Научная статья на тему 'Теоретико - методологические аспекты модернизационно - инновационного развития птицепродуктового подкомплекса АПК'

Теоретико - методологические аспекты модернизационно - инновационного развития птицепродуктового подкомплекса АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ПТИЦЕПРОДУКТОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пахомова А. А.

Рассматриваются теоретические аспекты модернизации. В качестве реализации модернизации и инновационного развития птицепродуктового подкомплекса рассматривается использование механизма государственночастного партнерства на основе различных моделей взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF MODERNIZATION AND INNOVATIVE DEVELOPMENT POULTRY PRODUCTION SUBCOMPLEX AIC

Discloses the conceptual apparatus of "modernization", presented author's understanding of the interaction of "modernization" and "innovation" in agriculture. The main directions of modernization poultry production subcomplex. Presents practical aspects of public private partnership to modernize poultry production subcomplex.

Текст научной работы на тему «Теоретико - методологические аспекты модернизационно - инновационного развития птицепродуктового подкомплекса АПК»

S.V. Pogonev, I.Y. Bocharova

Development of a technique of effective development of the ship-building and ship-repair enterprises consists in an assessment of activity of the enterprise and the enterprises -partners, identification of the most effective elements of work of the enterprise - the partner and application of this component in enterprise activity taking into account available resources.

УДК 631.5.003

А.А. Пахомова, канд. экон. наук, доцент, 8 (86360) 3-61-49, [email protected], (Россия, Ростовская область, Донской ГАУ)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИОННО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПТИЦЕПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА АПК

Рассматриваются теоретические аспекты модернизации. В качестве реализации модернизации и инновационного развития птицепродуктового подкомплекса рассматривается использование механизма государственно-частного партнерства на основе различных моделей взаимодействия.

Ключевые слова: модернизация, инновации, птицепродуктовый подкомплекс, развитие

За годы экономических реформ произошло нарушение производственно-хозяйственных, экономических и финансовых связей не только внутри птицепродуктового подкомплекса, но и во взаимоотношениях с предприятиями других сфер экономики и потребителями конечной продукции. Ситуация требует активизации использования внутренних ресурсов социально-экономического развития и вывода экономики страны на траекторию устойчивого развития на основе модернизации и инновационного развития экономических систем.

Теория модернизации — это одно из направлений теории общественно-исторического развития, означающее переход от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному. Поскольку предметом концепции модернизации признается общество в целом, то отсюда модернизация — это процесс преобразования всех сторон общественной жизни. В данной теории под модернизацией понимается совокупность процессов индустриализации, секуляризации, урбанизации, становления системы всеобщего образования, представительной политиче-

ской власти, усиление пространственной и социальной мобильности и др., ведущих к формированию «современного открытого общества».

В ходе исследования было выявлено, что наиболее распространенными видами модернизации являются технологическая, функциональная, глобальная, а также различные интерпретации стадий модернизации в отдельных странах во взаимосвязи с характером социальной структуры и общественной системы в целом.

Терминологически модернизация имеет множественные трактовки, характеризующие ее особенности в различных сферах деятельности. В экономической области она означает применение технологии, основанной на научном знании, индустриализацию, развитие рынка товаров и труда, существование стимулов для создания и внедрения новшеств. Часто понятие «модернизация» трактуется как усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Это наиболее общее определение объекта анализа следует признать конструктивным. Также модернизация рассматривается как система мер и мероприятий по преодолению экономического и технологического отставания России от развитых стран Запада. В данной трактовке модернизация представляется системным явлением, имеющим скорее технологический характер. Так, А. Фадин в своей статье «Модернизация через катастрофу?» утверждает, что политическая система России не реформируема, а модернизации не существует. «Модернизация есть не более чем «мутация» общества», так как в настоящее время отсутствует субъект реформ, субъект модернизации. И все же, и с его точки зрения, у технологической модернизации российской промышленности как основного уклада экономики страны появляются дополнительные шансы [5]. В экономической и специальной литературе можно встретить трактовки модернизации как в широком, так и в узком смысле слова. Так, модернизация — взаимообусловленные общественные процессы изменения на базе индустриализации, которые характеризуются: ростом специализации и дифференциацией труда, бюрократией, формированием политических институтов современного типа (избирательная система, политические партии, парламентаризм) высокой мобильностью, ослаблением традиционных ценностей (религии, морали, семьи), ростом индивидуализма и т. д. Широкая трактовка модернизации охватывает различные сферы общественного производства, узкая сводится к ее экономическому обоснованию, и более того, — к инновационному и технико-технологическому аспекту. Современные дискуссии по проблемам модернизации экономики ведутся в русле обсуждения вопросов сущности, содержания, характера, путей и сценариев развития, выбора инструментов модернизации экономики.

