НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В МИНИ-ФУТБОЛЕ
А.В. ОРЛОВ, А.В. ЛЕКСАКОВ, РГУФКСиТ (ГЦОЛИФК)
Аннотация
В статье рассмотрены современные проблемы оптимизации подготовленности футболистов психологическими методами. Выявлены показатели, характеризующие соревновательную деятельность в мини-футболе. Обнаружено, что эффективность психической регуляции психофизиологических параметров снижается от начала к концу сезона.
Выведено уравнение, описывающее динамику интегрального показателя психофизиологического
состояния.
Abstract
In article modern problems of optimization of readiness of football players are considered by psychologic methods. The parameters describing competitive activity in mini-football are revealed. It is revealed, that efficacy of a mental regulation psychophysiological parameters decreases from the beginning by the end of a season.
The equation describing dynamics of an integrated parameter of a psychophysiological state are deduced.
Ключевые слова: мини-футбол, психология, оптимизация подготовки.
Введение и постановка проблемы
В России мини-футбол культивируется совсем недавно, но является уже вполне популярным видом спорта. Этому способствовала созданная за короткий срок разветвленная организационная структура функционирования этого вида спорта в регионах, которая включает 18 отделений Российской ассоциации мини-футбола, а также сеть клубов суперлиги.
В последнее время как на международной спортивной арене, так и на внутренних соревнованиях страны резко обострилась спортивная конкуренция; поединки футбольных команд становятся все более напряженными. Специалистами отмечается, что уровень физической, технической и тактической подготовленности отдельных игроков высокой квалификации и команд в целом становится все менее различимым, а поэтому выигрыш у примерно равной по всем игровым показателям команды оказывается все более случайным и непредсказуемым.
Анализ научно-методической литературы позволил выделить ведущее направление рационализации подготовки футболистов - это усиление требований к скоростно-силовой подготовке спортсменов с учетом игровой специфики в мини-футболе. Проблематизируя данное направление научного поиска, удалось установить, что на сегодня:
а) не определена динамика уровня скоростно-силовой подготовленности футболистов в течение соревновательного периода;
б) не выявлены причины снижения показателей скоростно-силовой подготовленности спортсменов к концу сезона, не ясна роль календаря игр в построении тренировочной и соревновательной нагрузки в зависимости от состояния систем организма игроков и способности их реализовать свой уровень технико-тактического мастерства в течение сезона;
в) не изучены психологические факторы, лимитирующие максимальные скоростно-силовые проявления в длительном соревновательном периоде;
г) не разработана структура тренировочного процесса и сопутствующих мероприятий, направленных на совершенствование скоростно-силовой подготовленности футболистов в соревновательном периоде.
В данной статье нами приведены некоторые фрагменты исследования психологических факторов, обеспечивающих эффективное проявление скоростно-силовой подготовленности игроков в мини-футболе в условиях длительного соревновательного периода.
На основании экспертного анализа мнений тренерско-преподавательского состава, анализа протоколов и видеозаписей календарных игр мини-футбольных команд удалось определить соревновательную деятельность в мини-футболе в структурно-содержательном отношении с помощью трех групп показателей.
К первой группе были отнесены наиболее обобщенные показатели: общая продолжительность игры; количество смен игровых звеньев; общее время игры каждого звена за смену; время отдыха звена между сменами; общее количество технико-тактических действий (ТТД) звена (и команды в целом) за смену, тайм и игру в целом; количество и продолжительность активных и пассивных фаз игры, остановок. Эти данные, по нашему мнению, позволяют составить общее представление об основных параметрах соревновательной нагрузки в каждой отдельной игре.
Вторая группа показателей характеризует соревновательную деятельность команды в качественном отношении: разнообразие, количество и эффективность атакующих и защитных действий; коэффициенты эффективности и надежности ТТД каждого звена за смену, тайм и игру в целом.
Третья группа показателей более детально представляет количественные параметры соревновательной
нагрузки. В нее входят такие показатели, как: количество передач мяча (коротких и средних в различных направлениях; длинных, «прострельных» в штрафную площадь), количество ведений мяча в игре, обводок соперника, отборов и перехватов мяча, ударов по воротам.
