Развитие АПК
НЕКОТОРЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
P.A. БУРХАНОВ,
кандидат экономических наук, доцент Башкирский государственный аграрный университет
В системе конкретных решений совершенствования организационно-экономического и хозяйственного механизмов в аграрной сфере доминирующее положение должна занять проблема снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции, достижения достаточного уровня их возмещения ценами реализации. Государственная аграрная политика не ограничивает роста цен, но в то же время существующая система регулирования рынка проблемы усиления возмещающей функции цен не решает.
Отличительной особенностью экономики на современном этапе является безудержный рост цен на материально-технические ресурсы и, как следствие, себестоимости сельскохозяйственной продукции. Федеральная и региональная статистика осуществляют мониторинг цен. Вместе с тем, внимание к категории себестоимости ослабло как в научных исследованиях, так и на практике. Вопросы организации производственного учета и управления издержками производства отошли на второй план. Это обусловлено множеством причин, в частности с переоценкой роли прибыли. Достижение социально-экономической стабильности и продовольственной безопасности мы связываем с использованием рычагов макроэкономического регулирования, а также факторов микроуровня — оптимизацией затрат на производство и реализацию продукции, повышением продуктивности, снижением издержек производства. Концепция экономического роста, основанная на оценке количественных показателей масштабов производства,
отходит на второй план. Она была приемлема, пока ресурсы казались неисчерпаемыми.
Разумеется, Россия сегодня богата природно-ресурсным потенциалом, который в расчете на душу населения в 2—2,5 раза превышает уровень США, в 6 раз — Германии, в 18—20 раз — Японии. Однако это вовсе не значит, что мы можем использовать его бесхозяйственно, растрачивая без учета современных реалий.
В силу искусственной невоспроизводимости природных ресурсов большое значение приобретают проблемы их экономии и снижения издержек на производство единицы продукции при усилении роли государства в их решении. В этих целях на федеральном уровне следует разработать концепцию снижения издержек производства, которая должна исходить из концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию на основе рационального ресурсопотребления и от инфляции к стабилизации цен. Снижение себестоимости продукции в теории и на практике всегда было неразрывно связано с ресурсосбережением и эффективностью затрат. В соответствии с концепцией снижения издержек ресурсосбережение является, по нашему мнению, центральным звеном рационального ресурсопотребления.
Реализация концепции снижения издержек производства должна обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития, продовольственной безопасности, сохранения окружающей среды, природно-ресурсного и производственного по-
тенциала, удовлетворить потребности настоящего и будущего поколений.
Основными направлениями перехода экономики страны к устойчивому режиму снижения издержек производства можно назвать:
• создание правовой основы функционирования в режиме экономии;
• формирование эффективной системы государственного управления и рыночного саморегулирования;
• учет региональных и отраслевых аспектов снижения издержек производства;
• перевод экономики на высокоэкономичные ресурсосберегающие технологии;
• разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности по снижению издержек производства.
Для управления процессами снижения издержек производства следует устанавливать целевые ориентиры и ограничения. Они должны быть выражены в показателях, характеризующих уровень жизни, уровень экономического развития, степень природоемкости и ресурсоемкости хозяйствования. Реализация принципов снижения издержек производства должна рассматриваться поэтапно, начиная с острых проблем выхода из кризиса.
Выход из кризиса должен начаться с приоритетного развития сельского хозяйства как с базовой отрасли, производящей потребительские товары и обеспечивающей развитие страны. В свое время в США программа подъема экономики, предложенная Франклином Рузвельтом, начиналась именно с поддержки сельского хозяйства.
В то же время мы разделяем позицию тех экономистов, которые считают, что производство продукции не цель функционирования сельского хозяйства, а средство, фактор решения его социальных задач. Такой подход должен изменить отношение к сельскому хозяйству не только как к базовой отрасли. Сельское хозяйство должно быть признано равноправной отраслью на деле, имеющей возможность нормально функционировать и осуществлять расширенное воспроизводство в широком смысле, включая воспроизводство населения, природной среды, ресурсов и производственного потенциала. Только так можно решить задачу обеспечения продовольственной независимости, остановки дальнейшего спада и стабилизации сельского хозяйства.
