подлежит актуализации по мере внесения изменений в законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации. Однако, несмотря на имевшие место изменения законодательства, работа по актуализации до сих пор так и не была проделана.
В этой связи нам представляется необходимым обратить внимание законодателя на имеющиеся несоответствия с целью устранения ссылок на недейст-
вующие нормативные правовые акты с внесением изменений в ныне действующие. Данная работа, на наш взгляд, поможет перевести на более высокий уровень правовой обеспеченности проведение контрольных мероприятий не только Счетной палатой Российской Федерации, но и Контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
я к я
© Гутов И. В. © Морин А. В.
ТРУДОВОЕ ПРАВО. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УДК 349.3
Л. В. ЧЕРНЫШОВА, преподаватель кафедры криминологии и психологии Уфимского юридического института МВД России
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОМ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
<ч а а
и
и Д
В
Аннотация. В статье рассматриваются организационно-правовые основы реализации социальной работы в ОВД, проанализирован комплекс мероприятий при получении сотрудником тяжелого увечья, заболевания, предполагающего в дальнейшем установление инвалидности, а также в случае гибели сотрудника при исполнении служебных обязанностей.
Ключевые слова и словосочетания: социальная работа, социально-правовая защищенность, сотрудник ОВД.
о «
а
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£
а «
Правовой основой осуществления социальной работы в органах внутренних дел являются: Конституция Российской Федерации 1993 г., [1], Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» [2]; Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3]; Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам орга-
нов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4]; Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников
учреждении и органов уголовно-исполнительной системы» [5]; Федеральный законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [6]; Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» [7]; приказ МВД РФ от 24 сентября 2007 г. № 824 «Об организации социальной работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудниками, ставшими инвалидами вследствие военной травмы» [8].
В МВД России проводится целенаправленная работа по совершенствованию нормативной базы по вопросам социальной и правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел, пострадавших при исполнении служебных обязанностей. По инициативе и при непосредственном участии МВД России подготовлен ряд законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на улучшение правовой и социальной защищенности личного состава и ветеранов органов внутренних дел.
В целях создания эффективной ведомственной системы социальной поддержки личного состава, обеспечения в системе МВД России безусловного, своевременного и полного исполнения требований действующего законодательства, ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию социальной защиты членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы, предупреждения фактов формализма и бездушия в их отношении Департаментом кадрового обеспечения МВД России разработана система организации социальной работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудниками, ставшими инвалидами вследствие военной травмы.
Организация социальной поддержки включает в себя следующие меры [9]:
Изучение руководителями и должностными лицами требований действующего законодательства, нормативных актов МВД России, регламентирующих организацию социальной и правовой защиты членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы.
Учет граждан из числа бывших сотрудников и военнослужащих, признанных инвалидами в связи с увечьем, ранением, контузией, полученными при выполнении воинского и служебного долга, осуществляется в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ по месту их постоянной регистрации. В аппаратах по работе с личным составом структурных подразделений органов внутренних дел на каждого члена семьи погибшего заводится учетное дело, в которое вносятся сведения о его социально-экономическом положении, пенсионном обеспечении, регулярно отражаются и регистрируются конкретные проблемные вопросы, требующие немедленного решения.
Кроме того, в ОВД разрабатываются программы проведения реабилитации инвалидов вследствие военной травмы с привлечением возможностей лечебных и образовательных учреждений МВД России, местных администраций, территориальных учреждений занятости населения Минтруда России, общественных и благотворительных организаций, принимаются меры по улучшению их социально-бытового положения. Проведение комплекса мероприятий социальной работы при получении сотрудником тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, предполагающего в дальнейшем установление инвалидности, а также в случае гибели сотрудника при исполнении служебных обязанностей включает:
<ч а а
и и
и «
а
о
^
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£
а «
§
и
• ведение учета членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы в органах, подразделениях, учреждениях системы МВД России;
• осуществление мер социальной реабилитации и адаптации членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы;
• обслуживание членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы в ведомственных медицинских учреждениях;
• инициативное изучение на постоянной основе путем проведения мониторинга социально-экономического, правового положения, условий проживания, потребностей в социальной помощи и реабилитации членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы;
• осуществление контроля за решением социальных проблем, производством обязательных выплат, предоставлением мер социальной поддержки,
^ предусмотренных действующим зако-гп нодательством, членам семей погибших ® и инвалидам вследствие военной трав-§ мы;
& • проведение регулярно, не реже
04 двух раз в год, встреч руководства орга-
ВД нов внутренних дел с членами семей
^ погибших и инвалидами вследствие вое
§ енной травмы в целях выявления и ре-
^ шения их социальных, бытовых и иных
Ц проблем;
« • составление индивидуальных © планов социальной работы с каждой § семьей (одиноким членом семьи), инва-^ лидом вследствие военной травмы, пре-^ дусматривающих конкретные меро-Ц приятия по оказанию необходимой со© циальной помощи лицам названных ка-§ тегорий;
^ • координацию работы кадровых, правовых, медицинских, финансо-
^ вых и тыловых подразделений в части
Л осуществления правовой защиты и со-
§ циальной поддержки членов семей по-
05 гибших и инвалидов вследствие воен-
ной травмы в рамках деятельности комиссий по социальным вопросам;
• взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными заинтересованными организациями в целях использования их возможностей для оказания дополнительной социальной помощи членам семей погибших и инвалидам вследствие военной травмы;
• рассмотрение на заседаниях комиссий по социальным вопросам мер по организации взаимодействия заинтересованных подразделений для решения социальных проблем членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы;
• обсуждение на коллегиях (оперативных совещаниях) вопросов организации социальной работы с семьями погибших и инвалидами вследствие военной травмы, подведение итогов и доклад руководству органа внутренних дел о результатах проведенной социальной работы;
• представление в установленном порядке в ДКО МВД России информации о состоянии социальной работы по итогам года.
