Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2013, № 4 (32), с. 95-99
УДК 316
ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ
© 2013 г. С.В. Соловьева
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 21.06.2013
Анализируется широко практикуемая в Германии дуальная система первичного образования для получения массовых рабочих профессий.
Ключевые слова: массовые рабочие профессии, первичное профессиональное образование, система дуального образования - на предприятии и в профессиональной школе.
В Германии первичное профессиональное образование чаще всего приобретают в рамках системы дуального образования. Некоторые считают, что человек решается на получение такого рода образования, только если он не поступил в вуз. Однако это вовсе не так: 60% молодежи, что составляет около 1.6 млн человек, предпочитают данную форму обучения другим [1]. Данная модель профессионального образования позволяет молодому человеку наилучшим образом вжиться в профессию.
Система профессионального образования в Г ермании называется «дуальной», так как включает в себя две составляющие: приобретение необходимых для профессии практических знаний и навыков происходит на предприятии, а общеобразовательная, теоретическая часть - в профессиональной школе [2]. Таким образом, ответственность за процесс обучения распределяется между обеими образовательными организациями. В рамках системы дуального профессионального образования готовят в первую очередь рабочих массовых профессий по 350 специальностям для всех сфер экономики (ремесленных производств, промышленности и торговли, сферы услуг, судоходства, сельского хозяйства, государственных служб, а также представителей свободно-практикующих профессий, таких как врачи, переводчики, адвокаты и т.д.)
Немецкая система профессионального образования имеет длительную традицию, уходящую корнями в XII веке [3]. Становление же дуального образования в Германии происходило в конце XIX века. Немецкий педагог Георг Кершенштейнер (1854-1932) считается отцом системы дуального профессионального образования. С 1895 по 1919 г. он находился в должности школьного советника в Мюнхене и зани-
мался реформированием учебных планов народных школ. В начале XX века Кершенштейнер ввел в Мюнхене новый тип практически ориентированных школ, где основное внимание уделялось конкретной профессии и предъявляемым к ним требованиям. В 19001901 учебном году были введены первые профессиональные школы отдельно для мясников, отдельно для кондитеров, трубочистов и парикмахеров. Они стали образцом нового, специализированного на отдельных профессиях, типа школ, которые должны были дополнить распространенное тогда обучение подмастерьев на предприятиях. Само же понятие дуальной системы профессионального образования возникло во второй половине 60-х гг. XX века в рамках дискуссии относительно вступившего в силу в 1969 г. закона о профессиональном образовании.
Сформировавшаяся к настоящему времени система дуального профессионального образования выглядит следующим образом: длительность обучения в зависимости от специальности составляет от 2 до 3.5 года. При замещении каждого учебного места устраивается конкурсный отбор, так как желающих гораздо больше, чем заявленных мест. Чтобы получить учебное место, все претенденты проходят развернутый тест на соответствие уровня знаний и профпригодность. С избранным претендентом предприятие заключает договор на обучение.
Не каждое предприятие может обучать, оно должно обязательно иметь разрешение на осуществление образовательной деятельности, получить которое можно в Торгово-промышленной или Ремесленной палате, при условии что предприятие соответствует всем необходимым требованиям, а именно: предприятие может
обучать только по тем специальностям, которые охватывают профиль его деятельности; оно должно иметь необходимое оснащение, необходимые обучающие средства (учебные программы, профессиональные журналы и литература), должно иметь достаточное количество квалифицированных мастеров, нагрузка которых позволяет курировать ученика. Эти мастера должны быть сертифицированы Торгово-промышленной или Ремесленной палатой. С этой целью они должны иметь соответствующий уровень профессиональных знаний и навыков, а также педагогическую подготовку. Все это проверяется при сдаче специального экзамена, после чего специалист становится обучающим мастером. Существуют также квоты на учеников в соответствии с количеством персонала: на каждых трех специалистов полагается один ученик.
В рамках учебного процесса большая часть времени проводится на предприятии (3-4 дня в неделю), на освоение же теоретической базы отводится 1-2 дня в неделю (8-12 часов). Предприятие выплачивает учащемуся заработную плату (ученические) в размере соответственно меньшем, чем оклад дипломированного специалиста (в среднем это составляет 737 евро в месяц, однако значительно различается в зависимости от профессии, региона и отрасли). Самые большие выплаты получают обучающиеся в области судоходства (987 евро). Несколько меньшие выплаты у представителей строительных специальностей: каменщиков, строителей железно-бетонных конструкций и плиточников. Самое низкое вознаграждение получают флористы и парикмахеры в Восточной Германии -312 и 269 евро в месяц соответственно.
