35 (77) - 2011
Инвестиционная политика
УДК 330.322(470+571) (045)
НЕКОТОРЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАТИЗАЦИИ
В РОССИИ
г. п. подшиваленко,
кандидат экономических наук, профессор кафедры инвестиционного менеджмента
E-mail: invman09@mail. ru
c. c. леонтьева,
аспирант кафедры инвестиционного менеджмента
E-mail: invman09@mail. ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
В статье рассмотрены проблемы модернизации и инноватизации экономики России: взаимосвязь и взаимозависимость модернизации и инноватизации, их объективная необходимость, возможные пути реализации.
Ключевые слова: модернизация, инновати-зация, инновационный, процесс, технологический, платформа.
Модернизация и инноватизация являются стратегическими приоритетами развития экономики России на ближайшие десятилетия. В то время как масштабная модернизация промышленности страны уже осуществлялась (например, в 1930-е гг.), опыт перехода к инновационному типу развития экономики пока имеется только у некоторых зарубежных стран. В связи с этим возникает ряд вопросов теоретического плана, а именно: что отличает инноватизацию от модернизации, и какая связь существует между этими вариантами развития экономики.
Модернизировать (от англ. modernize — сделать современным) — означает привести что-либо в современное состояние, обновить. Модернизация
предполагает использование новейших достижений науки и техники, обеспечение соблюдения различных законодательных требований, экологических норм, технических условий, которые с течением времени становятся все более и более строгими.
Модернизация направлена на преодоление отставания, соответственно, предполагается, что существует некий образец, с которым проводится сравнение, будь то отдельное предприятие или экономика страны в целом. Иначе говоря, модернизация означает следование за лидером.
Но в реальности догнать лидера невозможно: всегда будет существовать так называемое справедливое отставание — ни одно предприятие не согласится продать конкуренту свою самую последнюю идею или технологию; продажа станет возможной, только если у продавца появится более современная и экономически эффективная замена. Таким образом, модернизация представляет собой вполне естественный процесс эволюционного развития, основанный на приобретении или заимствовании относительно современных технологий.
Инноватизация — сравнительно недавно появившееся понятие, которое имеет то же смысловое
содержание, что и «масштабное внедрение инноваций», происходит от англ. innovate — вводить новшества. Естественно, не любое новшество является инновацией, так как в таком случае бессмысленно было бы говорить об инновационном развитии как об особом типе развития, поскольку любое развитие основано на нововведениях.
Инновация предполагает кардинальное изменение используемой технологии, которое влечет за собой многочисленные побочные изменения. Кроме того, инновации имеют место только в тех областях, где не существует иностранных аналогов и используются оригинальные решения. Как и модернизация, инноватизация предполагает применение передовых достижений науки и техники, но если цель модернизации — ликвидировать отставание, то цель инноватизации — создать отрыв. Соответственно, она означает революционное развитие, качественный переход на более высокий уровень.
Ответ на вопрос о том, что первично — модернизация или инноватизация (другими словами, какой процесс необходимо финансировать в первую очередь), не является очевидным. Ниже приведены мнения некоторых экономистов и законодателей по этому поводу.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей А. Н. Шохин: «Невозможно стартовать к инновациям с немодернизированным, устаревшим, архаичным производством. Модернизация должна быть широкой базой инноваций» [7].
Академик РАН, президент Новой экономической ассоциации В. М. Полтерович: «Инновации не могут стать мотором экономического роста, когда отсталое производство не формирует спрос на инновации и подавляет предложение, а отсутствие предложения, в свою очередь, тормозит спрос» [9].
Выдержка из независимого экспертного доклада «Модернизация России как построение нового государства» (авторы: И. Пономарёв, М. Ремизов, Р. Карев, К. Бакулев): «Если инноватизация представляет собой «подстегивание» экономико-технологического развития, то модернизация — создание фундаментальных, инфраструктурных (в самом широком смысле) предпосылок такого развития» [1].
Научный руководитель Высшей школы экономики Е. Г. Ясин: «Модернизация и инновационная экономика действительно находятся в пересекающихся плоскостях. Вопрос последовательности никакой роли не играет. Ведь модернизация не касается, например, только смены оборудования, она
не может носить лишь технологический характер. Это прежде всего создание системы институтов, предпосылок для формирования полноценной инновационной экономики» [2].