Сельское хозяйство России является чрезвычайно затратным. По данным публикаций, на единицу конечной продукции расходуется в 5 раз больше энергии и в 4 раза больше металла, чем в
США. Среди слагаемых затратоемкости отечественного сельского хозяйства есть и объективные факторы. К ним следует отнести в первую очередь низкую естественную продуктивность земли. Как известно, в России она в 2,8 раза ниже, чем в странах западной Европы. Эти различия можно лишь частично преодолеть за счет улучшения земель, но сумма температур и количество осадков, а также сочетание этих факторов остаются постоянными и непреодолимыми. На формирование уровня издержек сказывается и такая специфика сельского хозяйства, как высокая ресурсоемкость этой отрасли. Установлено, что на производство одной питательной калории, которую человек получает в продуктах сельского хозяйства, расходуется примерно 10 энергетических калорий. В США, например, двукратное повышение урожайности сельскохозяйственных культур сопровождалось десятикратным увеличением расхода энергии на механизацию и химизацию.
Следует также учесть, что производственный капитал аграрного сектора подорван в огромной степени. Его восстановление, по расчетам специалистов, займет несколько десятилетий. В силу этих причин усиливаются требования к инвестиционной политике, проводимой по отношению к АПК и оценке издержек на производство.
Уровень издержек производства в сельском хозяйстве в значительной степени зависит от рационального использования земли, так как она относится к числу главных, но трудновоспроиз-водимых и ограниченных ресурсов. Известно, что для восстановления плодородного слоя почвы требуется около 50 лет.
По данным Госкомзема в Республике Башкортостан содержание гумуса в почве за последние двадцать лет снизилось на 25—30 % и продолжает падать. К тому же из года в год в республике уменьшаются земли, пригодные для ведения сельского хозяйства.
Значительная часть сельскохозяйственных угодий заболочена, около 4 млн гектаров подвергнуты эрозии или склонны к ней. По некоторым оценкам, в настоящее время около 25 % земель, на которых выращиваются продукты питания, находятся в зонах активного загрязнения. Как следует из официальной статистики, в Республике Башкортостан накануне реформ на душу населения приходилось 1,8 га сельскохозяйственных угодий (по РФ—1,5 га). Однако, в последнее время с учетом выбывших из оборота земель и тех сельскохозяйственных угодий, на которых не могут расти (хотя и выращиваются) сельскохозяйственные культуры, в
Республике Башкортостан приходится 1,2 га земли на одного человека (по РФ — 0,17 га).
Не менее важной предпосылкой снижения издержек на производство служит рациональное и бережное использование всех других факторов производства, которые обладают общим важным свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве. Поэтому все острее ощущается дефицит энергетических и материальных ресурсов.
Необходимость ресурсосбережения обусловлена также изменением механизмов хозяйствования. Наиболее ответственным его звеном становится непосредственный товаропроизводитель, который самостоятельно планирует и организует свою деятельность, руководствуясь заключенными договорами с поставщиками и покупателями продукции и опираясь в основном на свои ресурсы. Рынок определяет допустимый уровень издержек производства предприятия. Чтобы обеспечить выживаемость предприятия, необходимо прежде всего уметь реально оценить финансовое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. А это возможно только при системном наблюдении и анализе за изменением как производственной, так и полной себестоимости продукции и правильном определении величины прибыли.
В хозяйствах, в соответствии с сегодняшними реалиями, основной упор делается на организацию финансового учета. Но не на должном уровне поставлен производственный учет, анализ деятельности производственных подразделений. По существу на многих предприятиях не действует система управления издержками производства, практически не контролируется себестоимость продукции.
В дореформенной экономике, имевшей затратный характер, показатель себестоимости слабо ориентировал предприятия на повышение качества продукции и улучшение потребительских свойств.
В новых условиях без повышения качества продукции невозможно завоевать рынок товаров. В этих условиях переход экономики предприятий на ресурсосберегающий и самоокупаемый путь развития становится объективной необходимостью.
Следует отметить, что этот путь развития является одним из главных в странах Запада. По данным публикаций, в этих странах в 1980—1990 гг. за счет ресурсосбережения было получено 70—90 % всего прироста валового внутреннего продукта.