Еще одним преимуществом данной системы является и то, что она открыта для выпускников всех типов школ - вне зависимости от аттестата. Даже те, кто не окончил школу, имеют шанс получить профессиональное образование и тем самым обеспечить себе надежное профессиональное будущее. Согласно статистике, в рамках системы дуального профессионального образования обучаются 4% учащихся, не имеющих никакого аттестата, 33% закончивших основную школу (Hauptschulabschluss), 43% со средним аттестатом (тй тМегет Abschluss) и 20% - с аттестатом о среднем образовании.
Не менее важен и тот факт, что в большинстве случаев после окончания обучения выпускников берут на работу предприятия, в которых они проходили это обучение.
В последнее время классическая система дуального профессионального образования дополняется за счет создания мест для практиче-
ского образования на уровне высшей школы. Дуальное высшее образование сочетает в себе классическое высшее образование с профессиональным образованием или с практической профессиональной деятельностью на предприятии. С одной стороны, такое обучение дорого обходится предприятию, так как кроме выплат учащемуся и социальных налоговых отчислений предприятие берет на себя оплату взносов за обучение в высшей школе. Однако в Германии все-таки делаются ставки на образованных практиков. Выпускники дуального высшего образования могут претендовать на замещение руководящих должностей.
Дуальное высшее образование подразделяется на 3 вида [4]:
• Интегрированное в обучение объединяет в себе классическое вузовское образование с практическим профессиональным образованием по какой-либо специальности (перечень образовательных специальностей стандартизирован). По окончании выпускник получит диплом как о высшем, так и профессиональном, специальном образовании. Условием приема на данное направление является, как правило, наличие аттестата о среднем или среднем специальном образовании, а также наличие договора-согласия с каким-либо предприятием на обучение.
• Интегрированное в профессиональную деятельность: данный тип рассчитан в первую очередь на тех, кто имеет законченное профессиональное образование или многолетний опыт работы по какой-либо специальности. Данная форма обучения служит прежде всего повышению квалификации. Обучение предполагает продолжение профессиональной деятельности, если она содержательно связана с направлением обучения. Данное обучение возможно и без аттестата о среднем или среднем специальном образовании. Перед началом обучения заключается трехсторонний договор между вузом, обучающимся и предприятием, в котором стороны договариваются о тех днях, какие будут отданы для посещения высшей школы и какие для работы на предприятии.
• Интегрированное в практику - это тип комбинированного обучения, в рамках которого предусмотрено прохождение продолжительной практики на каком-либо предприятии. Данное направление не предполагает по окончании получения двух дипломов в отличие от описанного выше дуального образования, интегрированного в обучение. Условием поступления на данное направление является наличие аттестата о среднем или среднем специальном образовании.
Эксперты отмечают [5], что своим стабильным экономическим развитием и конкурентоспособностью на мировом рынке Германия обязана и дуальной системе подготовки кадров. Успех системы дуального профессионального образования объясняется обоюдной выгодой для всех ее участников, в том числе и для государства.
Почему же учащиеся выбирают дуальную систему профессионального образования? Чем же их привлекает данная модель? В разного рода информационных материалах о системе дуального профессионального образования приводятся следующие преимущества для обучающихся [6]:
• обучение, приближенное к практике, на конкретных реальных задачах, а не гипотетических примерах;
• на протяжении всего срока учебы выплачиваются стипендии. Денежные выплаты дополнительно мотивируют и позволяют обучаться и выходцам из малообеспеченных семей вместо того, чтобы идти работать, зарабатывая на жизнь;
• велика вероятность получить работу на том же предприятии, где проходил обучение (в 2010 году 61% выпускников были трудоустроены на обучающих их предприятиях);
• на рынке труда в наибольшей степени востребованы именно выпускники системы дуального профессионального образования;
• международное признание дипломов немецкого профессионального образования;
• за счет повышения квалификации и последующей учебы в университете можно выстроить хорошую карьеру и быстрее дорасти до уровня руководителя;
• проходя обучение, ученики знакомятся со всеми подразделениями предприятия;
• учебный процесс построен таким образом, что пройденный теоретический материал отрабатывается в непосредственной практике на предприятии;
• после окончания учебных занятий можно иметь свободное время, а не делать домашние задания (за исключением времени подготовки к экзаменам).
С позиции предприятия как работодателя приводятся следующие аргументы в пользу дуального профессионального образования:
• обеспечение потребностей фирмы в квалифицированных специалистах;
• взращивание мотивированных и опробованных на собственном производстве работников, которые идентифицируют себя с предприятием и знают все тонкости внутрифирменных и производственных процессов;
• меньше текучки и ошибок при приеме на работу;
• отсутствие фазы адаптации (по сравнению с приемом на работу нового специалиста);
• обученные на производстве квалифицированные работники более гибкие и склонны к инновациям, а также могут легче приспособиться к быстрым изменениям;
• омоложение среднего возраста персонала фирмы;
• позитивные импульсы для организации повышения квалификации;
• повышение имиджа предприятия (учебнопроизводственное предприятие имеет более высокий рейтинг);
• продуктивная работа ученика;
• предприятие имеет возможность внести свой вклад в повышение шансов молодежи на успешный профессиональный старт.
