ХАРАКТЕРИСТИКА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ИГРОКОВ В МИНИ-ФУТБОЛ
О. С. ЛАРИН, К. А. ШАШКОВ
Соревновательная деятельность - один из ведущих критериев эффективности учебно-тренировочного процесса. Поэтому при управлении этим процессом следует концентрировать внимание на анализе соревновательной деятельности команды и отдельных игроков, так как только в условиях ответственных соревнований в полной мере проявляются положительные и отрицательные стороны подготовленности спортсменов. Регистрация показателей соревновательной деятельности позволила накопить обширный материал о количественной и качественной стороне технических действий квалифицированных спортсменов.
Значительную роль в процессе многолетней тренировки играет установление факторной структуры подготовленности высококвалифицированных спортсменов, что позволяет на научной основе целенаправленно подбирать средства и методы тренировки и правильно вводить соотношение объемов различных видов подготовки. Отсюда вытекает необходимость изучения соревновательной деятельности, интегрально отражающей уровень подготовленности спортсменов как одной из важных задач контроля в системе информационного обеспечения управленческих решений.
Ключевые слова: мини-футбол, соревновательная деятельность, квалифицированные игроки, структура подготовленности.
Введение. Спортивные соревнования являются сущностью любого вида спорта. Они направлены на максимальную реализацию духовных и физических сил, проявление различных сторон подготовленности спортсмена или команды в регламентированных условиях соревнований. Под соревновательной деятельностью понимают «совокупность действий спортсмена в процессе состязания, объединенных соревновательной целью и логикой ее реализации» [3; 5].
Особенностями соревновательной деятельности в командных видах спорта являются переменная мощность, ациклический характер работы, комплексное требование к проявлению двига-тельно-координационных, скоростно-силовых и других двигательных способностей, реализуемых через технические действия в вариативных условиях борьбы с соперником [2; 5].
Соревновательная деятельность игроков в мини-футбол складывается главным образом из выполнения технико-тактических действий, осуществляемых за счет двигательных перемещений с мячом и без мяча [2; 4; 7].
Методы и организация исследования. В результате анализа данных экспертного опроса тренерского состава, изучения стенограмм и видеозаписей игр, соревновательную деятельность в мини-футболе в структурно-содержательном от-
ношении можно охарактеризовать по трем основным группам.
Первая группа данных отражает временные показатели игры: ее продолжительность, количество смен звеньев, общее время игры каждого звена за смену, время отдыха между сменами, общее количество технических действий команды или звена за игру, продолжительность активных и пассивных фаз игры.
Вторая группа позволяет создать представление о количественных параметрах соревновательной деятельности и включает такие показатели, как: количество передач мяча (коротких, средних, длинных), количество ведений мяча, обводок соперника, отборов и перехватов мяча, ударов по воротам соперника (с различных дистанций и зон площадки), количество перемещений (рывков, прыжков и ускорений) и интенсивность бега.
Третья группа позволяет в качественном отношении охарактеризовать соревновательную деятельность команды: к ним относятся количество, разнообразие и результативность технико-тактических действий.
Результаты исследования. Проведенный анализ результатов хронометража технико-тактических действий игроков различных команд по мини-футболу позволил выявить зависимость исследуемых показателей от уровня квалифика-
ции спортсменов, а именно, они увеличиваются с ростом квалификации (табл. 1).
Анализ результатов хронометрирования, записей диктофона и видеосъемки позволил выявить, что общая продолжительность игры («грязное» время) составляет от 57,3 ± 1,9 мин. до 66,3 ± 2,5 мин. Время игры не должно быть связано с повышением квалификации игроков, оно возрастает из-за большего количества остановок игры по причине выхода мяча за пределы площадки и нарушений. За это время в команде с преобладанием игроков I разряда произошло 12,4 ± 2,3 смены, в командах КМС - 10,1 ± 3,1 смены и у команды с преобладанием в составе мастеров спорта - 9,2 ± 2,6 смен. Меньшее количество смен у спортсменов более высокой квалификации свидетельствует о лучшей подготовленности игроков и способности выдерживать более длительное время на площадке.