Таким образом, модернизация либо первична по отношению к инноватизации, либо это более широкое понятие. Определенно, модернизация и инноватизация взаимосвязаны. С одной стороны, чтобы создать инновационный отрыв, необходимо вначале ликвидировать отставание при помощи модернизации. С другой стороны, модернизация никогда не позволит полностью устранить этот отрыв и сравняться с лидером, это погоня за постоянно удаляющейся целью. Следовательно, лидер, с которым проводится сравнение, стал таковым именно благодаря использованию инноваций.
Поэтому можно сделать следующий вывод: в современных условиях модернизация экономики — это необходимость, в то время как инноватизация осуществляется по возможности (в определенных отраслях; при наличии финансовых, человеческих, производственных ресурсов). Но модернизация без инноватизации не позволит достичь максимально возможного результата.
В частности, принимая во внимание крайне высокую степень износа основных производственных фондов на многих российских предприятиях, более экономически эффективным вариантом может оказаться не модернизация существующего оборудования, а строительство «с нуля» нового производственного комплекса с использованием современных материалов и технологий.
Но модернизация не отменяет инноватизации. Это скорее последовательные этапы развития, взаимообусловленные процессы, которые должны протекать параллельно. Модернизация невозможна без инноваций.
Решение этих проблем предполагает определение прорывных отраслей и инструментов (методов), которые будут использоваться при модернизации.
По мнению ряда аналитиков (как иностранных, так и российских), начинать следует с массированного привлечения новейших технологий и специалистов из-за рубежа [11]. Несомненно, эта мера позволит внедрить на отечественных предприятиях (и уже позволила, в частности в автомобилестроении) более совершенные технологии производства и методы управления. Однако нельзя ожидать, что эффект от нее будет долгосрочным. В отличие от индустриализации 1930-х гг., когда
35 (77) - 2011
Инвестиционная политика
в страну импортировалось оборудование, которое затем использовалось на протяжении десятков лет, современные технологии морально устаревают в среднем через пять лет. Соответственно, чтобы отставание от развитых стран по крайней мере не увеличивалось, закупать новое импортное оборудование и технологии придется также каждые пять лет, что очень накладно.
Единственно возможным выходом из этой ситуации представляется формирование за относительно короткий период независимой национальной инновационной базы, что возможно только при мощной государственной поддержке инноваций и инноваторов.
Сам по себе импорт оборудования и технологий не следует расценивать как негативное явление. Общеизвестно, например, что после Второй мировой войны Япония и Германия привлекали иностранный капитал в форме целевых кредитов и использовали полученные средства для приобретения оборудования, технологий, лицензий и т. п. Это был так называемый этап имитационного зарубежного научно-технического развития.
Благодаря государственным программам стала успешно развиваться инновационная деятельность национальных предприятий, в результате чего спустя примерно 30 лет эти страны из импортеров технологий превратились в экспортеров. Этот пример, а также современный опыт «азиатских тигров» (Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань) показывают, что экономический рост возможен в том случае, когда наряду со стимулированием импорта технологий государство создает условия, способствующие инновационной деятельности предприятий-резидентов.
Россия импортировала оборудование вплоть до 1990-х гг., причем в очень больших объемах. Иностранные эксперты отмечали совершенно необычные масштабы и длительность этапа имитирования в России, и при этом полностью отсутствовал второй этап. Эффективность первого в итоге была поставлена под сомнение, так как по данным ЦСУ СССР в стране в тот период (1980—1990 гг.) из года в год росли запасы закупленного, но не установленного импортного оборудования.
В настоящее время спрос на инновации в России продолжает оставаться низким, к тому же, по словам экспертов, он имеет неэффективную структуру: наблюдается перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внед-
рению собственных новых разработок [3]. Причем в последнее время ситуация только ухудшалась: если в 2000 г. баланс платежей за технологии был положительным (+20 млн долл.), то в 2009 г. сальдо между экспортом и импортом технологий было отрицательным и составило более 10 млн долл. А с точки зрения экономической безопасности устойчивой может считаться лишь та экономика, в которой основные отрасли машиностроения удовлетворяют около 70 % внутреннего спроса.