Государство в свою очередь также заинтересовано в увеличении численности учебных мест в рамках системы дуального образования. Это связано еще и с тем, что с экономической точки зрения такое образование само себя финансирует. Бремерский исследовательский институт проанализировал базу данных относительной прибыльности дуального образования в Германии: чистая прибыль составляет 800 евро в год на каждое образовательное место. Если предприятие жалуется, что такое обучение не окупается, значит, там что-то не так организовано [7].
Благодаря дуальной системе профессионального образования Германии, как никакой другой стране Европы, удается наиболее эффективно интегрировать молодежь в первичный рынок труда. Министр образования Германии Ванка и министр иностранных дел Германии Вестервелле активно поддерживают распространение дуальной системы образования, способствуют распространению данного опыта во всем мире, представляя этот процесс в качестве мероприятий, направленных на снижение молодежной безработицы. Немецкая модель дуальной образовательной системы, распространенная также в Австрии и Швейцарии, превращается в «глобальную надежду» [6]. Президент США Барак Обама в своем выступлении «О положении нации» также обратился к примеру дуального образования, отмечая, что «немецкие дети уже готовы к работе, если они заканчивают такую профессиональную школу...» и они соответствуют требованиям рынка труда. Мировой экономический кризис привел к повышению уровня безработицы во многих странах Европы. По данным статистики, только в Европе численность молодежи до 25 лет, официаль-
но ищущих работу, составляет около 6 млн чел. В Испании и Греции данные показатели уже давно выше 50%. В Германии же показатель молодежной безработицы составляет лишь 8% -самый низкий показатель на всем континенте. В настоящее время Италия и Испания всерьез озаботились построением дуальной системы профессионального образования. Уже налажено сотрудничество с соответствующими германскими организациями, занимающимися построением необходимых структур. Государство оказывает поддержку мелкому и среднему бизнесу, который создает такого рода учебные места. Они снижают на 1500 евро социальные отчисления на каждого ученика, ведь создавать эти учебные места должны сами предприятия. Нидерланды также занимаются построением целостной системы, которая бы позволила прижиться дуальной системе профессионального образования. Однако это процесс не одного дня. При построении такого рода системы должно быть задействовано большое количество акторов, а именно - школы, управления трудовой деятельностью, предприятия, профсоюзы.
Однако эта «глобальная надежда» не совсем безупречна и имеет свои проблемы и слабые стороны (укажу лишь некоторые) [8]:
• Несмотря на позитивный имидж дуальной образовательной системы наблюдается периодическое снижение готовности предприятий предоставлять места для обучения.
• Структурное несоответствие предлагаемых учебных мест и спроса на них: предложение образовательных мест характеризуется значительными региональными и отраслевыми различиями в зависимости от того, какие предприятия находятся на данной территории. Преобладание спроса над предложением способствует увеличению количества претендентов на одно место. С другой стороны, для ряда специальностей, не популярных среди молодежи, наоборот, не могут найти претендентов на учебные места, поэтому не все заявленные учебные места могут быть заняты учащимися.
• Недостаточная личностная зрелось ученика также усугубляет проблему: даже имея аттестат о среднем образовании, ученики не всегда могут соответствовать требованиям, предъявляемым к ним в рамках системы дуального профессионального образования.
• Не гарантируется качество получаемого образования. Содержание обучения и методы зависят в значительной мере от предприятия и определяются прежде всего спецификой его практической деятельности. Эта комбинация теории и практики является, с одной стороны,
залогом успеха данной модели, а с другой стороны, не всегда обеспечивает универсальность профессиональной подготовки. В этой связи одно время велась активная полемика о необходимости повышения квалификации преподавательского состава профессиональных школ, выступающих партнерами в рамках дуального профессионального образования [8].
В этой связи с 2006 г. по инициативе Комитета по инновациям в сфере профессионального образования при Федеральном министерстве образования и исследовательской деятельности ведутся дискуссии о необходимости введения модульной системы в дуальное профессиональное образование (ранее - образование имело специфику конкретного обучающего предприятия [8]. При высоких показателях последующего трудоустройства это было приемлемо. Когда же большое количество выпускников не получало рабочих мест, возникала проблема трудоустройства, так как зачастую они не соответствовали требованиям, предъявляемым другими предприятиями). Для решения данной проблемы предлагается воспользоваться опытом реорганизации высшей школы, когда образование предусматривает стандартизированные тематические модули, которые комбинируются в рамках смежных профессий. Министерство должно будет проработать и сертифицировать перечень базовых образовательных блоков в каждой профессии. Сторонники данных преобразований обещают повышение гибкости и пропускной способности дуальной образовательной системы, критики же опасаются еще большего снижения качества образования.
