НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ МОНГОЛИИ
ЦЭРЭНБАТ ЗЭВЭГИЙН
адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс Научный руководитель: кандидат юридических наук, профессор Бочаров С.Н.
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются проблемы, связанные с повышением эффективности мер административно-правовой защиты сотрудников полиции Монголии.
Ключевые слова: полиция Монголии, административно-правовая защита, социальные гарантии.
SOME ASPECTS OF IMPROVEMENT OF ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION OF REALIZATION OF THE SECURITY POLICE MONGOLIA
TSERENBAT ZEVEGIYN
Associate of Administrative Law at Moscow University, Russian Ministry of Internal Affairs
Annotation. This article discusses the problems connected with increase of efficiency of measures of administrative-legal protection of police officers Mongolia.
Keywords. Police Mongolia, administrative and legal protection, and social guarantees.
Совершенствование административно-правового регулирования социальной защиты сотрудников полиции напрямую связано с целым комплексом правовых, организационных и экономических мер. В этой связи Н.Д. Кочеткова верно отмечает, что эффективность механизма социальной защиты сотрудников полиции напрямую связана с качеством правового регулирования вопроса социальной защиты данной категории государственных служащих, с наличием и адекватностью процедур реализации мер социальной защиты сотрудников, расширением сферы судебного контроля. Крайне существенным моментом в повышении эффективности деятельности органов социальной защиты является юридическая компетентность всех субъектов правоотношений: и работников муниципалитетов, и самих сотрудников1.
В ГУП Монголии проводится целенаправленная работа по совершенствованию нормативной базы по вопросам социальной и правовой защищенности сотрудников, пострадавших при исполнении слу-
жебных обязанностей. По инициативе и при непосредственном участии ГУП Монголии подготовлен ряд проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на улучшение правовой и социальной защищенности личного состава и ветеранов органов полиции и внутренних войск. Т.К. Миронова отмечает, что функционирующая система законодательства о социальном обеспечении и социальном страховании не должна быть подвержена сиюминутным и необоснованным изменениям, непредсказуемым деформациям. Частые изменения и дополнения, вносимые в законы, осложняют правоприменительную практику. Не менее трудная ситуация складывается тогда, когда во вновь принятых законах содержатся принципиально иные подходы к реализации гражданами их социальных прав через систему социальной защиты («нормированных социальных прав»). Отсутствие полнокровной правовой базы в этих случаях приводит к пробелам и противоречиям в законодательстве, что не позволяет гражданам реализовать свои
права в полном объеме. В таких условиях важно видеть перспективу развития законодательства и заранее определять основные концептуальные направления этого развития2.
В целях создания эффективной ведомственной системы социальной поддержки личного состава, обеспечения в системе ГУП Монголии безусловного, своевременного и полного исполнения требований действующего законодательства, ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию социальной защиты членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы, предупреждения фактов формализма и бездушия в их отношении кадровой службой ГУП Монголии разработана система организации социальной работы с членами семей сотрудников полиции, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудниками, ставшими инвалидами вследствие военной травмы.
Ю.С. Костыря отмечает, что эффективность механизма социальной защиты сотрудников полиции, на его взгляд, напрямую связана с качеством правового регулирования вопросов социальной защиты, с наличием и адекватностью процедур реализации мер их социальной защиты, расширением сферы судебного контроля3.
С.Ю. Анохина, в свою очередь, отмечает, что «... эффективность функционирования механизма социальной и правовой защиты сотрудников полиции определяется правовым положением этих органов в системе правоохранительных органов, а также уровнем организации в них социальной работы»4.