Российская модернизация чаще характеризуется как экзогенная, так как обусловлена внешними факторами и подразумевает импорт техноло-

гий как основу преобразований. Называют два альтернативных пути модернизации: сверху и снизу. Первый — это путь воздействия государственной власти на достижение целей модернизации. Он предполагает концентрацию ресурсов и власти на приоритетных направлениях. Модернизация снизу опирается на частную инициативу.

Различают креативную и адаптивную модели модернизации [3]. Креативная означает распространение технологических или институциональных нововведений страны на мировое сообщество. Адаптивная происходит путем внедрения заимствованных технологий. В российской экономике соотношение креативной и адаптивной модернизации складывается в сторону адаптивной. Об этом свидетельствует, в частности, структура и динамика промышленного производства, инвестиций в основной капитал и доходов населения страны. За период 1990-2010 гг. структура промышленного производства России изменилась в сторону повышения доли энергосырьевых секторов и сокращения доли перерабатывающих отраслей хозяйства. Так, в структуре промышленного производства доля машиностроения и металлообработки снизилась в два раза, легкой промышленности в 12 раз при повышении доли топливной промышленности России почти в три раза. Инвестиции в основной капитал в 2010 г. составили 65 % от соответствующего значения 1990 г. Сырьевой экспорт вырос за тот же период почти в два раза, экспорт машин и оборудования упал в три раза.

Вместе с тем возможность усиления креативного элемента и инновационного характера модернизации экономики, безусловно, существует. Эта уверенность основана на сохранении определенного научно-технологического потенциала страны и необходимости воплощения идеи инновационного сценария развития экономики в жизнь. Эта необходимость диктуется высоким уровнем конкуренции стран мира, а также требованием переориентации производства на реальные потребности людей. Кроме того, наблюдается переход от понимания модернизации как структурного явления к инновационному.

Анализ научных публикаций показывает, что проблемы инноваций, модернизации, технологической составляющей рассматриваются не столько в системном единстве, но скорее как синонимы. Чаще всего воедино связываются понятия модернизация и инновации, фактически происходит их отождествление, что характерно для современного этапа развития российской экономики, которую очень хочется сориентировать на инновационный экономический рост.

Анализ показывает, что дискуссии относительно теоретических вопросов модернизации ведутся не безосновательно. Наблюдается подмена важнейших понятий, их отождествление. Чаще всего это касается понятий «модернизация» и «инновации». Инновации рассматриваются не как способ модернизации, а как понятие, тождественное модернизации.

«Модернизация» не равнозначна «инноватизации». Модернизация касается улучшения, оздоровления экономики и общественного развития; инноватизация — его ускорения. «Инноватизация» представляет собой продвижение и внедрение результатов инновационной деятельности для производства либо их конечное потребление в виде инновационного продукта.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию на 2010 г. был провозглашен курс на модернизацию России, названы приоритеты модернизации экономики и технологического развития [4].