Таким образом, в условиях рынка экономические результаты деятельности в значительной степени зависят от эффективности затрат. В то же
время, при одних и тех же затратах существенно различаются результаты. В особенности это касается сельского хозяйства, которое еще сильно зависит от природно-климатических условий. Отсюда вытекает задача оценки оптимальности затрат, изучения их уровня, структуры, динамики и зависимости от факторов. Оценивать эффективность данной отрасли только по показателям выхода продукции на единицу затрат труда или ресурсов не совсем достоверно. Необходима всесторонняя оценка эффективности затрат в сельском хозяйстве.
На процесс формирования издержек производства в сельском хозяйстве большое влияние оказывают внутренние особенности данной сферы. В первую очередь к ним относится специфика двух самостоятельных отраслей — растениеводства и животноводства.
В растениеводстве формирование затрат обусловлено спецификой земледельческого труда, связанной с биологическими особенностями развития растений и почвы. Они, с одной стороны, развиваются по своим естественным законам, а с другой, являются ограниченными и трудновоспроизво-димыми ресурсами. В результате, не только производство продукции, но и уровень фактических издержек на единицу продукции носит сезонный характер и может быть рассчитан полностью только после завершения процесса производства.
В животноводстве важную роль играют биологические и физиологические особенности развития животных, здесь менее выражена сезонность и имеется больше возможностей для оперативного и текущего планирования затрат и выхода продукции, для организации системы наблюдения за издержками, более точного и своевременного определения уровня затрат и сравнения их с данными, предусмотренными по технологии.
Таким образом, влияние природных сил, непредсказуемость затрат и результатов свидетельствуют о вероятностном, статистическом характере сельскохозяйственного производства и представляет его главную объективную особенность.
Становление рыночных отношений породило и экономическую неопределенность, связанную с ростом цен, несовершенством налоговой, денежно-кредитной и таможенной политики, ростом объемов неплатежей, резким снижением уровня жизни основной массы населения.
Негативное влияние на формирование издержек оказывает инфляция, в результате которой нарушение паритетности приняло практически необратимый характер.
РЕгионАльш экономикА: теория и практика
145
Колоссальное повышение цен на промышленную продукцию, потребляемую в сельском хозяйстве, вызвало невиданный рост себестоимости сельскохозяйственной продукции. При этом рост себестоимости продукции происходит не только в условиях инфляции, но и диспаритета цен. Поэтому при анализе влияния цен на формирование издержек необходимо различать две составляющие: инфляцию; диспаритет цен.
Первая составляющая зависит от факторов спроса и предложения. Вторая — связана с неэквивалентностью межотраслевого обмена. Цены на продукцию сельского хозяйства возросли за годы реформ в 4—5 раз меньше, чем цены на ресурсы промышленного производства и услуги. Диспаритет цен оказал разрушающее воздействие на инвестиционную сферу. В этих условиях, важно выявить, как влияют инфляция и диспаритет на затраты производства и себестоимость продукции. Это позволит разработать обоснованные подходы к решению проблемы паритетности обмена на современном этапе с учетом отраслевых и региональных особенностей. Кроме того, решить эту проблему только с помощью цен на данном этапе нереально. Теоретически решение данной проблемы, при существующей методике ценообразования, возможно лишь при наличии условий для окупаемости затрат и накопления аграрного капитала за счет собственных средств. В этих целях необходимо в первую очередь совершенствовать налогообложение как основной инструмент вмешательства в регулирование рыночной экономики.
По действующему законодательству сельскохозяйственные предприятия освобождены от уплаты налогов на прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции, на имущество, в дорожные фонды. На основные виды сельскохозяйственной продукции установлены пониженные ставки налога на добавленную стоимость. Однако высокая трудоемкость сельскохозяйственного производства приводит к тому, что доля отчислений во внебюджетные фонды по сельскохозяйственным предприятиям по отношению к выручке в 2 раза превышает эту долю по промышленности. Поэтому, несмотря на предоставленные льготы, общая тяжесть налогообложения (включая плату во внебюджетные фонды) сельскохозяйственных предприятий является высокой относительно других отраслей.
