банк, Банк Москвы, Росбанк и другие.
Главные характеристики малого бизнеса на банковский взгляд таковы: недолгая история на рынке, плохое
финансовое положение (с точки зрения стандартного банковского подхода), непрозрачность, отсутствие
достаточного обеспечения. Но, как показывает практика работы банков с малым бизнесом, риски по выданным ему кредитам не столь высоки, а доля проблемных ссуд во многих банках не превышает 1-2% [6].
Основным препятствием,
сдерживающим работу с малым бизнесом, остается неспособность банков оценивать риски кредитования этой категории заемщиков.
В мировой практике широко применяются механизмы, направленные на снижение банковского риска при
кредитовании малого бизнеса. Как правило, выделяют две основные модели:
1. Кредитная организация напрямую работает с заемщиком, производя оценку его платежеспособности, оценку залога и т.д. При этом банк сам берет на себя все риски, связанные с невозвратом кредита.
2. В цепочке "предприниматель -
кредитная организация" появляется третий участник (государство,
международные организации,
кредитные кооперативы), который берет на себя обязательства частично субсидировать процентную ставку, вносить собственное имущество в качестве залога, гарантировать возврат займа. Созданные механизмы
взаимодействия позволяют снизить банковские риски и увеличить объемы кредитования.
Особого внимания заслуживает комплексная программа развития малого бизнеса в Ленинградской области. Основной статьей расходов (74%) стала финансовая поддержка малого бизнеса. Предусмотрены также отчисления на развитие системы взаимного кредитования и страхования предпринимателей (5,5%) [11].
Уже на первом этапе разработки программы было принято решение отказаться от прямых механизмов финансовой поддержки малого бизнеса, то есть распределения денег между отдельными предпринимателями.
Вместо этого были созданы косвенные механизмы финансовой поддержки, направленные на устранение основных препятствий, возникающих у малого бизнеса при взятии кредитов. К ним относятся: высокая процентная ставка, отсутствие залогового обеспечения и кредитной истории, трудности при составлении бизнес-плана и ТЭО.
Государство в лице администрации Ленинградской области взяло
на себя следующие финансовые
обязательства:
• оплачивать областным
структурам поддержки малого предпринимательства разработку
бизнес-планов и ТЭО для малого бизнеса;
• частично субсидировать
процентную ставку по банковским кредитам. Размер субсидии меняется в зависимости от проекта, которому предназначается кредит. Общая сумма, выделенная на субсидирование, превысила 36 млн. руб. (40% всех средств, отпущенных на финансовую поддержку малого бизнеса);
• предоставлять залог в
качестве гарантии возврата кредита. Для этого была создана специализированная гарантийная
организация, обладающая финансовыми ресурсами. В свою очередь
администрация Белгородской области весной 2003 г. подписала соглашение со Сбербанком России, согласно которому областные власти обязуются
субсидировать 50% процентной ставки по кредитам для малого бизнеса. Кроме того, создан гарантийный
имущественный фонд из
муниципальной собственности
(недвижимость, земля), которая будет являться залогом. Аналогичная схема выдачи кредитов применяется в Ставропольском и Краснодарском краях.
Данные механизмы взаимодействия кредитных организаций и местных властей позволили увеличить объемы кредитования малого бизнеса путем создания более благоприятных условий для деятельности банков. Опыт функционирования кредитных организаций в вышеназванных четырех регионах показывает, что есть два пути, которые могут выбрать банки, желающие расширить свою сферу деятельности путем кредитования малого бизнеса:
1.Подписание между банком и
отдельными субъектами РФ
соглашений, в соответствии с которыми власти региона вносят залог и
субсидируют процентную ставку по кредитам банка. Именно такой вариант применен в Белгородской области.
2.Расширение деятельности банка в
регионе, власти которого создали
одинаковые условия для кредитной деятельности всех банков (например, Ленинградская область).