Страны-лидеры в области инноваций с 2000 по 2009 г. существенно увеличили профицит технологического баланса: США — в 1,5 раза, Великобритания — в 1,9 раза, Япония — в 2,5 раза. Расходы на НИОКР в 2008 г. в России оценивались в 1,04 % ВВП против 1,43 % в Китае и 2,3 % в странах ОЭСР; 2,77 % в США и 3,44 % в Японии.
В России в 2009 г. разработку и внедрение технологических инноваций осуществляло 9,4 % предприятий; в Германии же — почти 70 %, в Ирландии — 57 %, в Бельгии — 60 %. В настоящее время только три российские компании входят в мировую тысячу компаний, занимающихся исследованиями и разработками: «Газпром» (занимает 108-е место по абсолютному объему затрат, их доля в выручке составляет 0,6 %), «АВТОВАЗ» (соответственно 758-е место и 0,8 %) и СИТРОНИКС (868-е место; 2,6 %). При этом действительно передовые технологии российские предприятия заимствуют крайне редко, что «характеризует российскую инновационную систему как ориентированную на имитационный характер, а не на создание радикальных нововведений и новых технологий» [14].
В настоящее время износ основных фондов в отдельных отраслях промышленности превышает 80 %, а динамика их обновления составляет примерно 11 % [13]. По сравнению с 1970 г. средний возраст оборудования отечественной промышленности увеличился почти в два раза: в 1970 г. возраст до 5 лет имело 40,8 % мощностей, в 2010 г. — только 9,6 %. Около половины предприятий испытывают в той или иной степени проблемы с оборудованием; при этом отечественные предприятия машиностроительного комплекса удовлетворить спрос на высокотехнологичную технику, как правило, не в состоянии, поскольку сами нуждаются в модернизации.
В чем причина сложившейся ситуации? Во-первых, в структуре инновационного процесса. Ныне инновация подразумевает не отдельную гениальную идею ученого, а длительный и сложный процесс
со многими участниками, который подразделяется на этапы и подэтапы, начинается с идеи и заканчивается готовым продуктом, на который имеется платежеспособный спрос.
Структура инновационного процесса во многом зависит от отрасли и от особенностей конкретного продукта, но в общем виде ее можно представить следующим образом.
Первый этап — фундаментальные исследования.
Второй этап — идея нового продукта (новой технологии).
Третий этап — научно-исследовательские работы (НИР): лабораторная проверка возможности создания нового продукта (использования новой технологии).
Четвертый этап — опытно-конструкторские работы (ОКР): проверка технологичности продукта.
Пятый этап — подготовка производства.
Шестой этап — выход нового продукта (новой технологии) на рынок.
Как показывает практика, инновационный процесс при развитии продукта «с нуля» занимает от пяти до семи лет. Следует учесть, что этот процесс является циклическим: если на одном из этапов получен отрицательный результат, то при наличии финансовых ресурсов может быть произведен откат к одному из предшествующих этапов.
Еще одна важная особенность инновационного процесса заключается в том, что величина и плотность рисков распределены по этапам неравномерно, поэтому на каждом финансирование осуществляется по особой схеме.
Поскольку на этапах НИР и ОКР риски неполучения желаемого результата особенно высоки и успешная организация этих этапов требует наличия специфических знаний и навыков, российские компании предпочитают не инвестировать в долгосрочные инновационные проекты с малопредсказуемым результатом, а приобретать у сторонней организации уже готовые и испытанные технологии. В связи с тем, что для большинства компаний передовые схемы оказываются слишком дорогостоящими, они вынуждены приобретать технологии предыдущих поколений.
Но структура инновационного процесса принципиально одинакова во всех странах, поэтому проблема неравномерного распределения рисков существует повсеместно. Тем не менее в некоторых странах инновационная деятельность националь-
ных предприятий развивается вполне успешно. Причина в том, что в этих странах государство целенаправленно формирует бизнес-среду, стимулирующую инновационную активность.
К примеру, становление южнокорейской промышленности происходило за счет прямого государственного субсидирования крупнейших машиностроительных компаний и сопровождалось введением очень высоких таможенных пошлин на ввоз аналогичной импортной продукции. В Японии для тех компаний, которые в целях развития производства закупали иностранное оборудование и технологии, долгое время существовал льготный валютный курс [8].
