УДК 378:338.46(571.51)
Н. И. Денисова
ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Рассматриваются особенности предложения на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования Красноярского края. Проводится сравнительный анализ состояния рынка образовательных услуг Российской Федерации, Сибирского федерального округа и Красноярского края.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, региональный рынок образовательных услуг, высшие учебные заведения, профессорско-преподавательский персонал, формы обучения, стоимость обучения.
В условиях дальнейшего развития рыночных отношений во всех отраслях экономики страны, в том числе и в сфере образовательных услуг, учреждения, организации могут добиться успеха деятельности на рынке только при условии обладания достоверной, полной, своевременной информацией о состоянии и развитии рынка, особенностях его функционирования в соответствии с региональными тенденциями развития. В связи с этим изучение рынка, в частности рынка образовательных услуг в области высшего профессионального образования, представляет собой одно из важнейших направлений экономических исследований в современных условиях.
Целью проводимого исследования является изучение состояния и особенностей предложения на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования Красноярского края. Объектом исследования является рынок образовательных услуг Красноярского края.
Специфика рынка образовательных услуг в России зависит от территориального размещения вузов, демографической ситуации в регионе, экономических характеристик региона, политики государства в области высшего профессионального образования.
Сравнительный анализ численности студентов высших учебных заведений в Российской Федерации, Сибирском федеральном округе (СФО) и Красноярском крае в 1970/ 1971-2007/2008 учебных годах показал, что наблюдается скачкообразное развитие численности во всех регионах (табл. 1) [1; 2; 3].
В 1990-1996 гг. происходит снижение численности студентов вузов, что объясняется кризисной ситуацией в стране в этот период времени. В 2000/2001 учебном году происходит резкое увеличение контингента студентов в вузах как Российской федерации (на 69,9 % по сравнению с 1995/1996 учебным годом), так и Сибирского федерального округа (на 70,3 %) и Красноярского края (на 59,6 %). Данная ситуация объясняется существенным расширением сети негосударственных вузов на территории всей страны и увеличением доли студентов, обучающихся на договорной основе в государственных вузах.
В период 2000/2001-2005/2006 учебные года наблюдается стабильный рост числа студентов, обучающихся в вузах во всех трех анализируемых регионах. В период с 2006/2007 учебного года по 2007/2008 учебный год рост числа студентов продолжается, за исключением Красноярского края, где произошло снижение численности сту-
дентов на 1,1 и 0,8 % соответственно, что составляет 1,4 и 1,1 тыс. чел. Это объясняется закрытием ряда филиалов на территории региона и уменьшением числа студентов, обучающихся на договорной основе в государственных вузах.
Проведенный анализ числа студентов, обучающихся в государственных (муниципальных) и негосударственных вузах, показал, что начиная с 1995/1996 учебного года наблюдается стабильный рост числа негосударственных вузов как по Российской Федерации в целом, так и в Сибирском федеральном округе и Красноярском крае, о чем свидетельствует рост численности студентов, обучающихся в них (табл. 2) [1; 2; 3].
Проведенный анализ свидетельствует о более высоких темпах роста численности студентов, обучающихся в негосударственных вузах Российской Федерации, по сравнению с Сибирским федеральным округом и Красноярским краем. Так, если доля студентов, обучающихся в негосударственных вузах Российской Федерации, колеблется от 4,9 % в 1995/1996 учебном году до 16,8 % в 2007/ 2008 учебном году, то по Сибирскому федеральному округу наблюдается рост данного показателя с 1,4 до 8,4 % соответственно и по Красноярскому краю - с 0,2 до 9,0 % соответственно. Таким образом, доля студентов, обучающихся в негосударственных вузах Российской Федерации, в 2007/2008 учебном году в 2 раза превышала аналогичный показатель по Сибирскому федеральному округу и в 1,9 раза была больше данного показателя по Красноярскому краю.
Следует отметить, что если до 2005/2006 учебного года доля обучающихся в негосударственных вузах Красноярского края была ниже, чем в Сибирском федеральном округе, то начиная с 2005/2006 учебного года данный показатель в Красноярском крае стал опережать аналогичный показатель по Сибирскому федеральному округу: на 1,5 % в 2005/2006 учебном году, на 1 % в 2006/2007 учебном году и 0,6 % в 2007/2008 учебном году.