В работах ведущих экономистов подчеркивается, что, с одной стороны, Россия выступает на мировом рынке как государство с высоким научно-техническим потенциалом и одновременно, с другой стороны, характеризуется как технологически отсталая страна. Автор разделяет точки зрения ученых, считающих, что одной из причин этого является отсутствие на современном этапе развития аграрного сектора экономики эффективного механизма внедрения новых разработок, учитывающих интересы государства, науки и агробизнеса.

Учитывая, что в сложившейся инновационной сфере имеются противоречия и проблемы, необходима их оценка, выявление факторов, способствующих проведению модернизации отраслей и факторов, сдерживающих этот процесс.

Инновации представляют собой результат от внедрения научных разработок, они подразделяются на базовые и улучшающие. Базовые продуктовые инновации осуществляются, как правило, научными отраслевыми институтами, племенными заводами и селекционно-племенными центрам. Они оформляются патентами на изобретения и селекционные достижения, авторскими свидетельствами. На выведение совершенно нового сорта сельскохозяйственной культуры, новой породы животных уходят десятки лет. Улучшающие инновации, процессы по модернизации выведенной породы или сорта осуществляются постоянно и непрерывно.

В условиях развития научно-технического прогресса постоянно совершенствуются технология и техника. Технология (от греч techne — искусство — мастерство, умение и логия) [2] представляет собой совокупность методов обработки, изменения состояния, свойств, формы сырья, осуществляемых в процессе производства продукции. В растениеводстве технология включает в себя процессы: обработки почвы, посев, уход за посевами, внесение удобрений, уборки урожая. В животноводстве технология включает процессы содержания и кормления животных, процесс получения от них продукции (доения, забоя на мясо и разделки туши, стрижки шерсти и т. п.). Технология воплощает в себе приемы, режим работы, последовательность операций и процедур. Она тесно связана с применяемыми средствами, техникой, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Совокупность технологических операций образует техноло-

гический процесс. Причем последовательность процедур в отраслях растениеводства и животноводства в основном остается постоянным, но его отдельные элементы в связи с разработкой новой техники и новых материалов (кормов, удобрений и средств защиты) постоянно совершенствуются. Отсюда можно сделать вывод о том, что процесс технической и технологической модернизации является непрерывным. Целью проведения технической и технологической модернизации является обеспечение перехода либо к интенсивным и высокоинтенсивным технологиям, обеспечивающим использование биопотенциала нового сорта (новой породы) соответственно на 50-65 % и 65-85 %, либо переход к ресурсосберегающим технологиям, обеспечивающим их использование лишь на 50-60 %. При этом возможна экономия ресурсов от 25 до 50 %. Полное использование биопотенциала возможно только при соблюдении технологии и сбалансированном питании. Ресурсосбережение возможно на основе сбалансированного использования всех материальных ресурсов, что обеспечивается только в финансово устойчивых предприятиях.

Внедряют (испытывают и сопровождают в первый год использования товарными хозяйствами) внедренческие организации, консультационные центры. В последние годы появились новые формы трансфера технологий (технопарки и технополисы). В отдельных сельхозорганизациях и агрохолдингах создаются собственные подразделения НИОКР. Такие субъекты хозяйствования всегда являются пионерами в своей отрасли, поэтому их инновационные процессы являются преактивными (стратегическими), результатом их деятельности являются высокие показатели продуктивности животных и растений.

Следует подчеркнуть, что в тех племенных и семеноводческих хозяйствах, где отсутствует стратегия инновационной деятельности, стратегия продвижения новых пород (сортов) в репродукторные и товарные хозяйства, продуктовые инновации эффективно осуществляться не могут. Иными словами, продуктовые инновации всегда осуществляются вместе с технологичекими и сопровождаются организационными новациями.

Организационные инновации представляют собой переход к стратегическому управлению и программно-целевым методам управления, развитие различных видов интеграции и кооперации, формирование региональных продуктово-отраслевых кластеров, вовлекающих в эти процессы саморегулируемые отраслевые союзы, научные и образовательные учреждения, финансовые, консалтинговые и маркетинговые структуры, производителей различных сфер АПК, агентов рынка.

