(кандидатских) степеней, где кыргызские профессора И. Бекбоев, Э. Мамбетакунов, Д. Бабаев, являясь его членами, внесли огромный вклад. На том же Совете Ж. Байсалов из Кыргызстана защитил докторскую, С. Калдыбаев кандидатскую диссертацию по методологии обучения математическим специальностям [9].
Если Казахстан оказывает Кыргызстану экономическую поддержку, то, в свою очередь, кыргызские преподаватели, ученые вносят интеллектуальный вклад в образование Казахстана. Многие казахские исследователи защитили докторские и кандидатские диссертации в Кыргызстане, данный процесс все еще продолжается. (До 2010 г.) в Алматы под руководством профессора И. Бекбоева были защищены одна докторская и две кандидатских диссертации.
И. Бекбоев - социально зрелый человек науки, отзывчивый своим родственникам и коллегам, переживающий за будущее своей нации, благородный и уважаемый человек [10].
Список литературы / References
1. Бекбоев И.Б., Сейтешев А.П., Зарнаев Ж.З. Научные основы профессионального формирования личности. Фрунзе, 1989. С. 5-6.
2. Бекбоев И.Б., Сейтешев А.П. Теоретико-методологические основы трудового воспитания учащихся. Бишкек: Мектеп, 1992. С. 60.
3. БекбоевИ.Б. Ориентация на личность. Бишкек: Педагогика, 2000. С. 13.
4. Бекбоев И.Б. Теоретические и практические проблемы технологии направленного обучения личности. Бишкек. «Бийиктик», 2004. С. 24.
5. Абдиев А., Рысбаев С. И.Б. Бекбоев - учитель учителей, для ученых, методистов, аспирантов и учителей. Б: «^лчынар», 2008. С. 160.
6. АбдиевА.А. Основатель научной школы методистов-математиков в Кыргызстане.
7. Алимбеков А. Феномен Исака Бекбоева в Кыргызской педагогике. Заман. Кыргызстан, 2010. 15 января.
8. Байгазиев С. И. Бекбоев - великий наставник национальной педагогики. Бишкек, 2010.
9. Мамбетакунов Э., Байсалов Д. Портреты научной педагогики И.Б. Бекбоева, И.Б. Бекбоев -учитель учителей, для ученых, методистов, аспирантов и учителей. Сост. С. Рысбаев, А. Абдиев. «^лчынар», 2008.
10. Муратов А. «Агай» / Кут билим, 2001. 23 марта.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА СТУДЕНТА-МЕДИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ Позднякова Е.В.1, Омарова Г.А.2, Айтишева Л.Б.3 Em ail: [email protected]
'Позднякова Елена Владимировна - кандидат биологических наук, доцент; 2Омарова Гульнара Акзамбековна - кандидат биологических наук, профессор; 3Айтишева Лайла Бакытжановна — старший преподаватель,
кафедра биохимии, Карагандинский государственный медицинский университет, г. Караганда, Республика Казахстан
Аннотация: в статье анализируются некоторые аспекты психологического портрета студентов-медиков, обучающихся по кредитной системе. Описываются основные факторы, которые влияют на формирование личности и профессионализм современного студента-медика. На основании ответов студентов-медиков второго и третьего года обучения, делается вывод о том, что современная система образования дает возможность студентам в полной мере развивать свои интеллектуальные и творческие способности, учит их самостоятельности, креативности, целеустремленности. Кредитная технология обучения позволяет студентам реализовать свои научные наклонности, позволяет стать более конкурентоспособным в профессиональной сфере.
Ключевые слова: педагогика высшей школы, психологический портрет студента-медика, современный студент, кредитная система обучения.
SOME ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF THE STUDENT-MEDICIAN IN THE CONDITIONS OF TRAINING CREDIT SYSTEM Pozdnyakova Ye.V.1, Omarova G.A.2, Aytisheva L.B.3
'Pozdnyakova Yelena Vladimirovna - PhD in Biology, Associate Professor;
2Omarova Gulnara Akzambekovna - PhD in Biology, Professor;
3Aytisheva Layla Bakytzhanovna - Senior Teacher,
DEPARTMENT OF BIOCHEMISTRY, KARAGANDA STATE MEDICAL UNIVERSITY, KARAGANDA, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: in the article some aspects of the psychological portrait of medical students studying on the credit system are analyzed. The main factors that influence the formation of the personality and professionalism of a modern medical student are described. Based on the answers of medical students of the second and third years of study, the conclusion is made that the modern education system enables students to fully develop their intellectual and creative abilities, teaches them independence, creativity, and purposefulness. Credit training technology allows students to realize their scientific inclinations, allows them to become more competitive in the professional sphere.
Keywords: high school pedagogy, psychological portrait of a medical student, modern student, credit system of education.