Рост численности студентов, обучающихся в государственных вузах Российской Федерации, Сибирском федеральном округе и Красноярском крае, также стабильно растет, за исключением снижения численности студентов в 2006-2008 гг. в Красноярском крае со 120,1 до 117,9 тыс. чел.
Анализ числа высших учебных заведений по Российской Федерации, Сибирскому федеральному округу и Красноярскому краю показал разноплановые тенденции
развития сети вузов в анализируемых регионах (табл. 3) [2; 3; 4].
В Российской Федерации наблюдается стабильный рост числа вузов на протяжении всего анализируемого периода. Если в 1995/1996 учебном году в Российской Федерации насчитывалось 762 вуза, то уже в 2007/2008 учебном году их число достигло 1 108 учреждений, увеличившись по сравнению с базисным периодом анализа на 45 %. Наиболее высокий темп роста числа вузов в Российской Федерации наблюдался в 2000/2001 учебном году (на 26 % по сравнению с 1995/1996 учебным годом). В последние годы наблюдается стабилизация темпов прироста числа вузов в стране, исключение при этом составляет 2005/2006 учебный год, характеризующийся незначительным уменьшением количества вузов в стране (на 3 учреждения или 0,3 %).
В Сибирском федеральном округе также наблюдается стабильный рост числа вузов - с 92 в 1995/1996 учебном году до 118 в 2006-2007 учебном году, в 2007/2008 учебном году происходит их снижение до 117. В Красноярском крае в 1995/1996 учебном году насчитывалось 13 вузов, к 2000/2001 учебному году число вузов в крае возросло до 16 образовательных учреждений, и их количество оставалось неизменным до 2007/2008 учебного
года, в котором произошло снижение на 3 образовательных учреждения. Сокращение числа государственных вузов на территории края в 2007/2008 учебном году объясняется реорганизацией ряда вузов (Красноярского государственного университета, Красноярского государственного технического университета, Красноярской государственной академии цветных металлов и золота, Красноярской государственной архитектурной академии) и их объединением в составе Сибирского федерального университета.
Рост числа вузов в Российской Федерации и в Сибирском федеральном округе при неизменном их количестве в Красноярском крае привело к снижению доли числа вузов края в общем числе вузов Российской Федерации с 1,7 % в 1995/1996 учебном году до 1,5 % в 2003/ 2004-2006/2007учебных годах и до 1,2 % в 2007/2008 учебном году, а также в общем числе вузов Сибирского федерального округа с 14,1 до 13,6 % и 11,1 % соответственно.
Следует отметить, что на протяжении всего анализируемого периода вузы края были сосредоточены в г. Красноярске (92 %), за исключением одного - Норильского индустриального института, который находится в г. Норильске и предоставляет образовательные услуги в районе Крайнего Севера.
Таблица 1
Сравнительный анализ численности студентов высших учебных заведений в Российской Федерации, Сибирском федеральном округе и Красноярском крае в 1970/1971-2006/2007 учебных годах (на начало учебного года, тыс. чел.)
Учебные года Российская Федерация Сибирский федеральный округ Красноярский край
Численность студентов Темп прироста, % Численность студентов Темп прироста, % Численность студентов Темп прироста, %
1970-1971 2 671,7 - 357,6 - 45,9 -
1980-1981 3 045,8 114,0 435,2 121,7 60,8 132,5
1990-1991 2 824,5 92,7 417,7 96,0 62,0 102,0
1995-1996 2 790,7 98,8 393,8 94,3 60,2 97,1
2000-2001 4 741,4 169,9 670,5 170,3 96,1 159,6
2001-2002 5 426,9 114,5 755,3 112,7 107,5 111,9
2002-2003 5 947,5 109,6 822,5 108,9 118,6 110,3
2003-2004 6 455,7 108,5 869,7 105,7 122,6 103,4
2004-2005 6 884,2 106,6 898,9 103,4 124,7 101,7
2005-2006 7 064,6 102,6 916,2 101,9 132,0 105,9
2006-2007 7 309,8 103,5 938,9 102,5 130,6 98,9
2007-2008 7 461,0 102,1 951,0 101,3 129,5 99,2
Таблица 2
Сравнительный анализ численности студентов, обучающихся в государственных (муниципальных) и негосударственных вузах, по Российской Федерации, Сибирскому федеральному округу и Красноярскому краю
(на начало учебного года, тыс. чел.)
