Родиков А. С.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проблема профилизации образовательных услуг, обуславливаемая потребностями развития рынка, несомненно, является актуальной для большинства развитых стран. Одним из лидеров в ее решении является европейская система образования.
Определенные шаги в этом направлении делаются и в России. В отечественной школе профильное обучение направлено на дифференциацию и индивидуализацию обучения с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся, а также создание условий для обучения в соответствии с профессиональными интересами и запросами.
На основании первоначального опыта внедрения профилизации в российских школах можно выделить несколько ключевых моментов, необходимых для обеспечения реальной индивидуализации образования: индивидуальный учебный план на основе максимально вариативного предложения учебных курсов, гибкие профильные группы учащихся, постоянное психологическое сопровождение учебного процесса, серьёзная предпрофильная подготовка, активная и разнообразная внеурочная деятельность. В перспективе - создание системы тьютор-ства.
По мнению автора, именно профильная школа позволит преодолеть объективный разрыв между требованиями конкретного вуза и возможностями системы общего образования. В 10-11 классах каждому учащемуся должна быть предоставлена возможность выбора одной из 5-6 программ (гуманитарной, естественнонаучной, математики и информатики, экономики и права, технической, экологоаграрной). Безусловно, возможность выбора предметов и уровня их изучения (базового или профильного) необходима для целесообразного распределения учебного времени и сил учеников в старших классах, а также для эффективной подготовки к переходу в систему высшего образования. Вариативность учебного плана позволит старшеклассникам правильно сделать жизненный выбор, определить сферу своей будущей профессиональной деятельности.
С точки зрения автора, для того чтобы эффективно решать проблемы про-филизации российской школы, необходимо обратить внимание на успешный европейский опыт.
Анализ литературы по этому вопросу показал, что европейская система образования в качестве инструмента профилизации использует так называемое дуальное образование [2; 4; 5; 7-10]. В данной статье остановимся лишь на некоторых его общих характеристиках на основе проведенного автором исследования классической системы дуального образования Г ермании.
Профессиональное образование на предприятиях, а позже и в школах, возникло в Германии еще в средневековье. Воскресные школы XVII и XVIII вв. послужили началом для школ повышения квалификации в XIX в. С 1969 г. в стране все профессиональные направления подготовки руководствуются принципом дуального образования: 50% (теория) / 50% (практика).
Дуальное образование связано с согласованием нормативов Закона «О профессиональном образовании» и ремесленного Устава. Такая законодательная двойственность предполагает два места обучения: производство и профессиональная школа. Основанием для получения дуального образования служат нормативы образования и учебный план. Последний служит для организации обучения только в профессиональной школе, в то время как нормативы образования распространяются и на производственное обучение. Для каждой из профессий разработаны специальные нормативы, которые едины для всех земель и гарантируют единое образование.
Дуальное образование может осуществляться практически для всех возрастных групп: на основе профессиональных школ (с 9 класса); на основе профессиональных школ или академий (после 11-13 класса); как дуальное академическое образование (бакалавриат, магистратура); как переподготовка и повышение квалификации1.
Чаще всего система дуального образования применяется для первого профессионального образования. Тем не менее, оно распространяется и на другую область: получение дуального образования путем соединения обучения в университете и на предприятии.
1 Группы дуального образования: ремесленные профессии; самостоятельные свободные профессии: область медицины (врачи, аптекари, зубные техники); экономические, правовые, налоговые консультанты; техники, как архитекторы и инженеры; профессии искусства. - А.Р.
Продолжительность обучения может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей как обучаемого, так и образовательной модели, которую он избирает. Обычно длительность обучения составляет от 1,5 до 3,5 лет. Существует возможность сокращения сроков обучения для лиц, добившихся хороших результатов.
В случае необходимости, работа в течение года вместо обучения, приобретенная в процессе работы квалификация засчитываются. Также при необходимости засчитывается определенный период обучения в школе. Испытательный срок удлиняется до четырех месяцев. Практика организуется при кооперации на базе частных предприятий и на базе государственных профессиональных школ.
Заключительный экзамен можно осуществить в два этапа. Общая оценка ведется по следующим качествам: коммуникация; честность, безупречность; умение работать в команде; мотивация; аналитические способности; приспособляемость; эмпатия; знание компьютера; прилежность; организаторский талант; качества лидера; вера в себя.
