УДК 378 ББК 74.580 Т 38
В.А. Тешев,
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математических методов и информационных технологий Адыгейского государственного университета, заместитель декана экономического факультета, г. Майкоп, тел.: 8-909-469-98-89, e-mail:
vateshev@mail. ru
Использование элементов дуальной формы образования в высшей школе при подготовке практико-ориентированных специалистов
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматриваются элементы дуального образования применительно к высшей школе. Исследуются специфика и преимущества дуального обучения. Особое внимание уделяется дуальной системе образования в Германии, которая прошла длительную историческую проверку и демонстрирует высокие показатели качества образования. Делается вывод о том, что, несмотря на определенные недостатки, дуальная система образования - это одна из успешных моделей кооперации обучения и практики, позитивный опыт которой может быть использован в процессе обучения в высшей школе российской системы образования.
Ключевые слова: система образования, дуальное образование в Германии, российское образование, европейское образование, образовательные услуги, потребности рынка.
V.A.Teshev,
Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor of Mathematical Methods and Information Technologies Department of the Adyghe State University, Deputy Dean of the Faculty of Economics, tel.: (909) 469 98 89, e-mail: [email protected]
Use of the dual form of education in higher educational institutions to prepare practice-oriented specialists
Abstract. The paper discusses the elements of dual education in higher educational institution. The specificity and the advantages of the dual training are investigated. Particular attention is paid to the dual system of education in Germany, which took a long historical examination and demonstrates high quality of education. The conclusion is made that despite some shortcomings, the dual system of education is one of the most successful models of cooperative learning and practice. The positive experience can be used in the learning process in higher education of the Russian education system.
Keywords: education system, dual education in Germany, Russian education, European education, educational services, the needs of the market.
Главной проблемой современного образования в России является оторванность теоретических знаний, получаемых студентом в ВУЗе, от производственной реальности, с которой сталкиваются молодые люди после получения диплома. Даже самый прилежный и талантливый студент оказывается не готов решать те задачи, которые ставит перед ним работодатель. Это связано с тем, что теория, получаемая в ВУЗе, всегда остается всего лишь набором терминов и формул, если она не подкреплена практикой.
Ликвидировать пропасть между теорией и практикой приходится предприятию. Молодой специалист, попадая на работу, вынужден еще 2-3 года осваивать основы и
специфику производства и получать новые знания и необходимые навыки. Все это связано с дополнительными затратами для предприятия, а следовательно, ему данный процесс обучения не выгоден. Гораздо проще взять на работу человека с опытом, которому не понадобится время на получение необходимых навыков. В связи с этим получается, что в стране тысячи безработных молодых людей и при этом нехватка рабочей силы.
Как же решить данную проблему? А решать собственно ничего и не нужно, европейские ВУЗы давно нашли эффективный способ подготовки молодых высококвалифицированных специалистов, а именно - внедрение дуальной системы образования.
Дуальное образование является сочетанием теоретического обучения в вузе с практическим обучением на предприятии. По дуальной системе образования студенты получают более глубокие знания и навыки по выбранной специальности. Говоря более простым языком - эта система, при которой студенты часть всего своего учебного времени посвящают практике на том предприятии, где они в дальнейшем будут работать.
Обучение по дуальной системе строится следующим образом: параллельно с обычными занятиями в вузе (общеобразовательная подготовка), студенты ходят на конкретное предприятие или фирму, где приобретают практический опыт (профессиональная подготовка).
При таком способе обучения эффективность подготовки кадров заключается в том, что полученные теоретические знания подкрепляются практическими работами в учебных лабораториях, а также во время производственного обучения. То есть то, что сегодня расскажут студентам в аудитории, - завтра они применят в действии на предприятии [1].
При дуальной системе предполагается прямое участие предприятий в профессиональном образовании студентов. Предприятие предоставляет условия для практического обучения и несёт все связанные с ним расходы, включая возможную ежемесячную плату обучающемуся. Учебные заведения на равноправной основе сотрудничают с предприятиями, на базе которых осуществляется производственное или практическое обучение [2].