Учебные года Российская Федерация Сибирский федеральный округ Красноярский край
гос. вузы доля, % негос. вузы доля, % гос. вузы доля, % негос. вузы доля, % гос. вузы доля, % негосвузы доля, %
1995-1996 2655 95,1 136 4,9 388,4 98,6 5,4 1,4 60,1 99,8 0,1 0,2
2000-2001 4271 90,1 470 9,9 642,5 95,8 28,0 4,2 94,4 98,2 1,7 1,8
2001-2002 4798 88,4 629 11,6 714,8 95,6 32,9 4,4 107,2 97,9 2,3 2,1
2002-2003 5229 87,9 719 12,1 780,2 95,1 40,2 4,9 113,0 96,5 4,1 3,5
2003-2004 5596 86,7 860 13,3 826,7 95,1 43,0 4,9 118,2 96,4 4,4 3,6
2004-2005 5860 85,1 1024 14,9 853,3 94,9 45,6 5,1 119,7 96,0 5,0 4,0
2005-2006 5985 84,7 1079 15,3 847,9 92,5 68,3 7,5 120,1 91,0 11,9 9,0
2006-2007 6133 83,9 1177 16,1 864,2 92,0 74,7 8,0 118,9 91,0 11,7 9,0
2007-2008 6208 83,2 1253 16,8 871,0 91,6 79,9 8,4 117,9 91,0 11,6 9,0
Анализ численности профессорско-преподавательского персонала в вузах Российской Федерации и Красноярского края показал тенденцию роста числа профессорско-преподавательского персонала как по Российской Федерации, так и по Красноярскому краю.
Так, численность профессорско-преподавательского персонала в вузах Российской Федерации составила в 2007/2008 учебном году 419,2 тыс. чел., что на 65,6 % больше данного показателя в 1995/1996 учебном году, а численность профессорско-преподавательского персонала в вузах Красноярского края увеличилась с 5,096 тыс. чел. в 1995/1996 учебном году до 7,502 тыс. чел. в 2007/2008 учебном году, т. е. на 47,2 %. При этом 89 % профессорско-преподавательского персонала в 2007/2008 учебном году работало в государственных вузах края и только 11 % - в негосударственных вузах региона.
Негативной тенденцией является снижение численности профессорско-преподавательского персонала в вузах в расчете на 1 000 студентов как по Российской Федерации, так и по Красноярскому краю. Если в 1995/1996 учебном году в расчете на 1 000 студентов в вузах Российской Федерации приходилось 90 преподавателей и в вузах Красноярского края - 85 чел., то уже в 2007/2008 учебном году данный показатель снизился до 56 и 58 человек соответственно.
Одним из направлений проводимых исследований являлось осуществление сравнительного анализа доли численности студентов высших учебных заведений в разрезе форм обучения по Российской Федерации и Красноярскому краю (табл. 4) [2-7].
Большая часть студентов вузов как по Российской Федерации, так и Красноярскому краю обучается по очной форме обучения. Однако в течение всего анализируемого периода происходит постепенное снижение доли
студентов, обучающихся по очной форме обучения: по Российской Федерации с 62,8 % в 1995/1996 учебном году до 47,9 % в 2007/2008 учебном году, по Красноярскому краю - с 64,3 до 52,9 % за аналогичный период времени. Следует отметить, что в Красноярском крае доля студентов, обучающихся на очной форме обучения, выше, чем по Российской Федерации: в 1995/1996 учебном году - на 1,5 %, в 2007/2008 учебном году - на 5,0 %.
Особенностью развития высшего профессионального образования в Красноярском крае является низкая доля студентов, обучающихся по очно-заочной (вечерней) форме обучения, по сравнению с Российской Федерацией: 2,8 % в 1995/1996 учебном году (ниже в 2,3 раза) и 1,8 % в 2007/2008 учебном году (ниже в 2,6 раза).
Доля студентов, обучающихся по заочной форме обучения, в Красноярском крае на протяжении анализируемого периода постепенно возрастает с 32,9 % в 1995/1996 учебном году до 41,8 % в 2007/2008 учебном году. Следует отметить, что доля студентов, обучающихся по заочной форме обучения в Красноярском крае за анализируемый период ниже, чем аналогичный показатель по Российской Федерации, например в 2000/2001 учебном году -на 1,0 %, в 2006/2007 учебном году - на 3,1 %, в 2007/ 2008 - на 3,3 %.
