Научная статья на тему 'Некоторые особенности и тенденции развития высшего образования в Алтайском крае'

Некоторые особенности и тенденции развития высшего образования в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мягков Геннадий Анатольевич

В данной статье на основании собранной автором статистики исследуются особенности и тенденции развития высшего образования в Алтайском крае, где имеются тенденции, которые, с одной стороны, характерны для Российской Федерации, с другой отражают особенности экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The trends of higher education in Altai Region

The article cover the current situation and its trends in higher education in Altai Region since 1993 up to 1998. Notwithstanding the economy of region find itself in a situation of the depression the one can notice a growth of students and teachers in high schools. One can also notice a stabile admitting rates increasement. It's also changing a situation in structure of higher education. It's noticeable growth a part of those who have a studies in humanity, economics and management. The amount of professors enlarges in accordance with increasement of students. Especially a great growth is seen in Altai State University, from 36 to 64 for last 5 years. But the amount of professors with candidate and doctor's degree is fallen. It must be stressed that the increasement of private high schools and students who pay for their education themselves has enormous rates.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности и тенденции развития высшего образования в Алтайском крае»

УДК 512.8

Г.А. Мягков

Некоторые особенности и тенденции развития высшего образования в Алтайском крае

В развитии высшего образования в Алтайском крае имеются тенденции, которые, с одной стороны, характерны для Российской Федерации, с другой - отражают особенности экономики региона.

В крае, в противовес процессам падения производства и сокращения численности занятык в отраслях хозяйства, обнаруживается устойчивая тенденция к росту числа занятых с высшим образованием.

Так, за 1993-1997 гг. произошло сокращение занятык в экономике края на 12,4%, но при этом увеличилосы число работников с высшим образованием на 10,4%. Доля занятык с высшим образованием в общей численности возросла с 13,8% в 1993 г. до 17,4 - в 1997. В целом динамики роста численности занятых в экономике края и выпуска специалистов из вузов края примерно соответствуют друг другу.

Таким образом, можно утверждаты, что обший спрос на специалистов с высшим образованием продолжает возрастаты, несмотря на развивающийся экономический кризис. Косвенным подтверждением этому является устойчивым конкурс в вузах края.

Отражением развивающегося спроса является и стабилыный рост численности приема и вышуска из вузов края. Средняя численносты приема за минувшее пятилетие (1994-1998 гг.) возросла по сравнению с предыдущим (198 9-1993 гг.) на 17,8%, а выпуска - на 11,4%.

Относителыно более быстрыми темпами повышается прием на дневное обучение (рис. 1) . При этом доля приема по дневной форме в общей численности продолжает оставатыся на уровне 70%; по заочной - 23-25%; по вечерней - 36%.

Рост численности приема характерен для всех вузов. Наиболее высокие средние темпы роста за

минувшее пятилетие наблюдалисы в АГТУ 108,1; АГУ - 107,3; БГПУ - 106,4 (рис. 2) .

— ♦ —ВО

- -X - -30

и АГУ _ .АГТУ

— ф — АГАУ х АГМУ

— Ж —АГИК

— - М - 'БГПУ . . 4> . .БГПИ

1994 1995 1996 1997 1998

Рис. 2. Динамика приема по вузам края

Рис. 1. Динамика приема в вузы края

АГИК АГМУ 11%

5% 5%

Рис. 3. Структура приема в вузы края в 1998 г. (с филиалами)

В структуре приема в вузы края (с филиалами) наиболыший удельный вес имеет АГТУ (рис. 3) .

В крае наиболее распространена дневная форма обучения. Ее доля по приему в вузы колеблется от 57% (АГУ) до 7 6 (АГТУ) , исключая АГМИ, где обучение ведется только по дневной форме.

По вечерней форме подготовка ведется в трех вузах - АГУ (2%) , БГПУ (7) , АГТУ (12%) .

Доля заочного обучения в АГУ, АГИК, БГПИ находится на уровне 40%, в БГПУ - 25, в АГТУ - 12.

Структурные изменения приема по видам обучения произошли в АГИК, в котором доля приема по дневной форме увеличилась с 40 до 60%, а по заочной сократилась с 60 до 38%, ав АГУ обнаруживается обратная тенденция - сокращается прием на дневное обучение (с 66 до 57%) и возрастает на заочное (с 34 до 41%) .