Главный инвестиционный аспект инноватиза-ции — это вопрос выбора приоритетов, т. е. тех отраслей, в которых инновации необходимо внедрить в первую очередь. При этом нельзя не учитывать стадии развития экономики в соответствии с К-волнами (циклами Кондратьева).
По оценкам экспертов [4], в настоящее время для большинства развитых стран характерен пятый технологический уклад, и в самое ближайшее время ожидается переход к шестому (началу шестого цикла). Однако Россия продолжает оставаться на четвертой волне. Более 50 % технологий относится к четвертому укладу, доля технологий пятого уклада составляет примерно 10 %, и они применяются только в отдельных отраслях: в военно-промышленном комплексе, авиакосмической промышленности и др. Для сравнения: в США доля производительных сил пятого технологического уклада составляет 60 %, четвертого — 20 %, и около 5 % приходятся на шестой технологический уклад.
По образному выражению заместителя директора Института прикладной математики РАН, одного из авторов исследования «Системный анализ мировой динамики» Г. Г. Малинецкого, времени на преодоление отставания практически не осталось: «Задача России — вскочить в уходящий поезд. Если этого не сделать, то в передовых отраслях нас уже никогда не будет» [10].
Но возможно ли пропустить стадию пятого уклада (основанную на развитии электроники, робототехники, вычислительной, лазерной и телекоммуникационной техники) без ущерба для развития отраслей шестого уклада (био-, нанотехнологии, генная инженерия, термоядерная энергетика) и экономики в целом? Очевидно, нет, поскольку в отраслях шестого уклада широко применяются
35 (77) - 2011
Инвестиционная политика
достижения отраслей пятого уклада, и это означает, что перечисленные отрасли должны развиваться параллельно, что обусловливает дополнительную сложность современной модернизации.
Следовательно, инноватизация потребует вложения значительных финансовых ресурсов. Согласно Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, финансирование научных исследований, которые имеют перспективы коммерциализации, а также инновационной деятельности, должно осуществляться на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). В последние годы в России создается система институтов этого партнерства на федеральном и региональном уровнях, которая в целом соответствует практике развитых стран и позволяет привлекать финансовые ресурсы из всех доступных источников.
Перспективным направлением практической реализации ГЧП могут стать так называемые технологические платформы (ТП), идея которых была одобрена в августе 2010 г. правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям [12]. Официальное определение понятия «технологическая платформа», которое приведено в Стратегии инновационного развития России до 2020 года, звучит так: «коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития» [5, стр. 53].
Более краткое и емкое определение технологической платформы предложил А. Н. Клепач, заместитель министра экономического развития: ТП — это «инструмент объединения усилий различных сторон — государства, бизнеса, науки — в определении инновационных вызовов, разработке программы стратегических исследований и определении путей ее реализации» [12].
Концепция технологической платформы позволяет решить следующие задачи:
• выбор стратегических научных направлений;
• анализ рыночного потенциала технологий;
• учет точек зрения всех заинтересованных сторон: государства, промышленности, научного
сообщества, контролирующих органов, пользователей и потребителей;
• мобилизация государственных и частных источников финансирования. Принципиальная особенность технологической
платформы заключается в том, что этот инструмент позволяет выявить лиц, заинтересованных в разрабатываемых технологиях, т. е. будущих потребителей инновационного продукта, что делает возможным на более выгодных условиях привлекать финансирование из частных источников и развивать таким образом государственно-частное партнерство в особо актуальных сферах исследований и разработок.
Технологические платформы как элемент инновационной инфраструктуры широко распространены в странах Евросоюза и США. В России они рассматриваются как важный (но не единственный) инструмент технологической модернизации. В настоящее время в Перечень технологических платформ входят 22 ТП, их инициаторами выступают ведущие технические и медицинские вузы страны, государственные корпорации («РОСНАНО», «Ростехнологии», «Росатом»), частные компании («РусГидро», СУЭК) [6].
Комплекс проблем, которые необходимо решить для обеспечения успешной реализации проектов на основе технологических платформ, достаточно обширен и включает вопросы экономического стимулирования, организации системы государственных закупок, государственной поддержки инноваторов и др.