Каждая четверка находилась на площадке около 4,5 мин. Время игры за одну смену звена составляет в команде I разряда - 4,1 ± 0,7 мин., у кандидатов в мастера - 4,9 ± 1,2 мин. и у мастеров спорта - 5,0 ± 0,9 мин. На «чистое» время игры приходилось 3,0 ± 0,3, 3,2 ± 0,2 и 3,7 ± 0,2 мин., соответственно. На отдых при заменах оставалось по 4,7 мин. Число выходов звеньев за игру в команде I разряда составило 12,4 раз, в команде КМС - 10,1 раз и МС - 9,2 раз. Достоверных различий по общим показателям игры между обследованными командами не выявлено.
С повышением квалификации интенсивность игры возрастает, время пребывания каждой смены увеличивается, что предъявляет повышенные требования к физической подготовленности игроков.
Таблица 1
Показатели соревновательной деятельности квалифицированных команд по мини-футболу
Показатели Значения показателей
I сп.р. КМС МС
1 группа - количественно-временные показатели игры
Общая продолжительность игры («грязное» время), мин. 57,3 ± 1,9 65,1 ± 2,6 66,3 ± 2,5
Количество смен звеньев, кол-во раз 12,4 ± 2,3 10,1 ± 3,1 9,2 ± 2,6
Время игры звена за смену, мин. 4,1 ± 0,7 4,9 ± 1,2 5,0 ± 0,9
«Чистое» время игры звена за смену, мин. 3,0 ± 0,3 3,2 ± 0,2 3,7 ± 0,2
Время отдыха между сменами звеньев, мин. 4,9 ± 0,9 4,6 ± 1,3 4,1 ± 0,6
Количество остановок игры 21,4 ± 2,4 19,3 ± 1,6 21,2 ± 1,9
2 группа - количественная характеристика соревновательной деятельности, кол-во раз
Передачи мяча, кол-во раз 312,4 ± 18,3 306,4 ± 20,4 315,1 ± 17,6
Ведение мяча, кол-во раз 50,2 ± 1,9 43,6 ± 2,3 39,2 ± 2,1
Обводка соперника, кол-во раз 49,2 ± 1,9 43,7 ± 2,5 42,2 ± 1,4
Перехват мяча, кол-во раз 24,7 ± 2,1 55,1 ± 1,8 64,7 ± 2,6
Удары по воротам, кол-во раз 40,6 ± 1,4 41,3 ± 2,5 42,2 ± 1,9
Потери мяча 29,6 ± 1,2 19,8 ± 1,3 15,2 ± 1,3
Общее количество технических действий игрока 66,2 ± 1,4 63,1 ± 1,7 60,2 ± 1,5
Плотность игровых действий, кол-во действий/мин 8,3 7,8 8,7
3 группа - качественная характеристика соревновательной деятельности, % брака
Передачи мяча 41,5 33,6 30,2
Ведение мяча 24,8 26,7 22,4
Обводка соперника 64,3 43,5 39,1
Перехват мяча 49,2 39,4 32,7
Удары по воротам 84,2 61,6 54,2
Общее количество технических действий игрока 39,2 31,4 28,4
Общий состав соревновательных действий футболистов определяется уровнем спортивной квалификации игроков и обусловлен их технико-тактическим арсеналом. Этот показатель имеет устойчивую динамику по отношению к росту спортивного мастерства спортсменов.
Основным средством ведения игры (до 50 % всех игровых действий) являются короткие и средние передачи мяча. Длинные передачи занимают не более 10-11 %. Процент брака при выполнении передач составляет от 41,5 в командах I разряда до 30,2 % в командах мастеров.
Общее количество единоборств составляет не более 10-14 %, а ведений, перехватов и отборов мяча - в среднем по 10 %.
Наиболее низкий процент брака совершается при ведении мяча - от 24,8 до 22,4 %. Это объясняется тем, что ведение является базовым техническим действием, обучение которому начинается с самых первых занятий.
Общеизвестно, что конечный результат матча определяется наибольшим количеством мячей, забитых в ворота соперника, поэтому для нас представлял интерес и анализ эффективности ударов. Определено, что в командах высшей лиги реализация ударов по ширине площадки достигает 16 м и по глубине 12 м при их средней результативности 17,9 % случаев от общего количества ударов, то в командах более низкого уровня подготовленности реализация ударов по глубине и ширине площадки составляет лишь 10 % при их средней результативности 17,1 % случаев.