При этом возникает конкуренция между банками, осуществляющими
кредитование малого бизнеса. В обоих случаях банки, имеющие развитую сеть филиалов и отделений, такие, как Сбербанк, Внешторгбанк, Альфа-Банк и другие, получают преимущества по сравнению с остальными.
Серьезный тормоз - отсутствие у малых предприятий достаточного залогового обеспечения. Однако банки, ориентированные на работу с малым бизнесом, постоянно ищут пути решения этой проблемы, создавая новые кредитные продукты, в том числе не требующие обеспечения. Это и кредиты на приобретение основных средств, идущих в залог, и беззалоговые кредиты под выручку, которую клиенты инкассируют в банк. Конечно, такие ссуды краткосрочны, но позволяют предпринимателям решать временные трудности. Для работы с беззалоговыми кредитами банк должен хорошо уметь оценивать бизнес-риски в деятельности клиента, его возможности вернуть кредит за счет текущей выручки, эффективности работы. Это новые технологии оценки рисков, и за ними -будущее массового кредитования малого бизнеса.
Многие средние и мелкие банки, активно работающие в своем регионе с малым бизнесом, не располагают достаточной ресурсной базой для выдачи долгосрочных кредитов, поскольку краткосрочна их собственная
пассивная база. Поэтому часто региональные банки ограничиваются кредитованием на пополнение оборотных средств (на срок до года, а чаще - на три-шесть месяцев). Однако краткосрочные займы не дают возможности малому бизнесу модернизировать производство.
При сравнимых операционных издержках на обслуживание разных категорий заемщиков крупным банкам, оказывается, просто невыгодно
работать с малым бизнесом. Трудозатраты, возникающие при работе с малым бизнесом, значительно выше, чем при работе с крупными корпоративными клиентами. Для работы с ним требуется разрабатывать процедуры, которые позволили бы оперативно и с малыми затратами готовить и проводить большую массу мелких сделок, обеспечивая в то же время приемлемое качество ссудного портфеля. Например, средний кредит крупного предприятия равен $20 млн., среднего - $5-6 млн., малого - $10-20 тыс. Гораздо удобнее и менее затратно выдать один кредит крупному корпоративному клиенту, чем
несколько сотен кредитов малому
предприятию.
Работа с малым бизнесом в наибольшей степени соответствует принципу диверсификации и дает банку гарантию того, что не станет
заложником одного или нескольких крупных клиентов или заемщиков.
Крупные предприятия и их проекты и программы чаще всего уже «поделены», работа же в секторе малого бизнеса - свободная ниша и должна стать основой для деятельности малых и средних банков.
Выход из создавшейся ситуации заключается в переходе на так называемые поточные технологии кредитования с использованием скоринговых моделей оценки кредитоспособности заемщика.
Скоринговые модели получили широкое распространение в западных странах, а недавно их начали использовать и российские банки. В основе скоринга лежит анкетирование потенциального заемщика, причем каждому пункту анкеты соответствует определенное количество очков. Кредитоспособность клиента
определяется кредитным рейтингом, который выставляется в соответствии с набранным количеством очков.
Ведущие кредитные бюро США -Experian, Trans Union и Equifax - для определения кредитного рейтинга заемщика используют модель, разработанную компанией Fair Isaac & Co. Модель носит название Fair Isaac Credit Organization (FICO) [1]. Кредитный рейтинг FICO составляется на основе ряда показателей, удельный вес каждого в итоговом результате засекречен. К ним относятся:
1. задержка выплат по предыдущим банковским кредитам;
2. период времени, в течение которого существует кредитная история;
3. соотношение использованных средств к оставшейся кредитной линии;
4. продолжительность проживания по последнему адресу;
5. трудовой опыт, квалификация, уровень образования и др.
Страны Евросоюза применяют скоринговые системы, разработанные европейскими организациями.