Дуальная система практикуется в ряде стран, особенно в Германии, Австрии, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Сербии, Словении, Македонии, Черногории и Швейцарии, а также в Дании, Нидерландах и Франции, несколько последних лет в Китае и других странах Азии. Дуальное образование наиболее активно практикуется в Германии; в последние 10-15 лет оно применяется в системе высшего образования (подготовка специалистов, магистров). Государство при этом компенсирует путем различных выплат около одной трети затрат предприятия на профессиональное обучение [3].
В настоящее время Россия уязвима к колебаниям конъюнктуры мировых сырьевых и финансовых рынков. Среди ограничивающих факторов — острый дефицит высококвалифицированных специалистов на федеральном и региональном рынках труда.
Разрыв между теорией и практикой приходится устранять предприятию, для которого обеспеченность квалифицированными кадрами является актуальной проблемой. Делается это на различных предприятиях по-разному. Где-то к новичкам прикрепляют наставников, где-то разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации. В результате этого через пару-тройку лет получают готового к работе и отлично знающего производство специалиста. Приходится сначала несколько лет учить, а потом почти столько же доучивать и переучивать. Для решения этой проблемы можно присмотреться к опыту тех, кто эту задачу уже решил, и небезуспешно.
Образование в Германии имеет глубокие исторические корни и прочные традиции. Уже в Средние века немецкие ремесленники отличались особым мастерством и дольше всех в Европе практиковали передачу ремесла от мастера к ученику.
Новая экономика трансформировала традицию «штучной» подготовки мастером ученика в дуальную систему обучения. Эта особая форма подготовки квалифицированных работников на основе тесного взаимодействия предприятий и вузов. В настоящее время
насчитывается несколько сотен профессий, изучить которые можно по дуальной системе, и список этот постоянно пополняется.
Обучение по дуальной системе позволяет совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой студенты осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: в вузе и 1-2 дня в неделю — на предприятии. В вузе студенты получает теоретические знания, изучая как специальные предметы по избранной профессии, так и общеобразовательные. А на предприятиях им помогают приобрести практические навыки, обучают тонкостям и премудростям профессии, которых нет ни в одной книжке.
Многие молодые немцы хотят получить хорошую практическую подготовку. Это объясняется тем, что в Германии студенты обеспечивают сами себя, родители перестают их обеспечивать после окончания школы, поэтому они должны стать квалифицированными специалистами и, если это возможно, получать за это деньги. Наши студенты хотят получить все и сразу, поэтому молодежь сразу видит себя менеджером с большой зарплатой. В Германии же созданы отличные условия для приобретения практических навыков, плюс имеются отличные условия для обучения (по той же дуальной системе) [5].
Немецкие компании активно участвуют в подготовке кадров под свои нужды. Почему же мы не следуем передовому опыту? Причина - в системе образования, регламентируемой «сверху». Она централизована. И чтобы внедрить на своем предприятии дуальную систему обучения, нужно сначала «пробить» разрешение «сверху». И это может быть только эксперимент, так как для каждой специальности есть утвержденная программа, отступать от нее учебные заведения не имеют права.
При обучении по дуальной системе (по немецкой модели) видно, что она могла бы быть хорошим источником квалифицированных кадров, что способствовало бы развитию промышленности и экономики. Однако есть и одно «но». Эта система не может быть внедрена на российских производственных площадках в ближайшее время, так как это требует полного пересмотра системы обучения в России. Но к этому нужно стремиться. Это действительно полезное и нужное дело — проводить параллельно теоретическую и практическую подготовку студентов. Таким образом, решается несколько проблем. Во-первых, стажер получает необходимый опыт. После окончания учебного заведения ему будет проще найти постоянное место работы. Во-вторых, предприятие при таком подходе к обучению будет обеспечено постоянным притоком квалифицированного персонала.
Поэтому было бы хорошо предприятиям заключить договоры с рядом высших учебных заведений для целевой подготовки персонала. Хорошо было бы запланировать и оборудовать ряд учебных аудиторий и лабораторий для прохождения стажировки (практического обучения).
Обучение по дуальной системе подготовки сегодня является одной из самых эффективных форм подготовки кадров в мире. Это, видимо, объясняется тем, что она отвечает кровным интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства.