В процессе исследования выявлено, что перевод агропромышленного комплекса страны на инновационный путь может осуществляться следующим образом:

- начать формирование в стране мощной, многоуровневой инфраструктуры инновационного рынка, без которой немыслима реализация

всех лучших научно-технических разработок и изобретений в аграрном производстве;

- повысить долю расходов на прикладные, в том числе инновационные исследования и разработки в общих государственных затратах на аграрную науку;

- развивать государственно-частное партнерство в инновационной сфере. Как показывает практика, частный бизнес будет участвовать в инновационном развитии при соблюдении трех условий: приемлемая доходность, гарантия возврата инвестиций и наличие отрегулированной законодательной базы. При этом государству следует вкладывать деньги в формирование инновационной инфраструктуры и контролировать качество созданных нововведений;

- разработать систему подготовки менеджеров в области инноваций;

- федеральным законодательным органам власти следует рассмотреть вопрос об изменении действующего Налогового кодекса Российской Федерации путем отнесения статьи расходов предприятия на НИОКР к необлагаемым налогом статьям, что позволит стимулировать развитие научно-исследовательской деятельности в технологической сфере;

- совместными действиями власти и бизнеса сформировать учебно-научно-производственные кластеры для укрепления связи между учебными, научными учреждениями и производственными структурами для реализации целевого заказа научно-исследовательских разработок для агробизнеса.

Создание новых и повышение эффективности действующих инструментов и методов модернизации экономики предполагает наличие эффективного государства и эффективной финансовой и денежно-кредитной политики. Чтобы в посткризисный период вывести российскую экономику на траекторию роста и модернизации, необходимо осуществить качественное укрепление финансовой системы.

В качестве финансовых инструментов инновационной модернизации экономики предлагается использовать следующие: стимулирующую налоговую систему, приоритетное субсидирование малых инновационных компаний, посевные фонды с участием Российской венчурной компании, систему госзакупок и др. Все они имеют специфические достоинства и недостатки, которые подробно высказаны Г. Беспахотным [1].

Аграрный сектор экономики определен в качестве приоритетного направления проведения модернизации экономики. А это означает, что в ее проведении государство станет активным участником, в сельском хозяйстве будут развиваться различные формы партнерства агробизнеса и власти.

Основными направлениями модернизации являются: продуктовая, техническая, технологическая и организационная. Комплексная модернизация сельского хозяйства предполагает формирование инновационной

сферы во всех отраслевых научных учреждениях (модернизация за счет бюджетных средств их материально-технической базы и создание условий для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, развитие коммерциализации полученных результатов, защита интеллектуальной собственности), опытно-внедренческих организациях (развитие ре-продукторных хозяйств и механизма передачи научных разработок в производство), у сельхозпроизводителей всех форм хозяйствования и форм собственности каждой из отраслей (стимулирование инноваций прямыми методами господдержки, предоставлением налоговых льгот и других преференций, а также посредством совместного участия государства и агробизнеса в инновационных программах и проектах).

Модернизация АПК в России в основном базируется на использовании зарубежной техники и технологии, чтобы быть конкурентоспособными, надо переходить на технологии нового поколения. Для инновационного развития необходимо создание отечественного сельскохозяйственного машиностроения. Ныне ситуация такова — без западных технологий мы обойтись не можем, но валютные возможности закупки по импорту сокращаются. Выход один — развивать прикладные научные центры, в кооперации с мировыми компаниями закупать образцы, патенты, лицензии и организовывать с участием этих компаний производства собственной наукоемкой продукции. Имеется положительный опыт отечественного научного центра по птицеводству. Техническая и технологическая модернизация в отрасли позволила довести яйценоскость кур до 305 шт., это мировой уровень. Необходимые условия роста сельскохозяйственного производства — создание структуры внедрения инноваций. Значимость этой проблемы определяется следующим. Принято считать, что для модернизации производства надо на 1 руб. фундаментальных исследований затратить 10 руб. на прикладную науку и 100 руб. на реализацию инноваций в производстве.

