№ 1 (33), 2015
Гуманитарные науки. Педагогика
УДК 378.30
М. А. Гаврилова, М. Н. Гусарова
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА
Аннотация.
Актуальность и цели. Главной задачей современного образования является создание таких условий обучения, при которых не только обучающиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, но и преподаватели были востребованными и успешными. В связи с этим актуальной задачей становится проектирование информационно-образовательной среды преподавателя колледжа как средства развития его профессиональной компетентности и обеспечивающей ему осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на его профессиональное и личностное развитие. Цель работы - обосновать и проанализировать алгоритм педагогического проектирования информационнообразовательной среды преподавателя колледжа.
Материалы и методы. Для реализации исследовательских задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение педагогической, методической литературы по проблеме работы; анализ образовательных стандартов, учебных программ, учебных пособий и методических материалов; обобщение педагогического опыта.
Результаты. Рассмотрено применение личностно-ориентированного подхода при проектировании информационно-образовательной среды преподавателя колледжа. Представлены этапы ее проектирования. Выделены основные цели информационно-образовательной среды преподавателя колледжа. Приведен один из возможных методов построения ее модели. Рассмотрена система принципов, характеризующих закономерности ее формирования и развития.
Выводы. Информационно-образовательная среда преподавателя колледжа активизирует традиционные и стимулирует развитие новых форм деятельности обучающихся и преподавателей, изменяет содержание образования, поэтому вопросы проектирования ее модели требуют изучения.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда преподавателя, моделирование образовательной среды, модель информационно-образовательной среды, этапы проектирования образовательной среды преподавателя, принципы информационно-образовательной среды преподавателя.
M. A. Gavrilova, M. N. Gusarova
CONCEPTUAL SUBSTANTIATION OF THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT DESIGN OF A COLLEGE TEACHER
Abstract.
Background. The main task of the modem education is to create such conditions of training under which not only the trained will realize their capabilities, be prepared for life in the high-tech competitive world, but also the teachers will be demanded and successful. In this regard the design of the information and educational environment for a college teacher as a development tool of his/her professional
Humanities. Pedagogy
169
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
competence and providing implementation of the individual information activities aimed at his/her professional and personal development becomes an actual task.
The purpose of the work is to prove and analyze an algorithm of pedagogical design of the information and educational environment of college teachers.
Materials and methods. For realization of research tasks the following methods of research were used: the analysis and generalization of pedagogical, methodical literature on the work problem; the analysis of educational standards, training programs, manuals and methodical materials; the synthesis of pedagogical experience.
Results. The author considered the application of the personal focused approach at designing of the information and educational environment of a college teacher, as well as the stages of the design. The main objectives of the information and educational environment of a college teacher were allocated. One of possible methods of creation of its model was given. The researcher considered a system of principles characterizing regularities of its formation and development.
Conclusions. The information and educational environment of college teachers makes active traditional forms of students’ and teachers’ activity and stimulates development of the new ones. The information and education environment of college teachers changes the content of education, and therefore the problems of its model design demand investigation.
Key words: information educational environment of the teacher, modeling of the educational environment, model of the information educational environment, design stages of the educational environment of the teacher, principles of the information and educational environment of the teacher.
Требования ФГОС предусматривают развитие коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций, потребностей в самообразовании на основе потенциальной многовариантности содержания и организации обучения. Решению этих задач будут способствовать информатизация и формирование информационно-образовательных сред (ИОС) преподавателей на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [1]. Высокие темпы развития образования, «разворот» его направляющего вектора в сторону совершенствования системы профессиональной подготовки создали потребность в непрерывном повышении квалификации и внедрения новых форм и методов работы с обучающимися. Эти задачи могут быть решены с помощью формирования единой ИОС. В Концепции информационно-образовательной среды говорится о создании специализированных сред, обеспечивающих организацию педагогического процесса на базе ИКТ [2].
Проблеме проектирования информационно-образовательных сред посвящен ряд исследований, которые определяют сущность и характеристики процесса проектирования ИОС. В исследованиях российских ученых (А. А. Андреев, В. В. Гура, В. А. Ясвин и др.) сформулированы общие принципы построения автоматизированных обучающих систем, информационнообразовательных сред; определены направления применения ИКТ в образовании; разработаны дидактические и технологические принципы формирования и функционирования систем открытого и дистанционного образования.
В публикации [3] обосновано, что применение информационных и телекоммуникационных технологий в обучении ведет к становлению новой формы образования, системы «открытого образования». Считаем, что принцип открытости является фундаментальным при построении ИОС. В этом
170
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Гуманитарные науки. Педагогика
случае в методической системе обучения существенно изменяется содержание ее компонентов.