На состояние правовой и социальной защищенности сотрудников и членов их семей в современных условиях позитивное влияние могло бы оказать: ф увеличение максимального предела пенсии до размера денежного содержания при достижении предельного уровня выслуги лет; ф введение прогрессивной зависимости между размером пенсии за выслугу лет и продолжительностью работы сверх установленных сроков службы, дающих право на пенсионное обеспечение;
V- внесение предложений о введении в органах внутренних дел системы целевого премирования; ф разработка и принятие самостоятельного нормативного акта в виде Кодекса законов о госу-
дарственных гарантиях, социальных льготах и преимуществах сотрудников полиции и членов их семей5.
Следует отметить изучение руководителями и должностными лицами требований действующего законодательства, нормативных актов ГУП Монголии, регламентирующих организацию социальной и правовой защиты членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы6.
Учет граждан из числа бывших сотрудников и военнослужащих, признанных инвалидами в связи с увечьем, ранением, контузией, полученными при выполнении воинского и служебного долга, осуществляется в полицейских управлениях по аймакам (областям) по месту их постоянной регистрации. В аппаратах по работе с личным составом структурных подразделений органов полиции на каждого члена семьи погибшего заводится учетное дело, в которое вносятся сведения о его социально-экономическом положении, пенсионном обеспечении, регулярно отражаются и регистрируются конкретные проблемные вопросы, требующие немедленного решения.
Кроме того, в полицейских управлениях сомо-нов (районов) разрабатываются программы проведения реабилитации инвалидов вследствие военной травмы с привлечением возможностей лечебных учреждений и Академии полиции ГУП Монголии, местных администраций, территориальных учреждений занятости населения, общественных и благотворительных организаций; принимаются меры по улучшению их социально-бытового положения.
Проведение комплекса мероприятий социальной работы при получении сотрудником тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, предполагающего в дальнейшем установление инвалидности, а также в случае гибели сотрудника при исполнении служебных обязанностей включает в себя:
ведение учета членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы в органах, подразделениях, учреждениях системы ГУП Монголии;
осуществление мер социальной реабилитации и адаптации членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы;
обслуживание членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы в ведомственных медицинских учреждениях; инициативное изучение на постоянной основе путем проведения мониторинга социально-экономического, правового положения, условий проживания, потребностей в социальной помощи и реабилитации членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы; осуществление контроля за решением социальных проблем, производством обязательных выплат, предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством, членам семей погибших и инвалидам вследствие военной травмы; проведение регулярно, не реже двух раз в год, встреч руководства полиции с членами семей погибших и инвалидами вследствие военной травмы в целях выявления и решения их социальных, бытовых и иных проблем; составление индивидуальных планов социальной работы с каждой семьей (одиноким членом семьи), инвалидом вследствие военной травмы, предусматривающих конкретные мероприятия по оказанию необходимой социальной помощи лицам названных категорий; ф координацию работы кадровых, правовых, медицинских, финансовых и тыловых подразделений в части осуществления правовой защиты и социальной поддержки членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы в рамках деятельности комиссий по социальным вопросам; ф взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными заинтересованными организациями в целях использования их возможностей для оказания дополнительной социальной помощи членам семей погибших и инвалидам вследствие военной травмы; ф рассмотрение на заседаниях комиссий по социальным вопросам мер по организации взаимодействия заинтересованных подразделений для решения социальных проблем членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы; обсуждение на коллегиях (оперативных совещаниях) вопросов организации социальной работы с семьями погибших и инвалидами вследствие
военной травмы, подведение итогов и доклад руководству органа внутренних дел о результатах проведенной социальной работы; ф представление в установленном порядке в кадровые подразделения ГУП Монголии информации о состоянии социальной работы по итогам года. В целях оказания оперативной социально-психологической помощи, своевременного разрешения возникающих материально-бытовых проблем, организации адресной социальной поддержки за каждым нетрудоспособным членом семьи погибшего и инвалидом вследствие военной травмы закрепляются руководитель структурного подразделения по последнему месту службы погибшего (пострадавшего), сотрудник аппарата по организации воспитательной работы и психолог.