Российские банки либо используют собственные системы оценки кредитоспособности заемщика, либо приобретают их за рубежом. Использование скоринга, в основе которого лежит анкетирование заемщика, позволяет выдавать малому бизнесу экспресс-кредиты в течение одного дня.
Для оптимизации процедуры выдачи кредитов банки разрабатывают стандартизированные (поточные)
технологии кредитования, позволяющие
максимально сократить трудозатраты и время принятия решения.
Для каждого вида кредита существует стандартная методика
кредитного анализа, отличающаяся
степенью детализации. Однако в любом случае кредитный эксперт обязательно выезжает на место бизнеса клиента и проводит анализ финансового
состояния и уровня менеджмента компании. Таким образом, в
представлении бизнес-плана и ТЭО нет необходимости, ибо решение о выдаче кредита принимается на основании анализа прошлого и настоящего, а не будущего.
Важным элементом кредитных технологий является выплата основной суммы кредита и процентов равными долями ежемесячно или с иной установленной периодичностью
(аннуитет). Для клиента такая ситуация выгодна, так как он не должен копить деньги или отдавать всю свою выручку в конце срока, при этом реальная ставка по кредиту для него снижается, поскольку на выплаченную сумму кредита проценты не начисляются. Банку же это позволяет поддерживать достаточно высокий уровень
ликвидности.
Анализ кредитования малого бизнеса российскими банками показал, что успех на данном рынке зависит в первую очередь от используемой технологии предоставления кредитов и уровня подготовки кредитных экспертов. Отличительными особенностями технологии кредитования предприятий малого бизнеса являются: быстрая обработка заявок на получение кредита, упрощенные, но четко регламентированные и стандартизированные процедуры обработки запросов и получения кредита, четкая сегментация спроса с предложением каждой группе клиентов
соответствующих условий кредитования.
Доходность от вложений в проекты малого бизнеса и его
кредитования превышает аналогичный показатель в секторе крупного бизнеса. Этому способствует лучшая адаптация к изменению конъюнктуры рынка, более высокие налоговая дисциплина и инновационная активность, более
низкий уровень затрат. Малый бизнес -наиболее мобильный сектор экономики, быстрее всех приспосабливающийся к меняющимся условиям рынка.
Завершено разделение крупных
промышленных корпораций между
банками (в основном крупнейшими) в части их финансового обслуживания. В ряде вертикально интегрированных структур созданы корпоративные банки, обслуживающие финансовые потоки
всего холдинга.
Промышленные корпорации, в том числе добывающие, часть своих финансовых потребностей удовлетворяют за счет зарубежных кредитных ресурсов, сужая тем самым рынок для крупных отечественных банков.
Московский регион
перенасыщен кредитными организациями и капиталом. На 1 октября 2004 года здесь было сосредоточено 51,5% всех банков страны и 75-80% остатков на корсчетах. Закономерно поэтому стремление крупных банков в регионы, где создается 90% объема промышленного производства и где в условиях уже поделенного рынка услуг для крупных региональных
предприятий они вынуждены активно развивать ритейловые направления, в том числе - финансовое обслуживание малого бизнеса [7].
При предоставлении пакета услуг, предлагаемого банками,
работающими с малыми предприятиями, следует отметить, что, помимо расчетно-кассового обслуживания и кредитования, почти половина консультирует малые предприятия, помогает им в финансовом и налоговом
планировании, содействует формированию и расширению их рынка. Это дополнительный аргумент в пользу того, что малые и средние региональные банки выступают по отношению к малому бизнесу с позиции партнерства, планомерно "выращивая" клиента и помогая ему встать на ноги.
И еще один положительный фактор - оперативное решение вопроса о предоставлении кредита. Так, средний срок рассмотрения заявки в банках -меньше шести дней, при минимальном сроке 1-3 дня и максимальном - до двух месяцев в случае оформления залога недвижимости.
Очевидно, что желание закрепиться на рынке финансовых услуг для малого бизнеса диктует банкам необходимость применения наиболее эффективных методов и моделей
определения кредитоспособности
заемщика.
