Научная статья на тему 'Некоторые аспекты проектно-исследовательской деятельности младших школьников в курсе «Окружающий мир»'

Некоторые аспекты проектно-исследовательской деятельности младших школьников в курсе «Окружающий мир» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприянова Д. Ю.

В статье рассматриваются возможности использования метода проектов в исследовательской деятельности младших школьников для развития личности в гуманитарном образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты проектно-исследовательской деятельности младших школьников в курсе «Окружающий мир»»

УДК: 37.037.1

Куприянова Д.Ю.

студентка Гуманитарного факультета, Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия

Научный руководитель: Ситак Л.А. к.п.н., доцент Гуманитарного факультета Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

В статье рассматриваются возможности использования метода проектов в исследовательской деятельности младших школьников для развития личности в гуманитарном образовательном пространстве.

Ключевые слова: гуманитарное образовательное пространство, метод проектов, исследовательский проект, исследовательская деятельность.

XX век поставил вопрос об инновационности жизни. Новые открытия, высокие темпы развития знания и науки требует от человека развитого исследовательского и творческого мышления. Меняется положение человека в образовательном пространстве — он становится субъектом образования. Эти перемены влекут за собой смену смысла и целей образования, высшей ценностью которого становится образованность.

Уже много лет метод проектов исследуется и используется в современной педагогике и ориентирован на выявление новых коллективных форм учебной деятельности обучения, а также направлен на активизацию творческих возможностей личности младшего школьника. Сами по себе проектные идеи не новые и представляют собой свободное исследование предмета обучающимися.

Метод проектов обеспечивает реализацию принципа культуросообразности в гуманитарном образовательном пространстве и позволяет интегрировать знания в различных научных областях, а также направлен на построение процесса взаимодействия между обучающимися и учителем на основе психолого-педагогической поддержки развития.

Для выполнения проекта необходимо решить несколько актуальных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Чтобы организовать работу над проектами, нужно изучить интересы обучающихся, подобрать тематику проектов и подготовить обучаемых к деятельности по этим проектам. Такой метод обучения позволяет организовать групповую форму внеклассной работы по предмету «Окружающий мир».

Благодаря внедрению метода проекта в школьную практику изменяется позиция учителя и определяется принцип педагогической поддержки развития ученика в ходе проектной или исследовательской деятельности. Работа над проектом включает некоторые этапы выполнения:

- организационный этап, он представляет собой представление и создание группы обучающихся для работы над проектом. Появляется актив группы, определяются сферы интересов;

- выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта включает определение целей и

задач;

- обсуждение методических рекомендаций и организация работы учащихся;

- структурирование проекта, подбор необходимых материалов начинается с составления общего плана, который позже становится развернутым, выделяются этапы и их

задачи (подзадачи), которые распределяются между группами обучающихся с учетом их интересов, а также определяются планируемые результаты и способы их решения.

Работа над проектом включает задания, разработанные для каждой группы обучающихся и позволяет учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя функции консультанта или участника проекта на равных условиях с другими. Предполагается активный обмен информацией, мнениями и полученными результатами.

Работа над проектом создаёт для учителя возможности формирования в атмосфере сотрудничества и сотворчества новых отношений с обучаемыми, позволяющих ученикам не только увидеть равного человека, но и осознать свои права и ответственность за порученное дело.

Подведение итогов заключается в рассказе о выполненном исследовании, анализе успехов, а также неудачах в работе над проектом.

Необходимо обратить внимание на самостоятельные виды деятельности обучающихся, которые помогут каждому обучаемому раскрыть свою индивидуальность. Обучающиеся индивидуально или в паре систематически могут выполнять самостоятельную работу, которая требует от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эти исследования для разных учеников могут быть рассчитаны на неделю, на месяц, полгода, год.