В нашей работе были использованы методы педагогического контроля, включающие в себя в том числе и систему тестовых процедур по оценке уровня физической, технической и тактической подготовленности; анализ динамики спортивных результатов и т.д.
В качестве тестов по оценке различных составляющих скоростно-силовой подготовленности приняты: бег 10 м со старта (индекс Б10), характеризующий стартовую и начальную скорость движения; бег 30 м со старта (индекс Б30), характеризующий скоростные возможности футболиста; бег 4X10 м со старта (индекс Б40), характеризующий скоростную выносливость футболиста; прыжок в длину с места (индекс ПД), характеризующий однократное проявление скоростно-силовых возможностей; пятерной прыжок в длину с места (индекс ПП), характеризующий скоростно-силовую выносливость; прыжок в высоту (индекс ПВ) выполнялся с места толчком двух ног перед щитом. Для оценки силовых возможностей футболистов использован универсальный динамометр конструкции Ю.В. Верхошанского [3], который с успехом применен в аналогичных исследованиях [4].
Для оценки технико-тактической подготовленности футболистов, сопряженной со скоростно-силовой, были использованы следующие контрольные упражнения: ведение мяча с партнером (индекс ВП); ведение мяча с обводкой (индекс ВО); ведение мяча с ударом по воротам (индекс ВУ).
Для оценки психической подготовленности футболистов в связи с их скоростно-силовой подготовленностью мы ориентировались на характеристики внимания, оперативного мышления, сенсомоторного реагирования и двигательной активности в сопоставлении с уровнем проявления определенных форм поведения спортсмена в игровом процессе:
1. Группа тестов «Внимание» (индексы ВН-1, ВН-2). Исследование проводилось с помощью черно-красной таблицы Шульте - Платонова по методике А.Н. Леонтьева [13]. В каждом тесте выполнялось по 3 попытки, но в зачет шел лучший результат. Фиксировалось время выполнения каждой серии. Время первой и второй серии характеризовало скорость распределения внимания (тест ВН-1), а переключение внимания (тест ВН-2) определялся по формуле: П = Т3-(Т2+Т1), где «Т» - показатель времени каждой серии.
2. Группа тестов «Оперативное мышление» (индексы ОМ-1, ОМ-2, ОМ-3). Исследование проводилось с помощью модифицированной методики В.П. Пушкина [5] -«игра 3». Программа включала выполнение заданий в трех сериях: решение задачи на 6 ходов (индекс ОМ-1), 2 серия - решение задачи на 8 ходов (индекс ОМ-2), 3-я серия - решение задачи на 10 ходов (индекс ОМ-3). Фиксировалось время решения.
3. Группа тестов «Сенсомоторное реагирование» (индексы СР-1, СР-2). Здесь использовался реакциомер, сконструированный А.Д. Мовшовичем. В первой серии фиксировалось «простая реакция» (индекс СР-1). Во второй серии - «реакция выбора» (индекс СР-2), где испытуемый должен был реагировать на сигнал только одной определенной лампы, не реагируя на другие. В каждой серии испытуемый выполнял по 3 попытки, в зачет шел лучший результат.
4. Группа тестов «Двигательная активность» (индексы ДА-1, ДА-2). Исследования проводились с помощью методики «теппинг-тест» [9]. В первой серии испытуемый должен был показать «максимальный темп перед тренировкой» (индекс ДА-1), во второй серии - «максимальный темп перед соревнованием» (индекс ДА-2). В каждой серии испытуемому предлагалось 3 попытки, в зачет шел лучший результат.
Отметим, что кроме описанных выше направлений и методов исследования нами изучались тренировочные и соревновательные нагрузки методом пульсометрии [4, 6] с помощью спорттестера «Polar 8610».
Экспериментальное исследование проводилось с командой МФК «Норильский никель», участвовавшей в чемпионате России по мини-футболу среди команд суперлиги сезонов 2005/06 и 2006/07 гг. Вместе с тем для выявления наиболее значимых и информативных показателей проведен опрос 11 тренеров команд высшей квалификации и игроков - мастеров и кандидатов в мастера спорта в количестве 21 чел. (всего - 32 респондента).