При прибытии на постоянное место жительства из других регионов за каждым нетрудоспособным членом семьи погибшего и инвалидом вследствие военной травмы закрепляются руководитель структурного подразделения по профилю службы погибшего (пострадавшего), сотрудник аппарата по организации воспитательной работы и психолог.
Приказы о закреплении руководителей и сотрудников переиздаются ежегодно, с установлением сроков и порядка представления отчетов о выполненных мероприятиях.
В системе ГУП Монголии дополнительная социальная поддержка сотрудников, пострадавших при исполнении служебных обязанностей, семей погибших организована и осуществляется как за счет выделяемых на эти цели бюджетных средств, так и за счет привлеченных средств; используются возможности благотворительных организаций, государственных и негосударственных фондов, добровольных пожертвований граждан.
На наш взгляд, организация социальной защиты сотрудников полиции должна исключать возможность сотрудников отделов по социальной защите самостоятельно привлекать спонсоров (коммерческие структуры) для оказания социальной (материальной) помощи сотрудникам, которые стали инвалидами вследствие военной травмы, а также семьям погибших сотрудников. Все мероприятия по социальной защите должны быть профинансированы из государственного бюджета в установленном законом порядке.
За своевременным оформлением материалов для производства выплат единовременных пособий и страховых сумм, предусмотренных действующим законодательством всем сотрудникам полиции, пострадавшим при исполнении служебных обязанностей, и членам семей погибших, осуществляется контроль.
Относительно совершенствования пенсионного обеспечения сотрудников полиции С.А. Алешина отмечает, что для более эффективного использования средств, выделяемых на пенсионное обеспечение сотрудников полиции, необходимо предоставление главному распорядителю бюджетных средств (ГУП Монголии) права расходования средств на пенсионное обеспечение, не использованных по объективным причинам в текущем бюджетном году, в следующем бюджетном году.
В системе социальной помощи необходимо модернизировать систему форм и методов службы социальной помощи, а также разработать краткосрочные и долгосрочные мероприятия. Усовершенствования в системе социальной помощи должны идти по двум направлениям: с одной стороны, система социальной помощи нуждается в значительной децентрализации, с тем чтобы социальная помощь оказывалась непосредственно нуждающимся, т.е. адресно; с другой стороны, необходимо создать такие условия, при которых трудоспособные члены общества смогут сами решать свои проблемы.
Усилия по совершенствованию системы социального обслуживания должны быть направлены на расширение внутренней инфраструктуры центров социального обслуживания, с тем чтобы обеспечить индивидуальность подхода, качество и состав социальных услуг. В перспективе улучшение положения клиентов социальных служб должно опираться на комплексный гуманизированный подход к социальному обслуживанию, что подразумевает:
введение гарантированного государством минимума предоставляемых социальных услуг; ф обеспечение нуждающимся благоприятных условий для реализации их прав и законных интересов, ограждение зависимых граждан от недобросовестных или противоправных действий в сфере социальной помощи и обслуживания; ф недопущение отказа со стороны государственных социальных служб в предоставлении социальной помощи и обслуживания;
ф уважение выбора граждан и предоставление возможностей для реализации клиентом права на альтернативное решение, т.е. выбор государственного или частного учреждения, получение услуг на постоянной или временной основе, бесплатно или за плату, выбор социального работника;
учет национально-культурных различий, ценностных ориентаций и религиозных убеждений клиентов социальных служб7. Таким образом, система организации социальной работы предусматривает организацию и координацию деятельности всех субъектов, осуществляющих социальную работу в ГУП Монголии, других государственных органов и общественных объединений, проведение первоочередных мероприятий социальной работы — социальной реабилитации и адаптации сотрудников полиции, пострадавших при исполнении служебных обязанностей, и членов семей погибших, медицинского обеспечения, организации учета, а также проведения мониторинга их социально-экономического и правового положения. Реализуя эти приоритеты, ГУП Монголии способно обеспечить достаточную социальную защищенность членов семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, и инвалидов вследствие военной травмы, превратив их в стабильную социальную группу.