Создание образовательной среды начинается с компьютерного моделирования традиционных сред в учебном процессе, к которым относятся тексты, дидактические материалы, исследовательские работы, моделирование практических опытов и др. [4]. Главными идеями здесь являются жесткая структура, типологизация, визуальное представление информации, способствующая быстрому ее поиску и обработке в соответствии с целями дальнейшего применения [5].
В. В. Гура выделяет цель педагогического проектирования ИОС - создание условий для развития личности в результате повышения качества образования за счет повышения мотивации учения и приобретения медиакомпетентности в процессе взаимодействия с личностно-ориентированными компонентами среды - электронными образовательными ресурсами [6].
Понятиям «среда», «образовательная среда», «педагогическая среда», «среда обучения» посвящено немало работ, но, как правило, под ними понимается среда, созданная для обучающегося. В нашем исследовании предлагается поэтапное создание среды для преподавателя.
В. А. Ясвин определяет образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении, и выделяет в структуре образовательной среды три базовых компонента [7]:
- пространственно-предметный (пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации детей);
- социальный, т. е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (обучающимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и другими);
- психодидактический, т.е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях.
В соответствии с этими компонентами строится проектирование и моделирование образовательной среды как системы возможностей, позволяющих реализовать индивидуальный учебный план, который обеспечивал бы освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей, личностного развития и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Согласно алгоритму педагогического проектирования образовательной среды осуществляется взаимосвязанное проектирование каждого из ее трех компонентов в контексте организации системы возможностей для удовлетворения всего иерархического комплекса потребностей и реализации личностных ценностей всех субъектов процесса обучения.
Таким образом, В. А. Ясвин проектирует образовательную среду, формирующую личность обучающегося по определенному образцу. Мы стремимся создать такую среду, которая способствует развитию творческой личности.
Humanities. Pedagogy
171
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
В рамках нашего исследования рассмотрим применение личностноориентированного подхода при проектировании информационно-образовательной среды преподавателя. Выделим следующие этапы проектирования ИОС:
1. Определение целей и образовательных задач ИОС преподавателя.
На данном этапе определяются цели проектирования ИОС как педагогической системы, а также система учебных задач, которые предполагается решить в рамках данной ИОС. При организации процесса обучения с помощью образовательной среды учитываются индивидуальные особенности обучающихся, т.е. реализовывается обучение по индивидуальному графику с учетом подготовленности, скорости прохождения учебного материала и т.д.
К основным целям ИОС преподавателя относятся получение определенных знаний, умений и навыков по своей специальности, получение умений и навыков в овладении способами и методами извлечения и анализа информации независимо от предметной области, развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности и развитие творческих способностей как при индивидуальной работе, так и в коллективе, способностей к саморазвитию, самопознанию.
2. Анализ программно-технического состояния, информационного и личностного потенциала преподавателя.
Сюда относится анализ технических средств обучения, состояния компьютерных сетей, необходимого программного обеспечения общего и специального назначения, обучающих комплексов по дисциплинам, их состояние, возможность обновления, а также информационное наполнение обучения (информационные ресурсы, электронные и печатные учебники, пособия, методические указания, справочники, тесты и другие контрольно-измерительные материалы).
3. Выбор педагогических технологий, методов приемов, а также видов и форм контроля учебной деятельности.
На основе анализа целей, образовательных задач ИОС, анализа программно-технического состояния рассматривается целесообразность использования различных педагогических приемов, методов и технологий для реализации обучения.
4. Информационное наполнение.
На основе пунктов 2 и 3 выполняется накопление содержательной информационной базы, а также оценивается возможность использования информационных ресурсов в предстоящем процессе обучения.
5. Определение функций информационной образовательной системы.
Рассматриваются возможности автоматизации некоторых функций
преподавателя.
6. Создание модели ИОС.
7. Внедрение в процесс обучения и эксплуатация ИОС.
8. Оценка педагогической эффективности. Измерение качественных и количественных педагогических характеристик процесса обучения.
9. Верификация и корректировка.
Верификация позволяет оценить соответствие параметров разработки с исходными требованиями и при необходимости вносить изменения в предыдущие этапы.
172
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Гуманитарные науки. Педагогика
Построение информационно-образовательной среды преподавателя осуществляется на основе обязательного предварительного моделирования. Одним из наиболее целесообразных и эффективных методов проектирования ИОС является метод информационного моделирования. Из теории информационного моделирования следует, что информационная модель выступает как совокупность взаимосвязанных описаний понятий о предмете изучения на основе применения знаковых систем. В информационной модели отражаются качественные и количественные свойства объектов и процессов, составляющих предмет изучения, а также логические, функциональные, пространственные и временные отношения между ними.
Модель ИОС отражает компонентную структуру среды, определяющую не только объекты и технологии, входящие в среду, но и систему межкомпонентных взаимосвязей и взаимодействий, а также содержит систему основных требований, которым должны удовлетворять как отдельные информационные ресурсы, так и объединяющая их информационно-образовательная среда.
