Научная статья на тему 'Некоторые аспекты профессиональной подготовки будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе с осуждёнными несовершеннолетними'

Некоторые аспекты профессиональной подготовки будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе с осуждёнными несовершеннолетними Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОСУЖДЁННЫЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / PENITENTIARY SYSTEM / PENITENTIARY INSTITUTION / CONVICTED MINORS / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким Наталья Павловна

Рассматривается проблема профессиональной подготовки будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе с осуждёнными несовершеннолетними. Анализируются нормативные источники и практики в ведомственных вузах, где недостаточно разработаны основы подготовки будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы. Выявлены педагогические условия, способствующие формированию профессиональной готовности будущих сотрудников УИС к работе с осуждёнными несовершеннолетними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Aspects of Professional Training for Future Employees of the Penitentiary System to Work with Convicted Minors

The article reviews a professional training problem for penitentiary system future employees to work with convicted minors. Normative sources and practices in departmental higher educational institutions where insufficiently developed bases of training for penitentiary system’s future employees are analyzed. The pedagogical conditions promoting the formation of professional readiness of future employees of the penitentiary system to work with convicted minors are revealed.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты профессиональной подготовки будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе с осуждёнными несовершеннолетними»

обзор мнений (overview of opinions)

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 110-113.

УДК 343.8-053.6 ББК 67.308

некоторые аспекты профессиональной подготовки будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе с осуждёнными несовершеннолетними

Н. П. Ким

Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова, Костанай, Казахстан

Рассматривается проблема профессиональной подготовки будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе с осуждёнными несовершеннолетними. Анализируются нормативные источники и практики в ведомственных вузах, где недостаточно разработаны основы подготовки будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы. Выявлены педагогические условия, способствующие формированию профессиональной готовности будущих сотрудников УИС к работе с осуждёнными несовершеннолетними.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, пенитенциарное учреждение, осуждённые несовершеннолетние, компетентностный подход.

В достижении цели исправления осуждённых несовершеннолетних к лишению свободы важная роль принадлежит предусмотренной уголовно-исполнительным законодательством воспитательной работе. Воспитательный процесс в пенитенциарном учреждении принято называть исправлением осуждённых.

Наряду с понятием «воспитательная работа с осуждёнными несовершеннолетними», по нашему мнению, необходимо рассмотреть понятие «коррекционная работа с осуждёнными несовершеннолетними».

Исходя из задач воспитательно-коррекционной работы перевоспитание осуждённых несовершеннолетних строится с учётом индивидуально-психологических особенностей личности несовершеннолетнего, конкретных обстоятельств, неблагоприятных условий среды и воспитания. Как показывает анализ нормативных источников и практики, в ведомственных вузах недостаточно разработаны основы подготовки будущего сотрудника УИС к работе с осуждённым несовершеннолетним.

Под профессиональной готовностью сотрудника уголовно-исполнительной системы к работе с осуждёнными несовершеннолетними мы понимаем интегративное личностно-деятельностное новообразование, представляющее собой сбалансированное сочетание соответствующих знаний,

умений и навыков, социально-психологических важных качеств личности, позволяющее самостоятельно и качественно выполнять основные профессиональные функции.

Анализ психолого-педагогической литературы, а также изучение результатов анкетирования практических работников позволил нам разработать следующие требования к работе с осуждёнными несовершеннолетними, которые будущий сотрудник должен усвоить:

1. Воспитательно-коррекционную работу с осуждёнными несовершеннолетними нельзя понимать только как устранение, искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками. Воспитательно-коррекционная работа с осуждёнными несовершеннолетними — это формирование развития положительных привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций.

2. Необходимо вовлечь несовершеннолетнего в процесс самовоспитания, организовать борьбу его самого с собственными недостатками. Раскрывая систему воспитательных воздействий на трудных подростков, необходимо понимать, что формирование личности трудновоспитуемого есть сочетание перевоспитания с обычными мерами воспитания и самовоспитания. Иначе говоря, подросток не должен быть пассивным объектом воспитательных воздействий, необходима

активизация его личности, использование её здоровых нравственных сил для борьбы с собственными недостатками.

3. Воспитательно-коррекционная работа с осуждёнными несовершеннолетними не должна быть эпизодичной.

4. Общение с осуждёнными несовершеннолетними должно быть доброжелательным. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости подростка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость.

5. Сотруднику необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого осуждённого несовершеннолетнего и стараться опереться на положительное в работе по его перевоспитанию.