В Германии образование жестко регламентировано, предъявляются высокие требования к качеству. К его общим преимуществам можно отнести: немедленное практическое применение полученных знаний; постоянная смена теории и практики (в течении недели, в течении месяца, каждые три месяца и т.д.); одинаковая квалификация кадров по всей стране. В то же время ему присущи и некоторые недостатки: недостаточная гибкость системы; отсутствие возможности комбинировать предметы самостоятельно.
На основе анализа нормативно-программной документации образовательных учреждений дуального образования, автором был осуществлен детальный сравнительный анализ достоинств и недостатков дуальной системы образования в Германии (см. табл. 1). Учитывая требования концептуального единства в европейских системах образования и лидирующие позиции Германии в дуальном образовании, с точки зрения автора, можно экстраполировать полученный анализ на систему дуального образования Европы в целом.
ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Практикоориентированность, но недостаточная научность
Подготовка ученика к практике (ученик учится не испытывать страх перед реальной деятельностью), во время обучения развиваются ключевые компетенции. Теоретические знания теряют ценность.
ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Два образования в одном, но недостаточно времени в процессе обучения
Интеграция теории и практики позволяет сэкономить время, так как не требуется дополнительный блок практического обучения после завершения теоретического. Большие затраты во время обучения: меньше каникул и свобод, требования и в теории, и в практике одинаково высоки.
Финансовая поддержка, но больше зависимости от работодателя
Финансовая поддержка во многих областях. Финансовая зависимость. Высокие требования к результатам труда. Вероятность после обучения работы на предприятии еще какое-то время.
Достаточная гарантия рабочего места, но едва ли видят выпускники «дальше своих профессиональных рамок»
После окончания образования возможность сразу работать и получить финансовую независимость. Уже во время обучения каждому частично определено направление. Тот, кто решает учиться дуально, имеет меньше возможностей для лавирования.
Хорошие условия обучения, но трудности при подаче заявления на учебу
Оптимальные условия обучения: маленькие группы, хорошее оснащение. Высокая конкуренция.
Постоянная смена места жительства
Возможно, придется сменить место жительства, так как предприятия работают в кооперации со многими академиями и школами.
Табл. 1. Результаты сравнительного анализа достоинств и недостатков дуальной системы образования
В настоящее время требования Евросоюза, потребность внутренних реформ образования являются основой для реформирования сложившейся системы дуального образования в Германии. К целям реформирования можно отнести: обеспечение большей преемственности ступеней дуального образования; учет различных других квалификаций в процессе дуального образования; расширение возможностей интернационального образования в системе дуального образования; совершенствование систем контроля за счет изменения экзаменов.
По мнению К. Шульца, дуальная система образования требует в настоящее время серьезного изучения и модернизации [3; 12]. Возрастающая стоимость обучения постепенно отодвигает на задний план вчерашнего фаворита образования. Коммерческие структуры вынуждены все чаще вмешиваться в систему образования в качестве посредников образовательных услуг.
Ф. Еднер пишет о том, что главной проблемой современного дуального образования является проблема потребности интенсивного финансирования, так
как оплату обучения в такой системе образования в большинстве случаев учащиеся взять на себя не могут [6]. По его мнению, дуальное образование решает проблему двойственности профессионального образования. Так, например, одни выбирают приоритетом профессиональное образование на производстве, другие акцентируются на теоретических знаниях в профессиональной школе. Совместное действие частных производств и государственных профессиональных школ, урегулированное законодательством, является отличительной особенностью дуального образования. Эти два учебных направления кооперируют свои усилия в достижении общей цели. В настоящее время, по мнению автора, следует говорить о необходимости практического улучшения их кооперации, так как категория «система дуального образования» имеет еще вторую важную особенность: законодательно закрепленную компетенцию профессионального образования как на производстве, так и в профессиональной школе - «außerdem eine besondere verfassungsrechtliche Situation in Deutschland insofern, als für die Berufsbildung in den Betrieben der Bund und für die Berufsschulen die Länder zuständig sind» [6, с. 2].
По мнению С. Веттах, в течение последних десятилетий происходит отчуждение теоретической и практической баз дуального образования, причем теоретические основы все сильнее преобладают над практической базой [1]. «Так называемые ножницы между учебным планом и требованиями производства увеличивают данный разрыв», - пишет автор. Причиной таких серьезных изменений, как считает ученый, является недостаточная гибкость и приспособляемость системы дуального образования, основанной на модульном обучении. Поэтому все процессы обновления дуальной системы образования должны исходить из изменений в рамках образовательных профилей системы модульного обучения.