Модель определяет информационно-образовательную среду преподавателя как многокомпонентную систему, включающую в себя электронные учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, специализированные тренажеры и средства компьютерного моделирования, системы контроля знаний, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы. Многокомпонентную модель информационно-образовательной среды преподавателя рассматриваем как систематизированное объединение требований, подсистем, информационных ресурсов и технологий, оказывающих влияние на специфику и эффективность информатизации учебной, контрольно-измерительной, научно-исследовательской деятельности преподавателей и обучающихся. Структура информационно-образовательной среды преподавателя представлена на рис. 1. В состав среды входят: подсистемы среды, требования, предъявляемые к разработке ИОС, основные преимущества и перспективы использования информационной образовательной среды.
Рис. 1. Модель информационно-образовательной среды преподавателя
Humanities. Pedagogy
173
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Учебная подсистема содержит программно-методический комплекс, обеспечивающий информатизацию учебной деятельности: стандарт по дисциплине, рабочую программу дисциплины, учебники и учебные пособия, электронные учебники, справочники, лекции, презентационный материал и другие материалы, основное назначение которых создание и расширение информационного поля, направленного на будущую профессиональную деятельность.
Подсистема оценки результатов обучения включает в себя средства измерения, оценки и контроля знаний, умений и навыков обучающихся: руководства практических и лабораторных занятий; программы тестирования, демонстрационные работы обучающихся и другие материалы, основное назначение которых создание и расширение информационного поля, направленного на систематизацию оценки и контроля знаний, умений и навыков обучающихся.
Научно-исследовательская подсистема содержит научно-методические исследования преподавателей и обучающихся: доклады, сообщения, обеспечение самостоятельной работы обучающихся по преподаваемым дисциплинам.
При проектировании модели ИОС к среде предъявляются требования соответствия ФГОС третьего поколения и нормативным документам Министерства образования и науки РФ, совместимости с международными спецификациями и образовательными стандартами. Кроме того, проектирование и эксплуатация учебной подсистемы информационно-образовательной среды осуществляется в строгом соответствии с требованиями и рекомендациями методического и технологического характера. Основными требованиями к подсистемам, входящим в состав ИОС, являются наличие четкой методики их использования в обучении, фильтрации информации, поступающей к обучающимся, и обязательной взаимосвязи с электронными ресурсами других компьютерных средств, входящих в среду. Информационные ресурсы, собранные в учебной подсистеме ИОС, отвечают стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционным учебным изданиям, таким как учебники, учебные и методические пособия. К электронным информационным ресурсам в связи с их участием в создании информационно-образовательной среды преподавателя предъявляется специфическое требование: навигация каждого информационного ресурса должна способствовать пониманию обучающегося или преподавателя его текущего местоположения в иерархии информационного пространства всей среды, характера содержания компонентов и подсистем среды.
При проектировании ИОС необходимо учитывать, что образовательная среда должна быть открыта для взаимодействия с внешним информационным, образовательным окружением, обеспечивать возможность преподавателю и обучающемуся оптимально подбирать образовательные ресурсы, выбирать виды деятельности - для развития личностных качеств каждого обучающегося. Это является немаловажным принципом, характеризующим закономерности формирования и развития ИОС при непосредственном участии субъектов процесса обучения.
174
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Гуманитарные науки. Педагогика
ИОС позволяет обеспечить управление информационно-учебной деятельностью обучающихся, реализацию широкого набора системообразующих функций, например каталогизацию ресурсов, выполнение единых квалификационных требований и т.д. Организация обучения с помощью информационно-образовательных сред позволяет достигнуть таких важных педагогических целей, как развитие личности обучающегося, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, развитие конструктивного, алгоритмического мышления, когда обучающийся погружается в среду, требующую четкого планирования любых видов деятельности; развитие коммуникативных способностей в ходе выполнения совместных проектов, благодаря расширению возможностей взаимодействия с помощью таких технологий, как электронная почта и электронные конференции; формирование умений в принятии оптимальных решений и адаптации в сложной ситуации в ходе компьютерных экспериментов на основе моделирующих программ, при работе с тренировочными программами, адаптирующимися к возможностям обучающихся путем предъявления индивидуальных заданий и стимулирующими их к улучшению результатов. Развитие образовательной среды влияет на изменение содержания и форм деятельности обучающихся и преподавателей, и, наоборот, образовательная среда развивается благодаря активным созидательным процессам, в которые она вовлекает преподавателей и обучающихся. Информационно-образовательная среда преподавателя понимается как система, аккумулирующая не только программно-методические, организационные и технические ресурсы, но и интеллектуальный, культурный потенциал преподавателя, содержательный и деятельностный компоненты самих обучающихся и преподавателей. Основным механизмом реализации развивающих возможностей ИОС является деятельность преподавателей по воспитанию у обучающихся потребностей в самообразовании в условиях диалогичности обучения, что обеспечивает его управляемость.
