ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
С. Г. Щеглов
Политика в области высшего образования на региональном уровне (на примере Алтайского края)
Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития. Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник устойчивого экономического роста страны в средне-и долгосрочной перспективе.
В связи с этим основными направлениями в развитии высшей школы края в прошедшем учебном году были:
- развитие интеграции учреждений профессионального образования всех уровней, расширение социального партнерства, связей с работодателями;
- совершенствование содержания и внедрение в учебный процесс инновационных технологий обучения, переход на двухуровневую систему подготовки кадров;
- модернизация инфраструктуры учебных заведений, повышение ответственности руководителей всех уровней в вузах за качество обучения;
- повышение доступности получения образования за счет расширения номенклатуры направлений и специальностей подготовки, вариативности форм обучения, в том числе создание центров дистанционного обучения, подготовка (параллельно) по программам второго высшего образования, повышение квалификации и переподготовка кадров по программам федерального и регионального уровней;
- дальнейшее развитие государственно-общественного управления вузами, студенческого самоуправления, непосредственное участие обучающихся в решении значимых проблем деятельности учебного заведения, усиление деловых связей органов студенческого самоуправления со структурами муниципальной власти, СМИ, ассоциацией работодателей;
- организация отбора наиболее способной молодежи для обучения в учреждениях профессионального образования через систему олимпиад, конкурсов, грантов и т.д.;
- участие в формировании научно обоснованного краевого задания на подготовку кадров в соответствии с прогнозом развития рынка труда в крае, деятельностью маркетинговых структур, содействие трудоустройству выпускников учреждений высшего профессионального образования;
- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, повышение эффективности управления и совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
В настоящее время в крае действуют 8 государственных, 4 негосударственных вуза и 21 филиал.
В этом году открыто новое негосударственное учреждение «Алтайский институт финансового управления», Барнаульское православное духовное училище реорганизовано в семинарию.
На конец 2005-2006 учебного года в крае насчитывалось 102468 студентов, 1565 аспирантов и 93 докторанта. Учебный процесс в высших учебных заведениях обеспечивали 4577 преподавателей, в том числе 2399 кандидатов и 569 докторов наук. Общий процент остепененности в вузах края составил 65. Самый высокий процент остепененности в АГМУ, БЮИ, АГАУ и БТИ: 74,3%, 70,3%, по 66,5% соответственно, ниже он в РИИ и АЭЮИ (58,2% и 59,7% соответственно).
Заметно активизировалась вузовская наука. Количество полученных грантов по различным направлениям научной деятельности увеличилось в сравнении с прошлым годом почти в 1,3 раза.
Наметилась тенденция интеграции академической и вузовской науки. АлтГТУ и СО РАН открыли совместно в своих подразделениях по 3 филиала кафедр.
В прошедшем учебном году действовало 35 специализированных диссертационных советов, в том числе 21 докторский. В 2005-2006 учебном году преподавателями вузов края защищено 357 кандидатских и 42 докторских диссертаций. Объем выполненных научно-исследовательских работ в вузах края в 2005 г составил 122790,8 тыс. руб. Наибольший объем выполненных НИР в АлтГТУ и АлтГУ, соответственно 50834,6 и 20020,9 тыс. руб. Тематика исследований связана в основном с социально-экономическим развитием края.
За прошедший учебный год в вузах опубликовано 180 монографий, 175 учебников и учебных пособий
Политика в области высшего образования на региональном уровне
и свыше 5000 статей и тезисов, организована и проведена 121 научная конференция, 32 из них - международного уровня. В учебном процессе использовалось 6565 компьютеров.
Высшие учебные заведения края продолжают участвовать в эксперименте по ЕГЭ. Более того, в этом году к эксперименту присоединились АГМУ и ВЗФЭИ, что, безусловно, расширило возможности поступления в вузы сельской молодежи. В 2006 г. на дневную форму обучения в государственные вузы края поступили 6543 чел., в том числе 468 - по целевому набору администрации края. С начала эксперимента по ЕГЭ число поступивших абитуриентов из сельской местности увеличилось на 7,8%.
В учебных заведениях ВПО внедряются образовательные стандарты нового поколения, на их основе разрабатываются учебные планы и программы, совершенствуется их научно-методическое обеспечение. Расширяется практика разработки и внедрения сопряженных учебных планов по ряду специальностей образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования.
Совершенствуется деятельность университетских округов (действуют 5 округов), что усиливает интеграционные процессы.
Продолжают укрепляться связи высших учебных заведений с производством. На ряде предприятий края созданы филиалы кафедр (АлтГУ - ОАО «Барнаульский радиозавод», АлтГТУ - ОАО «Алтайский моторный завод», ООО «Барнаульский водоканал», БТИ - ФНПЦ «Алтай»), функционируют 30 кафедр медицинского университета на базе клинических больниц Барнаула, а также экспериментальная площадка АлтГУ на ОАО «Барнаульский пивоваренный завод».