Проект может быть разной степени сложности. Проект может охватывать весь класс и предусматривать работу над отдельными проектами, составляющими общий проект, а могут быть и самостоятельные небольшие проекты, охватывающие всего несколько или даже пару учеников. Проект, который объединяет обучающихся, должен увлекать их, развивать энтузиазм. Исследование, которое выполняется индивидуально, в группе, или при поддержке учителя, младшие школьники должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить. Педагог выступает в роли наставника, он сопровождает деятельность обучаемых, наблюдает за исследовательской деятельностью младших школьников

В курсе «Окружающий мир» формируются многие первоначальные представления младших школьников о закономерностях окружающего мира. Работа над темой и исследовательским проектом позволяет объединять внеурочную и урочную деятельность младших школьников в единое целое, так как учебные исследования рассматриваются как особые направления внеклассной работы, связанные с учебным процессом и ориентированные на развитие исследовательской, творческой активности детей, а так же на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эту работу можно проводить индивидуально с каждым участником проекта или с группой детей.

На работу с проектом отводится часть урока, или часть внеурочного занятия младших школьников. Небольшую часть урочного времени нужно использовать для того, чтобы познакомить детей с новой темой, обсудить связанные вопросы темы, дать детям возможность выбрать интересующий их предмет исследования. В ходе работы над темой и реализацией проектов обсуждается текущее состояние дел, дети представляют промежуточные результаты своей исследовательской деятельности. Хорошо организованная внеурочная работа несет в себе большой образовательно-воспитательный вклад, так как в процессе такой работы, не стесненной определенными рамками занятий, имеются возможности для обсуждения научных открытий, для наблюдения и постановки опытов различной сложности и длительности [3,с.112].

Формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска в УМК «Школа России» в курсе «Окружающий мир» начинается с первого класса. Младшие школьники впервые создают свой проект, знакомятся с проектной технологией и с правилами публичного выступления перед классом. Класс делится на малые группы. Сначала обозначаются проблемы, цели, задачи проекта, а далее, школьники ищут, находят, пробуют, узнают, записывают. Делают для себя свои открытия. Основным способом

познания, является наблюдение и проведение опытов, которые рассчитаны на все органы чувств. Младшие школьники знакомятся с получением научной информации — экспериментом.

Метод проекта на уроках «Окружающий мир» наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться и в начальных классах. Учебный процесс, организованный на основе метода проектов, отличается от традиционной системы обучения. Это путь формирования особого стиля жизни ребенка и учебной деятельности. Он изменяет обучение в самообучение, реально запуская механизм саморазвития. Главное отличие обучающихся, которые способны принимать участие в исследовательской работе, — наличие познавательного интереса. В первом классе это может быть ситуативный интерес, но уже во втором классе отмечается рост устойчивого и обобщенного интереса к исследовательской деятельности.

Метод проекта способствует сотрудничеству детей и взрослых, сочетает коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, позволяет обеспечить гармоничное развитие личности ребенка и фиксировать рост личностного потенциала, вести ребенка по ступеням роста — от проекта к проекту. Систематическое использование метода проекта позволит объединить усилия семьи школы в развитии и воспитании детей младшего школьного возраста. Это позволит в дальнейшем успешно формировать и развивать универсальные учебные действия в учебно-воспитательном процессе,

Литература

1. Кривобок Е. В., Саранюк О. Ю. «Исследовательская деятельность младших школьников» (программа, занятия, работы учащихся). Волгоград: Учитель, 2012 г.

2. Развитие системы образования — обеспечение будущего // Германова Г. Н., Горшенина М. В., Ескиндирова М. Ж., Зубарева В. А., Карасюк В. В., Коновалова Н. Г., Красильникова Е. В., Макеева И. А., Романенко Е. С., Стовпець В. Г., Уткина А. Н., Шаркун Ю. Ф., Шевченко С. В.// Одесса, 2013. — Том 1, Книга 3

3. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе: Монография, Пятигорск: ГОУ ВПО ПГЛУ, 2011. — 172 с. («педагогический колледж -педагогический вуз»): Монография. — М. 2003, 174 с.

4. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 242-248. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/SitakLA1.pdf

5. СитакЛ.А. Влияние экологического воспитания на формирование эколого-профессиональной готовности будущих педагогов//Профессиональная ориентация. — №2 — 2015, с 16-20. [Электронный ресурс].

6. Феоктистова В. Ф. «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников (рекомендации, проекты). Волгоград: Учитель, 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.