С точки зрения предприятия, дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших студентов, ведь за время обучения все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь, такой подход мотивирует студентов учиться не для галочки. Выпускники вузов могут сразу работать с полной отдачей и производительностью, они хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем «своими». Все это в совокупности способствует закреплению кадров и уменьшению текучести, что для производства немаловажно.
Подготовка кадров положительно сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя на рынке труда. При этом за ним остается право выбора, и оно само решает, организовывать ли у себя обучение. Для мелких предприятий, желающих проводить
обучение, но не имеющих возможности оборудовать собственные лаборатории, мастерские, можно создать межпроизводственные учебные центры.
Дуальное обучение для молодых людей Германии — это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены. Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность.
Обучение по дуальной системе предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Ни одно вузовское образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.
Государство также остается в безусловном выигрыше, оно эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики. В отличие от России в Германии основная нагрузка в области образования лежит на предприятиях, которые тратят на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40 млрд. евро ежегодно. Эта сумма больше той, в какую обходится государству содержание вузов. Государство поддерживает подготовку специалистов на предприятии, финансируя систему дуального образования. Главная же функция государства — координация и обеспечение законодательной базы. На федеральном уровне в Германии приняты законы, которые регулируют взаимоотношения студента с предприятием и образовательным учреждением.
В Германии, таким образом, обеспечивается единое образовательное пространство при возможности регионов решать свои специфические задачи в сфере профессиональной подготовки кадров.
Одним из последствий социально-экономического кризиса и спада производства в России стало снижение потребности в квалифицированных кадрах. Наметившийся со 2-й половины 1990-х гг. подъем производства вызвал и повышение спроса на квалифицированные кадры. Причем спрос изменился не только количественно, но и качественно. В связи с изменением структуры занятости населения, применением новых технологий, современного оборудования, наукоемких автоматизированных процессов требования к работникам значительно возросли. Теоретическая подготовка должна была сочетаться с практическими умениями. Состояние системы образования эффективно решать эту задачу не позволяло.
Одной из главных задач, которую необходимо решить российской системе образования — сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. И в ее решении опыт развития дуальной формы образования Германии может оказаться чрезвычайно полезным — для совершенствования законодательства, определения механизма разделения полномочий Федерации и регионов, формирования системы многоканального финансирования обучения.
Обучение по дуальной системе получило мировое признание, это наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и практические занятия на производственном предприятии.
Имеется ряд преимуществ при использовании дуальной системы обучения по сравнению с традиционной:
- дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения, разрыв между теорией и практикой;
- в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;
- дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качеств их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;
- заинтересованность руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;
- учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения;
- в ближайшие годы дуальная система обучения может широко использоваться при обучении в высшей школе.
Примечания:
1. Муратов В.С. Возможности дуальной системы образования при подготовке специалистов. // Успехи современного естествознания. 2008. № 7, С 91.
2. Федотова Г. А. Взаимодействие социальных партнеров в процессе профессионального обучения в ФРГ. Аналитический обзор. М.: ИРПО, 1998. 45 с.
3. Родиков А.С. Некоторые аспекты профилизации образовательных услуг дуальной системы европейского образования // Вестник Военного университета. 2010. № 3 (23). С. 41-46.
4. Федотова Г.А. Развитие дуальной формы профессионального образования в условиях социального партнерства. М.: Изд.центр АПО, 2006. 225с
5. Edner F. Die Berufsausbildung im Dualen System. München: GRIN Verlag GmbH, 2004.
16 s.
References:
1. Muratov VS. Capabilities of the dual system of education in the training of specialists. // Successes of modern natural science. 2008. No.7. P. 91.
2. Fedotova G.A. Interaction of social partners in the process of vocational training in FRG: analytical review. M: IRPO, 1998. 45 pp.
3. Rodikov A.S. Some aspects of the specialization of educational services of the dual system of European education // Bulletin of the Military University. 2010. 3 (23). P. 41-46.
4. Fedotova G.A. Development of the dual form of vocational training in conditions of social partnership. M: APO, 2006. 225 pp.
5. Edner F. Die Berufsausbildung im Dualen System. München: GRIN Verlag GmbH, 2004.
16 s.