Впервые на территории края открыт филиал вуза в сельской местности (с. Михайловское - АлтГУ).
Серьезные результаты достигнуты в области повышения качества образования. Так, сертифицированы системы менеджмента качества образования в ААЭП и АлтГТУ, которые вошли в состав российского модульно-рейтингового комплекса. В техническом университете введена 100-балльная шкала оценки академической успеваемости студентов, определяющая многие аспекты студенческой жизни, в том числе алгоритм назначения стипендии. Барнаульский педу-ниверситет выиграл грант Министерства образования и науки РФ по разработке научно-методических основ региональной системы управления качеством подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
На базе АлтГУ создан региональный центр по трудоустройству выпускников вузов. Эта структура позволит объединить усилия высших учебных заведений по обеспечению края высококвалифицированными специалистами и поднять эту работу на более высокий, качественно иной уровень.
Успешно развивается система социального партнерства учебных заведений с работодателями, проводится научно-исследовательская работа по изучению реальной потребности экономики края в специалистах с профессиональным образованием, осуществляется мониторинг профессионального интереса и социальных приоритетов студенческой молодежи.
В вузах края в 2006 г. на дневных отделениях открыты новые специальности и направления:
АлтГУ - «Экология и природопользование», «Профессиональное обучение (дизайн)»;
АлтГТУ - «Экономика и управление на предприятиях текстильной и легкой промышленности», «Технология швейных изделий», «Конструирование швейных изделий»;
АГАУ - «Комплексное использование и охрана водных ресурсов»;
БГПУ - «Социально-культурный сервис и туризм», «Дошкольная педагогика и психология», «Народное художественное творчество».
Однако предпринимаемые меры по реструктуризации направлений и специальностей в вузах края не снимают проблему трудоустройства выпускников.
За период 1995-2005 гг. численность студентов увеличилась более чем в 2 раза.
Выпуск специалистов из высших учебных заведений (очные отделения) за те же 10 лет в крае вырос в 2,1 раза, в том числе в области экономики и управления - в 6 раз (по России - в 4,6 раза), по гуманитарносоциальным специальностям - в 3,3 раза.
Ежегодно увеличивается выпуск специалистов, обучающихся на коммерческой основе, их доля в 2002 г составила 13,5%, в 2003 г. - 17,5%, в 2004 г. - 22,4%, в 2005 г. - 26,7%.
Около 80% выпускников получают направление на работу, тем не менее проблема трудоустройства остается. Так, доля выпускников, обратившихся за содействием в трудоустройстве, от общего количества закончивших вузы увеличилась с 18% в 2002 г. до 27,8% в 2005 г. На 1 января 2006 г. 805 чел. зарегистрированы в службе занятости как безработные.
Единичны обращения в службу занятости выпускников АГМУ и АГАКИ.
Учитывая данную ситуацию, Федеральное агентство по образованию впервые за последние десятилетия пошло на сокращение госбюджетного набора студентов, прежде всего очной, очно-заочной форм обучения, и незначительное сокращение дневной формы обучения в основном за счет непрофильных для вуза специальностей.
Впервые в крае в прошедшем учебном году было подготовлено, подписано и реализуется Соглашение о сотрудничестве между администрацией края и Алтайским аграрным университетом. Соглашение охватывает весь комплекс проблем, связанных с подготовкой и адаптацией специалистов в области сельского хозяйства.
политические науки
В 2006 г. Алтайский государственный и Алтайский государственный технический университеты приняли участие в конкурсе инновационных вузов, причем АлтГУ вошел в число 28 высших учебных заведений России, рассматриваемых в финале конкурса.
Большой популярностью среди студентов пользу ет-ся теперь уже традиционный фестиваль художественной самодеятельности «Феста». Успешно идет процесс возрождения студенческих отрядов (СО). В 2006 г. в СО всех направлений работало более 2000 студентов.
О росте престижа и авторитета высшей школы Алтая говорят такие события, как присвоение статуса академии Алтайскому государственному институту искусств и культуры. Алтайский госуниверситет второй год подряд входит в число 100 лучших вузов России и награждается золотой медалью «Европейское качество», а ректор университета профессор Ю.Ф. Кирюшин удостоен почетного знака «Ректор года».
В 2006-2007 учебном году высшей школе предстоит решать ряд важных и сложных задач: повыше-
ние эффективности деятельности системы высшего профессионального образования в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития края; формирование и развитие системы управления качеством высшего профессионального образования, совершенствование его содержания и технологий; информатизация учреждений образования, внедрение мультимедийных технологий в учебный процесс; работа с одаренными студентами, аспирантами, молодыми учеными края, развитие и поддержка их общественно значимых инициатив; формирование и развитие механизма государственно-общественного управления учреждениями высшего профессионального образования и многие другие.
В целом, говоря о вузах края, можно отметить, что система высшего профессионального образования развивается динамично. Свою деятельность вузы направляют на решение социально-экономических задач края.