Внедренческое звено модернизации в АПК должно быть представлено инновационным рынком при участии представителей иностранных компаний, где имеется опыт работы мощной маркетинговой службы. Необходимо построить иннвационно-инвестиционную систему, которая отвечала бы отечественным условиям и возможностям модернизации десятков тысяч хозяйств АПК, большинство из которых убыточны или малорентабельны. Чтобы перейти от точечной модернизации АПК к массовой, следует создать особые механизмы инвестирования и инновационного развития с учетом того, что в большинстве сельскохозяйственных организаций материально-техническая база крайне отсталая, отсутствуют квалифицированные кадры, нет инфраструктуры переработки и сбыта продукции. Чтобы осуществлять комплексную модернизацию таких предприятий, сделать их высокорентабельными, должны быть структуры, располагающие соответствующими производственными мощностями, кадрами и финансо-

выми ресурсами, т. е. требуется сочетание в рамках одной организации инновационных и инвестиционных ресурсов, иначе инновации не будут востребованы.

В процессе исследования установлено, что птицепродуктовый подкомплекс для успешного развития должен иметь системно-сетевую структуру управления, включающую государственные, частные, общественные, хозяйственные, научные, социальные институты. Это позволит мобилизовать дополнительные информационные, управленческие и организационные ресурсы. Для восстановления предприятий на инновационной основе предлагается создать организационно-управленческие структуры, основанные на государственно-частном партнерстве. Создаваемые при поддержке государства институты развития позволят перейти на проектный подход к модернизации большинства сельскохозяйственных предприятий. Такие компании в виде межрегиональных инновационно-инвестиционных центров могут быть созданы с участием НИИ, передовых хозяйств (освоивших современные технологии), частных фирм, государственных лизинговых и финансовых компаний, продовольственных холдингов и других структур АПК. Участие научных учреждений в функционировании инновационно-инвестиционных центров будет способствовать коммерциализации науки, востребованности разработок и дополнительному финансированию новых. Центры могут осуществлять строительство и модернизацию сельскохозяйственных объектов за счет кредитов, собственных средств и бюджетного финансирования. Возможна продажа готовых объектов в рассрочку или передача их в аренду, что упростит способы инвестирования средств в сельское хозяйство для среднего и малого бизнеса, будет способствовать развитию различных форм предпринимательства на селе. Новые структуры выступят в роли интеграторов организаций, действующих в АПК, создадут благоприятный инвестиционный климат, обеспечат приток частного капитала в сельское хозяйство.

Предполагаемая модель государственно-частного партнерства в инновационно-инвестиционной деятельности будет также способствовать устранению многочисленных посредников в этой сфере. Передачи части функций, связанных с инновациями и инвестициями новым структурам, позволит государственным органам уделять большее внимание развитию инфраструктуры на селе, создавать дополнительные условия для повышения инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства, что позволит обеспечить продовольственную безопасность страны. Инновационно-инвестиционные центры станут хорошей школой для многих специалистов, в том числе молодых. Молодые специалисты под руководством опытных работников могут разрабатывать программы модернизации хозяйства, восстановления севооборотов, организации семеноводства, племенного дела и т. д. Они приобретут опыт налаживания технологических процессов, поиска и внедрения инноваций, смогут успешно рабо-