Одной из особенностей высшего профессионального образования в Красноярском крае является достаточно быстрое развитие такой формы обучения, как экстернат, по сравнению с Российской Федерацией. Так, в 1995/ 1996 учебном году в Красноярском крае по данной форме обучения студентов не обучалось, затем наблюдается стабильный рост числа студентов, обучающихся по форме экстернат в вузах края - с 0,1 % в 2000/2001 учебном году (данный показатель в 11 раз ниже, чем по Российской Федерации) до 3,5 % в 2007/2008 учебном году (дан-
Таблица 3
Сравнительный анализ числа высших учебных заведений и численности профессорско-преподавательского персонала по Российской Федерации, Сибирскому федеральному округу и Красноярскому краю
в 1995/1996-2007/2008 учебных годах
Показатели 11995/1996 |2000/2001 | 2003/2004 | 2004/2005 | 2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008
Число учебных заведений всего:
Российская Федерация 762 965 1044 1071 1068 1090 1108
Сибирский федеральный округ 92 111 115 116 114 118 117
Красноярский край 13 16 16 16 16 16 13
Доля числа вузов края в общем числе вузов РФ, % 1,7 1,7 1,5 1,5 1,5 1,5 1,2
Доля числа вузов края в общем числе вузов СФО, % 14,1 14,4 13,9 13,8 14,0 13,6 11,1
В том числе г. Красноярск 12 14 15 15 15 15 12
Из них государственных 12 12 13 13 13 13 9
Численность ППС
По Российской Федерации:
всего, тыс. чел. 253,2 307,4 354,1 364,3 387,3 409 419,2
на 1 000 студентов 90 65 55 53 55 56 56
По Красноярскому краю:
всего, тыс. чел. 5,096 5,610 6,699 6,964 7,264 7,388 7,502
Из них:
в государственных и муниципальных вузах 5,033 5,214 6,046 6,324 6,343 6,507 6,662
негосударственных вузах 0,063 0,396 0,653 0,640 0,921 0,881 0,840
на 1 000 студентов 85 58 55 56 55 57 58
ный показатель в 1,5 выше, чем по Российской Федерации).
Проведенный анализ конкурса вступительных экзаменов в государственных и муниципальных вузах свидетельствует о росте престижности высшего профессионального образования (рис. 1) [3; 4; 5]. Так, если в 2000 г. конкурс на вступительных экзаменах в государственные (муниципальные) вузы составлял по Красноярскому краю 170 заявлений на 100 мест и по Российской Федерации -187 заявлений на 100 мест, то уже в 2008 г. данный показатель составил 236 заявлений по Красноярскому краю и 208 заявлений по вузам Российской Федерации. Таким образом, конкурс на вступительных экзаменах в государственных и муниципальных вузах возрос в 2008 г. по сравнению с 2000 г. на 38 % по Красноярскому краю и на 11 % по Российской Федерации. Следует отметить, что на протяжении 1995-2005 гг. конкурс на вступительных экзаменах в вузы Российской Федерации был несколько выше, чем по Красноярскому краю (за исключением 2004 г.). Однако с 2006 г. ситуация изменилась: по Красноярскому краю на 2 заявления на 100 мест было подано больше, чем по Российской Федерации. В 2007 г. эта разница составила 65 заявлений на 100 мест, или 32 %, а в 2008 г. - 28 заявлений на 100 мест, или 13 %.
Кроме государственных и негосударственных вузов подготовку специалистов высшей квалификации на территории Красноярского края осуществляет широкая сеть
филиалов как вузов края, так и вузов из других регионов (табл. 5).
На территории Красноярского края по состоянию на 01.02.2008 г. функционировало 45 филиалов вузов, из них 55 % - филиалы вузов Красноярского края и 45 % - филиалы вузов других регионов Российской Федерации. Следует отметить, что из 25 филиалов вузов Красноярского края 92 % принадлежит государственным вузам и только 8 % (2 филиала) негосударственным вузам региона. Противоположная ситуация наблюдается по филиалам вузов из других регионов страны. Из 20 филиалов данных вузов только 25 % (5 учреждений) принадлежит государственным вузам и большая часть (75 %, или 15 филиалов) является филиалами негосударственных вузов страны.
На конец 2008 г. ситуация на рынке образовательных услуг, предоставляемых филиалами вузов, несколько изменилась. Произошло сокращение общего числа филиалов с 45 до 39 учреждений, т. е. на 6 филиалов, из них закрылись 3 филиала государственных вузов Красноярского края, 2 филиала негосударственных и 1 филиал государственного вуза других регионов Российской Федерации.