УДК 37.062.1 DOI: '0.2086'/2304-2338-20'7-'09-00'
Время учебы в вузе совпадает с первым периодом зрелости, когда происходит становление взрослой личности. В этот период формируется концепция всей дальнейшей жизни. Происходит осознание себя в выбранной профессии, развиваются такие качества, как самостоятельность, инициативность, предприимчивость, дипломатичность. Осознается важность морально-этических проблем [1-3].
В современном казахстанском медицинском образовании происходят огромные изменения. Эти изменения затрагивают не только содержание образовательных программ, но и сам подход к процессу обучения, роли студента и преподавателя в нем. Такие понятия, как: «грант», «кредитная система образования», «кредит», «дискриптор», «перецикл», «GPI» - прочно вошли в сознание и лексикон современного студента медика, обучающегося в Карагандинском государственном медицинском университете (КГМУ).
Огромная конкуренция в среде обучения, проживание вне дома (большая часть студентов КГМУ являются приезжими с других регионов и городов республики), необходимость не только обучаться, имея высокий проходной балл между курсами (GPI), но и принимать участие в научной жизни вуза - в такие условия попадает современный студент. Неумелое распоряжение своим временем и невозможность правильно расставить приоритеты, и как следствие - угроза потери гранта на образование - эти и многие другие аспекты очень волнуют студентов. На фоне сложившейся «среды обитания» происходит формирование личности студента, и возникает вопрос: «Какой же ты, современный студент?»
Дадим, для начала, краткую характеристику сборного описания студентов разного курса обучения [4, с. 252]. На первом курсе главная задача - это адаптация к новым условиям существования, поиск границ, и поиск себя в этом новом мире. Изменяется круг общения, изменяется стиль общения. Новые правила диктуют новые роли. На втором курсе адаптация завершается. Студент уже в полной мере включен в учебный процесс и в общественную жизнь вуза. Закрепляются те качества, которые помогли адаптироваться на первом курсе. Второй курс считается самым сложным в медицинском университете, так как здесь очень много теоретических дисциплин, значение которых в будущей профессии, пока непонятно студенту, и потому мотивация к обучению средняя. На третьем курсе начинаются специальные дисциплины, пары уже проходят на клинических кафедрах, которые расположенные на территории больниц. Студенты имеют возможность познакомиться с реальностями будущей профессии. В этот период повышается мотивация к обучению, усиливается интерес к научной работе. На четвертом курсе - у студента уже сформированы цели на будущее. Они уже научились расставлять приоритеты и управлять тайм-менеджментом. Многие в этот период начинают подрабатывать. Актуальными становятся ценности, связанные с материальным и семейным положением. Пятый курс - это последний курс первого ступени обучения в
медицинском вузе, впереди - интернатура. Происходит окончательный выбор специальности и подготовка к сдаче Государственного Экзамена.
Целью нашего исследования было изучить портрет современного студента второго и третьего курса обучения Карагандинского Государственного медицинского университета.
Для решения данной задачи, в течение 2016 - 2017 учебного года, было проведено интервьюирование студентов 2 и 3 курса Общемедицинского факультета Карагандинского государственного медицинского университета. Всего было опрошено 120 человек: 60 на втором курсе и 60 на третьем курсе, без деления по гендерным различиям. В интервью входили следующие вопросы: «Опишите личностные качества современного студента», «Перечислите причины, мешающие получать вам более высокий балл, чем тот, что вы имеете сейчас», «Сколько времени вы тратите на подготовку к одной дисциплине», «Перечислите источники информации, которыми вы пользуетесь при подготовке», «Часто ли вы пропускаете занятия и почему?», «Принимает ли вы участие в общественной жизни вуза?», «Как изменилась ваша жизнь после начала обучения в вузе?».
В результате, проведенного нами интервью, были получены следующие ответы от студентов второго курса. На вопрос: «Опишите личностные качества современного студента» были отмечены следующие качества: высокий уровень интеллекта, конкурентоспособность, самостоятельность, целеустремленность, индивидуальность, желание быть лидером, наглость, эгоизм, хорошее чувство юмора, смекалка. «Перечислите причины, мешающие получать вам более высокий балл, чем тот, что вы имеете сейчас» - на первом месте среди всех ответов был «я сам виноват, мне было лень учить», неумение правильно распорядиться личным временем, неумение находить общий язык с преподавателем, необходимость бытового самообслуживания, хроническое недосыпание. «Сколько времени вы тратите на подготовку к одной дисциплине» - от четырех часов (поэтапно в несколько дней), до одного часа (в один день). «Перечислите источники информации, которыми вы пользуетесь при подготовке» -учебные методические пособия, рекомендованные кафедрой, учебные пособия по дисциплине, Интернет. Периодическими научными изданиями не пользуется никто из опрошенных студентов, на консультации ходят единицы. «Часто ли вы пропускаете занятия и почему?»: три раза за семестр - это средняя цифра. Причины: или болезнь или просыпание, или бытовые неурядицы. «Принимаете ли вы участие в общественной жизни вуза?» - половина опрошенных с удовольствием принимает участие в творческих коллективах, спортивной секции, дебатном клубе, но в научные кружки ходят единицы. «Как изменилась ваша жизнь после начала обучения в вузе?» - «я повзрослел», стал более уверенным в себе, самостоятельным, научился сам принимать решения, стал ответственным, научился планировать свой бюджет.