Таким образом, предложная структура ИОС преподавателя обеспечивает: формирование навыков исследовательской деятельности; формирование умений добывать и обрабатывать необходимую информацию из разных источников; организацию совместных исследовательских работ обучающихся и преподавателей; оперативный обмен информацией; формирование коммуникативных навыков. Благодаря наполнению ИОС актуализируется содержание обучения, возможен интенсивный обмен информацией, процесс обучения принимает динамический характер. При этом преподаватель не только развивает обучающихся, но и с внедрением ИОС в процесс обучения он получает стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Внедряя ИОС в образовательную деятельность при подготовке будущих специалистов, которым предстоит реализоваться в новом, информационном обществе, преподаватель специальных дисциплин повышает качество образования, уровень подготовки специалистов, умножая при этом и свое профессиональное мастерство. В данном аспекте информационно-образовательная среда повышает уровень сформированное™ отдельных элементов профессиональных качеств преподавателя и тем самым актуализирует потребность в совершенствовании преподавателями своих профессиональных компетентностей.
Humanities. Pedagogy
175
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Список литературы
1. Захарова, И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Захарова И. Г. -Тюмень, 2003.
2. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. - URL: www.e-joe.ru/sod/97/2_97/st064.html.
3. Андреев, А. А. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. - М. : РИЦ «Альфа», МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002. - 168 с.
4. Гаврилова, М. А. Создание компьютерной среды обучения в педагогическом вузе / М. А. Гаврилова, А. Ю. Казаков // Информатизация образования. - Елец, 2005. - С. 286-288.
5. Гаврилова, М. А. Информационно-образовательная среда для организации самостоятельной деятельности студентов - будущих учителей математики / М. А. Гаврилова // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. Общественные науки. -2011. - № 24. - С. 598-602.
6. Гура, В. В. Теоретические основы педагогического проектирования личностноориентированных электронных образовательных ресурсов и сред / В. В. Гура. -Ростов н/Д : Изд-во ЮФУ, 2007. - 320 с.
7. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М. : Смысл, 2001. - 365 с.
References
1. Zakharova I. G. Formirovanie informatsionnoy obrazovaternoy sredy vysshego ucheb-nogo zavedeniya: avtoref dis. d-ra ped. nauk [Formation of the information and educational environment at a university: author’s abstract of dissertation to apply for the degree of the doctor of pedagogical sciences]. Tyumen, 2003.
2. Kontseptsiya sozdaniya i razvitiya edinoy sistemy distantsionnogo obrazovaniya v Ros-sii [The concept of formation and development of the uniform system of distant education in Russia]. Available at: www.e-joe.ru/sod/97/2_97/st064.html.
3. Andreev A. A., Soldatkin V. I. Prikladnaya filosofiya otkrytogo obrazovaniya: pedago-gicheskiy aspekt [Applied philosophy of open education: pedagogical aspect]. Moscow: RITs «Alfa», MGOPU im. M. A. Sholokhova, 2002, 168 p.
4. Gavrilova M. A., Kazakov A. Yu. Informatizatsiya obrazovaniya [Informatization of education]. Elets, 2005, pp. 286-288.
5. Gavrilova M. A. Izvestiya PGPU im. V. G. Belinskogo. Obshchestvennye nauki [Proceedings of Penza State Pedagogical University named after V. G. Belinsky. Social sciences]. 2011, no. 24, pp. 598-602.
6. Gura V. V. Teoreticheskie osnovy pedagogicheskogo proektirovaniya lichnostno-orien-tirovannykh elektronnykh obrazovatel’nykh resursov i sred [Theoretical bases of pedagogical design of person-oriented electronic educational resources and environment]. Rostov-on-Don: Izd-vo YuFU, 2007, 320 p.
7. Yasvin V. A. Obrazovatel’naya sreda: ot modelirovaniya kproektirovaniyu [Educational environment: from modeling to design]. Moscow: Smysl, 2001, 365 p.
Гаврилова Маргарита Алексеевна доктор педагогических наук, профессор, кафедра алгебры и методики обучения математике и информатике, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Gavrilova Margarita Alekseevna Doctor of pedagogical sciences, professor, sub-department of algebra and mathematics and informatics teaching technique, Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
176
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Гуманитарные науки. Педагогика
Гусарова Марина Николаевна аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
Gusarova Marina Nikolaevna Postgraduate student, Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
E-mail: [email protected]
УДК 378.30 Гаврилова, М. А.
Концептуальное обоснование проектирования информационнообразовательной среды преподавателя колледжа / М. А. Гаврилова, М. Н. Гусарова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 1 (33). - С. 169-177.
Humanities. Pedagogy
177