АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
А.П. Сунцов, доктор юридических наук, профессор К.М. Белицкая
Значение правовоспитательной деятельности избирательных комиссий в обеспечении избирательных прав граждан обусловлено тем, что недостаточный уровень правовой культуры является одним из условий низкой электоральной активности участников выборов [1]. Однако в современной юридической литературе содержание деятельности по повышению правой культуры избирателей не получило должного рассмотрения. Отсутствует по этому вопросу и четкая позиция законодателя.
В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» используется правовая категория информирование избирателей, под которой понимается деятельность по информационному обеспечению выборов, способствующая осознанному волеизъявлению граждан и гласности выборов. В соответствии с п. 1 ст. 45 указанного Федерального закона информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица.
Из смысла избирательного законодательства следует, что приоритет в информировании избирателей, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий и его основных положениях принадлежит избирательным комиссиям.
В то же время в практической деятельности избирательных комиссий отсутствует единый подход к временному периоду указанной деятельности. При буквальном толковании избирательного законодательства следует, что этот период ограничен временем проведения избирательной кампании. Так, большинство поли-
тических партий, иных общественных объединений вопросами информирования (правового просвещения) населения занимаются исключительно в рамках проведения собственной предвыборной агитации.
Аналогичной позиции придерживаются и авторы научно-практического комментария к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [2], которые отмечают, что информирование о выборах является составной частью мероприятий по повышению правовой культуры избирателей, организаторов выборов и других участников избирательного процесса, по их обучению (просвещению).
Такое положение в значительной мере обусловлено тем, что вопросы правового просвещения граждан в межвыборный период ни на федеральном, ни на региональном уровне полностью не урегулированы.
В этой связи заслуживает внимания опыт правового просвещения избирателей, который накоплен территориальными избирательными комиссиями Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [3] и города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа [4].
В этих территориальных избирательных комиссиях деятельность по распространению среди граждан, в том числе среди молодежи, правовых знаний как основы формирования правовой ориентации осуществляется на плановой основе с использованием следующих правовых актов:
- Федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации [5];
- Сводного плана основных мероприятий по повышению правовой культуры избирателей, утверждённого постановлением ЦИК России от 28 декабря 2010 г. № 233/1524-5 [6];
51
№3/2012
- решений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по вопросам повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов и программ информационно-разъяснительной деятельности [7].
Территориальные избирательные комиссии, имея отлаженную систему взаимодействия со всеми субъектами подготовки и проведения выборов на своей территории, смогли скоординировать работу по правовому просвещению (информированию) избирателей с подразделениями местных администраций, прежде всего с органами образования, с органами по работе с молодежью, органами культуры, общественными организациями, а также с руководителями предприятий и учреждений, муниципальных средств массовой информации. В этой работе они активно использовали следующие средства информационно-разъяснительной деятельности:
- информационные материалы (аудиовизуальные, печатные, электронные, наглядные);
- информационные каналы (каналы СМИ, информационные и телекоммуникационные каналы и средства связи, распространение печатных материалов);
- программы обучения организаторов и участников избирательной кампании;
- информационные технологии и методики.
Такая организация работы территориальных
избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов, а также в межвыборный период [8] обеспечивает высокий уровень правового просвещения избирателей и способствует формированию у них положительной мотивации к участию в выборах представительных и исполнительных органов государственной власти.
Вместе с тем, как показывают проведенные исследования, высокий уровень правового
просвещения избирателей не всегда обеспечивает положительную мотивацию к их участию в выборах органов государственной власти.
Ряд авторов связывает такую ситуацию с тем, что молодые люди не находят ни одного кандидата на выборные должности, который бы выражал их интересы [9]. Так, по результатам социологического исследования, проведенного лабораторией социологических исследований Сургутского государственного университета, в 9 территориях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе в Сургутском районе, на вопрос: «В какой мере вы доверяете основным институтам власти?», - респонденты ответили следующим образом (табл.) [10]:
Результаты данного исследования говорят о достаточно высоком уровне доверия молодежи федеральным и региональным государственным институтам, но показывают невысокий уровень доверия местной власти.
Особое внимание привлекает последнее место в рейтинге доверия молодежи политическим партиям. Им доверяют чуть более 7% респондентов. Это очень низкий уровень доверия, особенно с учетом того, что в основу федеральных избирательных процессов положена модель выборов по партийным спискам.
На протяжении последних лет значительная часть молодежи была уверена в том, что в политической жизни разобраться невозможно, что интересы политиков лежат далеко от решения проблем молодежи.