Моделью же будущего для Германии называют систему «триального» профессионального образования. Третьей составляющей обучения должно стать освоение самых последних инноваций в какой-либо сфере. Особенно многообещающие результаты это должно дать в отношении профессий, связанных с технологичными производствами и металлоиндустрией. В основе данной модели лежит организация образовательной сети, доступной всем предприятиям каждой конкретной отрасли. Авторы данной модели предполагают, что за счет этого можно повысить качество образования, его эффективность и снизить расходы предприятий за счет того, что инновационные тренинги будут проводиться на базе уже имеющихся образовательных центров. Координацию и организацию услуг, касающихся профессионального обучения, возьмет на себя независимая организация, которая также будет выступать партнером в сети сотрудничества. В результате нагрузка по
работе с персоналом будет снята с самого предприятия и передана этому независимому партнеру, оплата которого будет производиться всеми членами отраслевой сети взаимодействия. Централизованно будут решаться следующие задачи:
• необходимый маркетинг для производственных профессий;
• определение потребности в специалистах;
• подбор обучающихся;
• координация формальных вопросов, а именно взаимодействие с Торгово-промышленной и Ремесленной палатами, профессиональными школами и службой занятости;
• вопросы развития персонала;
• экономический менеджмент образования.
Следствием введения триальной системы образования также должно стать укрепление внутриотраслевой сети взаимодействия. Первый опыт внедрения данной модели показывает, что предприятия позитивно отзываются о данной форме профессионального обучения, в большей степени удовлетворяющей их потребности в образовании своих сотрудников, то есть триальная образовательная система позволит осуществлять более качественную подготовку персонала.
Список литературы
1. Exportschlager duale Ausbildung, unter: http:// www.bundesregiernng. de/Content/DE/Artikel/2013/04/20 13-04-24-exportschlager-duale-ausbildung.html (Дата обращения 27.04.2013).
2. Was ist unter «duale Ausbildung» zu verstehen?,
unter: http://www.s-hb.de/duale-ausbildung-de/ (Дата
обращения 01.06.2013).
3. Greinert W-D Geschichte der Berufsausbildung in Deutschland, unter: http://www.arbeitslehre.uni-wuerz-burg.de/uploads/media/Gesch.d.Berufsausb._in_Deutsch land-Greinert.pdf (Дата обращения 09.06.2013).
4. Duales Studium - Studieren und Berufserfahrung,
unter: http://www.hochschulkompass. de/studium/rund-
ums-studieren/studienformen/duales-studium.html (Дата обращения 26.04.2013).
5. Kommt es international zu einer Renaissance der dualen Berufsausbildung? Empfehlung: Initiative zur Internationalisierung der Berufsbilder, unter: http:// bild-ungsklick.de/a/70186/kommt-es-international-zu-einer-renaissance-der-dualen-berufsausbildung/ (Дата обращения 20.05.2013); oder Rauner F., Smith E., Hauschildt U. Zelloth H.: «Innovative Apprenticeships: Promoting Successful School-to-Work Transitions», Lit-Verlag, Munster, 2009.
6. Astheimer S. Duales System Ausbildung made in Germany, unter: /http://www.faz.net/aktuell/beruf-chance/arbeitswelt/duales-system-ausbildung-made-in-germany-12089806.html (Дата обращения 26.03.2013).
7. Exportschlager duale Ausbildung, unter: http://www.dradio.de/dlf/sendungen/europaheute/211405 8 (Дата обращения 10.06.2013).
8. Weichhold M. Zustand und Zukunft der beruflichen
Bildung in Deutschland / Vortrage des Bundes Freiheit der Wissenschaft, unter: http://bund-freiheit-der-wissenschaft. de/downloads/texte/vt_061205_reichhold.pdf (abgerufen am 22.05.2013); oder Seibert H., Kleinert C. Duale Berufsausbildung: Ungeloste Probleme trotz Entspannung, unter: http://doku.iab.de/kurzber/2009/kb1009.pdf (ab-
gerufen am 20.05.2013).
THE DUAL SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION IN GERMANY
S. V. Solovieva
This article includes analysis of dual education for getting primary education of mass work professions system.
Keywords: mass work professions, primary professional education, system of dual education at an enterprise and a vocational school.