В структуре выпуска вузов края происходит увеличение доли социально-гуманитарнык специальностей - за прошедшие пять лет она возросла с 16,3 до 21,1%, экономики и управления - с 7, 6 до 12,8%. Наоборот, доля вышуска специалистов

Некоторые особенности и тенденции

по инженерным специальностям уменьшилась с 22,4 до 19,3%, а специалистов для сферы образования - с 17,8 до 14,5% (рис. 4).

Сельск.хоз во 7%

Естеств.научн.

Гуманит-

социальн.

5% 10%

Рис. 4. Структура вышуска из вузов края в 1998 г.

Рост численности приема определяет увеличение контингента студентов в вузах (кроме АГМУ и АГИК).

В соответствии с увеличением контингента (объема учебной нагрузки) происходит возрастание численности профессорско-преподавательского состава в вузах. За рассматриваемый период она увеличиласы на 7,4%. При этом число докторов наук растет быстрее, а численносты кандидатов наук имеет тенденцию к сокращению (рис. 5) .

Наиболее высокие темпы роста профессорско-преподавателыского состава, а также численности докторов наук наблюдаются в АГУ. За рассматриваемый период их число увеличилосы на 78% -с 36 до 64 чел. Несколыко уступает им АГТУ. Уменышение численности профессорско-препода-вателыского состава (ППС) наблюдается в АГМУ и АГИК.

Численносты кандидатов наук в среднем в болышинстве вузов и в целом по краю приблизи-телыно остается на одном уровне, лишы в АГТУ и АГИКе она уменышиласы более чем на 10%.

Чел %

54

53

пов роста численности контингентов студентов. Это связано с распространением внутреннего со-вместителыства преподавателей в вузах, что приводит к относителыному уменышению числа ППС по отношению к численности студентов.

Самые высокие показатели численности ППС на 1000 чел. приведенного контингента студентов имеются в АГМУ - 139 чел., АГИК - 122 и АГТУ - 111, в среднем по краю - 99 чел. Самый низкий уровены в АГУ - 80 чел.

По числу докторов наук на 100 студентов выщеляются два вуза. В АГМУ эта цифра составляет 15 чел., а в АГУ - 10 чел.

По числу кандидатов наук явное преимущество имеет АГМУ - 97 чел. (в среднем по краю - 50).

В крае существует тенденция развития платного обучения. Наиболее ее высокая доля студентов, обучающихся с полным возмещением затрат имеется в АГУ - 32,8% (табл. 1) . В какой-то мере это может служиты индикатором престижности вуза.

Почти 40% студентов, обучающихся с полным возмещением затрат, обучаются в АГУ (рис. 6) .

Таблица 1 Уделыный вес контингента студентов, обучающихся с полным возмещением затрат, %.

Вузы 1997/98 1998/99

По краю 13,7 17,3

АГУ 30,0 32,8

АГТУ 9,5 12,9

АГАУ 3,8 6,7

АГМУ 6,4 9,6

АГИК 2,0 7,4

БГПУ 15,3 16,6

БГПИ 13,2 16,6

Рис. 5. Динамика числинности ППС по краю

Отсутствие динамики в увеличении числа кандидатов наук в составе ППС вузов, при высоких темпах роста общего числа вузовских преподавателей, свидетелыствует об отставании в крае системы подготовки научно-педагогических кадров.

Динамика роста численности ППС, наблюдаемая во многих вузах, существенно отстает от тем-

Рис. 6. Структура контингента студентов, обучающихся с полным возмещением затрат

Опережающимися темпами развивается негосударственный сектор высшего образования в

80,0

70.0

60.0

50.0

40.0

30.0

20.0 10,0

0,0

70,4

50,1 !

11,2 |

6,6

В - доля докторов □ - доля с ученой степенью

Гос.сект Негос.сект

Рис. 7. Квалификационный уровень ППС государственных и негосударственных секторов высшего образования в крае

крае. Если в 1995 г. его доля в общей численности приема составляла 4,4%, то в 1998 - 6,4%. В негосударственных вузах имеется тенденция развития дневной формы обучения, в настоящее время ее доля составляет 70%.

Доля ППС в негосударственном секторе от ее общей численности в крае составляет 4,6%. При этом удельныж вес преподавателей, имеющих ученую степень, в негосударственных вузах более высокий, чем в государственных, - 70% (рис. 7) . Негосударственное высшее образование привлекает в качестве совместителей наиболее квалифицированную часть преподавателей государственных вузов, что дает основание предполагать о более высоком качестве обучения в негосударственных вузах.

Развитие противоречия между двумя секторами в использовании кадрового состава может способствовать к переливу кадров преподавателей в негосударственное высшее образование в качестве штатного персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.