ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВЕЛИКАЯ ЛИЧНОСТЬ, УВАЖАЕМАЯ КЫРГЫЗСКИМ И КАЗАХСКИМ НАРОДАМИ Оморов Ш.Д. Email: [email protected]
Оморов Шермамат Дубанаевич - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общественных наук, факультет физики-математики, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика
Аннотация: в этой статье описываются жизнь великого учёного И.Б. Бекбоева, научные работы и проблемы в них, а также актуальность этих проблем в настоящее время. Также рассматриваются научное сотрудничество и отношения между двумя народами: кыргызами и казахами. В этом научном докладе также рассмотрен вклад и И.Б. Бекбоева в это научное сотрудничество и роль, которую он сыграл в этой совместной работе над проблемами, где представители различных этнических групп, а именно кыргызы и казахи, приходят к одинаковому общему выводу. Немаловажное место занимает краткое описание биографии И.Б. Бекбоева в этом научном докладе, где описываются кульминационные моменты в жизни этого великого человека.
Ключевые слова: И.Б. Бекбоев, кыргызско-казахское научное сотрудничество, проблема способности ученика, духовный рост человека, двусторонний интеллектуальный вклад.
GREAT PERSON, RESPECTED BY KYRGYZ-KAZAKM POPULATION
Omorov Sh.D.
Omorov Shermamat Dubanaevich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF SOCIAL SCIENCES, FACULTY OF PHYSICS AND MATHEMATICS, OSH STATE UNIVERSITY, OSH, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN
Abstract: this article describes the life of the great scientist I.B. Bekboyev, scientific works and problems discussed in them, as well as the relevance of these problems at the present moment. Also, scientific cooperation and relations between two nations, Kyrgyz and Kazakh, are considered. This scientific report also examines the contribution of I. B. Bekboyev to the scientific collaboration and the role he played in this joint work on problems where representatives of different ethnic groups, namely Kyrgyz and Kazakh, come to the similar general conclusion. The short explanation of the Bekboyev's biography takes an important place in this scientific report, where the culminating moments in the life of this great man are described.
Keywords: I.B. Bekboyev, Kyrgyz-Kazakh scientific cooperation, the problem of student's capabilities, spiritual growth of a person, bilateral intellectual contribution.
УДК: 316.612(575.2).(574)
Почти во всех научных и других работах И.Б. Бекбоева проблема способности ученика занимает важное место.
Эта проблема очень волнует не только родителей и учителей, но и самих учеников, потому что положение роста человека, как сущность роста в развитии способностей, о чем ученый постоянно напоминает, является одним из фундаментальных положений [1, с. 5-6].
Отмечая острые проблемы, касающиеся способности учеников, выделяют две следующие противоречивые точки зрения относительно происхождения способности: «... одни считают, что способность - это от природы, а окружающая среда и воспитание, по их утверждению, только условия раскрытия природных качеств человека. С этой точки зрения задачей психологии и педагогики является раскрытие уровня природного ума ребенка [2, с. 60].
Следующая точка зрения относительно способности ребенка - «это полное признание роли природных условий, доказывая, что все люди одинаково способны ко всем деятельностям. Этот взгляд не учитывает индивидуальные различия каждого человека». Раскрытие способностей в процессе обучения является формированием внутренних условий природных различий, наряду с этим мы должны осознавать создание оптимальных условий для их раскрытия и использования [3, с. 13].
Вышесказанная точка зрениия касается не только учителей, но и учеников. Потому что ученик с высоким уровнем роста, с точки зрения поведения, формирования личности, очень
отличается от других и самостоятельно размышляет и определяет позицию в разрешении учебных задач. Если мы учтем необходимость организовать процесс обучения и воспитания так, чтобы ученик умел оценивать свое каждодневное развитие, анализировать, конкретизировать учебный материал, тогда мы сможем создать условие ученикам полностью раскрыться их способностям [4, с. 24].
Подводя итог вышесказанного, следует также отметить, что большинство научных трудов ученого, педагога, организатора-методиста И.Б. Бекбоева, на сегодняшний день во всех уголках Кыргызской Республики является компасом для граждан, которые обучаются и работают [5, с. 160].
Потому что, утверждая, что его научные труды и высказывания в современном обществе соответствуют требованиям в сфере образования и воспитания и предоставляет ответы на вопросы учителя, в данной статье хотел обратить внимание на «каплю» из огромного моря научных трудов ученого.
В международной практике есть выражение «нет границ между знанием и наукой». Это в действительности так. В истории развития науки встречаются случаи, когда представители различных этнических групп, работая над одной и той же проблемой, независимо друг от друга, приходили к одинаковому выводу [6].
Так, в науке физики закон Бойла-Мариотта, Джоуля-Ленца, уравнение Клайперона-Менделеева, счетчик Гейгера-Мюллера в настоящее время не удивляют никого. Потому что они исследовали природные явления, объективные законодательные нормы Земли, которая является золотой колыбелью человечества. Это лучшее, что есть [7].
Обычно, когда речь идет о взаимосвязях, сотрудничествах разных народностей, вспоминаются взаимоотношения их знаменитых личностей. Как отмечает знаменитый ученый, публицист С. Байгазиев, корни сотрудничества в области искусства, науки и образования между братскими кыргызским и казахским народами, которые испокон веков жили по соседству, лежат в истории этих народов.
В качестве примера можно отметить Ч. Валиханова, который являлся изначальным инициатором письменного варианта «Манас»; М. Ауэзова, внесшего вклад, что «Манас» - это народный эпос; вплетённые воедино философские мышления Ч. Айтматова и М. Шаханова; академика А. Акматалиева, который справедливо проанализировал влияние Ч. Айтматова на казахскую литературу.