6. Строить работу на доверии к несовершеннолетнему. Осуждённые несовершеннолетние очень ценят то, что им доверяют, несмотря на их плохую славу, дурную репутацию. Существуют три условия, при которых ставка на доверие оказывается оправданной:

а) доверие должно быть естественным и непринуждённым, а не явно искусственным приёмом. Несовершеннолетний должен поверить в искренность сотрудника и правильно воспринять сам факт выраженного ему доверия;

б) сотрудник должен быть более или менее уверен в том, что дурные черты у несовершеннолетнего не укоренились настолько, чтобы совершенно заглушить здоровые нравственные тенденции;

в) сотрудник, оказав доверие несовершеннолетнему, не должен занимать позицию пассивного созерцателя результатов своего эксперимента, а терпеливо и тактично помогать несовершеннолетнему освоиться с новой ролью, постоянно держать такого подростка в центре внимания, вовремя оказывать ему помощь и поддержку.

Обобщая задачи и принципы воспитательной деятельности в пенитенциарном учреждении, можно дать следующее определение: воспита-тельно-коррекционная работа с осуждёнными несовершеннолетними — система действий квалифицированных сотрудников пенитенциарного учреждения, формирующих правопослушное поведение осуждённых на основе социально-педагогической системы, обеспечивающей исправление нравственным, правовым, трудовым, физическим и иными направлениями воспитательного воздействия, повышением образовательного и культурного уровня осуждённых; призванная реабилитировать и социально адаптировать осуж-

дённого несовершеннолетнего к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным гражданином общества.

В воспитательно-коррекционной работе сотрудника с осуждёнными несовершеннолетними мы выделяем индивидуальный подход, который, на наш взгляд, является главным.

Для осуществления индивидуального подхода к осуждённому несовершеннолетнему, кроме обычных данных, характерных для каждого подростка, т. е. индивидуальных особенностей (взглядов, интересов, темперамента, характера, способностей и т. д.) и условий жизни, важны данные о причинах и мотивах поведения, типологии и степени девиантности.

Для эффективного формирования готовности будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы к работе с осуждёнными несовершеннолетними нами разработана структурно-функциональная модель, которая носит, с одной стороны, системный характер, определяя систему подготовки слушателей ведомственного вуза с единой целью формирования специалиста, межпредметными связями и соответствующей ролью каждой дисциплины в процессе подготовки, с другой стороны, личностно-деятельностный, связанный с направлением будущих сотрудников УИС на познание себя, на саморазвитие, на выработку индивидуального способа деятельности, на формирование готовности к профессиональной деятельности. Структурные компоненты авторской модели раскрывают внутреннюю организацию процесса формирования готовности слушателей-будущих специалистов и включают: мотивационно-целевой, содержательно-технологический и оценочный блоки. Функциональные компоненты модели представляют устойчивые базовые связи структурных компонентов, обусловливающие тем самым развитие и функционирование модели и включают: целеполагаю-щий, организационно-обучающий и диагностический. Методологический подход в профессиональном образовании, содержанием которого является формирование компетентностных специалистов — не только знающих, но и владеющих знаниями, обладающих самостоятельностью, субъектностью, сложившимся творческим, про-ектно-конструктивным и духовно-личностным опытом профессионала-личности, способностью включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни, получил название ком-петентностного подхода.

112

Н. П. Ким

В подготовке профессиональных кадров одним из ведущих является компетентностный подход. Компетенции отвечают требованиям «плавающих» профессиональных границ, динамике профессий, их глобализации, разрушению профессиональных замкнутостей (это не исключает требования высшего профессионализма в конкретных предметных областях).

Компетентностный подход позволит сохранить культурно-исторические, этносоциальные ценности, если лежащие в его основе компетентности рассматривать как сложные личностные образования, включающие и интеллектуальные, и эмоциональные, и нравственные составляющие. Согласно ему цели деятельности образовательных учреждений должны соответствовать потребностям практических органов в специалистах, обладающих определёнными компетенциями.

Для того чтобы разработанная модель эффективно развивалась и функционировала, необходимо выявить педагогические условия.

Педагогические условия мы рассматриваем как необходимые обстоятельства, создание которых позволяет повысить уровень подготовленности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы для осуществления профессиональной деятельности.

В ходе теоретического исследования нами были выявлены педагогические условия, создание которых, на наш взгляд, будет способствовать формированию профессиональной готовности будущих сотрудников УИС к работе с осуждёнными несовершеннолетними:

- формирование у будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы мотивационно-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности;

- оптимальное применение активных методов обучения с учётом целенаправленного изучения особенностей осуждённых несовершеннолетних;

- актуализация необходимых знаний девиант-ного поведения несовершеннолетних.