В целях оказания оперативной социально-психологической помощи, своевременного разрешения возникающих материально-бытовых проблем, организации адресной социальной поддержки за каждым нетрудоспособным членом семьи погибшего и инвалидом вследствие военной травмы I и II групп приказом начальника органа внутренних дел закрепляются руководитель структурного подразделения по последнему месту службы погибшего (пострадавшего), сотрудник аппарата по организации воспитательной работы и психолог.
При прибытии на постоянное место жительства из других регионов за каждым нетрудоспособным членом семьи погибшего и инвалидом вследствие военной травмы I и II групп приказом
начальника органа внутренних дел закрепляются руководитель структурного подразделения по профилю службы погибшего (пострадавшего), сотрудник аппарата по организации воспитательной работы и психолог.
Приказы о закреплении руководителей и сотрудников переиздаются ежегодно, с установлением сроков и порядка представления отчетов о выполненных мероприятиях.
В системе МВД России дополнительная социальная поддержка сотрудников, пострадавших при исполнении служебных обязанностей, семей погибших организована и осуществляется как за счет выделяемых на эти цели бюджетных средств, так и за счет привлеченных средств, используются возможности благотворительных организаций, государственных и негосударственных фондов, добровольных пожертвований граждан.
Для своевременного оформления материалов для производства выплат единовременных пособий и страховых сумм, предусмотренных действующим законодательством, за всеми сотрудниками органов внутренних дел, постра-
давшими при исполнении служебных обязанностей, и членами семей погибших осуществляется контроль.
Таким образом, система организации социальной работы предусматривает организацию и координацию деятельности всех субъектов, осуществляющих социальную работу в МВД России, других государственных органов и общественных объединений, проведение первоочередных мероприятий социальной работы: социальной реабилитации и адаптации сотрудников органов внутренних дел, пострадавших при исполнении служебных обязанностей, и членов семей погибших, медицинское обеспечение, организацию учета, а также проведение мониторинга их социально-экономического и правового положения. Реализуя эти приоритеты, Министерство способно обеспечить достаточную социальную защищенность членов семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, и инвалидов вследствие военной травмы, превратив их в стабильную социальную группу.
ЛИТЕРАТУРА
<ч а а
и и
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 1993. 25 декабря.
2. О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.
3. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Российская газета. 2011. № 157.
4. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 49 (часть I). Ст. 7020.
5. О государственной социальной помощи : федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ // Российская газета. 1999. № 142.
6. О государственной социальной помощи : федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ (ред. от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3699.
и «
а
о
^
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и
1
£
а «
X « X
7. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48.
8. О ветеранах : федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (ред. от 19 декабря 2005 года № 163-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3.
9. Мельников И. А. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы // Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел : учебное пособие / под общ. ред. В.Я. Кикотя. М. : ЦОКР МВД РФ, 2008. С. 141-144.
© Чернышова Л. В.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ
УДК 343.9
Н. Р. АСМАНДИЯРОВА, старший преподаватель кафедры криминологии и психологии, кандидат юридических наук
СОСТОЯНИЕ НАРКОСИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
<ч а а
и
и Д
В
Аннотация. В статье исследованы особенности наркоситуации в России, в Республике Башкортостан в том числе, обоснована необходимость дальнейшейразра-ботки и внедрения государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации на примере нашей Республики.
Ключевые слова и словосочетания: наркоситуация, наркоконтингент, наркопотребители, наркопреступность.
о «
а
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£
а «
Масштаб незаконного оборота и потребления наркотиков на территории Российской Федерации представляет серьезную угрозу здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности, безопасности государства. Об этом свидетельствуют основные негативные тенденции в наркологической ситуации, которые сформировались в течение последних двадцати лет. Это касается прогрессирующего снижения среднего возраста приобщения к наркотикам и стремительного увеличения числа несовершеннолетних наркоманов и токсикоманов.
По данным социологического опроса, проведенного по заказу Ми-нобрнауки России в 2010 году, в возрастной группе 11-24 года доля лиц,
потреблявших когда-либо наркотики, угрожающе высока - 25 %. Средний возраст первой пробы наркотика колеблется в пределах 16-16,5 лет [1]. Самая сложная проблема, связанная с подростковой наркоманией, - это проблема социально-психологической и психологической предрасположенности подростка к употреблению наркотических веществ, социально-психологических причин, лежащих в структуре так называемой преднаркотической личности и ее непосредственного окружения. Помочь отказаться от наркотиков гораздо легче, выявив наркопотребителя на ранней стадии. Это задача родителей, а также психологов, медиков и других сотрудников государственных органов, в том числе правоохранительных. Сис-