Думается, что на анализируемую ситуацию влияет несовершенство избирательного законодательство и, прежде всего, особенность его изложения. Именно недостаточная четкость изложения периодически вносимых изменений в избирательное законодательство нега-
Результаты социологического исследования (в %)
Таблица
52
Основные институты власти Доверяю Не доверяю Затрудняюсь ответить
Президент РФ 57,6 16,9 25,5
Правительство РФ 23,3 41,0 35,7
Органы власти автономного округа 37,5 33,1 29,4
Органы власти поселка 28,0 41,0 31,0
Политические партии 7,4 56,8 35,8
Молодежные организации 35,1 24,5 40,4
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
тивно влияет на результаты правового просвещения избирателей, так как часто не позволяет не только избирателю, но и членам избирательных комиссий вовремя осознать их кон-цептуальность, а также необходимость и обоснованность внесения.
В таких условиях одним из важных направлений повышения уровня правовой культуры избирателей является создание условий для их активного участие в работе молодежных общественных объединений и создании соответствующих саморегулируемых организаций.
К наиболее перспективным направлениям вовлечения избирателей в практическую общественную деятельность специалисты относят территориальное общественное самоуправление: управление делами подъезда, жилого дома квартала, микрорайона [11].
Заслуживает внимания практика формирования на конкурсной основе среди молодых избирателей кадрового резерва для назначения в члены территориальных и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Примером может служить конкурс по формированию молодежного кадрового резерва избирательных комиссий Тюменской области, который проводится в соответствии с п. 5 ст. 9 Закона Тюменской области «Об Избирательной комиссии Тюменской области» [12]. Так, по итогам конкурса, проведенного в 2010 г., 64 молодых избирателя были назначены в состав 19 территориальных избирательных комиссий городов и районов Тюменской области и 246 человек были включены в резерв участковых избирательных комиссий [13].
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что существующая практика активного вовлечения молодых избирателей в различные институты гражданского общества значительно повышает эффективность правового просвещения (информированности) избирателей и способствует формированию у них активной жизненной позиции и осознанию необходимости участия в делах государства и общества.
Также считаем необходимым на законодательном уровне закрепить периодическую сменяемость не менее чем на 1/3 состава избирательных комиссий, прежде всего за счет тех членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, которые были предложены
избирательными объединениями. С одной стороны, это позволит снизить политизацию избирательных комиссий, а с другой - даст возможность большему количеству граждан принять участие в организации и проведении выборов.
1. Ильин И.А. Предпосылки творческой демократии. М., 1991. С. 5.
2. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / отв. ред. А.А. Вешняков; науч. ред. В.И. Лысенко. М. : Норма, 2003.
3. Гайнуллина К. М. Опыт информирования избирателей в территориальной избирательной комиссии Сургутского района // Особенности реализации избирательного законодательства на современном этапе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Тюмень, 26-27 октября 2007 г.). Тюмень: Вектор Бук, 2007. С. 72-78.
4. Белицкая К. М. Опыт управления электоральной активностью в России и за рубежом // Вестник Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа. Югры. 2010. № 5(48). С. 229-238.
5. Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 228 «О Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 862; Постановление Правительства РФ от 17 мая 1995 г. № 482 «О Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации» // Там же. 1995. № 22. Ст. 2063.
6. Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 28 декабря 2010 г. № 233/1524-5 «О Сводном плане основных мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, совершенствованию и развитию избирательных технологий в Российской Федерации на 2011 год» // Вестник ЦИК РФ. 2011. № 1.
7. Решение Избирательной комиссии Тюменской области от 8 июля 2011 г. № 91/483 «О плане мероприятий Избирательной комиссии Тюменской области по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и организаторов выборов (референдумов) на второе полугодие (июль-декабрь) 2011 года». - URL: http: //www.tyumen. izbirkom.ru. Дата обращения: 23.04.2012.
8. Материалы совещания председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (г. Москва, 26 августа 2007 г.). - URL: http: // www.cikrf.ru. Дата обращения: 23.04.2012.
9. Загородский В.В. Правовая культура в контексте права избирать и быть избранным // Общество и право. 2010. № 1. С. 65-69.
10. Белицкая К.М. Роль молодежи в федеральных избирательных процессах // Молодежь будущее России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Тюмень, 19-20 ноября 2009 г.). Тюмень, 2009. С. 74-79.
11. Чучелина Н. Н. Правовая культура в сфере избирательного права и избирательного процесса в Российской Федерации: вопросы теории : автореф. ... дис. канд. юрид. наук. М., 2005. С. 8.
12. Закон Тюменской области от 3 июня 2004 г. № 235 «Об Избирательной комиссии Тюменской области» // Тюменская область сегодня. 2004. 5 июня.
13. Конкурс по формированию кадрового резерва избирательных комиссий Тюменской области. Тюмень, 2011. С. 23.
№3/2012