Таким образом, сокращение числа филиалов на территории Красноярского края произошло за счет ликвидации филиалов вузов Красноярского края и других регионов Российской Федерации с переводом студентов в головные образовательные учреждения.
Таблица 4
Сравнительный анализ доли численности студентов высших учебных заведений в разрезе форм обучения по Российской Федерации и Красноярскому краю в 1995/1996-2006/2007 учебных годах, %
Показатели 1995/1996 2000/2001 2003/2004 2004/2005 2005/2006 2006/2007 2007/2008
Обучались на отделениях:
Очных:
Российская Федерация 62,8 55,4 50,8 49,9 49,7 49,0 47,9
Красноярский край 64,3 60,5 56,7 57,2 54,6 54,4 52,9
Очно-заочных (вечерних):
Российская Федерация 6,3 6,4 5,4 5,3 5,3 5,1 4,7
Красноярский край 2,8 3,3 2,6 2,5 2,2 2,1 1,8
Заочных:
Российская Федерация 30,7 37,1 41,9 42,7 42,9 43,7 45,1
Красноярский край 32,9 36,1 39,0 38,4 40,9 40,6 41,8
Экстернат:
Российская Федерация 0,2 1,1 1,9 2,1 2,1 2,2 2,3
Красноярский край - 0,1 1,7 1,9 2,3 2,9 3,5
Рис. 1. Конкурс на вступительных экзаменах в государственных и муниципальных высших учебных заведениях по Российской Федерации и Красноярскому краю (на 100 мест подано заявлений) в 1995-2008 гг.
Обучение студентов в вузах и их филиалах происходит по 87 специальностям, из них наиболее популярными и востребованными у абитуриентов являются следующие: «Менеджмент организации», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Экономика и управление» (рис. 2).
Следует отметить, что большая часть вузов, функционирующих на территории Красноярского края, предлагают образовательные услуги по одинаковым специальностям. Таким образом, на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования на территории Красноярского края существует достаточно жесткая конкуренция, вследствие чего на первый план выдвигаются такие критерии предоставления образовательных услуг, как уровень платы за обучение и условия обучения.
Все вузы, осуществляющие предоставление образовательных услуг в Красноярском крае, предоставляют платные образовательные услуги в области высшего профессионального образования на договорной основе. Сравнительный анализ стоимости обучения в вузах г. Красноярска по ряду специальностей, наиболее часто встречающихся в образовательных программах, свидетельствует о существенной дифференциации стоимости предоставления платных образовательных услуг в области высшего профессионального образования вузами региона.
Лидером по стоимости обучения выступает Сибирский федеральный университет (СФУ). Например, стоимость обучения по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» составляет в СФУ по очной форме обучения 48 000 руб. за один семестр, что на 33,3 % выше,
чем в Красноярском государственном аграрном университете (КГАУ), на 45,5 % выше, чем в Сибирском государственном технологическом университете (СибГТУ), и в 2,1 раза превышает стоимость в Красноярском институте социально-экономических наук (КИСЭН). По заочной форме обучения - 24 000 руб. за семестр, что на 50 % выше, чем в КГАУ, на 21,2 %, чем в СибГТУ, и в 1,3 раза больше, чем в КИСЭН и Сибирском институте бизнеса, управления и психологии. Аналогичная ситуация по стоимости предоставляемых платных образовательных услуг наблюдается и по другим специальностям.
Следует отметить, что негосударственные вузы придерживаются ценовой политики, ориентированной на более низкие цены за обучение по сравнению с государственными вузами, для привлечения большего количества абитуриентов. Также следует отметить, что стоимость обучения по очной форме в большинстве вузов одинаковая независимо от специальности, в то время как по заочной форме обучения она колеблется в зависимости от престижа и востребованности данной специальности у студентов.