Разрабатывая кредитные прог-рамммы для малого бизнеса, банки определяют приоритеты, влияющие на решение вопроса о предоставлении ресурсов. Как уже сказано выше, таковыми банки называют финансовое состояние заемщика, надежное
обеспечение исполнения его
обязательств и кредитную историю. Нередко банки требуют, чтобы заемщик участвовал в кредитуемом проекте собственными средствами.
На вопрос о фактических целях кредитования малых предприятий около 80% коммерческих банков назвали пополнение оборотных средств
предприятия, включая приобретение
сырья и материалов. Несколько реже (75%) деньги занимали на расширение производства. Кредитование на переоборудование, связанное с более длительным сроком окупаемости,
отметили чуть более 40% [7].
В ближайшее время
Правительство Российской Федерации определится окончательно с
22З
программой антикризисных мер. Один из блоков антикризисной программы посвящен малому бизнесу. Сейчас государство помогает малым предпринимателям по линии Минэкономразвития и Внешэкономбанка. Министерство в 2008 году потратило 3,8 млрд. рублей на создание гарантийных фондов, которые помогают малым предпринимателям брать кредиты без залогов и обеспечения. В свою очередь Внешэкономбанк кредитует малый бизнес напрямую. Бюджет кредитной программы на 2008 год составил 9 млрд. рублей.
Отдельный вопрос - о сроках кредитования. Хотя в последнее время наблюдался незначительный рост кредитов сроком свыше года, более половины заемных ресурсов выдано на срок от 3 до 12 месяцев.
Связано это, прежде всего с незначительностью объемов
долгосрочных ресурсов в банковской системе и определенной
неуверенностью финансистов в стабильности макроэкономической ситуации в длительной перспективе.
Библиографический список
1.Достаточно одной бумажки. Почему банки не жалеют средств на автоматизацию отбора заемщиков // Smart Money. 2006. N 2.
2.Зурова В.Б. Кредитные продукты для малого и среднего бизнеса // Банковское кредитование. 2008. N 3.
3.Ибадова Л.Т. Правовые проблемы банковского кредитования малого бизнеса // Банковское дело. 2006. N 1.
4.Игнатова И. Л. Кредиты малому и среднему бизнесу // Банковское кредитование. 2006. N 2.
5.Кредитование малого бизнеса и закон: тенденции, проблемы, перспективы.
Интервью с А.Г. Аксаковым // Банковское кредитование. 2006. N 1.
6.Мурзина А. Выбор есть. Даже у малого бизнеса // Банковское дело в Москве, №11 (ноябрь), 2006 г.
7.Мурычев А. Банки и малый бизнес //
Банковское дело в Москве, №2
(февраль), 2005 г.
8.Сорокин М.Ю. Банковское кредитование малого бизнеса в России // Банковское кредитование. 2006. N 3.
9.www.rcsme.ru - сайт Ресурсного центра малого предпринимательства.
10.www.opera.ru - сайт общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ".
ВШ1^гарЫе list
1.Enough one paper. Why banks not pity means on automation choice loan // Smart Money. 2006. N 2.
2.Zurova V.B. credit products for small and middle business // Banking crediting. 2008. N 3.
3.Ibadova L.T. Legal problems banking crediting small business // Banking affair. 2006. N 1.
4.Ignatova I.L. Credit for small and middle business // Banking crediting. 2006. N 2.
5.Credit for small business and law: tendency, problems, perspective. Interview with Aksakovym A.G. // Banking crediting. 2006. N 1.
6.Murzina A. Choice eat. Even at small business // Banking affair in the Moscow. 2006. №11.
7.Murychev A. Banks and small business // Banking affair in the Moscow. 2005. №2.
8.Sorokin M.U. Bank credit for small business in the Russia // Banking crediting. 2006. N 3.
9.www.rcsme.ru
10. www.opera.ru