Современный этап развития общества связан с актуализацией проблемы профессиональной подготовки специалистов, призванных оказывать социально-педагогическую поддержку несовершеннолетним, осуждённым к лишению свободы. Ситуации, с которыми сталкивается при осуществлении своей профессиональной деятельности сотрудник уголовно-исполнительной системы, весьма разнообразны, в связи с этим необходимость формирования у него профессиональной готовности в самых разных областях науки и практики становится очевидной. И поскольку педагогическая наука и, соответственно, психологическая подготовка сотрудника уголовно-исполнительной системы объективно ориентированы на человека, на постижение его сущности, то формирование готовности к работе с осуждёнными несовершеннолетними рассматривается нами как необходимый компонент его профессиональной подготовки.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что профессиональная готовность сотрудника уголовно-исполнительной системы — ещё не достаточно изученный феномен. При этом практика свидетельствует о том, что только разносторонне подготовленный сотрудник уголовно-исполнительной системы способен эффективно выполнять свою профессиональную деятельность. Данная проблема требует дальнейшего изучения и решения на уровне конкретных рекомендаций учёных и практиков.

Список литературы

1. Караваев, А. Ф. Условия профессионального становления сотрудников ОВД / А. Ф. Караваев, Г. И. Левин // Психопедагогика в правоохран. органах. 2012. № 4 (51). 44 с.

2. Леус, Э. В. Особенности психических состояний несовершеннолетних осуждённых группы повышенного риска / Э. В. Леус, В. В. Насекин, А. Г. Соловьёв, П. И. Сидоров // Психопедагогика в право-охран. органах. 2012. № 4 (51). С. 60-61.

3. Гагарин, Ю. В. Проблемы формирования профессионального ядра начальников отрядов в исправительных учреждениях ФСИН России / Ю. В. Гагарин // Профессиональная подготовка кадров для пенитенциарных учреждений в России и за рубежом: проблемы и перспективы : сб. материалов Между-нар. науч.-практ. семинара. Вологда, 2006. 219 с.

4. Байденко, В. И. Компетенции в высшем профессиональном образовании (к освоению компетент-ностного подхода) / В. И. Байденко // Высш. образование в России. 2004. № 11. С. 1-6.

Сведения об авторе

Ким Наталья Павловна — доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и внешним связям Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова, г. Костанай, Казахстан. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 13 (342). Education and Healthcare. Issue 4. P. 110-113.

some aspects of professional training for future employees of the penitentiary system to work with convicted minors

N. P. Kim

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Vice Rector for Science, Research and International Affairs Kostanay State University named by A. Baitursynov, Kostanay, Kazakhstan. [email protected]

The article reviews a professional training problem for penitentiary system future employees to work with convicted minors. Normative sources and practices in departmental higher educational institutions where insufficiently developed bases of training for penitentiary system's future employees are analyzed. The pedagogical conditions promoting the formation of professional readiness of future employees of the penitentiary system to work with convicted minors are revealed.

Keywords: the penitentiary system, the penitentiary institution, convicted minors, competence-based approach.

References

1. Karavaev, A. F. Usloviya professionaljnogo stanovleniya sotrudnikov OVD [Conditions for professional growth of employees OVD] / A. F. Karavaev, G. I. Levin // Psikhopedagogika v pravookhraniteljnihkh orga-nakh. 2012. № 4 (51). 44 s.

2. Leus, Eh. V. Osobennosti psikhicheskikh sostoyaniyj nesovershennoletnikh osuzhdennihkh gruppih po-vihshennogo riska [Particular mental state juvenile offenders high-risk groups] / Eh. V. Leus, V. V. Nasekin, A. G. Solovjev, P. I. Sidorov // Psikhopedagogika v pravookhraniteljnihkh organakh. 2012. № 4 (51). S. 60-61.

3. Gagarin, Yu. V. Problemih formirovaniya professionaljnogo yadra nachaljnikov otryadov v ispraviteljnih-kh uchrezhdeniyakh FSIN Rossii [Problems of formation of the professional core of the heads of units at correctional institutions of the penitentiary service of Russia] / Yu. V. Gagarin // Professionaljnaya podgotovka kadrov dlya penitenciarnihkh uchrezhdeniyj v Rossii i za rubezhom: problemih i perspektivih : sb. mater. Mezhdynar. nauch.-prakt. seminara. Vologda, 2006. 219 s.

4. Bayjdenko, V. I. Kompetencii v vihsshem professionaljnom obrazovanii (k osvoeniyu kompetentnostnogo podkhoda) [Competence in higher professional education (the development of competence-based approach)] / V. I. Bayjdenko // Vihss. obrazovanie v Rossii. 2004. № 11. S. 1-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.