УДК: 37.037.1
Булатова З.Р.
студентка Гуманитарного факультета, Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия
Научный руководитель: Ситак Л.А.
к.п.н., доцент Гуманитарный факультет Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ
В статье рассматриваются проблемы формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у обучаемых в начальной школе, описываются возможные уровни решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровьесберегающие технологии, лечебно-оздоровительные технологии, здоровьесберегающие образовательные технологии.
В новых условиях жизни и с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) основным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы является гармоническое развитие личности учащихся и укрепление здоровья.
ФГОС НОО второго поколения определяет эту задачу как одну из главных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.
Данное понятие в концепции ФГОС НОО определяется как образовательное пространство: гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Под здоровьем, понимается совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.
Нет какой-то одной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из основных задач образовательного процесса. Благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников.
В образовательной программе начального общего образования четко обозначены цели и задачи деятельности образовательного учреждения по данному направлению. Эта деятельность должна:
1) сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
2) дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
3) сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
4) научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
5) сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
6) сформировать представление об организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
7) обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
8) сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
9) научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
10) сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных направлений:
- создание здоровьесберегающей инфраструктуры;
- рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
- эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
- реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.
Педагог непременно должен рационально организовывать учебную и внеучебную
деятельность обучающихся, снижая чрезмерное функциональное напряжение и утомление, создавая условия для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха. Необходимо соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения. Необходимо использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров; индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования; ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников; организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности [7,8] Самостоятельный аспект связан с социальным опытом, культурой общественных отношений, культурой быта, образа жизни, слова и поведения, которые вводят человека в систему общественных требований и цивилизованных действий. Это оберегает его от психических потрясений, стрессов, социальных взрывов и саморазрушения [3,4].
Нужно организовать совместную работу педагогов с родителями по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.
Н.К. Смирнов дает следующее определение: «Здоровьесберегающие технологии это комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирования у них культуры здоровья, а также на заботу о здоровье педагогов» [5] .
Н.И. Соловьева под здоровьесберегающей технологией понимает функцию системы организационных способов управления учебно-познавательной и практической
деятельностью, учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья [6].
Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.
Здоровьесберегающие технологии разделяются на три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, способствующие предотвращению состояния усталости, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все минут на своих учеников. Сюда относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы: социально приспособляются и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов.
Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.
В системе образования можно выделить три возможных уровня решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий:
1.Уровень района, города, объединяющий несколько школ и других образовательных учреждений, предполагает принятие грамотных стратегических решений и, в соответствии с этим, финансирование направлений и программ работы. Необходимо серьезное научное обеспечение разработки и реализации принимаемых программ с учетом состояния здоровья детей, учащихся, всего населения, проживающего на данной территории. Ответственные лица на этом уровне — руководитель отдела образования и его заместители.
2.Уровень школы (или другого образовательного учреждения). Выбор пути начинается с постановки целей, определения места проблем здоровья среди задач школы, просто более внимательного отношения к этим вопросам, активного внедрения в работу школы здоровьесберегающих технологий, перехода в статус «школы здоровья» и т.п. Хотя ответственность за все происходящее несет персонально директор школы, принимаются такие решения совместно с Советом школы, родительским комитетом, педагогическим коллективом. Также необходима поддержка, основанная на данных о состоянии здоровья школьников. На уровне школы с использованием здоровьесберегающих технологий решаются следующие задачи:
- создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий для образовательного процесса;
- обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, расстройство и т.п.;
- обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями;
- включение в учебные планы школы всех классов занятий, которые позволяют целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни;
- обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготовка) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий;
- обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье;
- проведение мониторинга состояния здоровья учащихся;
- проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
3. Уровень класса, обеспечивает работу на уроке. От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Организовать обучение учителя таким технологиям — задача руководства; использовать их в своей работе, отслеживая результаты, — задача каждого учителя.
В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптации школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья. Это работа учителя, при которой он выполняет учебную программу, формирует у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение не уютный (дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения. Особая забота о психологической самоощущений школьников обусловлена тем, что это интегральное качество играет определяющую роль в жизни человека, особенно на этапе его развития .
Перед учителем, быть готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе стоят следующие задачи:
- оценить свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации;
- пройти необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;
- провести «ревизию» используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;
- начать цель направленную реализацию ЗОТ в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с учащимися, просматриваются получаемые результаты с помощью объективных методов оценки; содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условии и реализации программ, направленных на сохранение формирование и укрепление здоровья [7,8].
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологии — такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Литература
1. Львова И. М. Физкультминутки // «Начальная школа», 2008. — № 10. С. 86
2. Поглазова О. Т. Окружающий мир. Пособие для учителя Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений Смоленск «Ассоциация XXI век», 2010, с.5
3. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 242-248. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/SitakLA1.pdf
4. Ситак Л. А. Психолого-педагогические аспекты формирования экологической культуры будущих педагогов.//Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» — г. Варна, Болгария, 2015. ЦНИИ «Парадигма». 2015. С. 66-70.
5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. /Н.К. Смирнов // М.:АРКТИ.-2010.- С 320.
6. Соловьева Н. И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации. /Н.И. Соловьева// ЭКО.-2006. — № 17. — С 23-28.
7. Ярлыкова О. В. Формирование потребности в здоровом образе жизни в рамках учебно-воспитательной работы: обобщение результатов прикладного исследования// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 281-289. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://krvestnik.ru/pub/2015/09/YarlykovaOV1.pdf
8. Ярлыкова О. В. Некоторые аспекты игровых технологий в образовательном процессе вуза.//Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» -г. Варна, Болгария, 2015. С 97-100