Некоторые меры уже предприняты, в частности в мае 2010 г. Правительство РФ утвердило «стимулирующий» налоговый пакет, который включает в себя:
• изменение правил исчисления амортизации;
• уточнение порядка учета расходов по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам;
• сокращение перечня документов, необходимых для применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте;
• компенсацию роста ставок обязательного социального страхования для высокотехнологичного бизнеса;
• освобождение нового энергоэффективного оборудования от налога на имущество организаций;
• освобождение от налога на прибыль организаций образования и здравоохранения, в том числе коммерческих.
В настоящее время вносятся изменения в Федеральный закон N° 94-ФЗ, чтобы при реализации государственных и муниципальных закупок помимо цены принимались во внимание качественные характеристики продукта. В Государственной Думе находится на рассмотрении проект закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», в котором должны найти отражение основные принципы государственного регулирования инновационной деятельности, а также определены формы государственной поддержки инноваций.
Таким образом, в России при помощи комбинации различных инструментов создается инновационная система, параметры которой могут корректироваться в связи с изменением условий деловой среды. Приоритетная цель этой системы — сократить технологическое отставание России от развитых стран и создать резерв технологической безопасности благодаря формированию собственной инновационной базы.
Список литературы
1. Сайт Института современного развития. URL: http://www. insor-russia. ru/ru/news/7387.
2. Российская газета, федеральный выпуск. № 5150 (71). URL: http://www. rg. ru/2010/04/06/yasin. html.
3. Сайт «Российский бизнес». URL: http://www. rb. m/topstory/economics/20n/01/n/100243.htmL
4. Наука и жизнь. 2010. № 4. URL: http://www. nkj. ru/archive/articles/17800.
5. Проект Стратегии инновационного развития России до 2020 года. URL: http://www. economy. gov. ru/minec/activity/sections/innovations/ doc20101231_016.
6. Перечень технологических платформ, предлагаемых для утверждения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. URL: http://www. economy. gov. ru/minec/activity/ sections/innovations/formation/doc. 20110204_015.
7. Еще раз об инноватизации и модернизации // Известия. 24.03.2010.
8. РБК daily, 04.03.2010. URL: http://www. rbcdaily. ru/2010/03/04.
9. Экономика и жизнь. № 14, апрель 2010 г. URL: http://www. eg-online. ru/product/eg/2527.
10. РБК daily 27.04.2010. URL: http://www. rbcdaily. ru/2010/04/27.
11. Независимая газета. 04.06.2010. URL: http:// www. ng. ru/economics/2010-06-04/1_modernize. html.
12. Коммерсант. № 212 (4512). 17.11.2010.
13. Финансовые известия. № 48. 09.12.2010.
14. Российская бизнес-газета. № 784 (2). 18.01.2011. URL: http://www. rg. ru/2011/01/18/god. html.
Московская Высшая Школа Экономики 20 лет лицензиям 000002, А 306208 ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ Аккредитация 010300
ИНСТИТУТ ПРОФБУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВТОРОЕ ОБРАЗОВАНИЕ аа 8 месяцев (ГОСДИПЛОМ)
УМЦ № 420, УМЦ № 611 Организованная сдача экзаменов Аттестат • Профессиональный бухгалтер • Профбухгалтер по МСФО • Профбухгалтер бюджетных учреждений • Финансовый директор • Внутренний аудитор • Налоговый эксперт-консультант • Общий аудит. Аттестат Минфина РФ Повышение квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов - 20 программ 911-93-07 * БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ * МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ * ФИНАНСЫ И КРЕДИТ Обучение: • дневное; • вечернее; • заочное; • группы выходного дня. 911-09-65 * Бухгалтерский учет и аудит * Управление финансами * МСФО (Диплом АССА, Великобритания) * Организация предпринимательской деятельности * Организация маркетинговой деятельности и управление продажами * Организация и управление кадровой службы * Менеджмент туризма и гостеприимства * Менеджмент рекламного дела * Менеджмент внешнеэкономической деятельности и таможенного дела * Менеджмент страхового дела * Психология и управление персоналом 912-44-92
Занятия рядом с м. Таганская, м. Автозаводская, м. Пролетарская (ул. Воронцовская, 21) www.mos-econ.ru