Формирование затрат в сельском хозяйстве происходит в условиях финансовой неопределенности и неплатежей. Общая сумма кредиторской задолженности по сельскохозяйственным пред-
приятиям Республики Башкортостан достигла на 1 января 2006 г. 15,1 млрд руб., в т. ч. просроченной— более 4,6 млрд руб. Это превышает годовую выручку сельскохозяйственных предприятий от реализации продукции и представляет по существу накопленные за ряд лет потери из-за диспаритета цен.
В то же время сельское хозяйство испытывает острую потребность в кредитовании, которая вызвана двумя причинами. Во-первых, в результате инфляции все собственные финансовые ресурсы предприятий были обесценены. Во-вторых, потребность в кредитах возникает периодически у всякого нормально работающего предприятия ввиду особенностей технологии аграрного производства, прежде всего длительности производственного цикла от начала до получения готового к реализации продукта. В сельском хозяйстве оборот финансовых средств растянут, как правило, минимум на три месяца. Однако, провозгласив единый для всех производителей подход при кредитовании и не наведя порядка в финансовой сфере, государство не обеспечило доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Как известно, в связи с инфляцией процентная ставка как по централизованным, так и по коммерческим кредитам за короткий срок повысилась до 180— 200 % в 1993—1994 гг., в результате кредитование было практически прекращено.
Одна из особенностей сложившейся экономической ситуации состоит в том, что в составе издержек производства увеличиваются материальные затраты вследствие роста цен на энергетические ресурсы. Для снижения издержек, в том числе с помощью энергосбережения, а также для приспособления производства к меняющемуся спросу, обновления и повышения конкурентоспособности продукции необходимы крупные инвестиции в основной капитал.
В условиях удорожания стоимости основных средств будет возрастать роль амортизационной политики в формировании себестоимости продукции. Поэтому актуальными являются вопросы оптимизации общей величины амортизационных отчислений путем оценки сроков полезного использования объектов основных средств, обоснования их нормативов. В последние годы, в связи с систематически проводимой переоценкой основных фондов, непрерывно возрастал удельный вес амортизации в структуре себестоимости продукции. Амортизация не покрывает основной части выбывающих фондов и теряет свое значение
как источник инвестиций. Из-за неплатежеспособности потребителей продукции начисленные амортизационные отчисления либо омертвляются в товарных запасах, либо превращаются в дебиторскую задолженность, так как предприятия лишены возможности получить их в денежной форме. Кроме того, допускается нецелевое использование этого фонда. В 2005 г. в Республике Башкортостан на инвестиции было использовано лишь 4,5 % начисленных амортизационных отчислений, а остальная часть потеряна, так как их использовали на частичное пополнение оборотных средств или на частичное погашение кредиторской задолженности. Выдача долгосрочных кредитов хозяйствам с 1992 г. практически прекратилась, и в 2003 г. доля полученных долгосрочных кредитов составила лишь 10 % к сумме амортизации. Начиная с 1994 г. введен лизинг сельскохозяйственной техники. В бюджете Республики Башкортостан на 2006 г. были предусмотрены ассигнования на лизинг сельскохозяйственной техники в сумме 100 млн руб., что составляет 0,7 % к амортизационным отчислениям. В отрыве от совершенствования материально-технической базы сельского хозяйства была разрушена монополия государственной собственности, и проведена реорганизация форм хозяйствования путем разгосударствления и приватизации. Почти повсеместное изменение организационных форм и типов хозяйствования в большинстве случаев носило формальный характер. Преобразованию должна подлежать не форма, а отношения собственности. Рыночный механизм стали сводить не к разнообразию форм, а обязательно к частной собственности. Все сказанное требует совершенствования специализации, концентрации производства, форм хозяйствования и изучения их влияния на себестоимость продукции.
С развитием многообразных форм хозяйствования, предпринимательства существенные изменения претерпели внутрихозяйственные отношения тех предприятий, где реорганизация проводилась не формально. Это было обусловлено стремлением сельскохозяйственных товаропроизводителей обрести подлинную самостоятельность.
Успешно развиваются только те предприятия, которые осваивают новые формы организации первичных трудовых коллективов.