Таким образом, проведенные исследования позволяют выявить следующие тенденции и особенности предложения на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования Красноярского края:
1) продолжает расти престиж высшего профессионального образования, о чем свидетельствует постоянный рост числа студентов на территории края и увеличение конкурса на вступительных экзаменах;
2) наблюдается стабильное увеличение численности доли студентов, обучающихся в негосударственных вузах
Таблица 5
Динамика количества филиалов государственных и негосударственных вузов, расположенных на территории Красноярского края (рассчитано по информации совета ректоров Красноярского края)
Учебные года Всего Филиалы вузов Красноярского края Филиалы вузов других регионов РФ
филиалов Всего Государст- Негосударст- Всего Государст- Негосударст-
венные венные венные венные
2007/2008 45 25 23 2 20 5 15
2008/2009 39 22 20 2 17 4 13
Менеджмент организации Бухгалтерский учет, анализ и аудит Финансы и кредит Экономика (бакалавриат)
Менеджмент (бакалавриат)
Экономика и управление на предприятии Юриспруденция Маркетинг
Государственное и муниципальное управление Прикладная информатика Психология
Рис. 2. Частота повторений отдельных специальностей по вузам, расположенным на территории Красноярского края (рассчитано по информации совета ректоров Красноярского края)
3 3 3
8
7
5
Красноярского края, однако темпы прироста численности данных студентов ниже, чем по Российской Федерации, но выше, чем по Сибирскому федеральному округу;
3) ведущую роль в предоставлении образовательных услуг в области высшего профессионального образования на территории края продолжают занимать государственные вузы, на долю которых приходится около 91 % всех студентов вузов региона;
4) в крае, по сравнению с Российской Федерацией, выше доля студентов, обучающихся на очной форме обучения, и существенно ниже (более чем в 2 раза) доля студентов, обучающихся по очно-заочной (вечерней) форме обучения;
5) на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования Красноярского края получила достаточно быстрое развитие такая форма обучения, как экстернат;
6) высшие учебные заведения края сосредоточены в г. Красноярске (только 1 вуз расположен в г. Норильске), кроме того, на территории города действует ряд филиалов вузов других регионов страны, что придает г Красноярску статус центра подготовки специалистов высшей квалификации в регионе;
7) происходит повышение качества подготовки специалистов высшей квалификации в результате реорганизации ряда вузов г. Красноярска и создания Сибирского федерального университета;
8) наблюдается тенденция снижения численности профессорско-преподавательского персонала в вузах в расчете на 1 000 студентов, что приводит к увеличению нагрузки на одного преподавателя;
9) на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования края наблюдается тенденция уменьшения числа филиалов, причем данная тенденция касается как государственных, так и негосударственных вузов;
10) большинство вузов и их филиалов предоставляют одинаковый набор специальностей, что приводит к переизбытку специалистов данных квалификаций на рынке труда региона, с одной стороны, и ужесточению конкуренции на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования, с другой стороны;
11) продолжается развитие предоставления платных образовательных услуг как государственными, так и негосударственными вузами и их филиалами на территории Красноярского края;
12) отсутствует единая ценовая политика вузов в области предоставления платных образовательных услуг, наблюдается дифференциация стоимости обучения в различных вузах в разрезе отдельных специальностей и форм обучения.
Предложение на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования под влиянием различных факторов постоянно находится в изменении, поэтому периодически необходимо проведение исследований с использованием статистических данных, характеризующих состояние рынка образовательных услуг Российской Федерации, Сибирского федерального округа и Красноярского края.
Полученные результаты исследования могут быть использованы вузами Красноярского края при формировании предложения на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования.
Библиографический список
1. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2006 : стат. сб. / Федер. служба гос. статистики. М. : Федер. служба гос. статистики, 2007.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2008 : стат. сб. / Росстат. М., 2008.
3. Россия в цифрах. 2009 : краткий стат. сб. / Росстат. М, 2009.
4. Образование в Красноярском крае : стат. справ. / Красноярскстат ; Федер. служба гос. статистики. Красноярск : Красноярскстат, 2009.
5. Красноярский край в цифрах в 2006 году : крат. стат. сб. / Красноярскстат ; Федер. служба гос. статистики. Красноярск : Красноярскстат, 2007.
6. Красноярский край в цифрах : стат. справ. / Красноярскстат ; Федер. служба гос. статистики. Красноярск : Красноярскстат, 2007.
7. Образование в России - 2007 : стат. бюл. М. : МГУПИ, 2008.
N. I. Denisova
TRENDS AND FEATURES OF THE EDUCATIONAL SERVICES’ MARKET IN THE FIELD OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN THE KRASNOYARSK REGION
Trends and specific features of offers on the educational services ’ market in the field of higher professional education in the Krasnoyarsk Region are reviewed in this article.
The article represents a comparative analysis of the condition at educational services ’ market in the Russian Federation, Siberian Federal District and the Krasnoyarsk Region.
Keywords: higher professional education, regional market of educational services, higher education institutions, higher-education teaching staff, forms of education, educational fees.
© Денисова Н. И., 2009