тать; используя имеющиеся льготы, молодые специалисты получат возможность с помощью инновационно-инвестиционного центра построить себе жилье. Центр совместно с государственными и муниципальными органами будет решать проблемы строительства объектов социальной инфраструктуры села. Модернизированное хозяйство может быть передано коллективу в долгосрочную аренду с правом последующего выкупа, что открывает перед молодыми специалистами возможность стать совладельцами предприятия. Возможна также сдача предприятия в аренду или продажа инвесторам, в этом случае намного упрощаются процессы организации инвестирования, резко снижаются связанные с этим риски. Инновационно-инвестиционные структуры в экспериментальном порядке уже действуют в отношение крестьянских (фермерских) хозяйств. В восьми регионах организованы соответствующие инновационно-инвестиционные центры, которые называются агропромышленными парками. Целесообразно распространить сферу действия таких парков и на сельскохозяйственные организации, на примере пилотных проектов отработать комплексный механизм их функционирования. Учредителями инновационно-инвестиционных центров могут быть различные организации АПК, заинтересованные в расширении рынка производства и услуг для сельского хозяйства, перерабатывающие и торговые предприятия, формирующие сырьевую базу, научные центры.

Таким образом, сельское хозяйство должно превратиться в высокотехнологический сектор Российской экономики. Для этого необходимо уделять внимание реализации следующих направлений модернизации — продуктовой, технической, технологической, организационной. Автор указывает, что по каждому из этих направлений необходим выбор инструментов механизма государственного-частного партнерства.

Автор подчеркивает, что для выведения новых линий, кроссов и пород птицы необходимо государственное финансирование из государственного бюджета, научных разработок и частично финансировать их внедрение в рамках целевых программ, а бизнес осуществляет внедрение вновь созданных линий и пород птицы в птицепродуктовый подкомплекс АПК.

Использование нового поколения клеточного оборудования для содержания молодняка и взрослой птицы, а также автоматические процессы поения, кормления, сбора яиц государство финансирует из бюджета научно-исследовательские институты и компенсирует полученные кредиты на приобретение новой техники, бизнес внедряет новое поколение клеточного оборудования предприятий птицепродуктового подкомплекса АПК.

Совершенствование технологических процессов, связанных с производством птицеводческой продукции, — это прерогатива НИИ, в частности ВНИТИП, которое финансируется государством, а бизнес занимается внедрением высоких и интенсивных технологий.

Главной задачей, стоящей перед государством в области модернизации аграрного производства на основе инноваций, является решение макроэкономических проблем (диспаритет цен, кредиты, дотации, налоги, льготы, импортозамещения, создание условий для развития малого бизнеса, модернизация социальной инфраструктуры сельской территории, стимулирование аграрного экспорта).

Особенно необходимо подчеркнуть, что развитие экономики агропромышленного комплекса во многом определяется уровнем эффективности сельхозпредприятий. Переход российской экономики к стратегии модернизации обусловил интенсификацию инновационных процессов в АПК на всех уровнях ее иерархии.

В России выбран путь масштабной модернизации производства продовольствия с применением ресурсосберегающих технологий, экологизации аграрного сектора на фоне обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Достаточно высокий уровень обеспеченности аграрного сектора природными ресурсами становится стратегическим конкурентным преимуществом России.

Библиографический список

1. Беспахотный Г. Организационные структуры модернизации сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 2010. № 12. С. 11-16.

2. Гацалов М.М. Современный экономический словарь-справочник. Ухта: УГТУ, 2002. 371 с.

3. Нуреев Р. Проблемы модернизации экономики: концепции, цели, средства [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.portal.rea.ru/portal/ РерагГте^Б.пБЙ'т.

4. Послание президента Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.vesti.ru/doc.html?id=325454.

5. Фадин А. Модернизация через катастрофу? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.russ.ru:8083/antolog/inoe/fadin.htm.

A.A. Pakhomova

Theoretical aspects of modernization and innovative development ptitseproduktovogo subcomplex AIC

Discloses the conceptual apparatus of "modernization", presented author's understanding of the interaction of "modernization" and "innovation" in agriculture. The main directions of modernization ptitseproduktovogo subcomplex. Presents practical aspects of public-private partnership to modernize ptitseproduktovogo subcomplex.

Keywords: modernization, innovation, ptitseproduktovy subcomplex development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.