Однако в большинстве случаев они не реализовали свои потенциальные возможности из-за финансовых трудностей, материально-технической необеспеченности, нестабильности общей ситуации. В результате кризисных явлений ослабло
внутрихозяйственное экономическое управление и прежде всего управление затратами. Если при системе плановой экономики для получения прибыли колхозы и совхозы использовали возможности ценового механизма и резервы снижения себестоимости продукции как равнозначные, то в переходный период была предложена концепция маркетинга с основным акцентом на ценовые факторы. Серьезная маркетинговая деятельность должна быть направлена также на снижение затрат, так как в ряде случаев низкая себестоимость товара становится условием его продажи. Например, маркетинговая концепция Генри Форда состояла именно в том, чтобы снизить себестоимость автомобиля и сделать его доступным для массового потребителя.
Для современного этапа развития экономики западных стран является характерным процесс интеграции планирования, учета, анализа, контроля и принятия управленческих решений в единую систему управления предприятием. Одной из таких систем является контроллинг, который получил за рубежом довольно широкое развитие.
Таким образом, в условиях рынка эффективное использование ресурсного потенциала не может быть достигнуто автоматически. Требуется восстановить внутрихозяйственное экономическое управление. Основой этого является внедрение внутрихозяйственного расчета с предоставлением первичным подразделениям высокой степени самостоятельности не только в организации производства, но и в формировании и распределении хозрасчетного дохода, возможности заниматься предпринимательской деятельностью, расширении прав по вопросам собственности и финансов. Для повышения эффективности внутрихозяйственного расчета следует широко использовать принципы и методы контроллинга.
Каждое предприятие должно сопоставлять затраты с результатами и разрабатывать меры по снижению себестоимости продукции.
Перечень мер по снижению затрат может оказать большую помощь в увеличении прибыли, если только поставленные в нем цели являются реальными. Поэтому он должен быть ясным, полным, в нем должны рассматриваться все важнейшие фазы производства и маркетинга каждого продукта, а также обязанности и ответственность непосредственных исполнителей. Именно с этой точки зрения мы должны подойти к проблеме снижения себестоимости продукции и создания оптимальной системы управления издержками производства.
Проблемы формирования и снижения себестоимости продукции необходимо рассматривать не только на уровне отдельного предприятия, но и с позиции региона, отрасли и в целом общества. Окупаемость затрат является условием нормального воспроизводства, источником образования прибыли и формирования значительной части бюджетов всех уровней. Снижение себестоимости продукции во всех отраслях экономики является финансовым источником инвестиций, позволяет увеличить трудовые доходы работников, снизить цены на продукцию, что, в конечном счете, будет способствовать стабилизации социальной напряженности в нашем обществе. Например, при снижении затрат на производство в сельскохозяйственных предприятиях Республики Башкортостан на один процент можно обеспечить экономию более 180 млн руб. средств в текущих ценах.
Кризисные явления переходного периода к рынку особо сильно отразились на росте издержек производства. По своему воздействию на процесс формирования издержек факторы внешней среды намного превысили действие факторов внутренней сферы.
В этих условиях важной прерогативой государства является совершенствование механизмов государственного регулирования в сельском хозяйстве в рыночных условиях.
За рубежом крупномасштабное финансирование сельского хозяйства является одним из основных принципов аграрной политики протекционизма, которая преследует цель сохранения продовольственной безопасности страны. В наших условиях оказание прямой поддержки развитию национального сельского хозяйства следует рассматривать как объективную необходимость и главное направление государственного регулирования аграрной сферы. Вместе с тем практика показывает, что в областях, где выплачивают максимальные дотации, сложилась также высокая себестоимость продукции. Поэтому с позиций стратегических задач дотации, таможенную политику, политику разумного протекционизма нужно рассматривать как временные меры, которые должны обеспечить отечественным производителям условия для нормальной конкуренции с внешним рынком.
Совершенствование механизмов государственного регулирования приобретает в России особую значимость в связи с принципиальной особенностью развития рынка в нашей стране, а именно — с высокой затратоемкостью производства и низкой конкурентоспособностью отечественной продукции.