Первопроходцами взаимосотрудничества в области образования являются кыргыз Ишенаалы Арабай уулу и казах Н. Сарсекеев, которые 1911 году создали «тропинку» связи двух народов. В этом же году они написали учебник «Алип-бээ и чтение тото» и издали его в типографии «Шарк» г. Уфа. Этот учебник был широко использован в кыргызско-казахских школах-медресе еще до Октябрьской революции.
В советское время, какой бы области науки ни было, сотни кыргызско--казахских ученых, поддерживая друг друга, бок о бок, достигли пика взаимодействия.
Но после распада СССР взаимосвязь ослабла, участились случаи, когда каждый искал свой индивидуальный путь. Но, два народа-близнеца не оставили друг друга. Возобновилась связь в области образования, которая достигла высокого уровня. Здесь нельзя не отметить огромный труд Бекбоева Исака Бекбоевича - народного учителя, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента Национальной академии наук, Международной академии педагогических и социальных наук в Москве, директора центра дошкольного и школьного обучения Кыргызской академии образования.
Бекбоев Исак родился 10 декабря 1930 года в селе Кара-Суу Ат-Башинского района Нарынской области. Он учился в средней школе Жаны-Алыш, Кеминского района, Чуйской области и закончил ее в 1948 году с серебряной медалью. В том же году без экзаменов был принят на факультет физики-математики Кыргызского государственного педагогического института; учился на факультете со стипендией Сталина и закончил его (нынешний Кыргызский Национальный Университет имени Жусупа Баласагына) в 1952 году.
Кыргызские ученые по инициативе Исака Бекбоевича приняли активное участие в написании учебного пособия по математике-физике для учеников казахских школ.
Например, профессор А. Абдиев, доктор педагогических наук совместно с профессором Алма Есимбековной Абылкасымовой написали 8 учебных пособий по математике для учеников 5-11 классов, 7 методических пособий; Э. Мамбетакунов написал книгу по предмету физика. Они опубликованы на казахском, русском и таджикском языках и используются в школьных учебных процессах.
В Казахстане постановлением Верховной аттестационной комиссией был открыт Совет по теории и методологии преподавания математики, физики и химии, присуждении докторских
(кандидатских) степеней, где кыргызские профессора И. Бекбоев, Э. Мамбетакунов, Д. Бабаев, являясь его членами, внесли огромный вклад. На том же Совете Ж. Байсалов из Кыргызстана защитил докторскую, С. Калдыбаев кандидатскую диссертацию по методологии обучения математическим специальностям [9].
Если Казахстан оказывает Кыргызстану экономическую поддержку, то, в свою очередь, кыргызские преподаватели, ученые вносят интеллектуальный вклад в образование Казахстана. Многие казахские исследователи защитили докторские и кандидатские диссертации в Кыргызстане, данный процесс все еще продолжается. (До 2010 г.) в Алматы под руководством профессора И. Бекбоева были защищены одна докторская и две кандидатских диссертации.
И. Бекбоев - социально зрелый человек науки, отзывчивый своим родственникам и коллегам, переживающий за будущее своей нации, благородный и уважаемый человек [10].
Список литературы / References
1. Бекбоев И.Б., Сейтешев А.П., Зарнаев Ж.З. Научные основы профессионального формирования личности. Фрунзе, 1989. С. 5-6.
2. Бекбоев И.Б., Сейтешев А.П. Теоретико-методологические основы трудового воспитания учащихся. Бишкек: Мектеп, 1992. С. 60.
3. БекбоевИ.Б. Ориентация на личность. Бишкек: Педагогика, 2000. С. 13.
4. Бекбоев И.Б. Теоретические и практические проблемы технологии направленного обучения личности. Бишкек. «Бийиктик», 2004. С. 24.
5. Абдиев А., Рысбаев С. И.Б. Бекбоев - учитель учителей, для ученых, методистов, аспирантов и учителей. Б: «^лчынар», 2008. С. 160.
6. АбдиевА.А. Основатель научной школы методистов-математиков в Кыргызстане.
7. Алимбеков А. Феномен Исака Бекбоева в Кыргызской педагогике. Заман. Кыргызстан, 2010. 15 января.
8. Байгазиев С. И. Бекбоев - великий наставник национальной педагогики. Бишкек, 2010.
9. Мамбетакунов Э., Байсалов Д. Портреты научной педагогики И.Б. Бекбоева, И.Б. Бекбоев -учитель учителей, для ученых, методистов, аспирантов и учителей. Сост. С. Рысбаев, А. Абдиев. «^лчынар», 2008.
10. Муратов А. «Агай» / Кут билим, 2001. 23 марта.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА СТУДЕНТА-МЕДИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ Позднякова Е.В.1, Омарова Г.А.2, Айтишева Л.Б.3 Em ail: [email protected]
'Позднякова Елена Владимировна - кандидат биологических наук, доцент; 2Омарова Гульнара Акзамбековна - кандидат биологических наук, профессор; 3Айтишева Лайла Бакытжановна — старший преподаватель,
кафедра биохимии, Карагандинский государственный медицинский университет, г. Караганда, Республика Казахстан
Аннотация: в статье анализируются некоторые аспекты психологического портрета студентов-медиков, обучающихся по кредитной системе. Описываются основные факторы, которые влияют на формирование личности и профессионализм современного студента-медика. На основании ответов студентов-медиков второго и третьего года обучения, делается вывод о том, что современная система образования дает возможность студентам в полной мере развивать свои интеллектуальные и творческие способности, учит их самостоятельности, креативности, целеустремленности. Кредитная технология обучения позволяет студентам реализовать свои научные наклонности, позволяет стать более конкурентоспособным в профессиональной сфере.
Ключевые слова: педагогика высшей школы, психологический портрет студента-медика, современный студент, кредитная система обучения.