В немецкой образовательной практике дуального образования система модулей формируется исходя из требуемых профессиональных компетенций и является «краеугольным камнем» институциональных форм организации обучения. Модули в дуальном образовании являются основополагающими для осуществления общей функции «профессиональная компетенция» («berufliche Handlungskompetenz»). Существует две альтернативные теории модернизации модульного обучения в практике дуального образования. По мнению одной группы ученых и практиков, модули в дуальном содержании образования представляют собой дидактически единое целое. Поэтому процесс изменения может затрагивать только структуру модулей, оставляя неизменным компонент содержания. Другая пози-
5
ция заключается в том, что модули являются достаточно автономными системами, объединенные логикой профиля обучения. В таком случае преобразования могут затрагивать как структуру модулей, так и их содержание. К сожалению, пока ведутся теоретические дискуссии, обновление содержания дуального образования затруднено.
В заключение рассмотрим материалы образовательного планирования и научных исследований по проблеме «Дуальное образование», представленные Министерству культуры Баден-Вюртемберга в 2003 г. [11].
В документах подчеркивается, что образовательная политика и сами учащиеся несут ответственность за профессиональную интеграцию. Учащиеся получают возможность получать и развивать специальные и социальные компетенции благодаря интеграции обучения с реальным рабочим местом.
Дуальный образовательный процесс, как обобщается в исследовании, сохраняет образовательный потенциал общества и повышает количество учащихся в соответствии с потребностью занятости на квалифицированных рабочих местах. Дуальная система образования поддерживает также тех, кто стремится к практико ориентированному образованию. И, наконец, дуальная система образования отвечает за экономическую эффективность образования и образовательные достижения в целом.
Между тем, модели дуального образования имеют некоторые проблемы. Основная проблема заключается в правильном соотношении теоретической и практической частей образования. Кроме того, является существенным признание и взаимозачет результатов, полученных учащимися в других системах образования. Решение этих проблем связано с определением, какие мероприятия, модели дуального образования являются «достойными поощрения» [11, с.6]. Особо требуют поощрения такие модели дуального образования, которые предлагают два итоговых аттестата, диплома или сертификата: окончание образования в практической фазе дает первый результат образования, а теоретическая часть должна добавлять еще один образовательный результат. Это позволяет выпускнику более уверенно чувствовать себя на рынке труда. Сужение профессионального профиля подготовки не должно поддерживаться сокращением теоретической базы, а наоборот теоретический блок должен позволять выпускнику гибко адаптироваться в профессии.
Материалы профессионально-психологических исследований и проектов подтверждают, что изучение теории вкупе с практической компонентой, является наиболее эффективным, действенным и результативным методом организации обучения. Профессиональная практика и практика как место обучения являются теми возможностями, которые позволяют лучше организовать и разнообразить дуальное образование. Исходя из новых пост-тейлоровских форм организации труда, в которых исчезают жесткие иерархии, важным становится работа в команде. Обучающее предприятие требует от соискателей также компетенции обучения, проявляющихся в процессе работы, оформления процесса работы для поддержки инновационного подхода и ускорения производительности. Таким образом, становится понятно, что в общей и профессиональной фазе обучения можно использовать потенциал рабочего процесса, чтобы принести образовательную пользу учащемуся.
В материалах подчеркивается, что важную роль также играет формальная квалификация, которая на интернациональном уровне смешивается с неформальным обучением в профессиональной практике. Это, в свою очередь, окупает старание, а также активизирует и организует практический потенциал каждого. Создание и преобразование систем компетенций смягчает переходы между отдельными элементами системы образования.
Далее в документах представлена актуальная характеристика и типология дуального образования. Учащийся получает возможность в течение обучения приобрести аттестат об оконченном профессиональном образовании или диплом института. В этом случае можно трактовать дуальное образование как образование с возможностью получения двух аттестатов. Но концепция дуального образования идет дальше: недалеко от места получения теоретических знаний находится предприятие как элемент дуального образования; предприятие изучается в процессе обучения; учащийся и предприятие связаны договором; этот договор является в некоторых странах условием для последующего поступления в высшую школу. Договоренность регулирует учебный план, фазы практических занятий, допуск к следующей ступени обучения.