В процентном соотношении результативность ударов выглядит следующим образом: мяч забит в ворота соперником в зоне до 2 м от ворот в 23,2 % случаев; в зоне 2-4 м - в 19,6 % случаев; в зоне 4-6 м - в 20,3% случав; в зоне 6-8 м - в 7,1 % случаев; в зоне 10-12 м - в 8,9 % случаев, включая и штрафные удары. При этом анализ показывает, что при общей средней результативности ударов со взятием ворот, равный 53,7 %, в 22,8 % случаев реализация происходит по ширине площадки до 6 м и глубине до 12 м, в 17,6 % случаев - по ширине 9 м и глубине 11 м и в 13,3 % случаев - по ширине 16 м и глубине 10 м. Кроме того, выявлено, что наиболее результативными ударами являются удар носком ноги (26,7 % случаев) и удары с «замыканием штанги» (23,3 % случаев). Анализ также показывает, что результативность удара носком ноги выше у игроков команд мастеров (39,3 % случаев), чем у игроков команд более низкого уровня подготовки (15 % случаев). Причем необходимо заметить, что результативность ударов зависит от того, в какую часть створа ворот направлен мяч. Наши данные свиде-
тельствуют о значительно более высокой результативности ударов, направленных в нижнюю треть ворот (56 % случаев).
Каждый футболист преодолевает посредством ходьбы или медленного бега 0,6-0,8 км, со средней скоростью - 0,8-1,2 и с высокой скоростью - 0,3-0,5 км. За один матч спортсмены преодолевали от 3 до 5 км с различной интенсивностью в зависимости от уровня подготовленности команд, класса противника и выбранной тактики игры.
Ускорения от 7 до 15 м составляют до 35 % от общих перемещений, ускорения 15-20 м - 23 %, более 20 м - 15-18 %.
Различия объемов перемещений с высокой скоростью между командами мастеров спорта и спортсменов I разряда составляет 0,2-0,3 км.
Очевидно, спринтерские ускорения являются одной из важнейших составных частей игры. При выполнении ускорений, как правило, решаются тактические и стратегические задачи (задания), то есть отбор мяча, ведение, обводка, выход на свободное место, преследование соперника и т. д.
Проведенные к настоящему времени исследования соревновательной деятельности в мини-футболе позволили определить характер и динамику ЧСС [1; 6], которая свидетельствует о том, что большинство нагрузок выполняется с максимальной и субмаксимальной интенсивностью (ускорения, рывки к мячу). Игроки ведущих команд России за матч преодолевают 600-800 м, затрачивая на это 260-300 с общего времени, в «смешанном» режиме игроки преодолевают 1500-2400 м за 920-1140 с, в умеренной интенсивности игроки преодолевают 900-1700 м за 500-545 с.
Регистрация показателей соревновательной деятельности позволила накопить обширный материал о количественной и качественной стороне технических действий квалифицированных спортсменов.
Значительную роль в процессе многолетней тренировки играет установление факторной структурой подготовленности высококвалифицированных спортсменов, что позволяет на научной основе целенаправленно подбирать средства и методы тренировки и правильно вводить соотношение объемов различных видов подготовки.
Отсюда вытекает необходимость изучения соревновательной деятельности, интегрально отражающей уровень подготовленности спортсменов как одной из важных задач контроля в системе информационного обеспечения управленческих решений [8]. Именно стремление к обеспечению результативности соревновательной деятельности опреде-
ляет задачи и содержание подготовки на различных этапах и периодах годичного цикла. Вследствие чего необходимо знать не только структуру соревновательной деятельности, но и факторы, обусловливающие ее эффективность и положительно влияющие на спортивный результат.
С целью выявления структуры подготовленности футболистов высокой квалификации была проведена корреляция между показателями физической и технической подготовленности и характеристика-
Факторная структура подготовленно
ми соревновательной деятельности и спортивным результатом.