Результаты исследования психических механизмов и факторов регуляции скоростно-силовой подготовленности футболистов в соревновательном периоде
Реализация скоростно-силовой подготовки как составной части физической подготовки мини-футболистов связана с проявлением спортсменом ряда психических свойств и качеств. Именно поэтому определение взаимосвязи конкретных проявлений психических процессов, состояний и свойств с успешностью решения различных задач физической подготовки футболистов, целенаправленное совершенствование этих процессов, воспитание необходимых свойств являются психической основой скоростно-силовой подготовки спортсменов и обеспечивают повышение эффективности их тренировки и деятельности [4, 13, 14 и др.]. Данные представлены на рис. 1, 2.
При анализе представленных данных можно сделать некоторые заключения:
1. По всем тестам, характеризующим уровень психической регуляции скоростно-силовой подготовки футболистов, происходит снижение их значений от начала к концу соревновательного периода.
2. В проявлении внимания (тесты ВН-1, ВН-2) суммарное значение тестов снижается с Р=1,0 до Р=0,83, т.е. на 17%; при этом особо это относится к переключению внимания, где снижение составляет 19%. Динамика суммарных показателей времени описывается полиномом: У = 100,44 - 1,13х - 0,098х2;
а
Р Внимание
123456789
замеры
Р Оперативная память
Р Двигательная активность
замеры
Рис. 1. Графики динамики суммарных показателей тестов психического состояния футболистов, регулирующих скоростно-силовую подготовленность в соревновательном периоде сезона 2005/06 гг.
Р
замеры
Рис. 2. Обобщенный показатель психической подготовленности футболистов в соревновательном периоде сезона 2005/06 гг.
- в проявлении оперативного мышления (тесты ОМ-1, ОМ-2, ОМ-3) суммарное значение тестов снижается с Р=1,0 до Р=0,89, т.е. на 11%; особо это относится к времени решения быстротекущих заданий (тест ОМ-3), где снижение составляет 18%. Динамика суммарных показателей оперативного мышления описывается полиномом: У = 100,24 - 0,783х - 0,053х2;
- в проявлении сенсомоторного реагирования (тесты СР-1, СР-2) суммарное значение тестов снижается с Р=1,0 до Р=0,91, т.е. на 9%, особо это относится к реакции выбора, где снижение составляет 12%.
Динамика суммарных показателей сенсомоторного реагирования описывается полиномом: У = 99,87 -
- 0,481х - 0,053х2.
3. В проявлении двигательной активности (тесты ДА-1, ДА-2) суммарное значение тестов снижается с Р=1,0 до Р=0,81, т.е. на 19%, при этом оба показателя уменьшаются в равной мере. Динамика суммарных показателей двигательной активности описывается полиномом: У = 100,08 - 1,541х - 0,072х2.
4. Четко выделяются по всем суммарным показателям тестов 4 зоны динамики каждого суммарного показателя: 1 зона - замеры 1, 2; 2 зона - замеры 3, 4; 3 зона - замеры
5, 6, 7; 4 зона - замеры 8, 9. Это хорошо иллюстрируется показателем темпа снижения по tg угла наклона (см. таблицу).
6. Таким образом, наиболее уязвимым в механизме психической регуляции скоростно-силовой подготовки футболистов являются: распределение внимания (снижение 19%), оперативное мышление в быстротекущих задачах (снижение 18%), реакции выбора (снижение 12%), двигательная активность (19%).
Отметим, что анализ динамики суммарных показателей тестов психического состояния футболистов при их реализации скоростно-силовой подготовленности в соревновательном периоде не формирует целостного представления о таком состоянии, здесь необходимо обратиться к некоему обобщенному показателю. Такие данные представлены в таблице и на рис. 2.