Ответы на вопросы от студентов третьего курса. «Опишите личностные качества современного студента» - ответы практически не отличались от качеств, перечисленных студентами второго курса. К числу качеств современного студента прибавились следующие: предприимчивость, настойчивость, порядочность, коммуникабельность, честолюбие. «Перечислите причины, мешающие получать вам более высокий балл, чем тот, что вы имеете сейчас» - как и в прошлом опросе на первом месте стоит лень (отсутствие мотивации), далее перечисляются: трудные бытовые условия (частые переезды со съемных квартир, потому что старшие курсы, стремясь к самостоятельности, съезжают с общежитий), подработка (чаще в ночную смену) и как следствие - недосыпание. «Перечислите источники информации, которыми вы пользуетесь при подготовке» - на третьем курсе в списке появляются: научные журналы из библиотеки или Интернет ресурсов, видео-лекции, находящиеся в свободном доступе в Интернете (в том числе и зарубежные), посещение научных кружков и дополнительных занятий на кафедрах. «Сколько времени вы тратите на подготовку к одной дисциплине» - время на подготовку значительно снизилось, так как студенты уже могут пользоваться накопленными знаниями младших курсов и, используя свое клиническое мышление, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы. «Часто ли вы пропускаете занятия и почему?» - на третьем курсе занятия пропускает меньшее количество студентов, чем на втором, что связано с более ответственным отношением к своему здоровью и угрозой повторного прохождения дисциплины. «Принимает ли вы участие в общественной жизни вуза?» - фокус внимания сместился со спортивно-танцевальных кружков на научные кружки, и количество студентов, посещающих их, значительно возросло. «Как изменилась ваша жизнь после начала обучения в вузе?» - все 100 % респондентов отметили, что они очень сильно изменились с начала обучения в вузе. Звучали такие ответы: стал более ответственным, общительным, преодолел страх общения со взрослыми и авторитетными людьми, стал
увереннее в себе, появилась возможность съездить в другие страны и города, благодаря программе академической мобильности. Из негативного опыта упоминается - разочарование в людях, разочарование в выбранной профессии, «понимание, что не все зависит от меня».
В результате проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, что психологический портрет современного студента-медика отличают следующие черты характера: целеустремленность, высокая адаптивная способность, честолюбие, высокая работоспособность, эрудированность, самокритичность. Отмечается, что с переходом на старшие курсы возрастает само-осознанность, самостоятельность, коммуникабельность, ответственность, желание быть лидером и желание показать себя с лучшей стороны.
Таким образом, переход КГМУ на кредитную систему, предоставил студентам возможность в большей мере развивать свои интеллектуальные и творческие способности, учит их самостоятельности, креативности, целеустремленности. Кредитная система дает возможность студентам, еще на уровне обучения, развить свои научные наклонности и проявить их на международном уровне. Позволяет стать более конкурентоспособным в профессиональной сфере.
Список литературы / References
1. Волов В.Т., Четырова Л.Б., Чаденкова О.А. Социальный портрет студента российского негосударственного вуза как результат сегментирования образовательного рынка // Труды СГУ, 2009. Вып. 17. 200 с.
2. Климко Н.В. Развитие у студентов среднего профессионального учебного заведения навыков самоорганизации в учебном процессе // Педагогическое образование и наука, 2008. № 7. С. 46-49.
3. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России, 2000. № 3. С. 1006-1007.
4. Сысоева Ю.Ю. Социально-психологический портрет студента в условиях модернизации современного образования // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология, 2015. № 1 (20). С. 251-253.
THEORITICAL AND METHODICAL FOUNDATIONS OF DEVELOPING OF CREATIVE POSSIBLITY IN THE SPACE OF ECOLOGICAL MARGANILAIZED
Al-Fawadi Hutham Mezaal Salih Email: [email protected]
Al-Fawadi Hutham Mezaal Salih - Postgraduate Student, DEPARTMENT OF THEORY AND METHODS OF DECORATIVE ARTS AND GRAPHICS, ART AND GRAPHIC FACULTY, GOVERNMENTAL INSTITUTION SOUTH UKRAINIAN NATIONAL PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER K.D. USHYNSKY, ОDЕSSА, UKRAINE
Abstract: the article considers the concept of "ecological marginalization of the environment" in its connection with artistic crafts and the development of creative abilities of students. It is substantiated that ecological marginalization of the environment is an important subject for creative formation in art crafts. The theoretical and methodological foundations of the development of creative abilities of students in the space of environmental marginalization are disclosed. The results of an experimental study of the formation of creative abilities in the space of ecological marginalization are shown. The results of experimental and experimental activities on the formation and development of creative abilities on the basis of the image-sensory sphere of students are presented.
Keywords: ecological marginalization, space of ecological marginalization, creative abilities, artistic handicrafts.