В результате анализа корреляционных взаимосвязей выявлено, что на этапе спортивного совершенствования на спортивный результат влияют четыре фактора, общий вклад их составляет более 80 % общей дисперсии выборки. Для того чтобы такое объяснение было научно обоснованным, были использованы все статистически значимые коэффициенты корреляции (табл. 2).
Таблица 2
футболистов высокой квалификации
Фактор Информативные тесты Уровень взаимосвязи со спортивным результатом
Технико -тактическая подготовленность 36,4 % Количество выполненных перехватов мяча и результативно выполненных ударов по воротам 0,845
Процент брака при выполнении передач, единоборств и перехватов в игре 0,892
Общая и специальная скоростная подготовленность 17,6 % Гладкий бег 10 и 30 м 0,708
Ведение мяча 30 м 0,656
Разница между результатами гладкого бега и дриблинга на 30 м 0,826
Общая и специальная двига-тельно-координа-ционная подготовленность 15,6 % «Челночный» бег 5x30 0,637
Отношение результата жонглирования ведущей и не ведущей ногами 0,741
Разница между временем ведения мяча по прямой и между стойками 0,914
Специальная скоростно-силовая подготовленность 12,4 % Прыжок в длину с места 0,604
Удар на дальность 0,681
Количество ударов за 1 мин. 0,714
Проведенный анализ соревновательной деятельности позволил выявить, что определяющими факторами успешности соревновательной деятельности, являются:
1. Технико-тактическая подготовленность (36,4 %) проявляется в результативности передач (г = 0,794), перехватов мяча (г = 0,819), результативности ударов по воротам (г = 0,712) и общем количестве голов (г = 0,893).
2. Физическая подготовка рассматривается в аспекте проявления общих и специальных двигательных способностей. Ее общий вклад в общую дисперсию выборки составил 45,6 %. Данный фактор состоит из нескольких компонентов: общая и специальная скоростная подготовленность составляет 17,6 %. Статистически значимые коэффициенты корреляции получены между результативностью соревновательной деятельности и результатами в легкоатлетическом беге на 10 и 30 м
(г = 0,761 и г = 0,684, соответственно), ведении мяча по прямой на 30 м (г = 0,656) и разницей между временем легкоатлетического бега на 30 м и ведением мяча на данном отрезке (г = 0,826).
Определенный интерес представляет исследование стартовой скорости у мини-футболистов. Проведенное обследование мини-футболистов показало, что стартовая скорость на отрезке 10 м высоко взаимосвязана с эффективностью игровой деятельности (г = 0,761). Анализ полученных данных показывает, что стартовая скорость - очень важный и объективный критерий для отбора игроков в команды различного ранга.
Общая и специальная двигательно-коорди-национная подготовленность у футболистов занимает 15,6 % дисперсии общей выборки, при этом наибольшая взаимосвязь прослеживается с разницей времени ведения мяча по прямой и между стойками (г = 0,914). Объясняется данный факт тем, что в ми-
ни-футболе спортсмены действуют на ограниченном пространстве и постоянно взаимодействуют с другими игроками. Умение быстро изменять направление своего движения с мячом является признаком высокого уровня подготовленности игрока. Также результат выступления в соревнованиях взаимосвязан с отношением результата жонглирования ведущей и не ведущей ногами (г = 0,714). По данному отношению определяется равнозначность владения ногами, и чем ближе показанный результат к единице, тем менее выражена двигательная асимметрия и выше уровень подготовленности спортсмена.
Специальная скоростно-силовая подготовленность проявляется в прыжковых упражнениях (г = 0,604) и ударах по мячу (г = 0,681). Эффективность выполнения ударов в соревновательной деятельности определяет результативность игры.
Достоверно значимой связи не выявлено между результатом в беге в течение 12-ти минут (тест Купера), тройным прыжком и метанием набивного мяча двумя руками из-за головы. Это свидетельствует о том, что данные двигательные способности не определяют спортивный результат в тренировочно-соревновательной деятельности игроков в мини-футбол.
В результате спортивный успех достигается за счет технической подготовленности и моторного компонента, направленного на ее реализацию. К данному возрасту и спортивной квалификации спортсмены приобретают высокий уровень физической и технической подготовленности.