Практика развитых стран показывает, что поддержка агропромышленного комплекса в период структурных перестроек и реформ должна осуществляться централизованно на уровне федерального правительства и федерального бюджета. Опыт нашей страны свидетельствует, что финансирование из местных бюджетов зависит от субъективных факторов и не осуществляется на единой методологической основе. Важнейшими направлениями государственного регулирования, с нашей точки зрения, должны стать:
1) создание необходимых экономических условий для самоокупаемости аграрной сферы и расширенного воспроизводства отрасли, включая воспроизводство населения, природных ресурсов и производственного потенциала;
2) создание и регулирование механизмов рыночного ценообразования, пропорций внутри- и межотраслевого обмена;
3) финансирование программ снижения издержек производства, привлечения инвестиций, повышения качества и конкурентоспособности продукции.
Главные направления государственной поддержки и регулирования должны быть связаны с ростом эффективности производства и снижением себестоимости продукции.
На решение этих и других задач развития АПК направлен принятый закон РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ.
Кроме этого, основным, базовым документом, способствующим увеличению производства и ее удешевлению является разработанные по инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина приоритетные национальные проекты. В числе других разработан проект «Развитие агропромышленного комплекса», который включает три направления: ускорение развития животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе; обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе. По Республике Башкортостан на реализацию данного проекта предусмотрено выделение федеральных и республиканских бюджетных средств в сумме 308,49 млн руб.
Ход реализации проекта в 2006 г. показывает, что в республике обеспечено увеличение производства молока на 2,6 % (по проекту — 2,6), мяса на 6,7 (по проекту — 6,7) ведутся строительство, реконструкция и модернизация 18 животноводческих объектов, организованы 39 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. На осуществление указанных мер из
бюджетов всех уровней по первому направлены — 23 млн руб., по второму направлению — 11,8 млн руб. Кроме того, по всем направлениям получено кредитов на сумму 2,9 млрд руб.
При этом соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации и Республики Башкортостан установлен порядок предоставления средств на строительство жилья, т. е. из федерального бюджета (на безвозвратный основе)— 30 %, из республиканского бюджета— в размере 40 % нормативной стоимости жилья, а оставшиеся 30 % стоимости жилья граждане оплачивают за счет личных средств (заемных). Учитывая итоги 2006 г., можно заключить, что в Республике Башкортостан успешно реализуется приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса».
ЛИТЕРАТУРА
1. Грибов В. Д., Грузинов В. П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум, 3-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2006. - С. 336.
2. Организация производства на предприятиях АПК /Под ред. Ф. К. Шакирова. - М.: Колос, 2003. - С. 234.
3. РафиковаН. Т. Себестоимость сельскохозяйственной продукции: факторы и методология
анализа. — М.: Финансы и статистика, 1999. — С. 301.
4. Резников Н. А. Состояние эффективности сельского хозяйства в переходный период. — М.: Экономика и информатика, 1998. — С. 10.
5. Семенов В. Преодолеть кризисную ситуацию в сельском хозяйстве. // АПК: Экономика и управление, 1999. № 4. — С. 3—16.
6. Любошиц Л. И. К пониманию природы категорий издержек производства и себестоимости сельскохозяйственных продуктов. / На аграрном фронте, 1929, № 9. С. 11—38.
7. Чуев И. Н, Чечевицына Л. Н. Экономика предприятия: Учебник, 3-е и д., перераб. и доп.,
— М.: ИТК. «Дашков и К », 2006. — С. 416.
8. Экономика организации (предприятия): Учеб. /Под. Ред. И. В. Сергеева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
— С. 560.
9. Экономика сельскохозяйственного предприятия /Под ред. И. А. Минакова. — М.: Колос С, 2004. — С. 528.
10. Экономика сельского хозяйства/ Под. ред. И. А. Минакова. 2-е изд. , перераб. и доп. — М. : Колосс, 2005. — С. 400.
11. Агропромышленный комплекс Республики Башкортостан. Статистический сборник.
— Уфа, 2006.
12. Сводные годовые отчеты сельхозпредприятий по Республике Башкортостан за 2001—2005 гг.
ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!
Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.
При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2006 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2007 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2007 года.
Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).
Тел. /факс: (495) 621-69-49 (495)621-91-90
http:\\www.financepress.ru Е-таП: [email protected]