Показатель темпа снижения суммарных значений тестов (величина тангенса)
Направленность Показатели tg по зонам Е
тестов 1 2 3 4
Внимание 1,0 1,0 З,0 1,0 1,50
Оперативное мышление 0,5 1,0 1,7 1,5 1,18
Сенсомоторная реакция 0,5 1,0 1,0 1,5 1,00
Двигательная активность 1,5 1,0 2,7 2,0 1,9З
X 0,88 1,0 2,10 1,50 1,40
Их анализ позволяет сделать некоторые заключения:
1) четко проявляется тенденция снижения уровня психических возможностей в регуляции скоростносиловой подготовленности от начала соревновательного периода (Р=1,0) к его концу (Р=0,86), т.е. в целом на 14%;
2) четко выделяются 4 зоны в динамике проявления психических возможностей, аналогично описанным выше. Это положение хорошо иллюстрируется показателями темпа снижения обобщенных показателей;
3) функция динамики изменения обобщенных показателей хорошо описывается полиномом: У = 101,37 -
- 1,023х - 0,053х2;
4) динамика изменения обобщенных показателей психического состояния подчиняется линейному закону, уравнение: 0,14х + 9у - 9 = 0. Отклонения эмпирических величин от теоретически расчетных не превышают ±2%, статистически недостоверны при р<0,05.
В заключение отметим, что проведенное исследование позволило разработать инновационную педагогическую технологию совершенствования скоростно-силовой подготовленности футболистов в соревновательном периоде, проверить в педагогическом эксперименте ее эффективность и обосновать использование в практической работе команд по мини-футболу.
Литература
1. Андреев С.Н. Мини-футбол: метод. пособие / С.Н. Андреев, В.С. Левин. - Липецк: ГУ РОГ «Липецкая газета», 2004. - 496 с.
2. Бабкин А.В. Технология планирования физической и технико-тактической подготовки команд по мини-футболу при туровой организации соревнований: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. - 24 с.
3. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
4. Гидара Сабир. Динамика скоростно-силовой подготовленности футболистов в соревновательном периоде и средства ее стабилизации: автореф. дис . канд. пед. наук. - М., 2004 - 24 с.
5. Гагаева Г.М. Психология футбола. - М.: Физкультура и спорт, 1969 - 210 с.
6. Головков В.В. Факторы, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов в мини-футболе: автореф. дис... канд. пед. наук. - СПб., 2002 - 24 с.
7. ЕжовП.Ф. Оценка тренировочных нагрузок спортсменов высокой квалификации в мини-футболе: учеб. пособие. - Малаховка: Изд-во МГАФК, 2006. - 85 с.
8. Зеленцов А.М. Моделирование тренировки в футболе / А.М. Зеленцов, В.В. Лобановский. - Киев: Здоровья, 1985 - 134 с.
9. Кононенко П.Б. Исследование технико-тактической деятельности игроков в мини-футболе / П.Б. Кононенко,
а
В.М. Шишенков // Материалы научной и методической конференции по итогам работы в 1991-1992 гг. / Хабаровский ГИФК. - Хабаровск, 1993. - С. 71-72.
10. Лексаков А.В. Планирование силовой подготовки в структуре нагрузок подготовительного периода футболистов групп спортивного совершенствования: автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1998. - 24 с.
11. Лисенчук Г.А. Управление подготовкой футболистов. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - 271 с.
12. Медведев В.В. Основы психологической подготовки футболистов: метод. разработка для слушателей ВШТ / В.В. Медведев, М.С. Полишкис. - М.: Изд-во РИО Гос. центр. ин-т физ. культ., 1988. - 35 с.
13. Родионов А.В. Психология спорта высших достижений. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 212 с.
14. Романов В.А. Психологические особенности воспитания физических качеств спортсменов // Спортивный психолог, спецвыпуск. - М.: РГУФК, 2003. -
С. 21-23.
15. Топышев О.П. Педагогические аспекты совершенствования деятельности спортсменов в игровых видах спорта: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. М., 1989. - 49 с.
16. Чабан М.В. Рациональное построение тренировочного этапа преимущественно скоростно-силовой направленности в соревновательном периоде подготовки футболистов высокой квалификации. - М.: Изд-во ЦНИИ спорта, 1993. - 140 с.