Фактор физической подготовленности игроков отмечают многие специалисты [6; 7] и связывают это с возросшей «плотностью» игры, что значительно сокращает свободное пространство для выполнения технических действий и время на принятия решения.
К сожалению, в структуре не рассматривался фактор психологической подготовленности, затрагивающий сферу психологии личности, весомый на этапе спортивного совершенствования. Эти показатели просто не были рассмотрены и проанализированы. Интересно, что при опросе тренеров-преподавателей о факторной структуре эффективности игровой деятельности, большинство из них отмечают, что фактор психологической подготовки в структуре необходимо учитывать, при этом они ставят его по значимости ниже основных показателей.
В целом анкетирование тренеров выявило отсутствие консолидированного мнения о влиянии различных видов подготовки на спортивный результат. Даже в одной спортивной школе наблюдается несовпадение взглядов.
Очень важно применение изложенного материала на практике и его использование при планировании и распределении тренировочных часов по видам подготовки. Если программа не сориентирована на факторную структуру игровой деятельности высококвалифицированных футболистов, невозможно получить требуемый результат.
Вывод. Обзор литературных данных, анкетный опрос позволяют предполагать, что в тренировочном процессе предпочтение необходимо отдавать средствам сопряженного воздействия физических качеств и технического мастерства спортсменов. Но при совершенствовании технико-тактических действий следует учитывать не только данные технической и тактической подготовленности игроков, но и степень их реализации в соревнованиях.
Система подготовки квалифицированного резерва должна не просто учитывать, а опираться на факторную структуру высококвалифицированных футболистов при составлении учебных программ. Общие приоритеты учебных программ и факторной структуры не противоречат друг другу. Правильная форма программы должна наполняться соответствующим методическим содержанием. Методическое содержание программы должно корректироваться и опираться на современные требования команд-мастеров, учитывая при этом возраст обучающихся.
Литература
1. Абдул Сахиб Аль Джамшир, Голомазов С. Срочный эффект специфических и неспецифических нагрузок разной функциональной направленности на быстроту перемещений футболистов с мячом // Теория и практика футбола. 2004. № 4. С. 17-21.
2. Андреев С. А. [и др.] Мини-футбол (футзал): примерная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М., 2010.
3. Голомазов С. В., Чирва Б. Г.Футбол: Теорет. основы и методика контроля технического мастерства. М., 2001.
4. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физ. культуры. М., 1991.
5. Монаков Г. В. Подготовка футболистов: учеб. пособие. Ч. 1: Основы техн. обучения футболистов. Ч. 2: Методика и планирование. Псков, 2003.
6. Петько С. Н., Лысенко И. Г., Кашкаров В. А. Структура соревновательной деятельности как основа построения тренировки в мини-футболе // Теория и практика физической культуры. 2008. № 8. С. 59.
7. Проминский В. В., Денисов А. В. Особенности соревновательной деятельности в игре «футзал» // Физическая культура, спорт и здоровье населения Даль-
него Востока: мат-лы регион. науч.-практ. конф. молодых ученых. Хабаровск, 1997. С. 36-37.
8. Тюленьков С. Ю., Губа В. П. [и др.] Теоретико-методические аспекты управления подготовкой футболистов: учеб. пособие. Смоленск, 1997.
* * *
THE CHARACTERISTIC OF COMPETITIVE ACTIVITY OF THE QUALIFIED PLAYERS IN MINI-FOOTBALL
O. S. Larin, K. A. Shashkov
Competitive activity is one of leading criteria of efficiency of educational and training process. Therefore at management of this process it is necessary to concentrate attention on the analysis of competitive activity of team and certain players as only in the conditions of responsible competitions positive and negative sides of readiness of athletes are fully shown. Registration of indicators of competitive activity allowed to save up an extensive material about the quantitative and qualitative party of technical actions of the qualified athletes. The significant role in the course of long-term training is played by establishment by factorial structure of readiness of highly skilled athletes that allows to select purposefully on a scientific basis means and methods of training and it is correct to enter a ratio of volumes of different types of preparation. Thus need of studying of the competitive activity which is integrally reflecting level of readiness of athletes as one of important problems of control in system of information support of administrative decisions.
Key words: mini-football, competitive activity, qualified players, readiness structure.