Но такой формальной характеристики дуального образования недостаточно для того, чтобы полностью описать современную концепцию дуального образования. Далее описывается более подробно идея дуального образования: практическое и теоретическое обучение тесно связаны друг с другом, но эти элементы
7
чередуются в процессе обучения; необходима кооперация между школой и предприятием, чтобы согласовывать учебный план, методику и содержание; для реализации образовательной деятельности необходим кооперационный договор между школой и предприятием; консультации учащихся проводятся обеими сторонами; вводится обязательный практический семестр; должны учитываться интересы обеих сторон; предприятие должно участвовать в отборе учащихся; гибкость обоих партнеров необходима для проведения успешного занятия.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что существуют определенные трудности, которые следует учитывать при организации дуального обучения. Наиболее сложным моментом является установление контакта между школой и предприятием и дальнейшее согласование учебного плана. Возникают разногласия по поводу содержания и формы. Спецификация практического семестра часто остается неточной или не разъясняется вообще. Интеграции практического семестра в учебный план не уделяется достаточного внимания. Работа с учащимися бывает недостаточно глубокой и полноценной.
Несмотря на некоторые трудности в реализации проекта дуального образования, оно несет в себе старую традицию немецкого обучения, которая позволяла и позволяет на политико-административном и научно-педагогическом уровнях обеспечить высокий класс образования и высокую квалификацию, а также полноценное развитие социальных компетенций, что, несомненно, облегчает в дальнейшем учащемуся интеграцию в социальные и производственные процессы.
В рамках статьи автор сделал попытку показать, что научное исследование европейского опыта дуального образования имеет значение не только как анализ достижений европейских коллег, но и как возможность изучения механизма и способов преодоления неизбежных трудностей, возникающих на пути кооперации школы и производства в современных условиях.
* * *
1. «Beruflichkeit» und «Modularisierung» als polare Bezugspunkte der aktuellen Berufsbildungsdiskussion: Sven Wettach, Universität Konstanz, Fachbereich Wirtschaftswissenschaften, Lehrstuhl für Wirtschaftspädagogik, Proseminar. Jahrhunderts bis zur Gegenwart Sommersemester 2003. URL: http://books.google.ru/books?hl=de&id=_cvr7kSfh84C&dq=duale+bildung&printsec=frontcover&so urce=web&ots=fWjrPixWAl&sig=LJk0jnKvCJdnbo5iif7sTcCw494#PPP14,M1
2. Bundesagentur für Arbeit. URL: http://www.arbeitsagentur.de/
3. Das duale System der beruflichen Bildung in Deutschland - Darstellung und Kritik Kurt Шульц. URL:http://books.google.ru/books?hl=de&id=_cvr7kSfh84C&dq=duale+bildung&printsec=frontcov er&source=web&ots=fWjrPixWAl&sig=LJk0jnKvCJdnbo5iif7sTcCw494#PPP14,M1
4. Derufsinformation.org. URL: http://www.berufsinformationszentrum.org/kategorie/duale-ausbildung/
5. Derufsinformation.org. URL: http://www.s-hb.de/duale-ausbildung-de/
6. Die Berufsausbildung im Dualen System, von: Falk Edner, Friedrich Schiller Universität Jena, Wirtschaftswissenschaftliche Fakultät, Einführung in das Studium der Wirtschaftspädagogik und in das wissenschaftliche Arbeiten.
7. Historische Wurzeln des Dualen Ausbildungssystems. Derufsinformation.org. URL: http://www.berufsinformationszentrum.org/duale-ausbildung-historische-wurzeln-des-dualen-ausbildungssystems/
8. URL: http://www.ihk.de/
9. URL: http://www.kmk.org/index0.htm
10. URL: http://www.zdh.de/
11. Richter I., Sardei-Biermann S. Jugend - arbeitslosigkeit. Ausbildungs- und Beschäftigungsprogramme in Europa.
URL:http://books.google.ru/books?id=oPB5JAhZPsAC&pg=PA190&lpg=PA190&dq=duale+bildun
g&source=web&ots=E_BMsecOkT&sig=l6F2P2QO4ndnqXcx5DYdhVDLXEQ&hl=de#PPP1,M1/
12. Schulz K. Das duale System der Beruflichen Bildung in Deutschland - Darstellung und Kritik. Seminararbeit.
URL:http://books.google.ru/books?hl=de&id=_cvr7kSfh84C&dq=duale+bildung&printsec=frontcov
er&source=web&ots=fWjrPixWAl&sig=LJk0jnKvCJdnbo5iif7sTcCw494#PPP14,M1