Создание эффективной ведомственной системы социальной поддержки личного состава полиции — нравственный долг государства, руководителей полиции, важнейший фактор укрепления морально-психологического состояния сотрудников милиции, выражающийся в постоянной заботе и социальной помощи: семьям сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей; сотрудникам, ставшим инвалидами вследствие увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, полученных при исполнении служебных обязанностей в системе ГУП Монголии.
Основными функциями оказания социальной помощи и поддержки со стороны руководителей полиции, руководителей образовательных, научно-исследовательских, медицинских и иных учреждений системы ГУП Монголии являются: обеспечение реализации социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством и создание условий для предоставления дополнительной соци-
альной помощи органами государственной власти, местного самоуправления, общественными и благотворительными объединениями.
Целесообразно проводить заседание комиссии по социальным вопросам не реже двух раз в квартал.
При организации социальной помощи особое внимание должно быть уделено одиноким престарелым родителям, детям-сиротам, детям-инвалидам, родителям-инвалидам, нетрудоспособным вдовам сотрудников и военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей (военной службы), инвалидам вследствие военной травмы и их детям.
Для реализации социальной помощи сотрудникам полиции, членам их семей необходимо, чтобы руководители полиции:
Ф знали порядок совершения первоначальных действий по оказанию социальной помощи семьям сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, а также сотрудникам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы;
ф умели оказывать и оказывали действенную помощь в применении мер социальной реабилитации и адаптации членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы; ф умели эффективно применять законодательство, ведомственные нормативные акты, регламентирующие социальную помощь семьям сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, а также сотрудникам, ставшим инвалидами вследствие увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, полученных при исполнении служебных обязанностей; ф умели создавать условия членам семей погибших и инвалидам вследствие военной травмы для самообслуживания и независимого существования, восстановления разрушенных или утраченных ресурсов жизнедеятельности, социальных связей и отношений, вхождения в новую социальную среду;
умели организовывать дополнительную социальную помощь со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и благотворительных фондов.
В процессе разработки структуры социальной защиты сотрудников полиции необходимо учитывать следующее:
структура социальной защиты должна отражать основное содержание и направления социальной политики, проводимой органами государственной власти и управления; структура социальной защиты должна отражать особенности текущего переходного периода в развитии общества, учитывать его специфику и особенности становления новых экономических отношений, в том числе и в региональном аспекте;
социальная защита должна активно участвовать в формировании новых стандартов образа жизни, отвечающих как национально-культурным традициям, так и формирующимся новым социальным отношениям; Ф структура социальной защиты должна иметь динамичный характер, отражая изменения в содержании государственной социальной политики;
структура социальной защиты должна быть включена в систему государственного регулирования экономики на всех уровнях общественной жизни8.
1 См.: КочетковаН.Д. Административно-правовое обеспечение социальной защиты сотрудников полиции: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 13.
2 См.: Миронова Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 43.
3 См.: Костыря Ю.С. Экономические аспекты управления системой социальной защиты сотрудников полиции в современных условиях: Дис. ... канд. эконом.наук. М., 2004. С. 159.
4 См.: Анохина С.Ю. Социальная и правовая защищенность сотрудников полиции: вопросы теории: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 9.
5 См.: Петрожицкий В.М. Организационно-правовые основы социальной и правовой защиты сотрудников милиции РСФСР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 22.
6 См.: МельниковИ.А. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы // Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел. М., 2008. С. 141.
7 См.: Казибекова Н.А. Теоретико-методологические основы формирования и развития услуг социальной защиты населения: Автореф. дис. ... д-ра эконом.наук. Махачкала, 2010. С. 32.
8 См.: Костыря Ю.С. Экономические аспекты управления системой социальной защиты сотрудников полиции в современных условиях: Дис. ... канд. эконом.наук. М., 2004. С. 102.